Рабочая программа по предмету "Домоводство" 9 класс для учащихся со сложной структурой дефекта
рабочая программа по теме

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

по предмету «Домоводство»

 9 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2016-2017 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году).

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы. Рассмотрена на заседании МО учителей средних и старших классов  29.08.2016г.,  согласована заместителем директора 29.08.2016г., утверждена директором ОУ Позывайловой М.Л. 01.09.2016г..

Цели программы обучения: формирование у учащихся знаний, которые помогут им в самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам. Научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи; заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.

При изучении курса используются учебники, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки РФ на 2016- 2017 учебный год для специальных коррекционных школ VIII вида.

В реализации курса используются педагогические технологии:

- на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, элементы проблемного обучения);

- на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технологии уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения);

- элементы альтернативных технологий.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы: 

Учащиеся должны уметь:

- ухаживать за руками;

-подбирать расческу и расчесывать волосы;

- удалить пыль и размещать гигиенические средства на свои места.

- выполнять правила поведения в семье;

-помогать по хозяйственным делам по дому.

-замечать непорядок;

- намачивать и отжимать тряпку;

- чистить зеркало;

-обертывать тряпку на швабру и мыть полы.

-пользоваться столовой посудой и столовыми приборами;

-готовить холодные напитки (с помощью учителя);

- приготовить второе блюдо в стаканчик (с помощью учителя);

 -мыть и чистить кухонное оборудование;

- убирать стол после еды и мыть посуду и столовых приборов.

- набирать воду в таз до отметки;

-растворить порошок в воде;

- раскладывать  вещи на гладильной доске;

- чистить обувь сухой щеткой.

Промежуточная и итоговая  аттестация обучающихся включает в себя четвертное оценивание результатов освоения учебной программы, разработанной на основе АООП образовательной организации.

Предметом текущей аттестации является выполнение  практической работы, наблюдение за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения  по учебной дисциплине.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися является  посильное достижение результатов освоения программы обучения и развитие жизненных компетенций обучающихся.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических заданий по уровням освоения деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_domovodstvo_9klass.docx42.43 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» (СП-30)

     

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                 СОГЛАСОВАНО

Директор школы                                                                                                              Заместитель директора

_______________ М.Л.Позывайлова                                                                             ___________ О.В. Шовкалюк

«     »_______________20__г.                                                                                          «   _» ________________ 20__г.

Рабочая программа

Название предмета: «Домоводство»

Класс: 9

Учебный год: 2016-2017

Общее кол-во часов ___68____, кол-во часов в неделю _2__

РАССМОТРЕНО

на  методическом  объединении

учителей средних и старших классов

Протокол №          от

«         »_____________ 20__г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2016-2017 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.

Цель предмета «Домоводство» - формирование у учащихся знаний, которые помогут им в самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.

Задачи предмета – научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи; заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.

- «Личная гигиена»

- «Жилище»

- «Питание»

- «Одежда и обувь»

- «Семья»

В  каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений.

Концентрическое расположение разделов позволяет построить обучение по принципу от простого к сложному и по принципу усложнения и увеличения объема знаний, умений и навыков.

Уроки домоводства в 9  классе  позволяют применять на практике полученные знания,  умения и навыки по уходу за квартирой и ее мебелью,  формируется представление о значении чистой и опрятной одежды для здоровья и комфорта, о необходимости менять свою одежду в зависимости от её функционального назначения;  прививают санитарно-гигиенические навыки ухода за телом и бельём; учат правилам и последовательности сервировки стола к обеду, стирки, сушки и глажки вещей из шерстяных тканей,  пользоваться бытовой техникой, оборудованием  и ТБ при работе с ними,   с моющими и чистящими средствами, ухаживать за люстрами и светильниками; позволяют получать умения и навыки приготовления несложных блюд из полуфабрикатов; знакомят учащихся с условиями планирования и создания семьи, родственными отношениями и выполнения хозяйственно-бытовых поручений по дому. создают хорошие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся.

Основными формами и методами обучения являются практическая работа, игры, беседы и наглядные методы обучения. Они развивают познавательную деятельность детей, помогают им лучше усваивать изучаемый материал.

Беседа на занятиях применяется в сочетании с практическими действиями.

Широко используются сюжетно-ролевые игры, что делает процесс обучения более интересным, помогает преодолеть трудности в усвоении материала. В игре дети более охотно выполняют то, что вне игры может им казаться неинтересным и трудным.

