Рабочая программа по устной речи для детей со сложной структурой дефекта
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Программа создана для детей с системным недоразвитие речи, вызванным умственной осталостью в выраженной степени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«УСТНАЯ РЕЧЬ»

ДЛЯ 5 «Б» КЛАССА

(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА)

на 2013 – 2014 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Цели и задачи, решаемые при реализации программы.

Предлагаемая рабочая программа  по развитию устной речи создавалась для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида и рассчитана на детей с системным недоразвитием речи, вызванным умственной отсталостью в выраженной степени. Нарушение связной речи у детей с выраженной степенью умственной отсталости может быть выражено в разной мере: от полной невозможности соединять слова во фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Даже если дети пользуются речью при общении, то все равно словарный запас очень маленький и в нем отсутствуют или же присутствуют в искаженном виде менее употребляемые слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки. Наиболее характерные лексические трудности касаются знания называния частей предметов и объектов, глаголов, выражающих уточненность действий, приставочных глаголов, антонимов, относительных прилагательных. В грамматическом строе распространены ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи, в построении предложений. В фонетическом плане дети неверно произносят 10-20 звуков, не различают звуки на слух и в произношении, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов, не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, некоторые звуковые и слоговые сочетания. Из-за нарушения внимания и памяти дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции, продолжительные оценки их деятельности. Нарушение словесно-логического мышления ведет к значительным трудностям в понимании текста и его пересказа.

Основная причина этих ошибок – значительное снижение интеллекта, и как следствие – неумение выделить главный смысл услышанного, а также неумение развить, развернуть найденный смысл в полное последовательное сообщение; неумение обдумывать предстоящее высказывание в целом, выделять главное, дифференцировать, производить отбор необходимого материала, планировать логически последовательное изложение своей речи.

        Развернутые смысловые высказывания детей с выраженной степенью умственной отсталости отличаются и отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти, а все виды творческого рассказывания практически недоступны. У детей нет умения и навыков связно излагать свои мысли. Поэтому для них характерны подмена связного высказывания односложными ответами на вопрос или различными нераспространенными предложениями, а также неоднократные повторения слов и отдельных предложений.

В связной речи таких детей очень много аграмматизмов:

  • пропуск или избыточность членов продолжения,
  • ошибки в управлении и согласовании,
  • ошибки в употреблении служебных слов,
  • ошибки в употреблении временных глаголов, трудности в слово и формообразовании,
  • ошибки в формировании высказывания.

Предложение такими детьми не строится каждый раз заново, а воспроизводится фраза-штамп или просто перечисляются субъекты и объекты действия. Некоторые рассказы или пересказы состоят из одних существительных и представляют собой простое перечисление.   Частое использование местоимений и наречий с обобщенным недифференцированным значением объясняется ограниченным словарным запасом. Можно сделать вывод, что у детей с выраженным умственным недоразвитием монологическая устная речь самостоятельно не формируется, поэтому требуется длительная систематическая коррекционная работа. Дети со сложной структурой дефекта не в состоянии  выполнить описание предметов. Характеризуя словарный запас детей, следует отметить не только его ограниченность (преобладание слов, обозначающих конкретные предметы и действия, при недостаточном количестве обобщающих слов, обозначающих абстрактные понятия), но и недостаточную сформированность понимания значения слов. Наблюдается достаточное снижение  понимания текста, поскольку для понимания содержания нужен, прежде всего, определенный запас слов, знание их значений, а также связей между словами предложениями. У детей с умеренной и выраженной степенью умственного недоразвития и системным недоразвитием речи эти предпосылки отсутствуют. Пересказать текст дети не в состоянии. Вследствие недоразвития всех компонентов речи, касающихся как смысловой, так и звуковой стороны, спонтанное и поэтапное формирование речевых умений и навыков или невозможно, или дисгармонично. Все это усугубляется дефицитом средств общения, отсутствием полноценных условий для накопления необходимого речевого опыта. Поэтому для них характерны подмена связного высказывания односложными ответами на вопрос или различными нераспространенными предложениями, а также неоднократные повторения слов и отдельных предложений. Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи. Поэтому на решения задач по формированию связной речи должна быть направлена работа по развитию лексических и грамматических средств языка. Таким образом, самостоятельная связная контекстная речь детей с выраженным умственным недоразвитием является несовершенной. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Дети владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме, а также испытывают значительные трудности в программировании связного высказывания.

