Рабочая программа по предмету "Домоводство" 7 класс для учащихся со сложной структурой дефекта
рабочая программа на тему

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

по предмету «Домоводство»

 7 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2016-2017 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году).

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы. Рассмотрена на заседании МО учителей средних и старших классов 29.08.2016г., согласована заместителем директора 29.08.2016г.,  утверждена директором ОУ Позывайловой  М.Л. 01.09.2016г.

Цели программы обучения: формирование у учащихся знаний, которые помогут им в самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам. Научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи; заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.

При изучении курса используются учебники, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки РФ на 2016- 2017 учебный год для специальных коррекционных школ VIII вида.

В реализации курса используются педагогические технологии:

- на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, элементы проблемного обучения);

- на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технологии уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения);

- элементы альтернативных технологий.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы: 

Учащиеся должны уметь:

- ухаживать за руками и ногтями;

- содержать в чистоте свои личные вещи;

- различать предметы постельного белья;

- одеть технологически правильно куклу  (нательное белье).

-подметать ковер влажным веником;

- выбивать ковер выбивалкой;

- приготовить простой бутерброд из нарезанных продуктов;

- приготовить канапе из нарезанных продуктов;

-очистить яйцо;

- распознавать инвентарь, фурнитуру и приспособления для ремонта одежды;

-подготовить рабочее место для глажки;

- подготовить утюг к работе;

- гладить прямые вещи (с помощью учителя).

Промежуточная и итоговая  аттестация обучающихся включает в себя четвертное оценивание результатов освоения учебной программы, разработанной на основе АООП образовательной организации.

Предметом текущей аттестации является выполнение  практической работы, наблюдение за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения по учебной дисциплине.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися является  посильное достижение результатов освоения программы обучения и развитие жизненных компетенций обучающихся.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических заданий по уровням освоения деятельности. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_domovodstvo_7klass.docx40.39 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» (СП-30)

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                           СОГЛАСОВАНО

Директор школы                                                                                                   Заместитель  директора

_______________ М.Л.Позывайлова                                                                         ___________ О.В. Шовкалюк

«     »_______________20__г.                                                                           «   _» ________________ 20__г.

Рабочая программа

Название предмета: «Домоводство»

Класс: 7

Учебный год: 2016-2017

Общее кол-во часов ___68____, кол-во часов в неделю _2__

РАССМОТРЕНО

на  методическом  объединении

учителей средних и старших классов

Протокол №          от

«         »_____________ 20__г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2016-2017 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.

Цель предмета «Домоводство» - формирование у учащихся знаний, которые помогут им в самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.

Задачи предмета – научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи; заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.

Программа 7 класса состоит из разделов:

- «Личная гигиена»

- «Жилище»

- «Питание»

- «Одежда и обувь»

В  каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений.

Концентрическое расположение разделов позволяет построить обучение по принципу от простого к сложному и по принципу усложнения и увеличения объема знаний, умений и навыков.

Уроки домоводства в 7 классе  позволяют применять на практике полученные знания,  умения и навыки по уходу за детской комнатой, мебелью,  ковром  и паласом, окнами и зеркалом,  за вещами и их хранением; прививают санитарно-гигиенические навыки ухода за телом, нательным и постельным  бельем, учат ухаживать за своей одеждой: пришивать пуговицы, стирать и гладить мелкие вещи, получать  навыки по уходу за обувью и ее хранением, пользоваться бытовой техникой и ТБ при работе с ними, столовой посудой и приборами,  прививают умения и навыки  приготовления   несложных  блюд для завтрака, знакомят с посудой для завтрака и   сервировать стол,  создают хорошие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся.

Основными формами и методами обучения являются практическая работа, игры, беседы и наглядные методы обучения. Они развивают познавательную деятельность детей, помогают им лучше усваивать изучаемый материал.

Беседа на занятиях применяется в сочетании с практическими действиями.

Широко используются сюжетно-ролевые игры, что делает процесс обучения более интересным, помогает преодолеть трудности в усвоении материала. В игре дети более охотно выполняют то, что вне игры может им казаться неинтересным и трудным.

