Главные вкладки

    «Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска
    материал на тему

    Акчулпанова Ляйсан Нургалиевна

    О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_o_sluzhbe_sodeystviya_semeynomu_ustroystvu.docx36.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья».

    «Лучший способ сделать детей

     хорошими – это сделать их счастливыми»

     Оскар Уайльд

    Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – один из основных вызовов нашего времени и является как никогда актуальным для нашего учреждения.

    Актуальность темы обуславливается тем, что в  настоящее время развитие замещающей семейной заботы в Российской Федерации является важнейшим ориентиром социальной государственной политики. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761,   ориентирует нас на обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот. Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 54 Семейного кодекса РФ закрепляет за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье.

    Одной из  основных задач деятельности нашего учреждения является  организация работы по семейному устройству детей, сокращение сроков пребывания воспитанников в детском доме, профилактика семейного неблагополучия в замещающих семьях и  успешная адаптация детей – сирот в  новой семье. Решению поставленной задачи послужило создание структурного подразделения «Центра помощи семье и детям».  В составе  Центра  работает Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей.

    Предметом деятельности Центра является предоставление услуг по содействию семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовке и сопровождению замещающих семей, возвращению детей в кровные семьи, постинтернатному сопровождению выпускников.

    Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей:

    -оказывает гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, консультативные услуги, а также участвует в подготовке замещающих родителей, организуемой органами опеки и попечительства:

    За 2015 год  в школе  замещающих родителей обучено 50 человек (в 2014г- 40 чел). Одна семья оформила для воспитанника детского дома опеку.  

    - осуществляет временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации:

     В 2015 году в семьи граждан постоянно проживающих на территории Российской Федерации временно передавались 9 детей ( в 2014г.-15) на различные сроки от 2- дней, на  выходные и до трех-шести месяцев, с последующим устройством в замещающую семью. Всего 34 факта (в 2014г.- 45) передач детей в гостевые семьи. Для 5 детей (2014г. для 3-х детей)  были оформлены приемные семьи.  

    -организует психолого-педагогическую подготовку воспитанников к передаче на воспитание в семью (замещающая, кровная);

    -содействует возвращению воспитанников в кровные семьи и устройству детей на воспитание в замещающие семьи путем реализации программы «Каждому ребенку – семью»;

    - осуществляет психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей, принявших на воспитание ребенка (детей), включающее в себя: посещение семей; оказание им психолого-медико-педагогической, социальной, правовой помощи; периодическое комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей, переданных на воспитание в семью; мониторинг адаптации детей в замещающих семьях (кровных семьях);

    - организует коррекционно-реабилитационную работу с родителями, ограниченными в родительских правах, лишенными родительских прав, для обеспечения возможности формирования либо восстановления позитивных отношений между родителями и воспитанниками,  восстановления родителей в родительских правах и возвращения им детей.

              В целях обеспечения сопровождения замещающих семей и взаимодействия  специалистов Службы  сопровождения с семьей, принявшей ребенка, между Центром и законным представителем ребенка заключается договор. В договоре указываются виды и объем предоставляемых Центром услуг, перечень осуществляемых Центром мероприятий, условия, на которых указанные мероприятия осуществляются, права и обязанности сторон, а также другие условия, определяемые сторонами.

    Для каждой  сопровождаемой семьи составляется  Личное дело:

    • Заявление замещающих родителей;
    • Договор,  на установление социального патронирования семьи и детей;
    • Реестр согласованных  услуг;
    • Карта сопровождения замещающей семьи;
    • Индивидуальный план сопровождения замещающей семьи;
    •  Карта учета работы по выполнению индивидуального плана работы по сопровождению  замещающей (кровной) семьи (заполняется каждым специалистом).
    • Мониторинг результатов сопровождения замещающей семьи (проводится 1  раз в квартал, по результатам корректируется Индивидуальный план сопровождения замещающей семьи.
    • Акты обследования жилищных условий семьи.

    Индивидуальный план сопровождения, согласовывается с законными представителями детей. Ежеквартально проводится мониторинг результатов сопровождения, вносятся коррективы в план сопровождения.

    В 2015г. заключено 5 договоров  (2014г.- 10 договоров)  на установление социального патронирования семей находящихся в сложной жизненной ситуации, воспитывающих 9 детей.  В отчетном году были сняты с сопровождения 3 семьи  (4 детей), двое по достижению совершеннолетия, 2 детей переданы в детский дом в связи с расторжением опеки бабушки. Детский дом  сегодня сопровождает 12 семей (18 детей) имеющих проблемы  во  взаимоотношениях с приемными  родителями, опекунами, с поведением и успеваемостью в образовательных учреждениях, совершающих самовольные уходы из дома, уклоняющихся от обучения.   Ежегодно приказом директора № 371/1 –од от 01.09.2014г. утверждается состав Службы сопровождения замещающих и кровных семей, в состав которой входят  заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог. Разработано Положение о Службе психолого-медико-социально-педагогического сопровождения замещающих семей, работает консилиум специалистов Службы сопровождения. Внесены изменения в должностные инструкции заместителя директора по УВР, социального педагога, учителя-дефектолога, педагога-психолога.

