Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 6 класса со сложной структурой дефекта
рабочая программа по математике (6 класс) на тему

Овчинникова Ольга Валентиновна

У детей со сложной структурой дефекта очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету. У таких детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет, с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для большинства из них недоступен, поэтому в процессе обучения счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые прежде всего явились бы действенными, практически ценными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_matematike_6_klass.docx38.72 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа № 854»

отделение для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

«Рассмотрена»  

на заседании МО

Протокол №19

от «07» мая 2018г.

«Принята»

 на педагогическом совете

Протокол №19

от «07» мая 2018г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ

Школа № 854

___________А.В. Курсаков

Рабочая программа

по учебному предмету «Математика»

для обучающихся  6 класса

со сложной структурой дефекта

Разработана на основе Программы специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида: подготовительный,  1-4 классы  

под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, 7-е издание

Составитель:

Овчинникова О.В.

учитель

высшей квалификационной категории

Москва 2018г.

Паспорт рабочей программы.

Тип программы:  программа специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.

Статус программы:  рабочая программа учебного курса.

Назначение программы:  для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.

Категория обучающихся:  обучающиеся со сложной структурой дефекта 6 класса.

Сроки усвоения программы:  1 год.

Форма обучения:  очная.

Формы контроля:  письменный, устный  фронтальный, устный индивидуальный, текущий, контрольная работа.

Статус документа.

Настоящая программа разработана  на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью".
  • Московского регионального базисного  учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида.
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1-4 классы,  под редакцией В.В. Воронковой, « Просвещение» 2013 год.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся со сложной структурой дефекта.
  • Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Пояснительная записка

У детей со сложной структурой дефекта очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету. У таких детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет, с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для большинства из них недоступен, поэтому в процессе обучения счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые прежде всего явились бы действенными, практически ценными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности.

Обучение математике детей со сложной структурой дефекта должно быть организовано на практической, наглядной основе, обеспечено соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся, а также важно проведение экскурсий, дидактических игр, наблюдений.

На уроках математики учащиеся считают различные предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и символами бумажных денег. Кроме этого, дети знакомятся с мерами длины, времени, стоимости, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры.

Занятия на уроках практического счета продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами: чтением, письмом, социально-бытовой ориентировкой, рисованием, трудом и носят практическую направленность.

В процессе обучения математике детей со сложной структурой дефекта, используются следующие методы и приемы:

- совместные действия детей и взрослого;

- действия по подражанию действиям учителя;

- действия по образу, по словесной инструкции;

- приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов;

- элементарные счетные действия с множествами предметов, тактильного и зрительного восприятия;

- воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений цифр;
- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога формы, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;

- соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями;

- подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня с целью формирования временных представлений;

- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств, для последующего более точного использования в процессе математической деятельности.

Цель: дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в социальную сферу и трудовую деятельность.

Задачи:

  • через обучение математике повышать уровень общего развития учащихся и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;
  • развивать речь учащихся, обогащать её математической терминологией;
  • воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, доводить начатое дело до завершения.

Содержание

  • Повторение материала 5-го класса.
  • Счет в пределах 10. Образование и запись чисел первого десятка.
  • Сложение и вычитание в пределах 10, решение примеров, работа со счетами, аббаком и калькулятором.
  • Меры стоимости.
  • Решение задач на нахождение суммы и остатка, без записи условия задачи.
  • Геометрический материал. Отрезок. Меры длины – сантиметр.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Числа и цифры от 1 до 5.

1

2

Числа и цифры от 1 до 5.

1

3

Состав числа.

1

4

Состав числа.

1

5

Сравнение чисел в пределах 5.

1

6

Сравнение чисел в пределах 5.

1

7

Свойства числового ряда.

1

8

Свойства числового ряда.

1

9

Решение примеров.

1

10

Решение примеров.

1

11

Решение примеров.

1

12

Решение задач.

1

13

Решение задач.

1

14

Решение задач.

1

15

Проверочная работа.

1

16

Монеты и их счёт (1р, 2р, 5р).

1

17

Монеты и их счёт (1р, 2р, 5р).

1

18

Монеты и их счёт (1р, 2р, 5р).

1

19

Монеты и их счёт (1р, 2р, 5р).

1

20

Построение геометрических фигур с помощью линейки.

1

21

Построение геометрических фигур с помощью линейки.

1

22

Число и цифра 0.

1

23

Примеры на сложение с нулем.

1

24

Примеры на сложение с нулем.

1

25

Примеры на вычитание с остатком 0.

1

26

Примеры на вычитание с остатком 0.

1

27

Сравнение чисел с нулем.

1

28

Решение задач на сложение с нулем.

1

29

Решение задач на вычитание с остатком 0.

1

30

Решение задач на вычитание с остатком 0.

1

31

Числа и цифры от 6 до 9.

1

32

Числа и цифры от 6 до 9.

1

33

Состав числа.

1

34

Состав числа.

1

35

Сравнение чисел в пределах 9.

1

36

Сравнение чисел в пределах 9.

1

37

Свойства числового ряда.

1

38

Свойства числового ряда.

1

39

Решение примеров.

1

40

Решение примеров.

1

41

Решение примеров.

1

42

Решение задач.

1

43

Решение задач.

1

44

Решение задач.

