часы профилактики
классный час на тему

ознакомление с понятием "конфликт" и его структурными элементами, путями выхода из конфликта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chasy_profilaktiki.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

Часы профилактики

Конфликты в подростковом возрасте

Одно из ведущих стремлений подростка — завоевание популярности и авторитета среди сверстников. Дети идут к этому методом проб и ошибок, часто проявляют жестокость по отношению друг к другу. Школьники все чаще жалуются: «Наш класс перестал быть дружным». Классный руководитель отмечает растущую напряженность в отношениях внутри учебной группы. А психолог понимает: необходима экстренная помощь. Беседы и лекции неэффективны, тренинг продолжителен во времени и не дает возможности охватить сразу весь класс. Как быть? Я применяю для профилактики конфликтного поведения у детей подросткового возраста новую форму работы, которая так и называется «Часы профилактики».

Час профилактики представляет собой занятие психолога с учебной группой (классом) продолжительностью 40–45 минут, он может быть проведен в рамках классного часа. В содержание включены психологическое просвещение (рассказ о том, что такое конфликтология), психодиагностика (тест Т. Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»), театрализованное представление (сценка «Праздничный пирог»), элементы психодрамы, тренинговые игры. Основная задача психолога при проведении часа профилактики — развить у учащихся способности самоанализа и анализа ситуации. На занятиях участники познают себя, развивают свою личность и учатся управлять собой.

Первый час. «МЫ И КОНФЛИКТЫ»

ЭТАП 1. Просветительский

Цель: ознакомление с понятием «конфликт» и его структурными элементами.

Психолог. Дорогие ребята! Вы сами заметили, что в последнее время ваши отношения друг с другом стали изменяться, и не всегда в лучшую сторону. В жизни мы с вами и дружим, и спорим, и попадаем в конфликтные ситуации. Давайте вместе разберемся, почему случаются конфликты, как вести себя в конфликтной ситуации, можно ли конфликтов избежать.

Психолог обсуждает с ребятами актуальность темы, обращает внимание на название — слово «мы» стоит отдельно от «конфликтов» и это позволяет нам посмотреть и на себя, и на конфликт со стороны.

Вопросы для детей:

1. Как часто происходят конфликты в вашей жизни?

2. Между кем происходят конфликты?

3. Могут ли происходить конфликты на международном уровне?

Далее переходим к блоку просвещения и даем определения понятий «конфликт», «конфликтная ситуация», «оппоненты», знакомимся со структурой и элементами конфликта.

ЭТАП 2. Аналитический

Цель: анализ рационального и эмоционального реагирования на конфликтные ситуации.

После ознакомления с элементами и составляющими конфликта переходим к актуализации состояний. Психолог обсуждает с детьми следующие вопросы:

1. Какие у вас ассоциации со словом «конфликт»? Какие синонимы к данному слову мы можем подобрать?

2. Что думает человек в конфликтной ситуации?

3. Что чувствует человек, находящийся в конфликтной ситуации?

Дети поэтапно заполняют таблицу, образец которой находится на доске:

КОНФЛИКТ  — ЭТО...

Мои понятия

Мои мысли

Мои чувства

Мои действия

 

 

 

 

ЭТАП 3. Диагностический

Цель: определить ведущую стратегию поведения в конфликтной ситуации.

Остается незаполненным столбец «мои «действия». Поскольку дети могут оценить свое поведение в конфликте необъективно, выдавая желаемое за действительное, психолог предлагает пройти тест Т.Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях». После тестирования психолог предлагает ключ, благодаря которому учащиеся могут обработать результаты теста и узнать, как действует каждый из них: как «черепаха» (стратегия избегания), «медвежонок» (стратегия уступок), «акула» (стратегия подавления), «лиса» (стратегия компромисса) или «сова» (стратегия сотрудничества). Одна из стратегий набирает большее количество баллов и оказывается ведущей.

Мы заполняем последний столбец, и имеем на доске примерный вариант таблицы:

ЭТАП 4. Рефлексивный

Цель: интеграция личного рационального, эмоционального и поведенческого реагирования на конфликтную ситуацию в целостный образ (см. таблицу).

КОНФЛИКТ  — ЭТО...

