СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОГО ЦЕНТРА
статья на тему

Домнинский Александр Евгеньевич

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОГО ЦЕНТРА

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОГО ЦЕНТРА

Происходящие в обществе резкие изменения ценностных ориентаций, падение нравственного и культурного уровня, психологическая дезадаптация значительной         части населения негативно сказываются на процессе социализации детей и подростков. Растущие масштабы асоциального поведения взрослых стимулируют развитие аналогичных деструктивных процессов и в детской среде. Деформации и разлад детско-родительских отношений, неразвитость чувства ответственности за судьбу своего ребенка, комплекс ряда других значимых неблагоприятных факторов повлекли за собой крайне тревожный рост масштабов социального сиротства, появления новых его характеристик.

Разнохарактерные кризисные явления и недуги, поразившие сотни тысяч семей (нарушения их структуры и функций; рост числа числа разводов и количества неполных семей; асоциальный образ жизни многих семей; ухудшение условий содержания детей; физические и психо-эмоциональные перегрузки родителей, их невротизация, сужение сферы позитивного взаимодействия родителей и детей, распространение жестокого обращения с детьми в семьях; отсутствие адекватных законодательных мер по защите детей от насилия) крайне негативно сказываются на социальном развитии, поведенческом характере, нравственно-эмоциональном развитии детей. Прочно  укоренившийся в общественном сознании миф о том, что никто лучше государства не решит проблемы детей и семьи, стал во многом причиной глобальной недооценки многими родителями, медиками, социальными работниками, чиновниками острейшей необходимости семьи для нормального развития ребенка.

Социальное сопровождение семьи - один из компонентов профилактической работы, направленной на содействие социальной реабилитации, профилактике негативных проявлений, девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетнего, предотвращения насилия в семье и социальном окружении.

Социальный патронат-система мер, направленных на реабилитацию биологической семьи, нуждающейся в защите государства или находящейся в социально-опасном положении.

Служба сопровождения семьи – межведомственная служба, состоящая из специалистов учреждений разных ведомств, осуществляющих психолого – медико – педагогическую и социальную деятельность по работе с семьей и детьми.

Социальный патронат семьи устанавливается прежде всего для создания благоприятных условий в семье  для воспитания и полноценного развития детей. В качестве своего основного клиента патронат рассматривает всю семью в целом как единую систему, а ребенка- как её неотъемлемую часть.

Одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбы детей, является рост числа разводов. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы.

Принципы построения системы профилактики семейного неблагополучия

- Государственная поддержка, всемерное укрепление статуса социально здоровой семьи, воспитывающей достойное подрастающее поколение.

- Обеспечение государством социально-экономических гарантий российской семье

- Социальное партнерство государства и общества.

- Межведомственная координация.

-Развитие инновационной деятельности в сфере социальных услуг для населения, осуществляемой  организациями всех форм собственности.

- Комплексная поддержка семьи, защита прав и интересов детей, обеспечение права ребенка на воспитание в семье, формирование ответственного родительства.

- Раннее выявление и своевременная адресная помощь проблемным, кризисным семьям, отработка реабилитационных программ для проблемных, кризисных, асоциальных семей,  отработка механизмов превентивного и социального патроната, как профилактических мер, направленных на предотвращение социального сиротства и деградации семьи, адресное взаимодействие представителей различных ведомств и структур, объединенных одной задачей и целью.

- Формирование представлений о  ценности здорового образа жизни у детей, подростков, молодежи, влияния на создание семьи, рождение детей, полноценную жизнь человека.

- Медико-психолого-педагогическое и социальное сопровождение беременных, рожениц, девушек группы социального риска, как профилактика социального сиротства, патологии новорожденных, материнской и младенческой смертности.

2. Взаимодействие структур

 в социально-психологическом сопровождении семьи

выделяют разные виды взаимодействия структур сопровождения семьи:

многоуровневое и межведомственное.

1. многоуровневое взаимодействие

Взаимодействие ЦППРиК «Ясенево» с образовательными учреждениями (ДОУ,ГОУ) имеет целью раннее выявление детей групп риска.

На этом этапе специалистами ЦППРиК «Ясенево» ведется большая методическая работа с сотрудниками образовательных учреждений по обеспечению роста профессионализма в первичном звене социальной работы. Именно педагоги и психологи имеют возможность каждый день наблюдать за состоянием ребенка, отслеживать динамику, диагностировать ребенка, опираясь на критерии:

- Недоверие (НД) к новым людям, вещам, ситуациям:

Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине.