1

45

Проверочная работа.

1

46

Отрезок.

1

47

Отрезок.

1

48

Построение отрезка от заданной точки.

1

49

Построение отрезка от заданной точки.

1

50

Построение отрезка от заданной точки.

1

51

Мера длины. Сантиметр.

1

52

Мера длины. Сантиметр.

1

53

Мера длины. Сантиметр.

1

54

Десяток.

1

55

Десяток.

1

56

Десяток.

1

57

Десяток.

1

58

Число 10.

1

59

Число 10.

1

60

Числовой ряд 1-10, 10-1.

1

61

Состав числа 10.

1

62

Состав числа 10.

1

63

Состав числа 10.

1

64

Сравнение чисел в пределах 10.

1

65

Сравнение чисел в пределах 10.

1

66

Сравнение чисел в пределах 10.

1

67

Сравнение чисел в пределах 10.

1

68

Решение примеров в пределах 10.

1

69

Решение примеров в пределах 10.

1

70

Решение примеров в пределах 10.

1

71

Решение примеров в пределах 10.

1

72

Решение примеров в пределах 10.

1

73

Решение примеров в пределах 10.

1

74

Решение задач в пределах 10.

1

75

Решение задач в пределах 10.

1

76

Решение задач в пределах 10.

1

77

Решение задач в пределах 10.

1

78

Проверочная работа.

1

79

Меры стоимости. Рубли, копейки.

1

80

Меры стоимости. Рубли, копейки.

1

81

Меры стоимости. Рубли, копейки.

1

82

Меры стоимости. Рубли, копейки.

1

83

Число 11.

1

84

Число 11.

1

85

Число 11.

1

86

Число 11.

1

87

Число 12.

1

88

Число 12.

1

89

Число 12.

1

90

Число 12.

1

91

Число 13.

1

92

Число 13.

1

93

Число 13.

1

94

Число 13.

1

95

Число 14.

1

96

Число 14.

1

97

Число 14.

1

98

Число 14.

1

99

Число 15.

1

100

Число 15.

1

101

Число 15.

1

102

Число 15.

1

103

Контрольная работа.

1

104

Работа над ошибками.

1

105

Повторение.        

1

Итого за год

105 часов

Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения.

  • о направлениях движения;
  • выделять отдельные предметы из группы;
  • группировать предметы по образцу и словесной инструкции;
  • геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
  • определять количество предметов;
  • понимать понятия «столько – сколько »;
  • сравнивать два предметных множества, используя приемы наложения и приложения;
  • преобразовывать предметные множества путем уменьшения, увеличения и уравнивания их количества;
  • выполнять действия по подражанию, словесной инструкции;
  • соотносить  число, цифру и количество предметов;
  • отсчитывать предметы по подражанию и словесной инструкции;
  • сравнивать предметные множества и обозначать цифрой;
  • записывать и решать примеры на сложение и вычитание;
  • решать по картинке простые задачи;
  • чертить по точкам геометрические фигуры;
  • строить отрезок от заданной точки, по заданной длине.

По базисному учебному плану общего образования детей со сложной структурой дефекта на математику в 6 классе отведено:

  • в неделю – 3 часа.
  • за год – 105 часов.

Учебно-методическое обеспечение

Учебники:

  1. Алышева Т.В., «Математика» 1 класс, в 2 частях, Просвещение, 2014 г.
  2. Татьяна Алышева,  Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях. ФГОС ОВЗ Просвещение, 2017 г.

Методические пособия для учителя:

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс,  1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013г.
  • М.Н. Перова «Методика преподавания математики во вспомогательной школе». Владос, 2011г.

Печатные пособия: комплект наглядных материалов для организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы: касса цифр, цифры на магнитах, лента цифр; предметные картинки; обучающие таблицы; Раздаточный материал: разрезные кассы цифр; счёты; абаки; калькуляторы; набор «Учись считать»; шаблоны  и трафареты геометрических фигур, линейки; монетная касса.

Экранно-звуковые пособия: презентации по темам учебного предмета.

Учебно - практическое оборудование:

  • игровой материал для сюжетных дидактических игр;
  • модели и натуральный ряд: муляжи фруктов и овощей;
  • натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки

Технические средства обучения – ноутбук, экранно-звуковые пособия  (мультфильмы).

Интернет ресурсы:

http://nsportal.ru/,

 http://infourok.ru/,

http://www.uchportal.ru/,

http://pedsovet.su/,

http://www.razvitierebenka.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету математика, 5 класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету математика составлена для обучающихся 5 класса с ОВЗ. Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание программы, требования к ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» 5 класс VIII вида.

Адаптированная рабочая программа для учащихся 5 класса коррекционной общеобразовательй школы  VIII  вида....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» 6 класс, VIII вида

Адаптированная рабочая программа для учащихся 6 класса коррекционной общеобразовательй школы  VIII  вида....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» 8 класс VIII вида.

Адаптированная рабочая программа для учащихся 8 класса коррекционной общеобразовательной школы  VIII  вида....

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету МАТЕМАТИКА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 КЛАСС

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена для обучающихся 3 класса на основе учебного плана для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы дл...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Математика" 5-6 классы

Рабочая программа основного общего образования по математика адаптирована для обучающихся с задержкой психического развития и составлена на основе требований ФГОС, материалов к проектированию АООП ООО...