Количество часов на изучение тем в течение всех классов обучения даются одинаковые, но учитель в зависимости от психофизиологических особенностей класса может варьировать их по своему усмотрению.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:

1 уровень

- правила личной гигиены в течение дня;

- правила ухода за ногтями и кожей рук;

- правила и периодичность смены постельного;

 - правила и периодичность смены нательного белья;

- назначение детской комнаты;

- название и назначение мебели и оборудования детской комнаты;

- правила технике безопасности при работе пылесосом;

- правила ухода за ковровым покрытием;

-  санитарно гигиенические требования  при приготовлении пищи;

- название и назначение кухонной бытовой техники;

- правила технике безопасности  при работе с бытовой техники;

-правила безопасной работы с режущими инструментами и  кипятком;

- название  и назначение  предметов чайной посуды;

- правила сервировки стола для завтрака;

- правила и условия хранения молочных продуктов;

-рецепты приготовления бутербродов, канапе;

- рецепты блюд из молока;

- рецепты блюд из яиц;

-способы определения свежести яиц;

- правила мытья посуды и столовых приборов;

- правила безопасной работы с моющими и чистящими средствами;

- санитарно-гигиенические требования к одежде;

- назначение ремонта одежды;

- правила безопасной работы с режущими и колющими инструментами;

 - правила безопасной работе с утюгом;

- назначения фурнитуры, инструментов и материалов для пришивания пуговицы;

-правила пришивания пуговицы.

2 уровень

-правила личной гигиены в течение дня;

- периодичность стрижки ногтей;

-названия предметов  нательного белья;

- название предметов постельного белья;

-назначение детской комнаты;

-названия мебели и оборудования детской комнаты;

- правила технике безопасности при работе пылесосом;

-  санитарно гигиенические требования  при приготовлении пищи;

-правила безопасной работы с режущими инструментами и  кипятком;

- последовательность кипячения молока;

-последовательность варки яиц вкрутую;

- последовательность приготовления простого бутерброда;

-виды  ремонта  одежды;

- правила безопасной работы с режущими и колющими инструментами;

-устройство утюга;

- техника безопасной работе с утюгом.

Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут уметь:

1 уровень

- стричь ногти,  мыть руки  и ухаживать за кожей рук;

- различать и использовать предметы постельного и нательного белья по назначению;

- менять постельное и нательное белье;

- подметать ковер влажным веником;

- чистить ковер пылесосом;

- подготовить пылесос к работе;

- выбивать ковер выбивалкой.

-соблюдать правила техники безопасности при приготовлении пищи;

  - мыть кухонную бытовую технику;

  - мыть чайную посуду;

  - приготовить бутерброд;

  - отваривать яйца и очистить;

  - приготовить тостер;

  - кипятить  молоко;

  - приготовить молочный суп;

  - использовать столовые приборы по назначению;

  - сервировать стол к завтраку;

  - мыть чайную посуду;

- определять вид ремонта  одежды;

- подобрать инвентарь, фурнитуру и приспособления для ремонта одежды;

- пришивать пуговицы;

-подготовить рабочее место для глажки;

- подготовить утюг к работе;

- гладить прямые вещи.

2 уровень

- ухаживать за руками и ногтями;

- содержать в чистоте свои личные вещи;

- различать предметы постельного белья;

- одеть технологически правильно куклу  (нательное белье).

-подметать ковер влажным веником;

- выбивать ковер выбивалкой;

- приготовить простой бутерброд из нарезанных продуктов;

- приготовить канапе из нарезанных продуктов;

-очистить яйцо;

- распознавать инвентарь, фурнитуру и приспособления для ремонта одежды;

-подготовить рабочее место для глажки;

- подготовить утюг к работе;

- гладить прямые вещи (с помощью учителя).

 Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

- предметы и средства личной гигиены;

- инвентарь и приспособления для уборки помещения;

- посуда;

- кухонная мебель;

- кухонное оборудование;

- средства и приспособления для ухода за посудой;

- средства и принадлежности для ухода за одеждой и  обувью;

- одежда, головные уборы, обувь;

- фурнитура, предметы и приспособления для ремонта одежды;

- образцы пришитых пуговиц,

- технологические, операционные, предметные карты;

- дидактические игры, загадки в картинках;

- дидактическая игра «Волшебный мешочек»;

- дидактическая игра «Валеология»;

- дидактическая игра «Разложи посуду»;

- дидактическая игра «Наведи порядок»;

- игра – лото «Одежда, обувь, головные уборы»;

- дидактическая игра «Одень куклу по погоде»;

- дидактическая игра «Найди свое место»;

- дидактическая игра «Четвертый лишний»;

- дидактическая игра «Помоги выбрать обувь»;

- лото «Одежда»;

- дидактическая игра «Разложи одежду»;

- дидактическая  игра «Обувной магазин»;

- тематический словарь «Посуда»;

- тематический словарь «Обувь»;

- тематический словарь «Одежда»;

- тетради  по обслуживающему труду.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№п/п

Тема урока

Цели урока

Виды работ

Оборудование урока

1-2

Гигиена  в течение дня. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Формирование  представления учащихся о значении личной гигиены в течение дня. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

 Беседа о гигиене в течение дня, называние предметов и средств  личной гигиены, практические работы: мытье рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов. расчесывание, нанесение крема на руки, дидактическая игра «Четвертый лишний», прослушивание отрывка из произведения «Мойдодыр», игра «Аккуратная кукла».

