Рабочая программа по чтению 2 класс со сложной структурой дефекта.
рабочая программа на тему

Анфиногенова Валентина Борисовна

Данная программа составлена для детей с умеренными нарушениями интеллекта со сложной структурой дефекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx38.9 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по чтению

для  детей со сложной структурой дефекта

2 класс

Составитель:

Анфиногенова В.Б.

учитель-дефектолог

первой квалификационной категории

Зеленоград, 2014 г.

Содержание

  1. Паспорт рабочей программы………………………………………………………………….
  2. Пояснительная записка рабочей программы……………………………………..
  3. Содержание программы……………………………………………………………………….
  4. Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса……………….

Паспорт рабочей программы.

Тип программы: программа специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы: для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.

Категория обучающихся: обучающиеся со сложной структурой дефекта 2 класса.

Сроки освоение программы: 1 год.

Форма обучения: очная.

Формы контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий, контрольная работа.

ЧТЕНИЕ

Пояснительная записка.

Чтение является сложным видом интеллектуальной деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей со сложной структурой дефекта.        

С учетом индивидуальных возможностей часть детей овладевает простейшими навыками  чтением, а часть – это дети безречевые. Данные дети (безречевые), у которых не формируются предпосылки к овладению чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. В связи с этим порядок изучения звуков и букв планируется учителем-дефектологом в соответствии с индивидуальными познавательными и произносительными возможностями каждого воспитанника.  

Из-за неоднородности детей с тяжелыми нарушениям интеллекта, материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе учащихся.

Обучение чтению детей со сложной структурой дефекта ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности воспитанников, прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по усвоению соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).

Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках грамоты широко используются такие дидактические пособия, как фишки, разрезная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.

В этот период у учащихся формируется звукобуквенный анализ и синтез как основа овладения чтением. Материалом обучения являются звуки и буквы, слоговые структуры. В программе предложена примерная последовательность изучения букв. Порядок изучения звуков, букв и слоговых структур может быть изменен, т.к  необходимо, чтобы  он был более доступным и учитывал особенности аналитико-синтетической стороны деятельности   умственно отсталых детей. Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное отчетливое произнесение, различение в сочетании с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков, последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур.                        

Буква изучается в определенной последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов их расположения, сравнение с другими, ранее изученными буквами.  Важным моментом является соотнесение звука и буквы.                            

Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му) требующие особого внимания при обучении слитному их чтению.                                  

Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.    

II этап букварного периода: 

  • Повторение пройденных звуков и букв.
  • Изучение новых: с, х, ш, л, н, ы, р.
  • Образование открытых и закрытых слогов из вновь изученных звуков и букв, чтение этих слогов протяжно и, по возможности, слитно.
  • Составление из букв разрезной азбуки и чтение из двух усвоенных слоговых структур, а также предложений из двух слов.
  • Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога.                                                                                                                            

Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения.

1 группа (частично говорящие):  

  • выделение звука из речи с помощью педагога ( а, у, о, м – 1-ый год обучения; с, х, ш, л, н, ы, р – 2-ой год обучения);
  • правильное и отчетливое произнесение (по мере возможности) их в изолированной позиции с помощью педагога;
  • различение их в сочетании с другими звуками на основе произнесения педагогом;
  • различие их в начале или в конце слова (в зависимости от того в каком положении этот звук легче  выделяется) с помощью педагога;
  • дифференциацию смешиваемых звуков с помощью педагога;
  • находить из предложенных букв изученные  и называть их с помощью педагога ( а, у, о, м – 1-ый год обучения; с, х, ш, л, н, ы, р – 2-ой год обучения);
  • образовывать из усвоенных звуков и букв  слоги, слова, сравнивать их с помощью педагога;
  • составлять слова из букв разрезной азбуки слоги-слова, затем обратные слоги, после этого прямые слоги с помощью учителя;
  • стараться произносить совместно с учителем звуки, слоги, слова;
  • читать составленные слоги, слова совместно с педагогом с протяжным произношением;
  • читать совместно с педагогом,  по мере возможности и самостоятельно односложные и двусложные слова с пройденными звуками;
  • работать с книгой: рассматривать иллюстрации и читать совместно с педагогом по «Букварю».      

