Рабочая программа по математике 2 класс со сложной структурой дефекта.
рабочая программа на тему

Анфиногенова Валентина Борисовна

Данная программа составлена для обучения детей со сложной структурой дефекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx39.41 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по математике

для  детей со сложной структурой дефекта

2 класс

Составитель:

Анфиногенова В.Б.

учитель-дефектолог

первой квалификационной категории

Зеленоград, 2014 г.

Содержание

  1. Паспорт рабочей программы………………………………………………………………….
  2. Пояснительная записка рабочей программы……………………………………..
  3. Содержание программы……………………………………………………………………….
  4. Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса……………….

Паспорт рабочей программы.

Тип программы: программа специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы: для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.

Категория обучающихся: обучающиеся со сложной структурой дефекта 2 класса.

Сроки освоение программы: 1 год.

Форма обучения: очная.

Формы контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий, контрольная работа.

МАТЕМАТИКА

Пояснительная записка.

У детей со сложной структурой дефекта очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету. У таких детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет, с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для большинства из них недоступен, поэтому в процессе обучения счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые прежде всего явились бы действенными, практически ценными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности.

Обучение математике детей со сложной структурой дефекта должно быть организовано на практической, наглядной основе, обеспечено соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся, а также важно проведение экскурсий , дидактических игр, наблюдений.

На уроках математики учащиеся считают различные предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и символами бумажных денег. Кроме этого, дети знакомятся мерами длины, массы, времени, стоимости, объема, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры.

Занятия на уроках практического счета продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами: чтением, письмом, предметно-практической деятельностью, рисованием, трудом и носят практическую направленность.

В процессе обучения математике детей со сложной структурой дефекта, используются следующие методы и приемы:

- совместные действия детей и взрослого;

- действия по подражанию действиям учителя;

- действия по образу, по словесной инструкции;

- приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов;

- элементарные счетные действия с множествами предметов, тактильного и зрительного восприятия;

- воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений цифр;
- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога формы, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;

- соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями;

- подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня с целью формирования временных представлений;

- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств, для последующего более точного использования в процессе математической деятельности.

Цель:

  • дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.

Задачи:

  • через обучение математике повышать уровень общего развития учащихся и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;
  • развивать речь учащихся, обогащать её математической терминологией;
  • воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, доводить начатое дело до завершения.

Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения:

  • о направлениях движения;
  • выделять отдельные предметы из группы;
  • группировать предметы по образцу и словесной инструкции;
  • геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
  • проводить группировку по заданному признаку;
  • выделять один и много предметов по подражанию и словесной инструкции;
  • определять количество предметов;
  • группировать предметы по двум признакам по образцу;
  • использовать прием наложения;  
  • понимать понятия «столько-сколько»;
  • сравнивать два предметных множества, используя приемы наложения и приложения;
  • преобразовывать предметные множества путем уменьшения, увеличения и уравнивания их количества;
  • тактильно обследовать предметы;
  • устанавливать равенство групп предметов разного размера.
  • выполнять действия по подражанию, словесной инструкции;
  • определять  части суток;
  • соотносить  число, цифру и количество предметов;
  • обозначать количество предметов цифрой;  
  • отсчитывать предметы по подражанию и словесной инструкции;
  • сравнивать предметные множества и обозначать цифрой;
  • записывать и решать примеры на сложение и вычитание;
  • решать по картинке простые задачи;
  • обводить по трафарету и чертить по точкам изученные геометрические фигуры;
  • выполнять штриховку фигур по образцу и словесной инструкции.

По базисному учебному плану общего образования детей со сложной структурой дефекта на математику во 2 классе отведено:

  • в неделю – 3 часа.
  • за год – 102 часа.

        

Тематическое  планирование по математике 2”Б” класса. (102 часа)

урока

Тема.

Кол-во

часов

Проверочные работы.

Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения.

I четверть (27 часов)

Знать и уметь:

  • о направлениях движения;
  • выделять отдельные предметы из группы;
  • группировать предметы по образцу и словесной инструкции;
  • геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
  • проводить группировку по заданному признаку;
  • выделять один и много предметов по подражанию и словесной инструкции;
  • определять количество предметов;
  • группировать предметы по двум признакам по образцу;
  • использовать прием наложения;  
  • понимать понятия «столько-сколько»;
  • сравнивать два предметных множества, используя приемы наложения и приложения;
  • преобразовывать предметные множества путем уменьшения, увеличения и уравнивания их количества;
  • тактильно обследовать предметы;
  • устанавливать равенство групп предметов разного размера.
  • выполнять действия по подражанию, словесной инструкции;
  • определять  части суток;
  • соотносить  число, цифру и количество предметов;
  • обозначать количество предметов цифрой;  
  • отсчитывать предметы по подражанию и словесной инструкции;
  • сравнивать предметные множества и обозначать цифрой;
  • записывать и решать примеры на сложение и вычитание;
  • решать по картинке простые задачи;
  • обводить по трафарету и чертить по точкам изученные геометрические фигуры;
  • выполнять штриховку фигур по образцу и словесной инструкции.