Комплект плакатов о правилах личной гигиены; книга «Мойдодыр», кукла, предметы и средства личной гигиены.

3-4

Правила и периодичность ухода  за кожей рук и ногтями.

Расширить  представления о необходимости соблюдения правил личной гигиены. Формировать навыки ухода за кожей рук и ногтями.

 Регулирование  температуры воды; выбор мыла для гигиенических процедур, определение его по упаковке, по запаху, внешнему виду. Выбор полотенца (банного, для рук, для ног),  чтение произведений о необходимости чистоты рук. Практическая работа: стрижка ногтей и нанесение детского крема на кожи рук.

Предметы , ножницы, средства личной гигиены.

5-6

Гигиена одежды, нательного белья.

С/ролевая игра «Одеваем куклу Олю и Колю».

Формирование умения учащихся использовать личный опыт по применению знаний и умений в смене одежды, нательного белья.

Рассказ и показ индивидуальных предметов гигиены,

беседа о гигиене  одежды, правила и периодичность смены нательного белья,  определение женского и мужского нательного белья, определение изнаночной и лицевой сторон белья, с/ролевая игра «Одеваем куклу Олю и Колю».

предметы  личной гигиены, нательное белье (жен. и муж.), куклы – девочка, мальчик.

7-8

Гигиена постельного белья. Смена постельного белья.

Познакомить с название и назначением предметов постельного белья, вида. Учить менять постельное белье.

Рассказ и показ видов постельного белья, соотношение предмета постельного белья с подушкой, одеялом и матрасом,

беседа о гигиене  постельного белья и периодичности  смены постельного белья,  правила и место хранения белья до стирки, определение изнаночной и лицевой сторон белья.

Упражнение в  заправке  постели (встряхнуть простыню, разостлать одеяло, покрывало, взбить подушку), с/ролевая игра «Меняем постельное белье».

Предметы постельного белья, подушка, одеяло, кровать, матрас, корзина для хранения грязного белья.

9-10

Виды и назначение одежды.  Способы ухода за одеждой.

Дать  представление о значении продления срока служения одежды.  формировать навыки по уходу за одеждой.

 Беседа:  значение ремонта одежды вывешивание мокрой  одежды  на «плечики» для просушки, сушка головных уборов,  чистка одежды при помощи одежной щетки, определение способа ухода за одеждой. определения вида ремонта одежды, организация рабочего места при ремонте одежды,  определение одежды, подлежащей  ремонту.

Предметы одежды, нуждающиеся в ремонте и картинки, наглядные пособия, одежная щетка, вешалки. 

11-14

Фурнитура и инструменты  для ремонта одежды. Упражнения  в подборе нитки и  пуговиц, по цвету ткани.

Дать представление о инструментах  и приспособлениях  для ручного шитья. Учить пользоваться ими по назначению.

Знакомство с фурнитурой и инструментами для мелкого ремонта, беседа о т/б при работе с режущими и колющими инструментами, подготовка рабочего места при ремонте одежды,  упражнения в подборе нитки и  пуговиц, по цвету ткани,  отмер и отрезание  нити нужной длины, вдевание нити в иглу, уравнивание концов нити, завязывание узелка.

Фурнитура, предметы и приспособления для ремонта одежды.

15-18

Ремонт одежды. Вдевание резинки в различные предметы одежды.

Закрепить  представление о видах мелкого ремонта одежды.

Учить  навыкам  втягивания тесьмы в пояс одежды.

Знакомство с инструментами  и материалом для  втягивания резинки в пояс одежды и их названием, повторение т/б при работе с режущими и колющими инструментами, определение изнаночной и лицевой стороны ткани, определение вида ткани (х/б), шелк, синтетика, шерстяное, упражнение в втягивание эластичной тесьмы в пояс одежды.

Тесьма, ножницы, булавка, одежда.