Задачи по развитию и коррекции устной речи у детей с умеренной и выраженной степенью умственной отсталости:

  • Количественное и качественное обогащение пассивного и активного словарного запаса
  • Формирование грамматического строя речи
  • Развитие связной речи
  • Развитие диалогической речи посредством организации учебных диалогов учащихся

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

        Рабочая программа по устной речи является частью Рабочей программы ГБОУ СКОШ № 532 и реализуется на основании следующих нормативных правовых документов: Закона РФ «Об образовании», Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII  вида под ред. к.п.н. И.М. Бгажноковой и  Программы обучения глубоко умственно отсталых детей (НИИ дефектологии АПН СССР, 1984г.). При составлении рабочей программы учитывался  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый 06.10.2009, №373. Обучение на уроках устной речи проходит в соответствии с нормами САНПиН и с применением ИКТ.

Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания (в случае разработки рабочей  программы на основании примерной или авторской).

Данная рабочая программа по предмету «Устная речь» разработана на основе Программно-методических материалов «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007 и Программы обучения глубоко умственно отсталых детей (НИИ дефектологии АПН СССР, 1984г.).

Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.

Вышеуказанные Программные материалы выбраны с учетом состава данного класса для детей со сложной структурой дефекта.

Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.

В основе содержания программы  лежат следующие положения:         

  • Развитие речи носит интегрированный характер, т.е. работа по развитию и коррекции речи детей осуществляется на всех уроках и внеклассных мероприятиях;
  • Формирование звуковой стороны речи проводится на логопедических занятиях;
  • Работа по развитию речи на уроках чтения включает ответы на вопросы учителя, выполнение послетекстовых упражнений, систематическую словарную работу;
  • На уроках письма речь детей обогащается доступной лингвистической терминологией;
  • На уроках математики отрабатывается умение передать условие задачи, сформулировать вопрос;
  • Развитие речи осуществляется на уроках живого мира, лепки, рисования, ручного творчества.

Принципы обучения устной речи.

Поскольку речь является обучения, в основу формирования положены общие дидактические принципы: научность, систематичность, связь теории с практикой, наглядность, сознательность, активность, доступность, ведущая роль учителя. Одновременно  с этим в программу обучения входят и специальные принципы:

  • Функциональная направленность уроков, т.к. речевые возможности формируются и развиваются в ходе интенсивной речевой деятельности;
  • Усвоение основных законов языка в процессе активной речевой деятельности учащихся;
  • Дифференцированный подход к усвоению разных компонентов языковой системы (лексике, синтаксической структуре словосочетаний, предложений);
  • Основа обучения – система специальных упражнений;
  • Комплексное (нелинейное) овладение лексикой и грамматикой, т.е. работа по овладению лексикой связана с формированием морфологических навыков;
  • Принцип опережающего развития смысловой стороны речи.

Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и Образовательной программой ГБОУ СКОШ VIII вида № 532.

  • Предмет «Устная речь»   является  средством реализации социальных и воспитательных целей обучения, средством компенсации нарушений развития. На основе изучения данного предмета  формируются:  умение общаться на заданную тему, представления о людях разного пола, возраста, профессий и форм общения с ними, умение правильно относить предметы к некоторым классам, умение рассказать о себе, своей семье.
  • Освоение  знаний о себе, об окружающих предметах и   мире,  о природе, о других людях,  о микросоциуме  позволяют расширить количество  социальных контактов в ближайшем социуме   и включить  учащихся в домашний и доступный общественный  труд.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, практических работ, экскурсий, проектов, и др.

На предмет «Устная речь» в учебном плане отводится 2 часа в неделю. На уроках ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка, т.к. дети с осложненными формами умственной отсталости не являются однородной группой. Контрольно-проверочные мероприятия программой не предусмотрены.

Формы организации образовательного процесса

В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной, а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями). Вся  работа по развитию речи проходит в форме совместной деятельности учителя и учащихся.

 Технологии обучения.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Состоит урок из следующих частей.

1.Вводная часть.

Цель: настроить детей на восприятие произведения (картины, серии картин, схем) и на активную познавательную деятельность. Использовать на этом этапе  беседу с включением подготовительных упражнений,  методы и приемы, мобилизирующие познавательный потенциал, а не средства дисциплинарного характера. Продолжительность этого этапа 1-2 минуты.

2.Введение в тему.