Количество часов на изучение тем в течение всех классов обучения даются одинаковые, но учитель в зависимости от психофизиологических особенностей класса может варьировать их по своему усмотрению.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:

1 уровень

- названия и назначения гигиенических средств по  уходу за кожей  и правила пользования ими;

- названия и назначение гигиенических средств по  уходу за волосами  и правила пользования ими;

- правила ухода за кожей;

- назначение гигиенического уголка и правила ухода за ним.

- состав своей семьи, имена, отчества родителей и близких родственников;

 - место работы и должность родителей;

- обязанности членов семьи;

 - правила поведения в семье.

-назначение и гигиенические требования к состоянию прихожей;

- функциональное назначение предметов  мебели и оборудования прихожей;

- последовательность уборки прихожей;

- правила подметания пола;

- правила и последовательность мытья пола;

- правила уход за инвентарем и его хранение;

- средства по уходу за светильниками  и люстрами;

-правила личной гигиены после уборки.

- санитарно-гигиенические требования к кухонной и столовой посуде;

- правила пользования столовой посудой и столовыми приборами;

-правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком, горячим маслом;

-технология приготовления холодных напитков;

- технология заправочных овощных супов;

- технология приготовления вторых блюд из полуфабрикатов (стаканчик, тарелка, брикет);

-правила сервировки стола к обеду;

-правила уборки стола после еды и мытья посуды.

-основных видов тканей;

- правила стирки  изделий из шерстяных  тканей;

- правила сушки шерстяных вещей;

- правила и последовательность утюжки изделий;

- правила и последовательность чистки замшевой обуви.

2 уровень

-названия гигиенических средств по  уходу за кожей;  

-названия  гигиенических средств по  уходу за волосами;  

- назначение гигиенического уголка и правила ухода за ним.

- фамилии,  имена, отчества членов своей семьи;

- правила поведения в семье.

-назначение и гигиенические требования к состоянию прихожей;

- функциональное назначение предметов  мебели и оборудования прихожей;

- последовательность уборки прихожей;

- правила уход за инвентарем и его хранение;

- средства по уходу за светильниками  и люстрами;

-правила личной гигиены после уборки.

- санитарно-гигиенические требования к кухонной и столовой посуде;

- правила пользования столовой посудой и столовыми приборами;

-правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком;

-правила уборки стола после еды и мытья посуды.

- виды повседневного ухода за одеждой:стирка, утюжка, чистка щеткой;

- инвентарь и средства для ручной стирки;

-инвентарь и приспособления для глажки

- инвентарь и средства для ухода за обувью.

Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут уметь:

1 уровень

- пользоваться гигиеническими средствами;

- ухаживать за  кожей лица;

- ухаживать за руками;

- мыть, сушить, расчесывать волосы;

- удалить пыль и размещать гигиенические средства  на свои места.

- записать  имя, отчество, фамилию членов семьи;

- выполнять правила поведения в семье;

-выполнять хозяйственно-бытовые обязанности по дому.

- подготовить инвентарь и приспособления для уборки помещения;

- подготовить инвентарь и средства по уходу за светильниками и люстрами;

- чистить зеркало и мыть люстру;

- подметать и мыть пол;

- ухаживать за руками после работы.

-пользоваться столовой посудой и столовыми приборами;

 -мыть и чистить кухонное оборудование;

-обращаться с горячими предметами;

-готовить в соответствии с рецептурой холодные напитки;

-готовить в соответствии с рецептурой заправочные супы;

-приготовить второе блюдо из полуфабрикатов (стаканчик, тарелка, брикет);

- сервировать стол к обеду;

- убирать стол после еды и мыть посуду и столовых приборов.

- подготовить рабочее место для  стирки вещей;

- использовать средства для стирки по назначению;

- стирать шерстяные вещи;

- подготовить рабочее место для глажения вещей;

- регулировать диск  терморегулятора  утюга в зависимости от вида ткани;

- подбирать инвентарь и средства для обуви  по назначению;

- чистить  замшевую  обувь.

2 уровень

- ухаживать за руками;

-подбирать расческу и расчесывать волосы;

- удалить пыль и размещать гигиенические средства на свои места.

- выполнять правила поведения в семье;

-помогать по хозяйственным делам по дому.

-замечать непорядок;

- намачивать и отжимать тряпку;

- чистить зеркало;

-обертывать тряпку на швабру и мыть полы.