Плачет, когда ему делают замечания. Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказывает её, если его об этом просят

Имеет только одного друга, игнорирует остальных девочек и мальчиков в классе. Здоровается с учителем  только  тогда, когда тот обратит на него внимание. Не подходит к учителю по своей инициативе. Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-либо (о помощи). Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос. Легко устраняется от активных игр или  участия в них. Не реагирует на приветствия. Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям. Избегает разговоров о себе. Дистанцируется от других детей. Не проявляет интереса к ручной работе. В разговоре беспокоен, сбивается с темы разговора. Отказывается от участия в совместных мероприятиях, особенно связанных с выездом на незнакомую территорию, общение с незнакомыми людьми. Мечтает заниматься чем-то иным вместо школьных занятий. Держится вдали от взрослых, даже если чем-то задет.

- Эмоциональная нестабильность, депрессия (ЭН):                                                                                               В играх иногда активен, иногда апатичен. Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере её выполнения. Часто наблюдаются внезапные и резкие спады настроения. Переменчив в настроениях. Временами дружелюбен, временами в плохом настроении. Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в хорошем настроении. Часто бывает в плохом настроении. При соответствующем настроении предлагает свою помощь и услуги.

Когда о чем-то просит учителя, бывает иногда сердечным, иногда равнодушным. Иногда стремится, а иногда избегает здороваться с учителем. В свободное время иногда проявляет полное отсутствие интереса к чему бы то ни было. Вял, безынициативен ( в классе). Всегда ленив и апатичен в играх. Редко смеется. Выглядит несчастным во время беседы. Плачет чаще, чем сверстники. Говорит о себе в уничижительном тоне, употребляя обидные прозвища и сравнения. Иногда говорит о бессмысленности жизни. Часто наблюдаются вспышки гнева, вспыльчив. Ребенок заявляет, что у него в классе нет друзей или нет ребят, с которыми он мог бы дружить.

- Эгоцентричность (ЭГ):

Проявляет чрезмерное желание поздороваться с учителем. Слишком разговорчив (навязчив). Очень часто приносит учителю найденные им предметы, вещи, рисунки. «Играет героя» в присутствии других ребят (реакция на замечания взрослых). Нравится быть в центре внимания. Находит любой повод, чтобы обратить на себя внимание. Добивается симпатии учителя. Рассказывает фантастические, вымышленные истории. Добивается признания среди сверстников. Паясничает (строит из себя шута). Шумно ведет себя, когда учителя нет в классе. Чрезмерно озабочен тем, чтобы привлечь внимание взрослых и завоевать их симпатию. Полностью «устраняется», если усилия не увенчиваются успехом. Вызывающе одевается. Подражает хулиганским проделкам других. Лжет без особого повода и затруднения. Ссорится, обижает других детей. Пристает к более слабым. Болезненно реагирует на замечания. Плохо переносит трудности, не умеет с ними справляться. Обвиняет других в неудачах.

- Дефицит социализации (ДС):

Не заинтересован в учебе. Работает в школе только тогда, когда находится под контролем учителя. Работает вне школы только тогда, когда контролируют взрослые. Не застенчив, проявляет равнодушие, безразличие, отвечая на вопросы учителя. Редко добровольно берется за какую-нибудь работу. Не заинтересован в одобрении или неодобрении взрослых, отсутствует стремление к успеху. Не умеет планировать свои действия или придерживаться плана, предложенного взрослыми. Списывает домашние задания. Не умеет преодолевать трудности, исправлять ошибки. Берет чужие вещи, книги без разрешения. В играх с другими детьми использует хитрость, коварство. Не умеет сдерживать импульсивные порывы, контролировать свои действия. Неорганизован, разболтан, не бережлив и неопрятен. Сводит к минимуму контакты с учителем, но нормально общается с другими людьми. Избегает учителя, не разговаривает с другими людьми. Часто опаздывает. Пропускает занятия, уходит с уроков. Слишком инфантилен в речи. Любит игры, но очень быстро теряет к ним интерес.

- Психомоторная нестабильность (ПМС):

Очень неряшлив. Легко примиряется с неудачами в ручном труде. В играх совершенно не владеет собой. Нестарателен в школьных занятиях. Беспокоен, не может работать в одиночку. Невнимателен, не умеет длительно на чем-то сосредотачиваться. Складывает тетради, книги до звонка с урока. Бегает, прыгает, много болтает. Неуклюж. Прерывает занятия других. Не умеет «держать язык за зубами». Не может ждать в очереди. Повышенно истощаем, быстро утомляется.