В этой части целесообразно использовать игры, отгадывание и загадывание загадок о персонажах, активизация знаний. Здесь важно установить объем имеющихся представлений, точность сенсорных эталонов, лексический запас и его грамматический уровень. А также необходимо включать упражнения по подбору синонимов, антонимов, описаний и другие лексические упражнения, ориентирующих педагога в уровне речевого развития детей по данному произведению. Его продолжительность - 5 минут

Например. При пересказа детьми рассказа В. Бианки "Хвосты" можно провести игру "Угадай, чей хвост?, чья голова?". Используется дидактический материал. На картинках изображены отдельно хвосты и морды животных. Перед ребенком ставится задача: "Животные потеряли все свои хвосты. Помоги им найти свой хвост". Ребенок должен отыскать морду животного  и назвать его, найти соответствующий хвост. Соединяя картинки вместе, ребенок еще раз повторяет образование притяжательных  имен прилагательных.

3.  Лексико-грамматический анализ предъявленного произведения (чтение текста педагогом, разбор картины, серии картин, объяснение описательных схем).

4.  Моделирование связного рассказа детей с помощью наглядности.

Максимально использовать  приемы, облегчающие детям составление связного последовательного сообщения, в частности путем выделения главных смысловых звеньев сюжета произведения. Это способствует адекватному воспроизведению текста рассказа и понятию картин и серий картин. Необходимо применять методику моделирования сюжета  с помощью условно-наглядной схемы, которая представляет собой блоки-квадраты, обозначающие отдельные фрагменты рассказа. При моделировании сюжетного содержания блоки последовательно заполняются условными силуэтными изображениями персонажей и значимых объектов, соответствующих каждому фрагменту эпизода. Также можно использовать опорные сигналы,  схематические картинки. Опорные картинки, являясь зрительным планом, направляют процесс связного высказывания, речевые средства которого обеспечивают связный  рассказ. В качестве обучения детей действиям планирования можно использовать фланелеграф или магнитную доску. Это позволяет варьировать задание в процессе подготовки и составления связного рассказа, распределение заданий между двумя детьми на моделирование сюжета, установление основных смысловых звеньев, их последовательности и взаимосвязи. Также он способствует развитию   ориентировки   в   пространственной   компоновке   элементов наглядного содержания, формированию пространственных представлений. В качестве наглядности  можно использовать мнемотаблицы и мнемодорожки - это схема, в которой заложена определенная информация, и коллаж.

5.Физкультурная минутка.

6. Актуализация знаний.

Виды и формы контроля (согласно уставу ГБОУ СКОШ VIII вида № 532 и (или) локальному акту школы);

Уровень умений и знаний учащихся по предмету не может оцениваться с общепринятых педагогических позиций. Критериальные оценки относительно обучаемости детей со сложной структурой дефекта ориентированы не на результативность технологии учения в рамках нормированного педагогического процесса, а на опыт социального продвижения детей, т.е. на предметное и чувственное отражение окружающего мира, развитие личностного самосознания в обществе людей. В программе вместо сформулированных основных требований к знаниям и умениям учащихся в обязательной форме типа: «Учащиеся должны знать», «Учащиеся должны уметь» записаны формулировки: «Учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями».

Контроль  индивидуального усвоения знаний и умений осуществляется в процессе общения во время урочной и внеурочной деятельности детей, во время практических работ и сюжетных игр, т.к. контрольных работ по устной речи в программе не предусмотрено. Оценка знаний производится в соответствии с утвержденным уровнем программы и может быть «5», «4», «3», «н/а» (не аттестован). Оценка «2» не ставится, так как она означает, что неправильно определен уровень программных требований. Оценка «н/а» (не аттестован) обозначает, что обучающийся по каким-либо причинам длительное время отсутствовал в школе. Назначение оценки – вознаграждать трудолюбие, отражать успех, то есть на первый план выдвигается этическая  и стимулирующая  функции оценки.

Для оценки результатов обучения можно использовать следующую таблицу, которая составляется на каждого ученика.

Устная речь

I

II

III

IV

Год

Работа над словом

Употребление изученных слов-названий предметов

Употребление изученных слов-действий предметов

Употребление слов различных морфологических категорий в самостоятельной устной речи

Умение пользоваться различными способами словообразования

Работа над предложением

Умение строить словосочетания

Умение строить предложно-падежные конструкции

Конструирование личных предложений

Связная речь

Использование монологической формы речи

Использование диалогов

Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой ГБОУ СКОШ VIII вида № 532.

По окончании 5 класса дети в разной степени могут овладеть следующими умениями и навыками:

  • принимать участие в беседе;
  • строить связные монологические высказывания;
  • обладать навыками контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

Работа по развитию устной речи не только обогащает словарный запас, но и развивает память, внимание, наблюдательность, логическое мышление детей. Уроки по развитию речи, построенные на  доступном материале, пробуждают у умственно отсталых детей интерес, стимулируют познавательную  деятельность, эффективно корригируют поведение и способствуют компенсации недостатков развития личности школьника.

