Как провести урок- конкурс.
статья

Сохина Светлана Викторовна

Одним из видов нетрадиционных уроков является урок-конкурс.Он проводится после изучения крупных тем программы в конце четверти или учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_provesti_urok-konkurs.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Как провести урок- конкурс знаний.

           

          Урок является основной  и наиболее распространенной формой организации обучения.  
         Нестандартные уроки – это всегда уроки-праздники, необычные по замыслу и  организации,  по методике проведения. Это такие уроки,  когда активны все ученики, и  каждый имеет возможность проявить себя. Без сомнения, нестандартные уроки  больше нравятся детям, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы.  Готовясь к такому уроку
, учитель должен подобрать задачи творческого характера, которые позволили бы взглянуть по-новому на уже пройденные темы, на изученный материал.

           Нетрадиционные уроки – это занятия, которые аккумулируют методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и обучающихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. 

         Успешность проведения нестандартных форм уроков зависит от ряда действий учителей и обучающихся: 

  1. Проводится тщательная подготовка таких уроков, разработка системы конкретных целей обучения: даются предварительные задания, объясняется построение урока, роль и задачи каждого ученика, готовятся наглядные пособия, составляются вопросы, кроссворды, викторины  и т. д.
  2. Продумывается ход занятий с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и отдельных школьников, характера и способностей обучающихся, получивших конкретное задание, последовательность операций.
  3.  На таком уроке активное участие принимают и учитель, и ученики. Обучающиеся делятся на группы (команды, экипажи) или работают индивидуально, получают  определенные задания, которые необходимо выполнить.
  4.  В процессе занятия используется музыка, видео,  информационные компьютерные технологии, мультимедийное оборудование.

          Форм нетрадиционных уроков множество. Одним из видов таких уроков является урок – конкурс знаний.

          Урок- конкурс знаний   можно проводить после изучения  крупных тем программы  в конце четверти или учебного года. К ним можно отнести итоговые уроки. Обычно эти уроки  близки по своему типу к урокам повторения. Специфика их заключается в том, что учитель для систематизации и обобщения  выделяет узловые вопросы программы, усвоение которых предопределяет овладение предметом.    

         Цель повторительно-обобщающего урока  - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения,  систематизации.  На них выявляется уровень усвоения учениками  основных фактов, понятий темы, раздела, курса, понимания законов развития. Эти уроки развивают логическое мышление обучающихся, контролируют качество знаний и умений.

        Задачи  урока - конкурса:

 -  образовательные:   выявить качество и уровень овладения знаниями

                                      и   умениями, полученными на предыдущих уроках

                                      по теме, обобщить   материал как систему знаний;

     - развивающие:     развивать логическое мышление,  выявлять

                                     связи, делать сравнения, формулировать простые  

                                     обобщения, развивать пространственное

                                     мышление, развивать  познавательный интерес, и т.д.

   -  воспитательные:    воспитывать общую культуру,   создать условия  

                                       для реальной самооценки  учащихся, реализации его

                                       как личности;  воспитывать коммуникативные

                                       навыки.

  Структура  такого урока  строится на сочетании следующих  этапов:

       -  организационного,

       -  постановки цели,

       - оперирования знаниями и способами   деятельности  в  

         стандартных  и   нестандартных ситуациях,

       - определения и разъяснения домашнего  задания  (данный этап

                может отсутствовать),

             - подведения   итогов и формулирования выводов.

 

 Урок – конкурс  знаний позволяет применять индивидуальную и  групповую  форму учебной работы, где  ученики  включаются в   разнообразные методы обучения  и  виды деятельности.  

Фрагмент урока-конкурса по математике в 5 классе.

    Тема.  Умножение и деление чисел на однозначное число в  пределах   1000.

    Цели:

         - закреплять умения и навыки умножения и деления чисел на

           однозначное число в пределах 1000;

-  увеличивать объем зрительных, слуховых и моторных восприятий, развивать быструю переключаемость, умение  выделять главное, существенное;

- воспитывать положительную мотивацию к урокам  математики.