    На каждом этапе специалистами службы оказывается помощь приемным родителям в решении проблемы приемных детей, оказывается посредническая деятельность во взаимодействии замещающей семьи с властными органами, общественными организациями. Социальным педагогом с целью выявления первоочередных проблем во всех сопровождаемых семьях регулярно проводится обследование жилищно-бытовых условий семей.  В течение учебного года ведется контроль за обучением и посещаемостью детей из сопровождаемых семей, осуществляется тесное взаимодействие с социальными педагогами школ и с классными руководителями, которые имеют более полную информацию о своих учениках и их семьях.

    Основные направления деятельности Службы сопровождения

    3.1. К основным направлениям деятельности Службы относятся:

    мониторинг – владение информацией о положении дел в замещающих  (кровных) семьях, проблемах в воспитании детей и внутрисемейных отношениях, потребностях в помощи и поддержке. Систематическое посещение приемных (кровных) семей по месту жительства;

    профилактика раннее диагностирование проблем взаимоотношений в замещающей семье, трудностей в воспитании и управлении поведением приемных детей, разработка конкретных рекомендаций замещающим (кровным) родителям;

    диагностика (индивидуальная и групповая) – углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном определении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;

    консультирование оказание помощи приемным семьям в вопросах развития, воспитания и обучения детей посредством психологических диагностик; оказание юридической помощи;

    координация создание условий для координации и совместной деятельности приемных родителей, педагогов образовательных организаций, педагогов-психологов, дефектологов, социальных педагогов, врачей и других специалистов.

    3.2. Услуга по сопровождению замещающих (кровных) семей является цикличным процессом, который представляет собой механизм следующих действий:

    − планирование (разработка) индивидуальных планов сопровождения;

    − реализация планов;

    − мониторинг эффективности проводимой работы;

    − анализ достигнутых результатов, дальнейшее планирование сопровождения.

    3.3. К социально-психологическим услугам, предоставляемым замещающей (кровной) семье, относятся:

    − социально-педагогическое, психологическое консультирование, оценка ситуации для предоставления помощи замещающей (кровной) семье;

    − социально-педагогическая диагностика семьи, психолого-педагогическое обследование личности;

    − информирование, обеспечение доступности услуги;

    − обеспечение прав членов семьи и конфиденциальности, учет потребностей членов семьи;

    − разработка и реализация индивидуальных планов сопровождения замещающей семьи с целью снижения риска возникновения кризисных ситуаций и профилактики отказов;

    − мониторинг качества предоставляемых услуг;

    − ведение документации.

    3.4.  Виды сопровождения замещающей (кровной) семьи.

    Кризисное (до 6 недель)

    Критерии:

    -кризисная ситуация в жизни в течение острого периода (жестокое обращение, возвращение из учреждения закрытого типа, утраты, травмы, суицидальное поведение, возрастные и/или семейные кризисы в острой форме);

    -возникновение угрозы распада семейных связей;

    -семья в социально опасном положении;

    - девиантное поведение, совершение правонарушения.

    Формы работы:

    -составление индивидуального плана сопровождения;

    -встречи с семьей – 1-2 раза в неделю;

    -звонок в семью – 2-3 раза в неделю;

    -осуществление межведомственного взаимодействия по выходу из

    кризиса;

    -консилиум специалистов службы сопровождения семей по вопросу перевода семьи в активное сопровождение.

    Для 4 семей, воспитывающих 7 детей, осуществляется кризисное сопровождение. Проблемы:

    - девиантное поведение подростков;

    - возрастные семейные кризисы в острой форме;

     - неуспеваемость в школе;

    -самовольные уходы из дома;

    -возникновение угрозы распада семейных связей из-за проблем взаимоотношений, отказа  подростка посещать образовательное учреждение, суицидальные высказывания подростка.

     РЕЗУЛЬТАТЫ

    Наблюдается незначительная положительная динамика по выявленным проблемам, а именно:

    -преодоление  возрастных кризисов, установление доброжелательных отношений между членами семьи.

    -предотвращён распад приемной семьи, наладились отношения между членами семьи, подросток переведен в другую школу, проведена диагностика подростка медицинским психологом,  проведена консультация  и назначено обследование врачом –психиатром.

    - в результате проведенной профилактической работы специалистами Службы сопровождения наблюдается положительная динамика в поведении подростков склонных к правонарушениям, отсутствие самовольных уходов из дома.