Информация об используемом учебнике.

Для обучения используется учебник Г.В. Чиркиной, Е.Н. Российской. Развитие речи: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. 1 класс. – М.: АРКТИ, 2012.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «устная речь» определяются по окончании каждого учебного года для каждого ребенка отдельно в зависимости от уровня умственного развития учащегося.

Уроки устной речи тесно связаны с уроками письма, живого мира, чтения, лепки, рисования, ручного творчества.

Универсальные учебные действия

1 уровень. Учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, задавать вопросы, отвечать, учиться сопереживать, увязывать знания с собственным жизненным опытом, учиться навыкам общения со сверстниками, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться. Учиться выполнять разные социальные роли.  Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.  Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. Учиться рассказывать о каком-либо событии из своей жизни или пересказать небольшой рассказ.

2 уровень. Учиться слушать и слышать учителя, учиться контролировать свои действия на уроке, учиться сопереживать. Учиться выполнять разные социальные роли.  Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. Учиться принимать участие в беседе, приобретать навыки общения.

3 уровень. Учиться слушать и слышать учителя, оценивать свои и чужие поступки. Учиться принимать участие в беседе, называть или показывать предметы, действия персонажей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Содержание обучения включает доступные сферы коммуникативной деятельности (бытовые, учебные), различные коммуникативные ситуации. В содержание программы входит два основных блока:

I. Развитие разговорной и описательно-повествовательной речи.

1. Введение в природное окружение: расширение и углубление представлений о природных явлениях, ознакомление с флорой и фауной, с закономерностями природных явлений.

2. Ознакомление с общественной жизнью: практическое включение в сферу общественно-полезного труда, расширение социального опыта.

II. Формирование грамматического строя речи.

Данное содержание учебного материала реализуется при изучении следующих тем:

1.Наш класс. Наша школа.

2.Осень.

3.Наш город. Наше село.

4.Зима.

5.Моя семья. Наш дом.

6.Весна.

7.Родная страна.

8.Лето!

Сетка рабочей программы по устной речи (5 «Б» класс)

(68 часов в год, 2 часа в неделю)

Раздел в предмете

Содержание

раздела

Задачи

раздела

Цели (характеристика деятельности учащихся)

Способ проверки достижений учащихся

Ожидаемые результаты (учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями)

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Предметные учебные действия

Наш класс. Наша школа.

Название и назначение предметов. Правила поведения в классе и в школе. Расположение школы. Оборудование школы. Профессии работников школы. Самообслуживание детей. Режим дня. Столовая. Спальня. Игровая.

Учить показывать и называть учебные вещи. Закрепить основные формы обращения к учителю и одноклассникам. Учить называть обобщающие понятия. Учить называть профессии работников школы. Учить поддерживать чистоту и порядок, элементарным правилам личной гигиены. Учить правилам поведения за столом. Учить описывать предметы по плану – схеме.  

Учащиеся расширяют предметный словарь и словарь действий предметов. Называют признаки предметов. Изучают многозначные слова, слова-антонимы и слова-обобщения.  Учатся понимать конструкции, выражающие поручения.

Предметно-практическая деятельность. Учебная и игровая деятельность.

Составлять предложения по вопросам учителя с опорой на демонстрируемое действие.

Называть предмет, ее возможные действия.

Показывать предмет по заданию учителя, выполнять действие с предметом по просьбе учителя.

Осень.

Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Осенние работы в саду, огороде, на пришкольном участке. Домашние животные и птицы.

Учить наблюдать и описывать погоду. Учить различать и показывать 3-4 вида деревьев и кустарников. Учить описывать фрукты и овощи по плану-схеме. Учить описывать птиц и животных по плану-схеме.

Заучивают и называют осенние месяцы. Называют и выделяют деревья и кустарники, их части. Учатся рассказывать о предмете по плану-схеме. Учатся принимать участие в ролевых играх.

Предметно-практическая деятельность. Учебная и игровая деятельность.

Знают название всех осенних месяцев, их признаки. Умеют описать погоду. Знают название изучаемых деревьев и кустарников, их частей. Могут назвать способ приготовления ягод, овощей и фруктов. Могут рассказать об уходе за домашними животными. Знают понятие – домашние животные.