Мои понятия

Мои мысли

Мои чувства

Мои действия

ссора

меня хотят обидеть,

страх

я убегаю

война

унизить

обида

я уступаю

спор

меня хотят
оскорбить

раздражение

я подавляю

борьба

 

напряжение

я иду

состязание

меня подавляют

тревога

на компромисс

схватка

надо мной хотят
посмеяться

злость

я ищу
сотрудничества

Чтобы создать целостный внутренний образ, детям предлагается, пользуясь таблицей, составить и написать фразу: «Конфликт для меня — это...» Каждый выбирает для себя из таблицы определенную ассоциацию, мысль, чувство и выявленную тестом ведущую стратегию поведения. Фраза строится по алгоритму:

«Конфликт для меня — это... (ассоциация), когда я думаю... (мысль), когда я чувствую... (чувства) и действую как... (стратегия поведения)».

Дети зачитывают свои фразы, делятся своими выводами, говорят о том, с чем согласны и не согласны, что открыли нового, что поняли.

Примеры высказываний:

Конфликт для меня — это борьба, когда я думаю, что меня хотят обидеть, чувствую напряжение, страх и подавляю... Я поняла, почему на меня все время бабушка ворчит, ведь я веду себя, как акула...

Конфликт для меня — это напряженность, когда мне кажется, что меня подавляют, я чувствую себя ничтожеством и... уступаю, простить себе не могу, иду на поводу что ли, не согласен, а уступаю, не могу сказать «нет»...

У меня вышла черепаха, да, я привыкла уходить от споров, конфликтов, вообще от всего уходить... чувствую обиду, страх... остаюсь одна, так лучше, как черепаха в пустыне...

Второй час. «ВСЕ СТРАТЕГИИ НУЖНЫ»

ЭТАП 1. Творческий

Цель: создание творческой атмосферы в группе.

Психолог. Дорогие друзья, на прошлом занятии мы с вами узнали, как ведет себя каждый в конфликтной ситуации. Сегодня ребята решили нам показать стратегии поведения, подготовили костюмы и организовали представление...

Занятие начинается сценкой «Праздничный пирог», которая подготовлена инициативной группой учащихся.

Голос за сценой: «Решила однажды черепаха отпраздновать день рождения. Позвала гостей. Испекла огромный праздничный пирог».

(У стола, на котором расположился муляж пирога, стоит черепаха и любуется. Дверь распахивается, и с радостными возгласами «Поздравляю! С днем рождения! Дорогая подруга! Счастья тебе!» входят гости: лиса, акула, медвежонок, сова. Гости обращают внимание на пирог.)

Черепаха. Удивительный пирог у меня получился!

Гости (хором). Да-а-а!

Черепаха. Вот только не знаю, как его разрезать?

Акула (хватает кухонный нож и становится в начальственную позу). Единственный, кто может взять на себя такую ответственность, — это я!

Лиса (останавливая акулу). Подожди, я бы не отказалась от кусочка побольше, вот этого, с шоколадом!

Акула. Еще чего! Этот мне!

Лиса (хитро). Я думаю, мы с тобой договоримся.

Медвежонок. Я тоже сладкое люблю, мне бы тоже кусочек побольше...

Акула. Побольше? Вообще ничего не получишь!

Медвежонок (грустно опуская голову) А с другой стороны — о здоровье надо заботиться, говорят, сладкое вредно.

Лиса (обращает внимание всех на черепаху). Посмотрите на именинницу — она сейчас этот пирог глазами проглотит!

(Гости смеются.)

Черепаха (обиженно). По-моему, я здесь вообще не нужна... (направляется к выходу).

Сова (останавливает черепаху, обращается к оставшимся гостям). Постойте, давайте по-честному, по справедливости. Если бы не черепаха, мы бы не собрались, и пирог никому бы из нас не достался! Согласны?

Гости. Согласны!

Сова. Так давайте поделим его поровну!

ЭТАП 2. Психодраматический

Цель: реализация личного опыта через конструирование и проигрывание конфликта.

Задание: в течение 15 минут придумать и проиграть ситуацию конфликта невербально, без слов (можно использовать движения, жесты, мимику, звуки).

Каждая группа представляет свое выступление. Задача зрителей — понять, что происходит, какой объект делят оппоненты и какую стратегию поведения используют. После выступления актеры садятся на стулья перед зрителями, выслушивают их мнения и объясняют свой сюжет.

ЭТАП 3. Рефлексивный

Цель: осознание продуктивных сторон различных стратегий поведения.