    Активное сопровождение (в течение года)

    Критерии:

    -период адаптации к новым окружающим условиям (период помещения ребенка в семью, смена формы устройства ребенка в семью, поступление либо смена образовательной организации);

    -отклонения в поведении (конфликты в школе и семье, пропуски уроков);

    -резкое, острое изменение поведения ребенка в семье.

    Формы работы:

    -встречи с семьей – 1 раз в месяц;

    - звонок в семью – 2-3 раза в месяц;

    - консилиум специалистов службы сопровождения семей по вопросу перевода семьи в мониторинговое сопровождение.

    Для 5 семей, воспитывающих 5 детей, осуществляются активное сопровождение. Проблемы:

    -   успеваемость и поведение в образовательных организациях,

    - отклонения в поведении (конфликты в школе, семье, пропуски занятий без уважительных причин);

    - период адаптации к новым окружающим условиям (смена формы устройства ребенка, помещение в замещающую семью, возврат в кровную семью, смена образовательной организации)

    РЕЗУЛЬТАТЫ

    Наблюдается положительная динамика по выявленным проблемам, а именно:

    - в результате занятий проведенных специалистами Службы сопровождения с детьми, значительно  сократилось количество пропусков занятий без уважительных причин. Дети аттестованы по всем учебным предметам по итогам 2014-2015 учебного года и 1-2 четверти 2015-2016 учебного  года.

    - В результате работы организованной специалистами Службы подросток, обучающийся в 9 классе по медицинским показаниям был переведен на 1, 2 четверть на индивидуальное обучение, наблюдается положительная динамика успеваемости, относительно успешно закончил 9 класс, устроен на курсы «Поваров»

    Стабильное (мониторинг)

    Критерии:

    кризисы развития не в острой форме (возрастные, семейные);

    все остальные случаи (появление разовых симптомов изменений в поведении);

    оказание помощи по запросу членов семьи.

    Формы работы:

    -встреча с семьей – 2 раза в год;

    -диагностика семьи – 1 раз в год;

    -собеседование с замещающей семьей о результатах работы за год –1 раз в год.

    Для 2 семей, воспитывающей 2 детей, осуществляются стабильное сопровождение - оказание помощи по запросу приемной семьи.

    Оказана помощь в летнем трудоустройстве подростка, в профессиональном определении по окончании школы.

    РЕЗУЛЬТАТЫ

    Наблюдаются  стабильные положительные изменения по выявленным проблемам, а именно:

    - обучение в колледже по выбранной специальности, период адаптации к новым условиям обучения прошел без  осложнений.

    - семье складываются стабильные  доброжелательные отношения между родственниками.

    Задача Службы  заключается в том, чтобы  помочь  замещающим семьям в преодолении кризисных моментов, происходящих в семье, обеспечение стабильности проживания ребенка в семье и предотвращение возврата детей в государственные учреждения, или отказа ребенка  от проживания в данной семье. Деятельность по подготовки детей к проживанию в замещающей семье и  сопровождению этих семей осуществляется в рамках реализации Программы развития детского дома на 2015- 2018 годы «Качество реализации прав детей сегодня – их успешный путь в завтра».  А именно, реализация программы подготовки детей к проживанию в замещающей семье «Дорога к дому». Цель программы - подготовка ребенка к переходу в замещающую семью, формирование у воспитанника адекватного представления о семье, ее членах и их взаимоотношениях. 

    Для того, чтобы ребенок нашел свое место среди членов семьи и чувствовал себя полезным и нужным, лучше начинать готовить воспитанника к переходу в семью не тогда, когда его уже выбрали приёмные родители, а с момента поступления в детский дом. Для этого проводятся различные формы работы с детьми: тренинги, беседы, игры, занятия. Все эти формы работы помогают ребёнку приобрести определённый объём знаний о жизни в семье, правилах поведения в семье, традициях и т.д.  Для определения готовности детей к проживанию в замещающей семье проводится мониторинг, оценочными  критериями которого являются: 

    • снижение интенсивности невротических проявлений детей;
    • поведенческая стабилизация;
    • уровень социальной адаптации;
    • снижение эмоционального напряжения;
    • желание самого ребенка.

    Показателями эффективности  педагогической  деятельности по реализации программы   «Дорога к дому» являются:

    Количественные показатели:

    • доля детей, «проживших» в принимающих семьях более 1 года и продолжающих проживать в принимающих семьях, за последние 3 года;
    • доля детей возвращенных из-под опеки;
    • доля детей, переданных на воспитание в принимающие семьи, за последние 3 года;

    Качественные показатели:

    • степень сформированности представлений о семейном укладе;
    • готовность к конструктивному общению;
    • доля детей, которые по результатам диагностики выражают положительное отношение к принимающей семье;
    • доля детей, у которых установились доброжелательные отношения с сестрами/братьями из приемных семей.