-пользоваться столовой посудой и столовыми приборами;

-готовить холодные напитки (с помощью учителя);

- приготовить второе блюдо в стаканчик (с помощью учителя);

 -мыть и чистить кухонное оборудование;

- убирать стол после еды и мыть посуду и столовых приборов.

- набирать воду в таз до отметки;

-растворить порошок в воде;

- раскладывать  вещи на гладильной доске;

- чистить обувь сухой щеткой.

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

- предметы и средства личной гигиены;

- инвентарь и приспособления для уборки помещения;

- кухонная посуда,  столовая  посуда;

- кухонная мебель;

- кухонное оборудование;

- средства и приспособления для ухода за посудой;

- средства и принадлежности для ухода за одеждой обувью;

- шнуровальный планшет, шнурки;

-  вешалки (разные);

- одежда ,головные уборы,  обувь;

- лото «Одежда»;

- лото «Обувь»;

- технологические, операционные, предметные карты;

- дидактическая игра «Разложи продукты и посуду на свое место»;

- Комплект плакатов о правилах личной гигиены;

- презентация «Если хочешь быть здоров, закаляйся!»;

- игра – лото «Человек и его тело»;

- дидактическая игра «Волшебный мешочек»;

- дидактическая игра «Валеология»;

- дидактическая игра «Разложи посуду»;

- дидактическая игра «Наведи порядок»;

- игра – лото «Одежда, обувь, головные уборы»;

- дидактическая игра «Одень куклу по погоде»;

- дидактическая игра «Найди свое место»;

- дидактическая игра «Четвертый лишний»;

- дидактическая игра «Помоги выбрать обувь»;

- дидактическая игра «Разложи одежду»;

- дидактическая  игра «Обувной магазин»;

- тематический словарь «Посуда»;

- тематический словарь «Обувь»;

- тематический словарь «Одежда»;

- тетради  по обслуживающему труду.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№п/п

Тема урока

Цели урока

Виды работ

Оборудование урока

1-2

Личная гигиена. Ее значение для здоровья человека.

Расширить  представления о личной гигиене и ее значения для здоровья человека.

Беседа:  Личная гигиена. Ее значение для здоровья человека;

дидактическая игра «Я называю, ты показываешь», выполнение утренних процедур, определение срока годности гигиенических средств на упаковке, чистка и мытье  предметов личной гигиены, с/ролевая игра «Аккуратная кукла».

предметы и гигиенические средства, кукла, сезонная одежда кукольная,

3-4

Гигиенические средства по уходу за кожей.

Закрепить названия и назначения гигиенических средств,  умения ухаживать за кожей.

Беседа о гигиенических средств  для ухода за кожей, определение срока годности гигиенических средств на упаковке, мытье рук и ног, упражнения в притирании кожи лица, подбор лосьона, нанесение крема на руки, чистка лица с помощью скраба, подбор гигиенических по назначению (руки, ноги, лицо), дидактическая игра «Найди ошибку».

гигиенические средства для ухода за кожей, ватные тампоны, салфетки гигиенические, крем для рук и ног, таз, полотенце банное.

5-6

Гигиенические  и средства по уходу за волосами.

Закрепить названия и назначения гигиенических средств,  умения ухаживать за волосами.

Беседа о гигиенических средств  для ухода за волосами и их видов, способы борьбы с перхотью, лабораторная работа: определение тип волос, дидактическая игра «Отгадай на ощупь»,  определение срока годности на упаковке и их место хранения, с/ролевая игра «Парикмахер», мытье, сушка волос феном, расчесывание куклы.

Гигиенические средства для волос,  предметы и средства личной гигиены, набор парикмахера.

7-8

Гигиенический уголок в доме, и его оборудование.  

Познакомить с гигиеническим уголком в доме, его оборудованием. Учить  содержать в чистоте и порядке.

Беседа о гигиеническом уголке в доме, его оборудованием и назначение. «Место хранения гигиенических средств», мытье шкафа,  размещение гигиенических средств и предметов в шкафу.

Шкаф, гигиенические средства и предметы.

9-10

Семья, родственные отношения в семье.

Формирование  представлений учащихся  о родственных отношениях в семье, выявление знаний учащихся о своей семье.

Беседа о семье, родственных отношений в семье.

Упражнение в названии членов семьи (назвать фамилию, имя и отчество мамы, папы и д..). Объяснение происхождения слова «отчество». Составление родового дерева,  Сюжетно-ролевая игра «Семейное  чаепитие» Словарная работа: отчество.