Могут назвать осенние месяцы. Назвать одно дерево. Знают название 3-4 фруктов и овощей, несколько названий домашних и диких животных. Могут объединить в группы домашних и диких животных.

Могут показать на рисунке несколько животных, растений, птиц, овощей, фруктов без называния их отличительных признаков.

Наш город. Наше село.

Название родного города. Магазины и их назначение. Улица. Дорожные знаки. Транспорт. Правила поведения на транспорте.

Познакомить с культурно-просветительскими учреждениями. Учить названиям профессий людей, работающих в магазине. Учить речевому этикету. Учить названиям участков дороги. Учить правилам перехода улицы. Познакомить с некоторыми профессиями людей, занятых на транспорте.

Учатся выделять отличительные признаки города и села. Знакомятся с новыми словами по теме. Учатся образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Принимают участие в диалоге с воображаемым продавцом. Учатся называть свой домашний адрес.

Предметно-практическая деятельность. Учебная и игровая деятельность.

Знают название своего родного города. Знают название и назначение магазинов. Умеют правильно пользоваться пешеходным переходом. Умеют составить предложение и словосочетание с переходными глаголами. Употреблять существительные в родительном падеже без предлога. Знают свой домашний адрес.

Знают название своего родного города. Могут показать на рисунке проезжую часть и тротуар. Знают и могут показать части машин.

Могут показать некоторые виды транспорта (1 – 2).

Зима.

Сезонные изменения в природе. Зимний лес. Зимняя одежда и обувь. Зимние развлечения детей. Птицы зимой. Труд по поддержанию порядка на улицах города.

Учить названиям зимних месяцев. Учить вести календарь погоды. Учить названиям хвойных и лиственных деревьев. Познакомить с жизнью животных и птиц зимой.

Учатся выделять признаки зимы. Учатся называть и выделять хвойные и лиственные деревья. Учатся распространять предложения по вопросам: какой? какая? Какое? Какие?

Предметно-практическая деятельность. Учебная и игровая деятельность.

Знают название зимних месяцев, их отличительные признаки. Могут назвать зимующих животных и птиц. Знают обобщающее слово одежда. Знают отличительные признаки зимующих птиц.

Могут выделить на рисунке зимний пейзаж. Показать некоторых животных и птиц.

Могут показать одно – два животное.

Моя семья. Наш дом.

Знание ребенка о себе. Состав  семьи. Речевой этикет дома. Правила поведения в гостях и дома. Увлечения членов семьи, их профессии.

Учить называть членов семьи, рассказывать о них. Учить принимать участие в диалоге. Учить различать окончания формы винительного падежа в зависимости от рода существительного.

Учатся называть полное имя, отчество, фамилию, свой день рождения, домашний адрес. Учатся составлять устное высказывание с помощью учителя о простых событиях из собственной жизни.

Предметно-практическая деятельность. Учебная и игровая деятельность.

Знают состав семьи и родственные отношения в семье. Могут рассказать об участии в домашних делах.

Могут назвать имя, фамилию, знают свой возраст.

Могут назвать себя, показать на фотографиях своих родственников.

Весна.

Сезонные изменения в природе. Наблюдения за ветками деревьев. Весна в лесу. Дикие и домашние животные. Птицы весной. Растения пришкольного участка. Труд людей весной.

Учить названию весенних месяцев. Учить ведению календаря погоды. Дать практические навыки в проращиванию лука. Познакомить с отличительными признаками зимующих и перелетных птиц. Познакомить с профессиями людей, работающих в поле.  Организовать детей для весенней уборки пришкольного участка.

Знакомятся с новыми словами по теме. Учатся образовывать новые слова. Знакомятся со словами-обобщениями. Учатся составлять предложения с заданными предлогами.  

Предметно-практическая деятельность. Учебная и игровая деятельность.

Знают основные признаки весны. Могут назвать 3-4 животных, перелетных птиц. Могут составить предложения по модели, распространить предложение, текст. Могут составить рассказ по серии сюжетных картин.

Могут назвать изученные растения, птиц, животных.

Могут показать одно- два животное, птиц, растений. Показать действия людей по просьбе учителя.

Родная страна.

Моя родная страна – Россия. Россияне. Столица России – Москва. Государственная символика: герб, флаг, гимн.

Учить понятиям: Россия, Москва, россияне, гимн, Кремль, Президент, гражданин, страна. Познакомить со словообразованием: российский, русский, московский, родной, гражданский. Учить составлять словосочетания. Учить составлять на вопросы.