2 группа (безречевые):          

  • показывать предметную картинку, в названии предмета, изображенного на ней, есть требуемый   звук;
  • на основе произношения педагога находить из предложенных букв изученные ( а, у, о, м – 1-ый год обучения; с, х, ш, л, н, ы, р – 2-ой год обучения);
  • составлять совместно с педагогом и на основе его произношения слова из букв разрезной азбуки слоги-слова, затем обратные слоги, после этого прямые слоги;
  • стараться произносить совместно с учителем звуки, слоги, слова;
  • работать с книгой («Букварь»): рассматривать иллюстрации.

По базисному учебному плану общего образования детей со сложной структурой дефекта на чтение во 2 классе отведено:

  • в неделю – 3 часа.
  • за год – 102 часа.

Тематическое  планирование по чтению 2 класса. (102 часа)

урока

Тема.

Кол-во

часов

Проверочные работы.

Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения.

I четверть (27 часов)

Знать:  

  • различия неречевых и речевых звуков;
  • понятие звук и часть слова;
  • понятие слово и предложение;
  • изученные звуки и буквы: А, О, У, М, С, Х, Л, Н, ы, Р.

 Уметь:

  • выполнять простые поручения по словесному заданию;
  • внятно выражать свои просьбы и желания;
  • слушать сказки и простые короткие рассказы (без скрытого смысла) в устной передаче учителя или в аудиозаписи;
  • разучивать короткие и понятные стихи;
  • называть слова по предметным картинкам, соотносить их с натуральным объектом;
  • правильно и отчетливо (по мере возможности) повторять звуки, звукоподражания, слова, короткие фразы;
  • делить простое предложение на слова, слова на слоги;
  • воспроизводить трехбуквенные слова, отличающиеся одним звуком, двухсложные слова отличающиеся одним слогом;
  • различать звуки на слух и в собственном произношении, определять место звука в словах в различных позициях (в начале и конце слова);
  • выделять из слов гласные и согласные звуки  А, О, У, М, С, Х, Л, Н, ы, Р;
  • различать их в словах (узнавание, называние слов, в которых данный звук имеется);
  • образовывать и прочитывать прямые и обратные слоги и слова;
  •  проводить звукобуквенный анализ слогов и слов с помощью учителя.

1

Различение неречевых звуков: имитация, соотнесение звука с его источником.

1

2

Развитие речевого слуха. Звуки речи.   Различение речевых звуков.

1

3-4

Слово. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного - двух слогов.

2

5

Гласный звук. Определение гласного звука из звукового потока.

1

6-7

Гласные звуки [а], [о], [у]. Выделение в слове гласных звуков [а], [о], [у] в сильной позиции.

2

8-9

Звук [м] - согласный звук.   Определение согласного звука из звукового потока. Называние (показ) слов с выделением  звука [м] по предъявленным предметным картинкам.

2

10-11

Гласные звуки и буквы А, О, У. Работа с разрезной азбукой. Чтение слияния гласных. Ао, Оа, Ау, Оу, Уа, Уо.

2

12-13

Согласный звук [М]. Буква М, м.

2

14

Нахождение изученных буквы среди других букв и символов.

1

15-16

Работа с разрезной кассой. Составление и чтение слогов и слов с буквой М, м.

2

17-18

Послоговое чтение односложных и двусложных слов с изученными буквами по следам ЗБА.

2

19-20

Звук [с] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение.

2

21

Согласный звук [с]. Буква С, с.  Конструирование буквы из палочек. Нахождение буквы среди других букв.

1

22-23

Называние (показ) слов с выделением  звука [с] по предъявленным предметным картинкам.

2

24-25

Называние (показ) слов по предметным картинкам с изученными звуками.  

2

26-27

Повторение пройденного материала I четверти.

2

II четверть (21 час)

28-29

Послоговое чтение односложных и двусложных слов с изученными буквами по следам ЗБА.

2

30

Звук [с] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение.

1

31

Согласный звук [с]. Буква С, с. Нахождение буквы среди других букв.

1

32

Называние (показ) слов с выделением  звука [с] по предъявленным предметным картинкам.

1

33-35

Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов с буквой С, с.

3

36

Звук [х] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение.

1

37

Согласный звук [х]. Буква Х, х.  Конструирование буквы из палочек. Нахождение буквы среди других букв.