Чайная посуда, скатерть, продукты, салфетки, электрочайник.

11-12

Место работы  члена семьи, занимаемая должность.

Уточнение  знаний учащихся о месте работы и должности членов семьи. Выявление знаний о семье.

Беседа о значение труда для человека.  Рассказ  о месте работы и должности членов семьи по составленной таблице. Составление таблицы «Место работы членов семьи».

Рассказ по таблице и картинке  о своей семье.

Словарная работа: должность.

Картинки  и таблицы о семье.

13-14

Права и обязанности  членов  семьи.

Формировать представление о правах и обязанностях каждого члена семьи. Учить выполнять бытовые обязанности по дому.

Беседа «Основные права и обязанности в семье».

Обсуждение проблемных ситуаций по иллюстрациям.

С\ролевая игра «Поможем Кате убираться».

Словарная работа: обязанность.

Иллюстрации, презентация куклы, инвентарь и средства для уборки помещения.

15-16

Комнаты в квартире. Прихожая. Мебель и оборудование прихожей.

Закрепление знаний учащихся о видах комнат в квартире и их назначение. Познакомить с интерьером и мебелью  гостиной комнаты.

Повторение  видов комнат в квартире и их назначение, показ презентаций «Оборудование  и мебель для прихожей»,  «Мой дом».  Ознакомление с оборудованием и мебелью для прихожей и периодичность ухода за ними, размещение одежды  в шкафу и развешивание  на «плечики», размещение обуви н в обувной шкаф и обувной этажерки.

Презентации, оборудование прихожей комнаты и ее мебель. обувь и верхняя одежда, обувной шкаф и обувная этажерка, шкаф для верхней одежды, вешалки.

17-18

Виды покрытий полов в квартире. Гигиенические требования.

Знакомить с видами полов. Учить ухаживать за полом в зависимости от его покрытия.

Беседа  о значение пола, его видов и названий. Презентация «Пол и его виды».Дидактическая игра «Четвертый лишний»,  повторение последовательности подметания и мытья пола по картинкам, наливание теплой воды в ведро, добавление  моющего  средства, намачивание и отжимание тряпочки (упражнение в скручивание пучка шерстяных ниток и толстоного шнура), упражнение в обертывание тряпки на швабру.

Инвентарь и моющие средства для уборки, презентация.

19-22

Прихожая. Назначение. Оборудование для прихожей.

Подметание и мытье пола.

Закрепление умений обращаться инвентарем и чистящими средствами для уборки помещения  по назначению.

Прихожая. Назначение. Оборудование для прихожей.

Периодичность и способы ухода за прихожей. Работа с плакатом «Техника безопасности при использовании чистящих и моющих средств»;  дидактическая игра «Подбери картинку». Изучение условных обозначений на упаковках с чистящими и  моющими средствами; подбор инвентаря и чистящих средств для уборки помещения; составление последовательности подметания и мытья пола по картинкам, наливание теплой воды в ведро, добавление  моющего  средства, намачивание и отжимание тряпочки (упражнение в скручивание пучка шерстяных ниток и толстоного шнура), упражнение в обертывание тряпки на швабру, подметание и мытье пола.

Инвентарь и чистящие средства для уборки, плакат «Техника безопасности при использовании моющих и чистящих средств», детский крем.

23-24

Светильники  и люстры в доме. Уход за ними.

Дать понятие о назначение и видов люстр,  светильников и бра в доме и средств по уходу за ними Учить мыть бра и  светильники с применением правил безопасности.

Ознакомление с назначением люстр, светильников, бра и их видов, техникой безопасности при работе со стеклом, моющими и чистящими средствами. Изучение последовательности мытья светильника  по картинкам, выбор и подготовка инвентаря  и моющих средств по  уходу за ними, мытье светильника и бра под контролем учителя, мытье и уборка инвентаря на место. Уход за руками после работы.

Инвентарь, приспособления, чистящие и моющие средства, детский крем, люстры, светильник, бра.

24-28

Окна и зеркала  в доме.  Уход за ними.

Дать понятие о назначение окон и зеркал в доме и средств по уходу за ними.  Прививать умения и навыки по уходу за окнами и зеркалом.