1

Цвет, назначение предметов.

1

2

Сравнение предметов по величине.

1

3

Круг.

1

4

Сравнение предметов по длине.

1

5

Треугольник.

1

6

Сравнение предметов по ширине.

1

7-9

Расположение предметов в пространстве.

3

10

Квадрат.

1

11

Сравнение предметов по высоте.

1

12

Сравнение предметов по глубине.

1

13

Последовательность предметов: первый – последний, крайний, после, следом, следующий за».

1

14

Сравнение предметов по толщине.

1

15

Сравнение предметов по весу.

1

16

Быстро – медленно.

1

17

Временные представления. Сутки: утро, день вечер, ночь.

1

18

Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день.

1

19

Много – мало, несколько.

1

20

Один – много, ни одного.

1

21

Больше – меньше.

1

22

Столько же, одинаковое (равное) количество.

1

23-24

Счёт в пределах 5.

2

25-26

Контрольная работа. Работа над ошибками.

2

27

Повторение пройденного материала I четверти.

1

II четверть (21 час)

28

Число и цифра 1. Шар.

1

29

Число и цифра 2. Куб.

1

30

Примеры. Знак равенства. Знак «+».

1

31-32

Примеры на сложение.

2

33-34

Понятие о парах предметов.

2

35-36

Примеры на вычитание. Знак «-».

2

37

Монеты и их счёт.

1

38-39

Задача. Задачи на сложение.

2

40-41

Задачи на вычитание.

2

42

Число и цифра 3.

1

43-44

Понятие об обратном счёте.

1

45-46

Примеры на сложение и вычитание.

2

47-48

Контрольная работа. Работа над ошибками.

2

49

Повторение пройденного материала.

1

III четверть (30 часов)

50-51

Сравнение чисел.

2

52-53

Состав числа 3.

2

54-56

Арифметическое действие – сложение. Переместительное свойство сложения.

3

57-58

Арифметическое действие – вычитание.

2

59-60

Решение задач на сложение и вычитание.

2

61-63

Закрепление пройденного материала. Решение примеров и задач.

3

64-65

Число и цифра 4.

2

66-67

Обратный счёт.

2

68-69

Сравнение чисел.

2

70-71

Состав числа 4.

2

72-73

Решение примеров с «окошками».

2

74-75

Решение задач.

2

76

Брус.

1

77-78

Контрольная работа. Работа над ошибками.

2

79

Повторение пройденного материала III четверти.

1

IV четверть (24 часа)

80-81

Число и цифра 5.

2

82

Обратный счёт.

1

83-84

Примеры на сложение и вычитание.

2

85-86

Сравнение чисел.

2

87-88

Решение примеров с пропущенным числом.

2

89-90

Состав числа 5.

2

91-93

Решение примеров на сложение с делением на единицы.

3

94-96

Решение примеров на вычитание с делением на единицы.

3

97-99

Закрепление пройденного материала. Решение примеров и задач.

3

100-101

Контрольная работа. Работа над ошибками.

2

102

Повторение пройденного материала.

2

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного

процесса

Основная литература

  1. Математика, 1 класс, Алышева Т.В., Просвещение, 2014 г.
  2. Наглядные и дидактические пособия.

Дополнительная литература

  1. Математика. Рабочая тетрадь (в 2-х частях). Алышева Т.В., Просвещение, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы по обучению детей со сложной структурой дефекта

программы : счет,рисование и лепка,живой мир,грамота 2-ой год обучения...

Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) по предмету «Мир растений» 9 класс

Программа учебного курса обеспечивает активизацию познавательной деятельности                    и развитие речи в единстве с непосредственным наблюде...

Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) по предмету «Мир животных» 9 класс

             При изучении курса «Мир животных» расширяются представления детей со сложной структурой дефекта о разнообразие животного мира Земли,проводится зн...

Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) по предмету «Человек» 9- 10 класс

Как образовательная область предмета "Человек" для детей со сложной структурой дефекта весьма значима в плане их социальной адаптации. Содержание программы предусматривает сообщение элементарных сведе...

Рабочая программа (адаптирована для учащихся со сложной структурой дефекта) по предмету «Человек и общество» 10 класс 2012 – 2013 уч. г.

Цель данного курса - создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности в конкретных жизненных ситуациях, создающей основу безболезненной интеграции...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 6 класса со сложной структурой дефекта

У детей со сложной структурой дефекта очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету. У таких детей не во...