Знакомятся с новыми словами по теме. Учатся образовывать новые слова. Учатся составлять словосочетания.

Предметно-практическая деятельность. Учебная и игровая деятельность.

Знают новые слова по теме, могут образовать слова-признаки. Выполняют послетекстовые упражнения.

Могут показать изображение Москвы, назвать государственные символы.

Могут показать изображение Москвы.

Лето.

Сезонные изменения в природе. Труд людей летом. Развлечения детей летом.

Учить названию летних месяцев. Учить названию летних цветов, насекомых. Познакомить с трудом людей летом и летними играми детей.

Выбор тем, последовательность их изучения, содержание учебного материала продиктованы степенью   доступности  для детей со сложной структурой дефекта и практической значимостью для дальнейшей жизни.

Учебно-тематический план по предмету «Устная речь»

Название раздела в программе

Количество часов (68 ч)

Теория

Контрольные мероприятия

1.

Наш класс. Наша школа.

18 ч

-

2.

Осень.

14 ч

-

3.

Наш город.

10 ч

-

4.

Зима.

10 ч

-

5.

Моя семья. Наш дом.

7 ч

-

6.

Весна.

7 ч

-

7.

Родная страна.

1 ч

-

8.

Лето.

1 ч

-

Требования к знаниям и умениям в соответствии с уровнем развития учащихся.

Уровень развития учащихся

Виды работ по развитию речи

Работа над словом

Работа над предложением

Формирование связной речи

Расширение словарного запаса

Формирование умения пользоваться различными способами словообразования

Умение строить словосочетания различных типов

Конструирование и употребление личных предложений

Развитие монологической речи

Развитие диалогической речи

1 уровень

Понимают и употребляют в речи слова, выражающие поручения. Знают слова-названия предметов, действий, признаков. Понимают обобщающее значение слов.

Понимают и правильно употребляют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Составляют словосочетания глагола с существительным в винительном падеже с предлогами -в-, -на-, -под-; в предложном падеже с предлогами –в-, -на-; в творительном падеже с предлогами –под-, -над-, -за-, в дательном падеже с предлогом –к-. Понимают и употребляют словосочетание существительного в родительном падеже с предлогом –у- и без предлога.

Понимают и употребляют побудительные предложения, состоящие из 3 – 5 членов предложений. Могут составлять предложения по моделям. Умеют выделить предмет и действие в предложении, признак предмета. Составляют и употребляют простые предложения с существительными и глаголами в единственном и множественном числе. Умеют сочетать местоимения 1 и 2 лица с глаголами.

Понимают вопросы, могут кратко отвечать на них. Могут сформулировать вопрос. Умеют слушать рассказ учителя и товарищей, читаемый текст. Могут воспроизвести содержание текста, сказки по иллюстрациям. Умеют высказаться о простых случаях из своей жизни. Понимают, что такое текст. Могут объяснить смысл загадки, заучить короткое стихотворение.

Используют в своей речи элементы речевой этики: приветствие, благодарность, извинение, просьбу.

2 уровень

Знают слова-названия предметов, действий, признаков. Понимают обобщающее значение слов.

Понимают, но не  употребляют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Составляют словосочетания глагола с существительным в винительном падеже с предлогом -в-. Понимают  словосочетание существительного в родительном падеже с предлогом –у- и без предлога

Составляют и употребляют простые предложения с существительными и глаголами в единственном и множественном числе. Умеют сочетать местоимения 1 лица с глаголами.

3 уровень

Знают слова-названия предметов.

Понимают, но не  употребляют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Могут овладеть практическими умениями по согласованию существительного и глагола в единственном и множественно числе.

Умеют сочетать местоимения 1 лица с глаголами.

Умеют слушать рассказ учителя и товарищей, читаемый текст.

Используют в своей речи элементы речевой этики: приветствие, благодарность.

Литература и материально-технические средства обучения.

Класс

Предмет

Программа

Учебно-методический комплекс

Особенности программы

Вид (базовая или авторская)

Автор (составитель) программы

Учебник, учебные пособия

Методическое обеспечение педагога

5 «Б»

Устная речь

базовая

К.п.н. Бгажнокова И.М.

Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. Развитие речи: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. 1 класс. – М.: АРКТИ, 2012.

Г.В. Чиркина. Методическое пособие для учителя-логопеда к учебнику «Развитие речи» для образовательных учреждений V вида. 1 класс, – М.: АРКТИ, 2010.

Программа делится на три уровня сложности.

Календарно-тематический план по предмету «устная речь» для учащихся 5-б класса.

(Приложение к рабочей программе).