- Невротические и психосоматические симптомы (НПС):

Заикается, запинается. Плачет, краснеет, если ему задают вопросы. Часто моргает, различные самопроизвольные движения, тики. Грызет ногти. Ходит подпрыгивая. Сосет палец (кончик воротника, авторучки). Частые головные боли. Склонность чрезмерно бледнеть, краснеть, покрывается пятнами, потом. Очень холодные или влажные руки. Плохая координация движений. Жалуется на частые боли в желудке и тошноту. Имеет склонность к кожным заболеваниям. Косоглазие. Частые простуды. Расстройство сна. Особенности сексуального поведения.

- Нарушения психологического развития (НПР):

Расстройства артикуляции речи. Расстройства чтения. Нарушения арифметических навыков, пропуски, замены, искажения, дополнения слов в предложениях или частях слова. Медленный темп чтения, перестановка слов в предложениях или букв в словах. Неспособность пересказывать текст. Неумение делать выводы и заключения из прочитанного. Чтение в обратном порядке. Дисграфия. Игровые интересы свойственные более раннему возрасту. Сильно отстает в учебе. Совершенно не умеет читать. Другие дети стараются с ним не общаться, обзывают, у него нет друзей.

2. межведомственное взаимодействие

В рамках Программы «Семейная политика р-на Ясенево в области профилактики безнадзорности, социального сиротства, асоциального поведения и неуспешности несовершеннолетних», координируемой муниципалитетом, ЦППРиК выступает в качестве одного из звеньев участковой социально-педагогической комиссии.

Целями  комиссии является улучшение жизнеобеспечения семей с детьми; профилактическая работа с многодетными, неполными и молодыми семьями, семьями с отрицательным психологическим климатом, сложными  межличностными отношениями.

Участие в комиссии позволяет получать необходимую информацию (при желании семьи, экстренно вмешиваться в сложившуюся в ней ситуацию), способствует принятию экстренных мер, оперативных решений по проблемам кризисных семей, а также позволяет отслеживать результат принятых решений.

Функции участковой службы:

-Социальное диагностирование, паспортизация всех семей на участке.

- Учет социально-благополучных семей для проведения мероприятий по укреплению семьи, организации клубов для семей и подростков, предоставлению услуг семейного психолога, организации отдыха, оздоровления детей и взрослых, помощи в обучении детей, пропаганда здорового образа жизни и здоровых семейных отношений, проведение конкурсов, смотров, соревнований среди детей и взрослых, психолого-педагогические тренинги, консультации.

- Оказание адресной медико-психолого-педагогической и социальной помощи проблемным семьям.

-Координация работы учреждений системы профилактики на  территориальном участке.

Специалист ЦППРиК «Ясенево» входит в состав комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) и участвует во всех плановых заседаниях.

  1. принципы работы с семьей

Принципами ЦППРиК «Ясенево» в социально-психологическом сопровождении семей являются:

- межведомственное и многоуровневое взаимодействие с учреждениями и службами для предотвращения семейного неблагополучия, безнадзорности несовершеннолетних, профилактики школьной неуспешности, создание усилиями всех ведомств терапевтической среды для укрепления и повышения статуса социально-благополучной семьи, оказание психолого-педагогической помощи неполным, многодетным семьям для полноценного и всестороннего развития детей

- Приоритетность воспитания ребенка в кровной (биологической) семье

- Уважение прав семьи на автономность, неприкосновенность и собственный вариант развития

- Конфиденциальность информации о семье и семейных проблемах (в случаях не противоречащих закону)

- Добровольность и сотрудничество

- Системный подход в работе с семьей

- Предоставление семье всей необходимой и наиболее полной информации для принятия решения

4. социально-педагогическое сопровождение семей

Семьи условно можно отнести, с учетом детско-родительских отношений и привязанностей, к следующим группам:

- Социально-здоровые семьи- семьи, выполняющие весь комплекс социальных функций, обеспечивающие воспитание достойного подрастающего поколения, семьи, живущие по законам взаимоуважения, взаимопомощи, заботы о всех членах семьи.

- Проблемные семьи- социально-здоровые семьи, имеющие в данный период проблемы, которые осознают и готовы решать самостоятельно (смерть, болезнь одного из членов семьи, проблемы в воспитании ребенка-подростка и  др).