Психолог предлагает детям разбиться на группы по ведущим стратегиям. Организуется 5 групп — акулы, лисы, медвежата, черепахи и совы.

Психолог дает задание для групп:

«Ребята, вам необходимо в течение 5 минут придумать и записать как можно больше жизненных ситуаций, где необходима именно ваша стратегия поведения».

После обсуждения группы представляет свой список ситуаций, доказывают преимущества своей стратегии поведения в определенных ситуациях.

Третий час. «СОТРУДНИЧЕСТВО»

ЭТАП 1. Сказочный

Цель: развитие навыков анализа конфликтной ситуации и выделения элементов конфликта на примере сказки.

Психолог. Дорогие ребята, за время наших занятий вы стали настоящими психологами, умеете анализировать свое поведение, различные жизненные обстоятельства. Чтобы ваши способности развивались, я сегодня приготовила для вас ситуацию необычную, сказочную...

Детям предлагается прослушать сказку:

СКАЗКА

Жили-были в тридевятом царстве король и королева. Прожили они вместе десять лет, детей у них не было. Однажды королева гуляла в одиночестве у стен замка и увидела пастуха. Королева безумно влюбилась, сердце ее было разбито.
Этой же ночью королева собрала свои драгоценности и решила уйти к пастуху. Дорогу ей преградил стражник: «Приказ короля! Никого не выпускать ночью из замка!» Королева предложила стражнику драгоценности, он взял их и пропустил королеву.
Она бежала всю ночь. На рассвете уставшая королева постучала в дверь пастуха: «Я полюбила тебя с первого взгляда, я пришла сюда, чтобы остаться с тобой навеки!» Пастух ответил: «Ты — королева, жена короля, а я — всего лишь королевский пастух. Возвращайся в замок!»
Королева вернулась в замок, рассказала обо всем королю. Тот выслушал, вытер ее слезы и повел обедать.

При анализе сказочного сюжета детям необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Между какими героями сказки складываются конфликтные отношения?

2. Что является объектом конфликта в каждой ситуации?

3. Какими стратегиями пользуются герои сказки?

ЭТАП 2. Игровой

Цель: развитие навыков понимания и принятия мнений и позиций, противоположных собственным.

Ребятам предстоит тренинговая игра «Суд». Психолог предлагает учащимся оценить всех героев сказки и ответить на вопрос: «Кто по сюжету сказки более всего виноват?» После высказываний учащихся формируются группы: обвинители королевы, обвинители стражника, обвинители пастуха и т.д. Также необходимо избрать мирового судью (им может стать классный руководитель, староста класса). Группам предлагается в течение 5 минут подготовить и оформить на бумаге официальное обвинение своего сказочного героя по плану:

1. Кто обвиняется.

2. За какие нарушения, преступления.

3. Чем опасно поведение обвиняемого для общества.

4. Предлагаемое наказание.

После подготовки представители групп предъявляют свои обвинения. Судья говорит: «Обвинения приняты. Однако суд не может принять решения, не заслушав адвокатов». Психолог предлагает группам обвинителей стать адвокатами того же сказочного героя. Им необходимо в течение 5 минут подготовить и оформить на бумаге выступление в защиту своего сказочного героя по плану:

1. Кого защищают адвокаты.

2. Чем можно оправдать действия подзащитного.

3. Какими жизненными обстоятельствами вызвано поведение подзащитного.

4. Предлагаемое оправдание.

После выступления адвокатов судья объявляет об оправдании всех обвиняемых при условии их благоразумного поведения в будущем.

ЭТАП 3. Рефлексивный

Цель: осознание нового опыта.

Психолог задает учащимся следующие вопросы:

1. Что показалось для вас новым, необычным?

2. Что легко получалось?

3. В какие моменты игры вы испытывали трудности?

4. Кому понравилось быть в роли обвинителей? Почему?

5. Кому понравилось быть в роли адвокатов? Почему?

6. В какой роли чаще приходится быть в жизни вам, вашим друзьям?

Заключительное слово психолога

Дорогие ребята, мне хочется поблагодарить вас за активность, инициативность, творчество! Наша совместная работа заканчивается, и я хочу на прощание попросить вас закончить пожелание, которое я подготовила: Я желаю вам, чтобы вы и окружающие вас люди всегда были готовы к .... (ребята предлагают свои варианты, психолог заканчивает пожелание) сотрудничеству.