    Оборудование:    ребусы,  примеры с «окошками»,  карточки  с

                                  заданиями,  жетоны (выдаются за каждый правильный

                                  ответ в течение урока), поощрительные призы.

                                           Ход урока:   

  1. Организационный  момент.

Учитель:

С тех пор, как существует мироздание,
Такого нет, кто не нуждался б в знаниях.
Какой мы не возьмём язык и век -
Всегда стремился к знанию человек.

Сегодняшний урок мы проведем не совсем  обычно. У нас  урок -  конкурс знаний. Мы повторим пройденный материал  по теме «Умножение и деление чисел на однозначное число в пределах 1000», и  в конце урока узнаем, кто в классе самый лучший математик.  

 I конкурс.  Разминка.

  Отгадав ребусы, мы узнаем, как называется наш конкурс:

                               100лица                        С3ж                         р1а      

                                 решай                      смекай                     отгадывай  

                   

Итак, наш  конкурс называется: "Смекай, решай, отгадывай!".


II. Конкурс " Считай"

   1. Найдите правильный ответ:   120  4

             а)    484                         б)   464                            в) 480

   2.   Делимое   250,   делитель  5 .   Частное равно:

             а)    50                         б)   500                            в) 210

    3.  Чему равно произведение чисел    302    и   3:

            а)    636                         б)   906                            в) 963

   4.  Найдите правильный ответ:   842: 2

 

             а)    124                        б)   622                            в) 421

III. Конкурс "Решай "

 

Какое краткое условие соответствует задаче в 3  действия. Решите задачу.

а)    В 5рядах- по 60деревьев                    б)  Груш –310 деревьев                 ?                    

       Груш – 180 деревьев                                Яблонь - ? в 2 раза больше

       Яблонь -?

                       в)    В 5рядах – по 60 деревьев     ?

                              В 7рядах – по 20 деревьев

IV конкурс " Отгадывай".

       3 = 609                        211        = 422                630 :  9 =          

     В конце урока подсчитываются «жетоны» каждой группы или каждого  ученика и определяется победитель. Тот  ученик, который получил больше всего «жетонов», получает медаль «Самый умный» или «Лучший математик», остальные ученики получают призы за активность,  сообразительность.

          Использование таких нестандартных форм как   конкурсы способствует повышению познавательной активности обучающихся  на уроке и  развитию их творческих способностей, мышления, обеспечивает благоприятную  адаптацию детей в социуме.

Список литературы.

  1.  Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии.   Ростов- на- Дону : Издательский центр «МарТ», 2004. – 336 с
  2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под редакцией С.А. Смирнова. - М., 1999. - 210-217 с.
  3. Залялетдинова Ф.Р. Математика в коррекционной школе: 5-9 классы.-М.: ВАКО, 2011.-128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

как организовать и провести урок-исследование

данный материал содержит подробную информацию о том, как организовать и провести урок-исследование...

Как организовать и провести урок-исследование

На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. По уровню самостоятельности учащихся, проявляемой в исследовательской деятельности, уроки-...

Как провести урок с использованием здоровьесберегающих технологий? Рекомендации педагогам.

Даны  рекомендации  для  проведения  урока  с  использованием  здоровьесберегающих  технологий...

как провести урок-проект за один урок?

В материале описываютсяметоды и премы проведения проекта в течении одного урока....

Как провести урок в городском пространстве? Как научить учащихся пользоваться опытом и полученными знаниями, наблюдениями? Предлагаю маршрут образовательного путешествия.

МАРШРУТ  образовательного путешествия  О чем «рассказывает» Петергоф.      Знакомство с любым городом начинается с того, что мы внимательно всматриваемся в его «лицо»: разгляд...

Методическая разработка "Как провести урок информатики на "отлично""

Пояснительная записка«Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты,  вращаются все другие формы учебных занятий»   Н. М. ВерзилинРождение любого урока начинается с осознания и правильного...

« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»

На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...