раздела

урока

Наименование разделов, тем занятий по программе

Кол-во

часов

Вид занятий

Формируемые учебные умения и навыки

1 четверть – ___18___часов.

1.

Вводный урок. Здравствуй, школа!

2

Беседа, практическое задание

Умение отвечать на вопрос Кто это?

2.

Учебные предметы. Один – много.

1

урок

Умение показать и назвать четко учебные предметы.

3.

Цвет. Форма. Величина. Большой – маленький.

1

практическое занятие

Сравнение предметов по форме, цвету, величине.

4.

В школе. Участие в диалоге.

1

урок

Формирование умения отвечать на вопросы.

5.

Правила поведения в школе.

1

практическое занятие

Формирование умения отвечать на вопросы.

6.

Пришкольный участок. Что делает? Что делают? Употребление имен существительных в родительном падеже.

2

урок

Формирование умения отвечать на вопросы.

7.

Оборудование школы. Употребление имен существительных в винительном падеже.

1

практическое занятие

Составление предложений по схеме.

8.

Работники школы. Предлоги.

1

урок

Составление предложений по схеме.

9.

Дни недели. Расписание уроков. Диалог.

1

практическое занятие

Называние дней недели.

10.

Режим дня. Правила личной гигиены. Участие в диалоге.

1

урок-практическое занятие

Формирование навыков умывания и чистки зубов, Рассказывание порядка действий умывания и чистки зубов.

11.

Ты и твое тело. Один-много.

1

урок

Выполнение действий по инструкции.

12.

Как ты познаешь мир. Органы чувств. Составление словосочетаний.

1

урок-практическое занятие

Составление предложений по схеме.

13.

В столовой. Правила поведения за столом. Составление словосочетаний.

1

урок

Составление предложений по схеме.

14.

В спальне. Предлоги.

1

практическое занятие

Составление словосочетаний.

15.

В игровой комнате. Объединение предметов в группы.

1

урок

Формирование навыка высказывания по речевому образцу.

16.

Уголок природы в школе. Диалог.

1

урок

Рассказывание по сюжетной картинке.

2 четверть – __14___ часов.

1.

Осень. Признаки осени в неживой природе. Слова-признаки.

1

Урок.

Составление словосочетаний с использованием картинок-символов.

2.

Признаки осени в живой природе. Образование существительных с помощью суффиксов.

1

Урок.

Формирование навыка высказывания по речевому образцу.

3.

Деревья и кустарники. Образование существительных с помощью суффиксов. Один-много.

1

Урок. Практическое занятие.

Формирование навыка высказывания по речевому образцу.

4.

Деревья хвойные и лиственные. Слова-признаки.

1

Урок.

Формирование навыка высказывания по речевому образцу.

5.

Охрана окружающей среды. Слова-признаки. Образование существительных с помощью суффиксов.

1

Урок.

Составление словосочетаний.

6.

Осенние работы в саду, огороде, на пришкольном участке. Творительный падеж имен существительных.

1

Предметно-практическая деятельность

Формирование навыка высказывания по речевому образцу.

7.

Ягоды. Употребление предлогов.

1

Урок.

Составление словосочетаний.

8.

Фрукты. Один – много. Слова-признаки предметов.

1

Урок.

Формирование навыка образования имен прилагательных от существительных.

9.

Овощи. Ответы на вопросы полным предложением.

1

Урок. Практическое занятие. Игра.

Формирование навыка ответа на вопросы с использованием схемы.

10

В магазине. Согласование местоимения с глаголом.

1

Практическое занятие.

Формирование навыка образования имен прилагательных от существительных.

11.

На рынке. Слова-антонимы.

1

Урок.

Составление предложений по схеме.

12.

Домашние птицы. Один – много.

1

Урок.

Составление словосочетаний.

13.

Домашние животные. Сравнение предметов.

1

Урок

Составление словосочетаний.

14.

Уход за домашними животными.

1

Урок

Формирование навыка ответа на вопросы с использованием схемы.

3 четверть – __20___ часов.

1.

Наш город. Притяжательные местоимения.

1

Урок.

Составление словосочетаний.

2.

Как пройти? Ответы на вопросы.

1

Урок.

Построение ответных реплик.

3.

Город или село? Слова-антонимы.

1

Урок.

Составление словосочетаний.

4.

Магазин. Слова-признаки предметов.

1

Урок.

Формирование навыка высказывания по речевому образцу.

5.

Наш город. Ответы на вопросы.

1

Урок.

Построение ответных реплик.