1

38

Называние (показ) слов с выделением  звука [х] по предъявленным предметным картинкам.

1

39

Называние (показ) слов по предметным картинкам с изученными звуками.  

1

40

Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквой Х, х.

1

41

Звук [ш] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение.

1

42

Согласный звук [ш]. Буква Ш, ш.  Конструирование буквы из палочек. Нахождение буквы среди других букв.

1

43

Называние (показ) слов с выделением  звука [ш] по предъявленным предметным картинкам.

1

44-45

Называние (показ) слов по предметным картинкам с изученными звуками.  

2

46-48

Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов с буквой Ш, ш.

3

III четверть (30 часов)

49-52

Послоговое чтение односложных и двусложных слов с изученными буквами по следам ЗБА.

4

53-54

Звук [л] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение.

2

55-56

Согласный звук [л]. Буква Л, л.  Конструирование буквы из палочек. Нахождение буквы среди других букв.

2

57-58

Называние (показ) слов с выделением  звука [л] по предъявленным предметным картинкам.

2

59-60

Называние (показ) слов по предметным картинкам с изученными звуками.  

2

61-62

Составление и чтение слогов с буквой Л.

2

63-66

Послоговое чтение односложных и двусложных слов с изученными буквами по следам ЗБА.

4

67-68

Составление предложений по картинке.

2

69-70

Звук [н] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение.

2

71-72

Согласный звук [н]. Буква Н,н.  Конструирование буквы из палочек. Нахождение буквы среди других букв.

2

73-74

Называние (показ) слов с выделением  звука [н] по предъявленным предметным картинкам.

2

75-76

Называние (показ) слов по предметным картинкам с изученными звуками.  

2

77-78

Составление и чтение слогов и слов с буквой Н.

2

IV четверть (24 час)

79-80

Послоговое чтение односложных и двусложных слов с изученными буквами по следам ЗБА.

2

81

Звук [ы] - гласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение.

1

82

Гласный звук [ы]. Буква Ы.  Конструирование буквы из палочек. Нахождение буквы среди других букв.

1

83

Называние (показ) слов с выделением  звука [ы] по предъявленным предметным картинкам.

1

84

Называние (показ) слов по предметным картинкам с изученными звуками.  

1

85-86

Составление и чтение слогов с буквой Ы.

2

87-88

Послоговое чтение односложных и двусложных слов с изученными буквами по следам ЗБА.

2

89-90

Звук [р] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение.

2

91

Согласный звук [р]. Буква Р,р.  Конструирование буквы из палочек. Нахождение буквы среди других букв.

1

92-93

Называние (показ) слов с выделением  звука [р] по предъявленным предметным картинкам.

2

94-95

Называние (показ) слов по предметным картинкам с изученными звуками.  

2

96-98

Составление и чтение слогов и слов с буквой Р.

3

99-102

Послоговое чтение односложных и двусложных слов с изученными буквами по следам ЗБА.

4

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного

процесса

Основная литература

  1. Букварик (подготовительный класс), Лещинская Т.Л., Владос, 2005г.
  2. Наглядные и дидактические пособия.

Дополнительная литература

  1. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова; Просвещение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы по обучению детей со сложной структурой дефекта

программы : счет,рисование и лепка,живой мир,грамота 2-ой год обучения...

Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) по предмету «Мир растений» 9 класс

Программа учебного курса обеспечивает активизацию познавательной деятельности                    и развитие речи в единстве с непосредственным наблюде...

Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) по предмету «Мир животных» 9 класс

             При изучении курса «Мир животных» расширяются представления детей со сложной структурой дефекта о разнообразие животного мира Земли,проводится зн...

Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) по предмету «Человек» 9- 10 класс

Как образовательная область предмета "Человек" для детей со сложной структурой дефекта весьма значима в плане их социальной адаптации. Содержание программы предусматривает сообщение элементарных сведе...

Рабочая программа (адаптирована для учащихся со сложной структурой дефекта) по предмету «Человек и общество» 10 класс 2012 – 2013 уч. г.

Цель данного курса - создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности в конкретных жизненных ситуациях, создающей основу безболезненной интеграции...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение » для обучающихся 6 класса со сложной структурой дефекта

Чтение является сложным видом интеллектуальной деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей со сложной структурой дефекта....