Тема

Мир без конфликтов

Цели

  • Формулировка понятия конфликта
  • Создание условий для понимания амбивалентного смысла конфликта (отрицательного и положительного)
  • Актуализация личного опыта участников, связанного с использованием различных стилей поведения в конфликте, на модели игровой ситуации
  • Самоанализ стилей поведения в конфликте.

Необходимые материалы

Бумага, ватман, цветные маркеры, листы белой бумаги А4, скотч.

Ход занятия

На данном занятии в роли ведущего может выступать как психолог, так и воспитатель.

     История на тему «Мир без конфликтов»: "Была страна, в которой люди не ссорились. Им хорошо жилось, но однажды получилось так, что министр не выполнил поручения, которое дал ему король. А король ссориться не умел и поэтому промолчал. А министр ещё раз не выполнил поручение, уже другое. А поручения были государственной важности. И так, из-за того, что король не умел ссориться и ругаться на министра, страна взяла и развалилась. Этой страны больше нет."Далее выслушиваются мнения учащихся об этой истории. Затем сообщается тема занятия «Мир без конфликтов»

Упражнение Ассоциации

Ведущий предлагает назвать ассоциации, которые вызывает у детей понятие «конфликт» Ребята перечисляют ассоциации, которые у них вызывает слово «конфликт». Все ассоциации при помощи маркеров один из учащихся класса записывает на листе ватмана, который прикреплен к доске. Получившиеся ассоциации в идеале должны показать, что у конфликта есть две стороны – положительная и отрицательная (негативная и позитивная). Если конфликт ассоциируется только с неприятностями, можно привести примеры типа «в споре рождается истина». По результатам упражнения делается вывод: конфликты – это естественно, поскольку все люди разные. Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково думают, одинаково чувствуют.

Упражнение Снежинки

Ведущий:

Главное условие этого упражнения: работать молча. Вы постепенно получите инструкцию, которой должны следовать: 

Возьмите листок бумаги

Сложите его пополам

Оторвите правый верхний угол

Сложите ещё раз пополам

Ещё раз оторвите правый верхний угол

Ещё раз сложите пополам

И ещё раз оторвите правый верхний угол

Теперь можно развернуть листок и показать получившуюся снежинку одноклассникам (примечание: желательно, чтобы ведущий тоже сделал свою снежинку по данной инструкции) В обсуждении получается, что если бы все были одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным. Так что конфликты – это не только плохо, но и хорошо. Главное – чтобы они не были разрушительными для хороших отношений с людьми.

Упражнение Копилка

Предлагается обсудить возможные причины конфликтов. Все они перечисляются и записываются на доске. Делается вывод, что конфликты возникают из-за того, что у разных людей бывают разные взгляды, разные интересы. Поэтому конфликт – естественная вещь, важно только, чтобы он не вызывал отрицательных последствий. Затем из «Копилки» выбирается пара ситуаций. Класс разбивается на две группы: необходимо придумать по два варианта развития их, так, чтобы один можно было бы назвать «вредным», а другой «полезным». Получившиеся ситуации представляются на рассмотрение всему классу. По итогам анализа ситуаций получается, что «вред» от конфликта в том, что он может разрушить отношения между людьми, а «польза» - наоборот том, что он помогает пояснить и укрепить их.

Упражнение Рисунок вдвоём

Класс делится на пары. Каждая пара получает лист бумаги, фломастер. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять один фломастер вдвоем, и так, чтобы оба партнёра держали его, нарисовать рисунок на свободную тему. Готовые рисунки обсуждаются по принципу, «почему нарисовали именно это», «кто что рисовал» и т.д. Выясняется, что люди вели себя в этой ситуации совершенно по-разному: кто-то «рвался в бой» и рисовал сам, игнорируя интересы партнёра, кто-то пытался угадать намерения другого и предложить свои идеи, кто-то равнодушно рисовал «по очереди», а кто-то вообще не участвовал в рисовании. Задаётся вопрос «Почему это так?», а для ответа на него предлагается вспомнить результаты психологического теста Томаса и сделать соответствующие выводы. Итог занятия: «Оказывается, в тех ситуациях, в которых наши интересы не совпадают с интересами другого человека, а именно так возникает конфликт, можно вести себя совершенно по-разному, в зависимости от выбранного стиля поведения (соперничество, сотрудничество, приспособление, избегание, компромисс).

Рефлексия занятия.