Ознакомление с назначением окон и зеркалом. Периодичность мытья окон и зеркало. Повторение техники безопасности при работе со стеклом, моющимися средствами. Изучение последовательности мытья по картинкам, выбор и подготовка инвентаря  и моющих средств по  уходу за зеркалом и окнами, мытье окон и зеркала  под контролем учителя, мытье и уборка инвентаря на место. Уход за руками после работы.

Инвентарь, приспособления, чистящие и моющие средства, детский крем, окна и зеркало.

29-30

Итоговый тренинг

 «Уборка прихожей».

Формирование умения определять необходимости в наведении чистоты и порядка.

Определение беспорядка в детской комнате;

определение вида пола; выбор инвентаря для уборки; размещение игрушек на свои места, проветривание комнаты, подметание пола, удаление пыли с мебели и подоконника, чистка  и уборка инвентаря на место; мытье рук и нанесение крема.

Чистящие и моющие  средства для уборки,  инвентарь и приспособления для уборки,   крем для рук.

31-32

Виды питания. Значение 1, 2, 3 блюд.

Знакомство учащихся с разнообразными видами питания,  значением  1,2,3 блюд для здоровья организма человека.

Беседа о питание человека: дробное, трех-  четырех разовое. Работа с таблицей: разнообразие продуктов питания и их польза в рационе питания человека.

Дидактическая игра «Найди ошибку», дидактическая игра «Хозяюшка», соотношение блюд со  временем приема пищи.

Словарные слова: пищеварение, рациональное питание, меню.

Таблицы, презентация, дидактические игры.

33-36

Быстрые обеды (мясные кубики, овощи, рыба, полуфабрикаты).

Формировать умения и навыки   приготовления блюд из полуфабрикатов.

Повторение правила безопасного выполнения кулинарных работ. Беседа о видах  тепловой обработки полуфабрикатов: варка, жарение, тушение, варка на пару, варка на водяной бане. Технологическая последовательность. Чтение рецепта и последовательность приготовления блюд из полуфабрикатов.

Полуфабрикаты.

37-40

Супы (виды, способы приготовления).

Формирование умения учащихся подбирать продукты для первых блюд, привитие навыков последовательного приготовления первых блюд из полуфабрикатов.

Беседа «Роль и место обеда в дневном рационе питания».  Презентация «Первые блюда и их разнообразие». Дидактическая игра «Хозяюшка», подбор продуктов для приготовления первых блюд, подбор посуды для приготовления первых блюд, соотношения дно посуды с конфоркой плиты, упражнение в включение и выключение электроплиты, наливание воды в посуду до метки.  Изучение последовательности приготовления первого блюда, подбор продуктов для приготовления бульона: мясо, рыба, овощи, грибы.    Приготовление супа из пакетика. Сервировка стола. Дегустация. Мытье посуды.  Словарная работа: бульон.

Презентации, иллюстрации продуктов, кухонная и столовая посуда, фартук, салфетки, скатерть, столовые приборы, электроплита, чистящие и моющие средства для посуды, полуфабрикаты.

41-44

Вторые блюда и их виды. Гарниры для вторых блюд.

Формирование умения учащихся подбирать продукты и гарнир к ним для вторых блюд, привитие навыков последовательного приготовления  вторых блюд.

Презентация «Вторые блюда, их разнообразие». Дидактическая игра «Хозяюшка», подбор продуктов для приготовления вторых блюд, подбор посуды для приготовления вторых блюд, соотношения дно посуды с конфоркой плиты, упражнение в включение и выключение электроплиты, соотношение посуды с готовой едой по картинки,   Изучение последовательности отваривания круп, картофеля и овощей, сосисок, пельменей. Приготовление картофельного пюре в стаканчике,  отваривание макарон, сосисок, пельменей, картофельных  котлет. Сервировка стола. Дегустация.

Мытье посуды. Словарная работа: бульон.

Презентации, иллюстрации продуктов, кухонная и столовая посуда, фартук, салфетки, скатерть, столовые приборы, электроплита, чистящие и моющие средства для посуды. плакат с ПТБ при работе с ножом, теркой, горячим жиром; с электроплитой.

45-46

Третье блюда и их разнообразие.

Формирование умения учащихся подбирать продукты для третьих блюд, привитие навыков последовательного приготовления  третьих блюд.

Повторение первичной обработки продуктов. Презентация «Напитки для обеда и их разнообразие», подбор   продуктов для приготовления напитков для обеда, дидактическая игра «Горькое, сладкое, кислое», подбор посуды для приготовления третьих блюд, посуда для напитков. Составление технологической карты последовательности приготовления третьих блюд. Приготовление морса, приготовление свежего сока, приготовление киселя.