19-24

Ремонт одежды. Вдевание нити в иглу, уравнивание концов нити, завязывание узелка. Пришивание  пуговиц, вешалки.

Формировать практические умения пришивания пуговиц.

Воспитание трудолюбия и аккуратности при выполнении работы.

Рассказ и показ   инструментов  и материала для  пришивания пуговиц и их названием, повторение т/б при работе с режущими и колющими инструментами, определение место пришивания пуговицы  на одежде, подбор инструментов для пришивания пуговиц,  подбор нитки и  пуговицы по цвету ткани,  тренировочное упражнение пришивания пуговицы на ткань,  пришивание пуговицы.

Образцы пришитых пуговиц, инструктивные карты для практической работы, набор игл, игольницы, ножницы, пуговицы, нитки.

25-30

Утюг. Назначение. Устройство. Т/б при работе с горячим утюгом. Организация  рабочего места для выполнения глажения одежды.

 Глажение одежды.

Формировать практические умения и навыки глажки одежды.

Знакомство с устройством и назначением утюга. Знакомство со символами обозначения температуры нагрева на утюге.

Организация  рабочего места для выполнения глажения одежды. Изучение правил безопасной работы с электронагревательными приборами, установка гладильной доски подключение утюга к сети

определение готовности утюга к работе раскладывание белья на гладильной доске смачивание белья водой (использование клавиши на утюге или пульверизатора) движения руки с утюгом при глажении глажение косынок, платков, салфеток.

Инвентарь и приспособление для глажки вещей, утюг, гладильная доска, предметы одежды, кухонное полотенце, косынка, фартук.

31-32

Итоговый тренинг «Уход за одеждой. Гигиена одежды».

Закрепление умений и  навыков по ремонту одежды.

повторение т/б при работе с режущими и колющими инструментами, определение место пришивания пуговицы  на одежде, подбор инструментов для пришивания пуговиц,  подбор нитки и  пуговицы по цвету ткани,  пришивание пуговицы.

Образцы пришитых пуговиц, инвентарь и фурнитура для ремонта одежды.

33-34

Санитарно- гигиенические требования к кухне.

Формировать представление о санитарно-гигиенических требованиях к помещению кухни. Учить подержать порядок и чистоту на кухне.

Беседа о значении  соблюдения санитарно-гигиенических требовании к кухне, проветривание кухни; удаление пыли с мебели и подоконника; уборка в шкафах, мытье  посуды и мойки, подметание пола и  вынос мусора.

Презентация «Что есть на кухне», инвентарь и приспособления для уборки помещения, посуда,

 крем для рук.

35-36

Место приготовления пищи. Наши помощники на кухни.

Знакомство учащихся с оборудованием кухни и формирование навыков использовать  по назначению.

Знакомство с  бытовыми приборами, изучение названия и назначение, изучение техники безопасности при работе с ними по картинке, дидактическая игра «Третий лишний»,  дидактическая игра «Где был Буратино?», презентация «Бытовая техника на кухне». Определение грязной и чистой бытовой техники, тренировочные у упражнения в подготовке к работе бытовой технике, сборка блендара, мясорубки, чистка и мытья бытовой технике.

Презентация «Бытовая техника», кухонное оборудование, губка, тряпка, чистящие и моющие средства

37-40

Завтрак. Приготовление бутербродов.

Учить подобрать продукты и приготовить бутерброды.

Беседа о значение завтрака для здоровья человека, чтение рецепта приготовления блюда и подбор продуктов для завтрака, составление меню на завтрак (по картинкам), презентация «Виды бутербродов и способы оформления»,  намазывание масло на хлеб, размещение колбасы, сыра, овощей на хлеб, приготовление  холодных бутербродов. Словарная работа: бутерброд, рецепт.

Продукты, нож, овощи, разделочная доска, презентация.

 41-42

Приготовление тостеров.

Учить учащихся нарезать хлеб, приготовить тостер,  применять на практике правила техники безопасности.

Знакомство и назначение тестера, изучение техники безопасности при работе с ним по картинке, подбор продукта для приготовления тостера, упражнение  включении и выключении тостера, надевание фартука, мытье рук, приготовление тостеров под контролем учителя.

Хлеб, нож, раздельная доска, фартук, тостер.

43-44

Блюда из яиц. Отваривание яиц.

Формирование у учащихся навыков по определению доброкачественности яиц, учить технологии отваривания яиц вкрутую и очистить.