Воспитанники высказываются по очереди, что нового они для себя узнали, насколько полезно и интересно было для них это занятие. Ведущий напоминает «золотые правила» общения в конфликтных ситуациях:

  • Не напоминать человеку о том, что его беспокоит
  • Всегда быть вежливым
  • Не отвечать с раздражением на замечания
  • Стараться понять чувства другого человека
  • Всегда стараться прийти к общему решению, которое устраивает обе 

Приложение

АНКЕТА «Конфликтная ли Вы личность?»

 

В классе начался спор на повышенных тонах.

Ваша реакция:

1) Не принимаю участия.

2) Лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую

считаю правильной.

3) Активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».

Выступаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой руководства?

  1. Нет.
  2. Только если имею для этого веские основания.
  3. Критикую всегда и по любому поводу.

Часто ли вы спорите с друзьями?

  1. Только в шутку, и то, если это люди не обидчивые.
  2. Лишь по принципиальным вопросам.
  3. Споры – моя стихия.

Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?

  1. Возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже.
  2. Делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону.
  3. Прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция.

  1. Не буду поднимать бучу из-за пустяка.
  2. Молча возьму солонку.
  3. Не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

На улице или в транспорте вам наступили на ногу…

  1. С возмущением посмотрю на обидчика.
  2. Сухо, без эмоций, сделаю замечание.
  3. Выскажусь, не стесняясь в выражениях.

Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.

  1. Промолчу.
  2. Ограничусь коротким, но тактичным комментарием.
  3. Выскажу все, что об этом думаю.

Не повезло. На улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь?

  1. Постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово больше не участвовать в этом безобразии.
  2. Не скрою досаду, но отнесусь к произошедшему с юмором, пообещав взять реванш.
  3. Проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить лохотронщикам.

За каждый ответ под №1 поставьте себе 4 очка, №2 – 2 очка, №3 – 0 очков

После подсчета баллов группа разбивается на три психологических типа.

22 – 32 очка. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций в школе и дома. Изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!» не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.

12 – 20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, если только нет другого выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношении к вам товарищей. При этом вы не «выходите за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 очков. Споры и конфликты – это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если же услышите замечания в свой адрес – можете съесть человека живьем. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не потому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.

Приложение

Тест «Три Я»

Каждое из трех эго-состояний может проявляться у одного и того же человека. Но многие люди имеют предпочтительный тип реагирования. Сейчас мы определим, какую из позиций чаще всего занимаете вы.

Инструкция: Оцените в баллах от 0 до 10, насколько эти высказывания характеризуют вас:

Характеристики

Баллы

1

Мне порой не хватает выдержки.

 

2

Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

 

3

Родители как более зрелые люди должны устраивать семейную жизнь своих детей.

 

4

Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

 

5

Меня провести нелегко.

 

6

Мне бы понравилось быть воспитателем.

 

7

Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

 

8

Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

 

9

Каждый должен выполнять свой долг.

 

10

Нередко я поступаю не так, как надо, а так, как хочется.

 

11

Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

 

12

Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

 

13

Я, как и многие люди, бываю обидчив.

 

14

Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

 

15

Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

 

16

Я – увлекающийся человек.

 

17

Мой основной критерий оценки человека – объективность.

 

18

Мои взгляды непоколебимы.

 

19

Бывает, что я не уступаю в споре, потому что не хочу уступать.

 

20

Правила оправданы до тех пор, пока они полезны.

 

21

Люди должны соблюдать все правила, независимо от обстоятельств.

 

Обработка результатов:

Подсчитайте сумму баллов отдельно по трем блокам вопросов.

Вопросы 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 относятся к позиции Ребенка (Д).

Вопросы 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 – позиция Взрослого (В).

Вопросы 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 – позиция Родителя (Р).

Расположите результаты в порядке убывания и запишите формулу своих потенциальных ролей. О чем она может рассказать?

Если вы получили формулу ВДР – это значит, что вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранять эти качества и впредь. Они помогут в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.

Хуже, если на первом месте стоит Р. Категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору – словом, всем тем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.

Например, если ваша формула имеет вид РДВ, то у вас могут возникнуть некоторые сложности, которые способны осложнить жизнь обладателю такой формулы. «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду – матку», ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Но и тут нет поводов для уныния. Если вас не привлекает организаторская работа, шумные компании, и вы предпочитаете побыть наедине с книгой, кульманом или этюдником, то все в порядке, Если же нет, и вы захотите передвинуть свое «Р» на второе и даже на третье место, то это вполне осуществимо.