Словарная работа: сухофрукты. Третье блюдо. Разнообразие третьих блюд. Сервировка стола. Дегустация. Мытье посуды. Словарная работа: бульон.

Словарная работа: крахмал, сухофрукты.

Презентации, иллюстрации продуктов, кухонная и посуда для напитков, продукты, фартук, салфетки, скатерть, соковыжималка, электроплита, чистящие и моющие средства для посуды. плакат с ПТБ с бытовым оборудованием и  электроплитой.

47-48

Салаты. Виды. Правила  и условия их хранения.

Повторить  формы нарезки овощей (соломка, дольки, кружочки, кубики).

Знакомить учащихся с  разнообразием  салатов и технологией приготовления.

Закрепить навыки нарезки овощей.

Беседа о значении блюд из овощей для здоровья человека. Ознакомление с видами салатов, заправок для салатов, презентации «Способы нарезки овощей», техника безопасности при работе с режущими инструментами, распознавание продуктов по этикетке, упаковке, внешнему виду, запаху, вкусу, выбор посуды для приготовления салата, выбор продуктов по картинке, очистка вареных овощей, запись рецепта салата, нарезка овощей, смешивание ложкой, отмеривание заправки для салата ложкой. Приготовление салатов из свежих и варенных овощей сервировка стола, оформление и подача салата,  дегустация. Уборка стола после еды, мытье и вытирание  посуды.

Презентации,  столовая  посуда и столовые приборы, салфетки,  миска, ножи, масло подсолнечное, разделочная доска, тряпочки, фартук, свежие овощи и фрукты, варенные овощи, плакат с ПТБ при работе с ножом.

49-50

Сервировка стола к обеду.

Закрепить умения учащихся составлять меню. Познакомить с столовой посудой, учить сервировать стол к обеду.

Составление меню на обед. Презентация «Оформление готовых блюд и правила их подачи к столу». Блюда для подачи горячих блюд. Презентация «Украшаем стол салфетками». Упражнения в складывание салфеток, сервировка стола.

С/ролевая  игра «Хозяюшки». Правила поведения за столом.

Словарная работа: сервировка, салфетка.

Столовая посуда и приборы, скатерть, салфетки (бумажные, льняные), муляжи продуктов.

51-52

Итоговый тренинг «Уборка кухни».

Учить поддерживать порядок и чистоту на кухне.

Беседа о значении  содержания помещения кухни в чистоте и порядке для здоровья человека, проветривание кухни; удаление пыли с мебели и подоконника; уборка в шкафах, мытье  посуды и мойки, подметание пола и  вынос мусора.

Презентация «Что есть на кухне», инвентарь и приспособления для уборки помещения, посуда, 03крем для рук.

53-54

Виды тканей. Знаки на ярлыке.

Дать представление о видах тканей. Учить определять лицевую и изнаночную стороны.

Беседа о тканях и их видах. Презентация «История происхождения ткани», определение сторон ткани. Чтение знаков на ярлыке одежды.

Презентация, образцы тканей, одежда.

55-56

Правила ухода за одеждой, изготовленной из шерстенных и синтетических тканей.

Дать представление по правилам ухода за одеждой из шерстяных и синтетических тканей.

Беседа «Правила ухода за одеждой, изготовленной из шерстенных и синтетических тканей». Изучение   правил  и приемов стирки шерстяных вещей и сушки,  условных обозначений на упаковках с моющими средствами для стирки, техники безопасности при работе с бытовыми химическими средствами в картинках, подбор приспособлений для сушки шерстяных вещей.

Таблицы с правилами стирки изделий из шерстяных и синтетических тканей. Стиральный порошок, вешалка, тазы, клеенка.

57-60

Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей.

Учить правилам стирки и сушки одежды из шерстяных и синтетических тканей

Работа с таблицей «Правила стирки изделий из шерстяных  и  синтетических тканей; правила безопасной работы бытовыми химическими средствами, изучение символов по уходу за одеждой на ярлыках одежды,  обозначение подготовка рабочего места для стирки, стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей, соблюдая правила безопасности в использовании стирального порошка.

Таблица с правилами стирки, стиральный порошок, приспособления для стирки, шерстяные вещи (носки, платок, кофта).

61-64

Глажка блузок, рубашек.