Беседа о значение яиц для здоровья человека, знакомство с видами блюд из яиц (презентация), лабораторная работа: определение свежести яйца, выбор посуды для отваривания яиц,  соотношение дна посуды с размерами конфорки, наполнение водой кастрюлю до метки, отваривание яиц,  определение готовности яйца, очистка от скорлупы, мытье посуды и уборка стола после еды.

Словарная работа: яйца вкрутую, всмятку, омлет, яичница.

Продукты, посуда кухонная, чайная, ложка, фартук, салфетки.

45-48

Напитки для завтрака.

Учить подобрать напитки для завтрака и приготовить их.

Беседа о значение молочных продуктов для здоровья человека,  видах. Посуда для приготовления напитков.. Дидактическая  игра «Горячие, холодное», составление технологической карты кипячения молока по картинке, чтения на упаковке срок хранения, рецепты и блюда из молока (презентация), подбор посуды для кипячения молока, соотношение дно посуды с конфоркой электроплиты, упражнения в включении и выключении электроплиты, техника безопасности при работе с кипятком и оборудованием, кипячение молока под контролем учителя.

Кухонная посуда, кисломолочные продукты, фартук, презентации, электроплита, прихватки.

49-50

Приготовление молочного супа.

Учить выбирать  продукты для приготовления молочного супа  и приготовить.

Беседа о жидких блюд  для здоровья человека и их видах, показ презентации «Виды супов», дидактическая игра «Золушка» (переборка круп), высыпание, насыпание   круп  в посуду для  сыпучих продуктов, выливание жидких продуктов из бумажных упаковок, дидактическая игра «Найди ошибку», выбор посуды для приготовления супа, соотношение дно посуды с конфоркой электроплиты, упражнения в включении и выключении электроплиты, техника безопасности при работе с кипятком и оборудованием, приготовление молочного супа  под контролем учителя, определение готовности еды, мытье посуды.

Кухонная посуда, молоко, крупы, чайная посуда и столовые приборы,  фартуки, презентации, электроплита, прихватки, посуда для сыпучих продуктов, банки.

51-54

Посуда для завтрака. Назначение. Виды. Сервировка стола к завтраку.

Знакомство учащихся с общими правилами сервировки стола и посудой для завтрака (чайная посуда). Учить последовательности сервировки стола.

Беседа о значении сервировки стола и ее видах, знакомство с посудой для завтрака, название предметов чайной посуды и их назначение, рассказ и показ видов скатертей для стола,  презентация

« Оформление готовых блюд и правила их подачи к столу», презентация «Столовые приборы, правила пользования ими»,  с/ролевая игра «Приглашаем к завтраку».

Словарная работа: сервиз, сервировка.

Чайная посуда и столовые приборы, скатерть, салфетки,  презентации.

55-56

Детская комната. Назначение. Повседневная уборка.

Познакомить с интерьером и мебелью  детской комнаты, Формирование навыков и   правил и последовательности проведения сухой и влажной уборки, умению производить сухую и влажную уборку

Беседа  о видах комнат в квартире  их назначение, показ презентации «Мой дом», беседа о значении  повседневной уборки  квартиры и ее видах, мытье детских игрушек,  набирание в таз воды нужной температуры; смачивание и отжим тряпочки, расправление и правильное удерживание ее в руке при работе; удаление пыли и грязи с жесткой мебели влажной тряпочкой,  полив комнатных растений.

презентация «Мой дом», пылесос, инвентарь для уборки квартиры, игрушки, комнатные растения, лейка.

57-58

Инвентарь для уборки квартиры, правила ухода и хранения.

Формирование умений обращаться инвентарем и приспособлениями для уборки помещения  по назначению.

Подбор инвентаря и приспособлений для уборки помещения;

наполнение таза водой;

отработка упражнений в смачивание  и отжимание тряпки;

 расправление и правильное удерживание тряпочки в руке при работе; мытье парт; чистка и уборка инвентаря на место,  мытье рук и нанесение крема.

Инвентарь и приспособления для уборки помещения, парты, крем для рук.

59-60

Уборка помещения. Наведение порядка.

Учить  видеть непорядок,  грязь и формировать желание их устранить.

Уборка разбросанных предметов на свои места, наведение порядка в шкафу, кровати, полу, набирание в таз воды нужной температуры; смачивание и отжим тряпочки, расправление и правильное удерживание ее в руке при работе, протирания пыли, мытья поверхностей, игрушек, подметания пола.

Мебель, игрушка, книги, вещи, обувь, инвентарь для уборки помещения.

61-64

Уборка помещения.  Работа с пылесосом.