     вторым немаловажным направлением деятельности социального педагога является работа по сопровождению замещающих и кровных семей в рамках реализации программы сопровождения замещающих (кровных) семей, принявших ребенка на воспитание «Лучик надежды». Цель – создание благоприятных условий для полноценного развития ребенка - сироты в замещающей семье, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребёнка в замещающей семье.

    Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

    • содействие успешной адаптации детей в замещающих семьях;
    • предотвращение отказа от приемных детей;
    • предотвращения жестокого обращения с детьми в замещающих семьях.
    • создание условий, максимально отвечающим интересам ребенка;
    • помощь в преодолении негативных последствий прошлого опыта ребёнка (пережитого насилия и пренебрежения, опыта пребывания в детском доме);
    • психологическая помощь и поддержка для родителей;
    • развитие и поддержание родительских навыков;
    • содействие семье в защите прав и интересов ребёнка,

    Для оценки эффективности педагогической деятельности по  реализации Программы используются следующие показатели: 

    • отсутствие фактов возврата детей в детский дом из замещающих семей;
    • положительная динамика уровня развития отношений в замещающих семьях;
    • повышение уровня социальной успешности замещающих семей.
    • создание   безопасных условий жизнедеятельности приемных детей в замещающих семьях;
    • проявление заботы приемными родителями в сопровождаемых семьях  о здоровье детей в соответствии их возрасту и состоянию;
    •  отсутствие серьезных проблем  у приемных детей в освоении программы обучения в образовательных организациях;
    •  у  приемных детей сформировано  чувство принадлежности к семье
    • в замещающей семье сформировано умение конструктивно решать внутрисемейные проблемы.

            С целью реализации права детей жить и воспитываться в семье, специалистами Центра организована работа с региональной общественной организации «Центр поддержки и развития некоммерческих организаций Ямала» по осуществлению фото и видеосъемки воспитанников в августе 2015г. Информация о детях, их особенностях характера и увлечениях, размещена  на сайтах  партнеров проекта «Измени одну жизнь».

             Специалистами службы сопровождения ведется активная работа по пропаганде семейных форм устройства детей-сирот. Для этого со средствами массовой  информации города и региона в сентябре 2015 года составлен  совместный план работы, в рамках этого плана проводится огромная  работа.

            На основании Указа Президента Российской  Федерации  от 28 декабря 2012г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» необходимо создать механизм межведомственного взаимодействия  для оказания  педагогической, юридической социальной медицинской и иной помощи   лицам из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот и  гражданам  намеревающимся взять ребенка-сироту в свою семью, а также семьям воспитывающих приемных детей.  В данном направлении Специалистами Центра ведется постоянная работа. Заключены договора социального партнерства с  Управлением социально защиты Администрации г. Ноябрьска, с региональной общественной организацией «Центр поддержки и развития некоммерческих организаций Ямала», Центром занятости населения г. Ноябрьска, Некоммерческой организацией «Ноябрьская палата Ямало-Ненецкого автономного округа», ГБУ здравоохранения» Ямало-ненецкий окружной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», управление ФСКН России по ЯНАО, МБУ «КЦСДОДиМ». Но на сегодняшний в связи с  организацией работы не только с детьми, воспитывающимися в детском доме и выпускниками, но и с детьми, сопровождаемых замещающих семей, с гражданами города выразившими желание взять в свою семью ребенка-сироту, необходимо заключить договора с ГБУЗ ЯНАО «Ноябрьский ПНД» и ЦГБ г. Ноябрьска  и внести дополнения в уже заключенные.   Сотрудничество с указанными  учреждениями позволяет более эффективно решать вопросы сопровождения детей в замещающих семьях.

    Выводы.

    Социально-педагогическая деятельность, как и любой тип деятельности, определяется целью, субъектом и объектом деятельности, ее функциями, методами и способами организации этой деятельности. Целью социально-педагогической деятельности с замещающей семьей является - нормальное воспитание и развитие ребенка в семье. В качестве субъектов деятельности выступают социальный педагог и другие специалисты, как было сказано выше. Объектом деятельности выступает ребенок в приемной семье.

    Воспитание ребёнка в семье, тем более приёмного, непростая задача. Его воспитание должно стать профессиональным делом. Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения. Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

    Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

    Патриотическое воспитание в "Центре содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

    Патриотизм, как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности....

    «Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья».

    Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – один из основных вызовов нашего времени и является как никогда актуальным для нашего учреждения. Предметом деятельн...

    Подготовка детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, к устройству их в замещающие семьи.

       У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу особенности их развития и воспитания в учреждениях социального обслуживания возникают проблемы социализации и взаи...