Инклюзивное образование
статья

Бадаева Анна Владимировна

В статье освещяется опыт инклюзивного образования в муниципальной  школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование

Бадаева Анна Владимировна,   учитель специального  (коррекционного) класса VIII вида, муниципальное бюджетное образовательное учреждение г.Иркутска  средняя общеобразовательная школа №29.

Инклюзивное образование – это один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, того, что инвалиды и дети с ОВЗ в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.

Еще Л.С.Выгодский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием.

        По моему мнению, российское общество и педагогические работники еще не полностью готовы к инклюзивному образованию, ведь нельзя научиться ходить, пропустив все этапы. Следовательно, первыми шагами на пути к истинному инклюзивному образованию будет создание инклюзивной среды в образовательных учреждениях, затем интеграция детей с ОВЗ в массовые школы и только потом мы сможем говорить об инклюзивном образовании.  Ведь представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию в обучении – ошибочно. И учащимся с ОВЗ сидящим в базовых классах необходим не только индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ), но и помощь специалистов: логопеда, логопеда-дефектолога, психолога, социального-педагога, педагога дополнительного образования. Обучение учащихся с ОВЗ, таких как задержка психического развития и умственная отсталость может проводиться только по специальным (коррекционным) программам, в которых учитываются особенности познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития. Следовательно, на уроке учитель должен включать все необходимые коррекционные приемы и само построение урока должно отражать коррекцию недостатков психофизического развития.

        Необходимо создать модель «Развитие», которая предполагает наличие у лиц с ограниченными возможностями способностей к образованию и развитию.  Согласно этой модели общество ответственно за полное развитие ребенка с ограниченными возможностями; обществу вменяется в обязанность создание условий, благоприятных для развития и коррекционно-педагогической помощи таким детям. Человек с ограниченными возможностями согласно этой модели имеет те же права и привилегии, что и все остальные члены общества.

        В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося, и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка.

        Готова ли школа создать условия для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которые необходимы для качественного образовательного процесса и всестороннего развития личности. Ведь как отмечают И.М.Бгажнокова и В.Г.Петрова при обучении детей с ОВЗ в массовой школе возникают риски: содержание программы массовой школы, темп обучения, используемые приемы и методы не соответствуют возможностям; трудовое обучение строится иначе, чем в школах VII, VIII вида; учителя массовой школы не готовы ни психологически, ни методически к принятию и обучению детей с ОВЗ.

         В МБОУ г.Иркутска СОШ №29 инклюзивное образование представлено двумя подходами в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

  1. Интеграция обучающихся из специальных (коррекционных) классов (VII, VIII  вида) в воспитательный процесс массовой школы.
  2. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

        В данных классах создаются оптимальные условия для обучения и развития учащихся с ОВЗ и успешной социализации. Педагоги, работающие в этих классах – это люди, которые не перестают учиться. Курсовая подготовка у них более многогранна.  

У каждого из данных подходов есть свои плюсы и минусы, но самое главное это убежденность в том, что учащиеся с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в его жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

        В нашем образовательном пространстве создана избыточная вариативная среда для проявления детского интереса и вывода обучающегося  на успешные результаты, которая достигается интеграцией со многими образовательными и социальными организациями города и региона. Социальный состав обучающихся является очень разнородным как  по характеристикам состояния здоровья детей, так и по социальным характеристикам, что создает мощную вариативную социально-коммуникативную среду.

        В организации образовательного процесса школы №29 выстроено комплексное сопровождение: педагогическое, психологическое, логопедическое, социально-правовое. Целью такого комплекса сопровождений является «обеспечение социально-психологических условий для полноценного развития каждого обучающегося в процессе индивидуализированного обучения и воспитания через систему комплексной планомерной поддержки и сопровождения».

        Несколько раз в год на базе нашей школы проводятся семинары, мастер-классы, круглые столы, дебаты с учителями разных школ области. Деловая игра «Инклюзивное образование: проблемы и пути решения» проходила 10.10.13 года.

        12-13 мая 2014 года в нашей школе проходил семинар «Эффективная модель инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы». В первый день учителям было предложено прослушать теорию об обучении и воспитании детей с ОВЗ, посетить уроки, затем вместе с учителями нашей школы разрабатывались уроки. Во второй день учителя из других школ давали фрагменты уроков в классах инклюзивного образования. Это и есть тьютерство. Учителя на практике пробуют работать с детьми с ОВЗ, перенимают формы, методы и приемы работы. Участие в практическом занятии и создание проекта «Модель школы инклюзивного образования»,  выступление на дебатах по теме: «Классам СК в школе будущего быть?».

        Некоторые учащиеся с ОВЗ (дети VII, VIII видов) обучаясь в нашей школе получают профессиональное образование на базе Техникума речного и автомобильного транспорта (ПУ-44) и выпускаются из нашей школы с полученной профессией.

        

Литература

1.Бгажнокова И.М. Школа для детей с нарушениями интеллекта: тенденции, перспективы развития // Дефектология. – 2004. - №3. – С. 51-54.

2.Материалы Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России», Москва, 23-24 июня 2004 г.

3.Н.М.Назарова. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» - 400 с., 2005

4.Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта: Хрестоматия: Учебное пособие / Составитель Л.Ю.Долгих. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2009. – 278 с.

5.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/07/01/chto-takoe-inklyuzivnoe-obrazovanie


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

В 2008-2009  учебном году в  нашей школе открылись классы коррекционного обучения.  Классы, готовые работать с каждым ребенком, какой бы особенностью восприятия мира он ни был бы наделе...

Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниенными возможностями здоровья

Все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства:задача инклюзивной школы - построить систему, которая удовлетворяет потребность каждого; в ...

Обучающий семинар для педагогов №1 "Инклюзивное образование. Необходимые условия и принципы построения инклюзивного пространства"

Представлен материал для первого обучающего семинара для педагогов в условиях перехода школы на инклюзивное образование. Расскрываются необходимые условия эффективной реализации инклюзивного образован...

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Доклад на конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» "Наличие высокопрофессиональных кадров - важнейшее условие инклюзивного образования"

Обеспечение обучения и воспитания всех детей одновременно, создание условий для их эффективной самореализации и социализации требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагог...

От инклюзивного спорта к инклюзивному образованию

Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач - укреплением здоровья и закаливанием детского организма, обеспечением правильного ...