Дать представление о  видах покрытий полов в помещении, особенностями ухода. Учить подготовить пылесос к работе и работать с ним.

Беседа о пылесосе с демонстрацией пылесоса, знакомство с его устройством и видами насадок. Знакомство учащихся с видами пола и покрытиями (рассмотрение картинок презентации), презентация «История пылесоса», изучение  по картинкам правила ТБ и пользовании пылесосом, подготовка пылесоса к работе, работа с пылесосом. Уборка ковровых покрытий с применением пылесоса.

Пылесос с различными насадками, веники, совок, щетки, презентации, картинки.

65-66

Уборка помещения. Выбивание и встряхивание дорожек, коврика.

Формировать навыки по уходу за ковровыми покрытиями. Учить пользоваться инвентарем по назначению.

Беседа о видах ковровых покрытий и их назначение, рассказ и показ инвентаря для ухода за ковровыми покрытиями, чистка паласа влажным веником, пылесосом, выбивание и вытряхивание дорожки, коврика.

Образцы ковровых покрытий (иллюстрации и наглядный материал), пылесос, выбивала для пыли, веник.

67-68

Уборка помещения. Подметание и мытье  полов.

Формирование умений обращаться инвентарем и приспособлениями для мытья пола   по назначению. Учить технологически  правильно мыть пол.

Беседа о значении мытья пола, знакомство с инвентарем для мытья пола, изучение последовательности мытья пола по картинкам, наливание теплой воды в ведро, добавление  моющего  средства, намачивание и отжимание тряпочки (упражнение в скручивание пучка шерстяных ниток и толстоного шнура), упражнение в обертывание тряпки на швабру. Мытье пола. Уход за руками после работы.

Инвентарь для мытья пола, шерстяные нитки, шланг, моющее средство, детский крем.

Список литературы.

* Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений      VIII вида в 5-9 кл/Под редакцией И.М. Бгажноковой.-М.: Владос, 2011;

* Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта.

    Программно-   методические материалы/Под ред. И.М. Бгажноковой – М: ГИЦ   ВЛАДОС,2007год;

* Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития/Под.ред. И.М. Бгажноковой .- М.: Владос, 2007;

*Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы  (издательство «Просвещение»,2003г.);

* Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка»  В.И. Романина, Н.П. Павлова). М., Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010 год;

* Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой  подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных  учреждениях VIII вида/  авторы: А.М.Щербакова, Н.М.Платонова – М: ГИЦ ВЛАДОС,  2006 год;

* Щербакова А.М. Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных)     образовательных учреждениях 8 вида», пособие для учителя, Москва, гуманитарный издательский центр «Владос», 2001 г.;

* В.В.Гладкая, «Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» (методическое пособие), Москва, «Издательский НЦ ЭНАС», 2003 год;

* Т.А.Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова,  Н.М.Платонова, А.М.Щербакова «Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида», ВЛАДОС, Москва, 2005 г

* Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.а. Львова. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005.–136с.

* Государственная программа по СБО для 5-9 классов (для детей с умственной отсталостью легкой  степени) (М., «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2002);

* Пособие для учителя «Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных)  образовательных учреждениях VIII вида» (гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, М., 2006);

*  Зырянова В.А., Хаминова И.А.  Подготовка младшего обслуживающего персонала: учебник для 8 класса  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений  VIII вида по курсу «Технология» / В.А. Зырянова, И.А.  Хаминова, под редакции Е.Ю. Головинской. – Самара: Современные образовательные технологии, 2011.- 144с.- (Професионально-трудовое обучение).

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету ремесло (кулинария) 5-9 класса для учащихся со сложной структурой дефекта.

Данная программа нацелена на обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы)....

Рабочая программа по предмету "Домоводство" 5 класс для учащихся со сложной структурой дефекта.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство»5 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  составлена в ...

Рабочая программа по предмету "Домоводство" 8 класс для учащихся со сложной структурой дефекта

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство»8 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  составлена в ...

Рабочая программа по предмету "Домоводство" 9 класс для учащихся со сложной структурой дефекта

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 9 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  составл...

Рабочая программа по предмету "Домоводство" 10 класс для учащихся со сложной структурой дефекта

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 10 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  состав...

Рабочая программа по предмету "Домоводство" 11 класс для учащихся со сложной структурой дефекта

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 11 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  состав...

Рабочая программа по предмету "Домоводство" 6 класс для учащихся со сложной структурой дефекта.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» (6 класс)Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  составлена...