Учить последовательности глажки блуз и рубашек, соблюдать ПТБ при работе с утюгом.

Повторение  устройства и назначение утюга, правил безопасной работы с электронагревательными приборами, упражнение в регулирование терморегулятор в зависимости от вида ткани, дидактическая игра «Покажи запрещающие знаки», подготовка рабочего места для глажки и утюга, определение готовности утюга к работе раскладывание вещи на гладильной доске отпаривание или распыление водой  (использование кнопки «распыление воды», «пар»,  упражнение в глажки: сначала глажка мелких деталей одежды, за тем крупные.

Инвентарь и приспособление для глажки вещей, утюг, гладильная доска, блузки, рубашки.

65-66

Глажка брюк и спортивного костюма.

Учить последовательности глажки брюк и спортивной одежды.

Беседа о особенностях  глажки брюк. Повторение  видов тканей, определение лицевой и изнаночной стороны, выбор инвентаря и подготовка рабочего места для глажки, глажка брюк, футболок, кофт. Размещение одежды на свое место. Чистка утюга и уборка рабочего места.

Утюг, марля, посуда с водой, гладильная доска.

67-68

Замшевая  обувь. Уход за ней.

Учить ухаживать за обувью из замшевой кожи.

Беседа о гигиенических способах ухода за обувью.  Повторение принадлежностях для ухода за обувью и месте их хранения. Определение материала, из которого изготовлена обувь, ознакомления с  приспособлениями   и средства для ухода за замшевой обувью, упражнения по протирке внутренней обуви дезинфицирующими средствами (сменная  обувь учащихся), чистка обуви сухой щеткой.

Обувь, дезинфицирующие средства, обувная щетка, фартук, перчатки.

Список литературы.

* Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений      VIII вида в 5-9 кл/Под редакцией И.М. Бгажноковой.-М.: Владос, 2011;

* Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта.

Программно-   методические материалы/Под ред. И.М. Бгажноковой – М: ГИЦ   ВЛАДОС,2007год;

* Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития/Под.ред. И.М. Бгажноковой .- М.: Владос, 2007;

*Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы  (издательство «Просвещение»,2003г.);

* Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы коррекционного

* Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой    

    подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных  учреждениях VIII вида/  авторы: А.М.Щербакова, Н.М.Платонова – М: ГИЦ

    ВЛАДОС,  2006 год;

* Щербакова А.М. Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных)     образовательных учреждениях 8 вида», пособие для учителя, Москва, гуманитарный издательский центр «Владос», 2001 г.;

* Т.А.Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова,  Н.М.Платонова, А.М.Щербакова «Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида», ВЛАДОС, Москва, 2005 г

* Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.а. Львова. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005.–136с.

* Государственная программа по СБО для 5-9 классов (для детей с умственной отсталостью легкой  степени) (М., «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2002);

* Пособие для учителя «Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных)  образовательных учреждениях VIII вида» (гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, М., 2006);

*  Зырянова В.А., Хаминова И.А.  Подготовка младшего обслуживающего персонала: учебник для 8 класса  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений  VIII вида по курсу «Технология» / В.А. Зырянова, И.А.  Хаминова, под редакции Е.Ю. Головинской. – Самара: Соваременные образовательные технологии, 2011.- 144с.- (Професионально-трудовое обучение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы по обучению детей со сложной структурой дефекта

программы : счет,рисование и лепка,живой мир,грамота 2-ой год обучения...

Рабочая программа по устной речи для детей со сложной структурой дефекта

Программа создана для детей с системным недоразвитие речи, вызванным умственной осталостью в выраженной степени....

Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) по предмету «Мир растений» 9 класс

Программа учебного курса обеспечивает активизацию познавательной деятельности                    и развитие речи в единстве с непосредственным наблюде...

Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) по предмету «Мир животных» 9 класс

             При изучении курса «Мир животных» расширяются представления детей со сложной структурой дефекта о разнообразие животного мира Земли,проводится зн...

Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) по предмету «Человек» 9- 10 класс

Как образовательная область предмета "Человек" для детей со сложной структурой дефекта весьма значима в плане их социальной адаптации. Содержание программы предусматривает сообщение элементарных сведе...

Рабочая программа (адаптирована для учащихся со сложной структурой дефекта) по предмету «Человек и общество» 10 класс 2012 – 2013 уч. г.

Цель данного курса - создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности в конкретных жизненных ситуациях, создающей основу безболезненной интеграции...