- Кризисные семьи- семьи, имеющие проблемы, решение которых невозможно без помощи извне ( по мнению семьи). Ответственность за обострение проблем  семья возлагает на государство, ведомства, родственников, супругов, соседей и др. (развод, утрата жилья, здоровья, средств к существованию и т.д.).

- Дисфункциональные (асоциальные) семьи-семьи, характеризующиеся периодическим злоупотреблением алкоголем одним или обоими родителями,  детско-родительские отношения не прерваны, дети из таких семей, как правило, пытаются скрыть семейное неблагополучие, учатся в школе, принимают сторону одного из родителей, возлагают на себя родительские функции по воспитанию младших детей и т.д.

- Дисфункциональные (аморальные) семьи- семьи, характеризующиеся полным разрушением детско-родительских отношений, дети и старики воспринимаются как обуза, взрослые члены семьи- алкоголики, наркоманы, в данных семьях часты скандалы, драки, малолетние дети-безнадзорны, несовершеннолетние дети уходят из семьи на улицу.

- Дисфункциональные (антисоциальные) семьи- семьи, ведущие криминальный образ жизни, живут за счет эксплуатации членов своей семьи, детей, принуждая их к противоправным действиям: воровству, попрошайничеству, грабежам, проституции, сбору и торговле наркотиками.


Специфика социального сопровождения семей

Тип семьи

Особенности запросов

Виды работы

Длительность

работы

Тип взаимодействия

между специалистами

Цели взаимодействия

Социально здоровая

Запрос исходит от родителей и связан с  проблемами не грубого нарушения межличностных отношений и/или обучения

1. Система разовых консультаций

Кратковременная

Многоуровневый (Специалисты центра взаимодействуют со специалистами дошкольных или школьных образовательных учреждений)

  1. Оказание комплексной помощи

Проблемная

Запрос родителей или ОУ связан с систематическими проблемами обучения, воспитания и/или поведения

  1. Диагностика
  2. Сопровождение
  3. Коррекционная работа с ребенком
  4. Системная семейная коррекция

Длительная комплексная помощь

  1. Многоуровневый
  2. Межведомственный (Специалисты центра взаимодействуют со специалистами других учреждений ведомств (КЦСО, медицинские учреждения))
  1. Профилактика школьной неуспешности
  2. Выявление группы риска

Кризисная

Запрос связан с возникновением кризисной ситуацией, которую пришлось пережить ребенку или семье

  1. Фокусная коррекция

Кратковременная адресная помощь

  1. Многоуровневый
  2. Межведомственный (Специалисты центра взаимодействуют со специалистами других учреждений, ведомств (КЦСО, медицинские учреждения, ЦПМСС «Юго-запад», Антикризисные центры))
  1. Оказание комплексной помощи
  2. Оказание методической помощи специалистам образовательных учреждений

Асоциальная

Запрос  связан с систематическими проблемами обучения, воспитания и/или поведения на фоне пренебрежения родительскими обязанностями

  1. Социально-педагогическая работа
  2. Социальное сопровождение
  3. Опосредованная работа с семьей
  4. Коррекционная работа с ребенком

Длительная комплексная помощь

  1. Многоуровневый
  2. Межведомственный (Специалисты центра взаимодействуют со специалистами других учреждений, ведомств (КЦСО, медицинские учреждения, органы опеки, КДН, ОВД))
  1. Раннее выявление группы риска в условиях образовательного учреждения
  1. Привлечение родителей к коррекционному процессу.
  2. Оздоровление социальной ситуации в семье.

Криминальная

Запрос связан с проблемами обучения, воспитания и/или поведения на фоне криминального поведения родителей

  1. Коррекционная работа с ребенком
  2. Психологическая поддержка и реабилитация ребенка

  1. Многоуровневый
  2. Межведомственный (Специалисты центра взаимодействуют со специалистами других учреждений ведомств (органы опеки, ОВД, КДН))
  1. Выявление группы риска
  2. Оздоровление социальной ситуации в семье
  3. Профилактика делинквентного поведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологическое сопровождение семей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида № 102 города Москвы ( из опыта

Качество образовательного процесса должно быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сего...

Сопровождение семьи в условиях коррекционного центра

Сопровождение семьи в условиях коррекционного центра...

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска

О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Посная Г.В.,социальный педагог Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения центр для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 12&r...

Система социально-психологической поддержки детей-мигрантов.

В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей мигрантов становится все более важной и значимой. Адаптация и интеграция детей мигрантов диктует необход...

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья».

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – один из основных вызовов нашего времени и является как никогда актуальным для нашего учреждения. Предметом деятельн...