Рабочая программа по СБО в 5 классе для детей со сложной структурой дефекта для ученика находящегося на надомном обучении.
рабочая программа (5 класс) на тему

Луковникова Галина Владимировна

Рабочая программа по СБО .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programmasbo.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

         (по  СБО)

                         УЧЕНИКА  5  «Г» КЛАССА

                          Альдикевича Евгения

Пояснительная записка.

        Данная рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  5-9 классов. Сборник 1. Под редакцией В.В. Воронковой – М.,ВЛАДОС, 2011г.

        Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся на основе личностно-ориентированного подхода, с учетом местных условий.

Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся 5-9 классов к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.

Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. Учитель, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала может использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. Весьма желательна демонстрация учебных кинофильмов, слайдов, способствующих формированию реальных образов и представлений. Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.

Следует особо обратить внимание на изучение правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ.

Беседа на занятиях по социально-бытовой ориентировке является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы.

При определении содержания и объема учебного материала, сообщаемого на занятиях, учитель должен ориентироваться на требования к знаниям и умениям учащихся, относящимся к соответствующему разделу программы, принимая во внимание, что из года в год объем, и сложность материала возрастает. Это в свою очередь определяет необходимость изменения и усложнения методов и приемов работы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения, особенно по тем разделам программы, в которых не предусмотрено проведение практических работ, например «Культура поведения», «Семья» и др. В сочетании с другими методическими приемами сюжетно-ролевые игры целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и т. п. Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т. д.).

Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные и сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы. Так, во время экскурсии на телеграф учащиеся заполняют бланки телеграмм (с помощью заранее составленных текстов).

Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. С этой целью учитель при составлении плана занятия должен продумать, в какой его части можно применить знания и умения, полученные детьми ранее. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Например, на занятиях по приготовлению пищи целесообразно вспомнить правила ухода за кухней и посудой, во время подготовки и проведения экскурсии— повторить правила поведения в общественных местах и в транспорте, предложить детям выбрать рациональный маршрут, транспортные средства и т. д. Повторение учебного материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала должно быть элементом каждого занятия.

Занятия по социально-бытовой ориентировке тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания. На занятиях по социально-бытовой ориентировке следует уделять внимание развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятия в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, диалог, обосновать вывод.

Методика работы строится в направлении личностного - ориентированного подхода к ученику , делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую деятельность самих учеников, побуждая их творчеству при выполнении задании.

Контроль и учет теоретических знаний учащегося осуществляется путем бесед, устного и письменного опроса, тестирования. Контрольные работы проводиться по пройденным темам в конце каждой четверти.

Общее количество часов по программе:

5 класс — 31 ч;

Тематическое планирование по социально-бытовой ориентировке

                                                                1 четверть

                                Темы уроков

Кол-во

часов

                               Личная гигиена.

1

Зарядка, физкультура, спорт. Польза физических упражнений.

1

2

Чистые руки- залог здоровья! Правила мытья рук. Уход за руками. Практическое занятие.

1

3

Правила и порядок умывания лица и шеи. Средства для умывания. Практическое занятие.

1

4

Правила ухода за зубами. Предметы и средства ухода за ними. Практическое занятие.

1

5

Чистка ушей и носа. Предметы ухода за ушами и носом. Правила пользования ими. Практическое занятие.

1

6

Уход за волосами. Расчесывание волос. Предметы для расчесывания волос.

1

7

Нижнее белье. Постельное белье. Название и назначение. Смена постельного белья.

1

8

Повторение пройденного материала 1 четверти.

1

Итого за 1 четверть

8

2 четверть

                                  Темы уроков

Кол-во

часов

                               Одежда и обувь

9

История одежды. Инструменты для пошива одежды.

1

10

Назначение одежды.  Виды одежды. Сезонная одежда. Виды и назначение. Специальная одежда.

1

11

Уход за одеждой. Предметы и средства ухода за одеждой.

1

12

Ручная стирка белья. Средства и предметы стирки белья.

1

13

Обувь. Виды и назначение.

1

14

Принадлежности для ухода за кожаной , резиновой обувью, за мокрой и грязной обувью.

1

15

Повторение пройденного материала за 2 четверть.

1

Итого за 2 четверть

7

                                             

3 четверть

                                  Темы уроков

Кол-во

часов

                                 Транспорт.

16

Виды транспорта по способу передвижения.

1

17

Наземный транспорт. Назначение пассажирского и грузового транспорта. Назначение специального транспорта.

1

18

Легковой и спортивный транспорт. Городской транспорт. Их назначение.

1

19

Правила дорожного движения. Дорожные знаки. Пешеходные переходы. Светофор.

1

                                                        Торговля.

20

Виды магазинов. Их назначение.

1

21

Продуктовый магазин и его отделы. Товары-продукты.

1

22

Стоимость и цена товара. Порядок приобретения товара. Срок годности  продуктов.

1

23

Работники магазина . Игра «МАГАЗИН».

1

24

Продовольственный магазин.

1

Итого за 3 четверть

9

                                  Темы уроков

Кол-во

часов

                                        Семья

25

Состав семьи. Отношения в семье. Традиции семьи.

1

                                 Жилище

26

История появления жилища.

1

27

Виды жилья: частный дом, квартира, комната.

1

28

Виды жилых комнат. Подсобные помещения. Их назначенине.

1

29

Уборка помещения. Инвентарь и принадлежности для уборки.

1

30

Организация рабочего места школьника.

1

31

Повторение пройденного материала за 4 четверть.

1

Итого за 4 четверть

7

                                                            4 четверть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению 2 класс со сложной структурой дефекта.

Данная программа составлена для детей с умеренными нарушениями интеллекта со сложной структурой дефекта....

Рабочая программа по письму 2 класс со сложной структурой дефекта.

Данная программа составлена для учеников с умеренным нарушением интеллекта со сложной структурой дефекта....

Рабочая программа по математике 2 класс со сложной структурой дефекта.

Данная программа составлена для обучения детей со сложной структурой дефекта....

Рабочая программа по самообслуживанию 2 класс со сложной структурой дефекта.

Данная программа составлена для обучения детей со сложной структурой дефекта....

Адаптированная рабочая программа по математике для учащихся со сложной структурой дефекта 9 класс

Рабочая программа  составлена на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью. В основу адаптации  положены рекомендации, данные ...

Рабочая программа по ЧТЕНИЮ в 5 классе для детей со сложной структурой дефекта находящегося на надомном обучении.

Рабочая программа по чтению в 5 классе для детей со сложной структурой дефекта находящегося на надомном обучении....