6.

Где находится школа? Согласование имен существительных с глаголами.

1

Урок.

Составление предложений по схеме.

7.

На улице. Составление словосочетаний.

1

Урок.

Заучивание стихотворения.

8.

Правила дорожного движения. Родственные слова.

1

Урок.

Составление предложений по рисунку.

9.

Транспорт. Употребление имен существительных в предложном и родительном падежах.

1

Предметно-практическая деятельность.

Построение ответных реплик.

10.

Правила поведения в транспорте. Образование новых слов с помощью приставки.

1

Урок.

Формирование навыка ответа на вопросы с использованием схемы.

11.

Зима. Составление словосочетаний.

1

Урок.

Заучивание стихотворения.

12.

Зимний лес. Ответы на вопросы по рисунку.

1

Предметно-практическая деятельность.

Построение ответных реплик.

13.

Зимой на реке. Ответы на вопросы по тексту.

1

Урок.

Заучивание стихотворения.

14.

Дикие животные зимой. Подбор слов-признаков к существительным.

1

Урок.

Формирование навыка высказывания по речевому образцу.

15.

Дикие животные зимой.  Составление словосочетаний.

1

Урок.

Формирование навыка ответа на вопросы с использованием схемы.

16.

Птицы зимой. Описание предмета  на плану.

1

Урок.

Формирование навыка ответа на вопросы с использованием схемы.

17.

Забота о зимующих птицах. Составление предложения по сюжетной картинке.

1

Урок.

Составление предложений по рисунку.

18.

Зимняя одежда и обувь. Образование слов-признаков.

1

Урок.

Формирование навыка высказывания по речевому образцу.

19.

Зимние развлечения. Ответы на вопросы по тексту.

1

Урок.

Заучивание стихотворения.

20.

Труд зимой в городе и селе. Составление предложений по рисунку.

1

Предметно-практическая деятельность.

Формирование навыка ответа на вопросы с использованием схемы.

4 четверть – __16___ часов.

1.

Я и моя семья. Составление предложений с использованием местоимений.

1

Урок.

Построение ответных реплик.

2.

Моя семья. Словосочетания.

1

Урок.

Заучивание стихотворения.

3.

Рассказ о себе. Местоимения.

1

Предметно-практическая деятельность.

Формирование навыка ответа на вопросы с использованием схемы.

4.

Домашний адрес. Употребление глаголов во множественном числе.

1

Урок.

Формирование навыка высказывания по речевому образцу.

5.

День рождения. Родительный падеж имен существительных.

1

Предметно-практическая деятельность.

Построение ответных реплик.

6.

Правила поведения в гостях и дома. Диалог.

1

Урок.

Построение ответных реплик.

7.

Все работы хороши. Родительный падеж имен существительных.

1

Урок.

Составление предложений по рисунку.

8.

Признаки весны в неживой природе. Словосочетания. Многозначные слова.

1

Предметно-практическая деятельность.

Составление предложений из словосочетаний.

9.

Признаки весны в живой природе. Согласование числительного с существительным.

1

Урок. Предметно-практическая деятельность.

Составление рассказа по схеме.

10.

Дикие животные весной. Образование слов с помощь. Приставки.

1

Предметно-практическая деятельность.

Формирование навыка высказывания по речевому образцу.

11.

Птицы весной. Один-много.

1

Урок.

Формирование навыка высказывания по речевому образцу.

12.

Растения весной. Ответы на вопросы.

1

Урок.

Построение ответных реплик.

13.

Весна в поле. Согласование имен существительных с глаголами.

1

Урок.

Составление предложений по рисунку.

14.

Труд людей весной. Глаголы. Согласование имен существительных с глаголами.

1

Урок.

Составление предложений по рисунку.

15.

Моя страна – Россия. Изменение имен-существительных по падежам (без называния).

1

Урок.

Заучивание стихотворения.

16.

Лето пришло. Словосочетания.

1

Урок.

Составление предложений по рисунку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовая методика комплексного обследования устной речи детей со сложной структурой дефекта

В данной методике представлен диагностический материал для обследования датей со сложной структурой дефекта...

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)

Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...

Рабочая программа по развитию речи 2 класс со сложной структурой дефекта.

Данная программа разработана для обучения детей со множественным нарушениями....

Доклад «Развитие устной речи у детей со сложной структурой дефекта »

У учащихся коррекционной школы 8 вида имеют место своеобразие и недостаточность общего речевого развития, которые проявляются в самых различных сторонах речевой деятельности. Их активная устная речь и...