«Д» на первом месте – это вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно, и над многими вопросами задумался лишь в том возрасте, когда люди обычно перестают о них думать. Но детская непосредственность хороша лишь до определенной степени. Если она начинает мешать делу, пора взять свои эмоции под контроль.

Приложение

Самотестирование «Уровень конфликтности личности»

Инструкция: Ребята! При ответе на вопрос выберите один вариант ответа,

под конкретной буквой, запишите букву после номера вопроса.

1) Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинить своей воле других?

а) нет

б) когда как

в) да

2) Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно и ненавидят?

а) да

б) ответить затрудняюсь

в) нет

3) Кто вы в большей степени?

а) пацифист

б) принципиальный

в) предприимчивый

  1. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

а) часто

б) периодически

в) редко

  1. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?

а) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов коллектива в ее перспективности;

б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами;

в) чаще советовался бы с людьми.

  1. В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно?

а) пессимизм

б) плохое настроение

в) обида на самого себя

  1. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?а) да

б) скорее всего да

в) нет

  1. Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

а) да

б) скорее всего да

в) нет

  1. Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе

а) раздражительность

б) обидчивость

в) нетерпимость критики других

  1. Кто вы в большей степени?

а) независимый

б) лидер

в) генератор идей

  1. Каким человеком считают вас ваши друзья?

а) экстравагантным

б) оптимистом

в) настойчивым

 

  1. С чем вам чаще всего приходится бороться?

а) с несправедливостью

б) с бюрократизмом

в) с эгоизмом

  1. Что для вас наиболее характерно?

а) недооцениваю свои способности

б) оцениваю свои способности объективно

в) переоцениваю свои способности

  1. что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми.

а) излишняя инициатива

б) излишняя критичность

в) излишняя прямолинейность

 

Обработка результатов тестирования. Все ответы к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах. Замените выбранные вами буквы баллами и подсчитайте общую сумму набранных вами баллов.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А

1

3

1

3

3

2

3

3

2

3

2

3

2

1

Б

2

2

3

2

2

3

2

2

1

1

1

2

1

2

В

3

1

2

1

1

1

1

1

3

2

3

1

3

3

 

Определенная сумма баллов характеризует уровень конфликтности личности:

 

14 – 17 баллов -

Очень низкий

18 – 20 баллов -

Низкий

21 –23 балла -

Ниже среднего

24 – 26 баллов -

Ближе к среднему

27 – 29 баллов -

Средний

30 – 32 баллов -

Ближе к среднему

33 – 35 баллов -

Выше среднего

36 – 38 баллов -

Высокий

39 – 42 балла -

Очень высокий

Приложение

«Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Инструкция: Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Если подобным образом вы ведете себя

ЧАСТО – поставьте 3 балла; ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ – 2 балла; РЕДКО – 1 балл.

ВОПРОС: «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»

ОТВЕТЫ:

  1. Угрожаю или дерусь.
  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
  3. Ищу компромиссы.
  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
  5. Избегаю противника.
  6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.
  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
  8. Иду на компромисс.
  9. Сдаюсь.
  10. Меняю тему…
  11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
  12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
  13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
  14. Предлагаю мир.
  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Бланк ответа

вопроса

баллы

вопроса

баллы

вопроса

баллы

сумма

 

«А»

1

 

6

 

11

 

 

«Б»

2

 

7

 

12

 

 

«В»

3

 

8

 

13

 

 

«Г»

4

 

9

 

14

 

 

«Д»

5

 

10

 

15

 

 

 

Обработка результатов теста. Подсчитайте количество баллов по строчкам А. Б, В, Г, Д – соответственно. Каждая буква соответствует определенному типу поведения, проставьте количество баллов по каждой строке и определите свой ведущий тип поведения.

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

«А»- это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

«Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«В» - это «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы уничтожаете добротой. С готовностью встаете на точку зрения противника, отказываетесь от своей.

«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к класcному часу "Профилактика простудных заболеваний"

Презентация к классному часу в 5 классе. В ней доступно изложен материал по профилактике простудных заболеваний.  Раскрыты пути возможного заражения простудой, отличие гриппа от ОРВИ, профилактик...

Презентация для проведения классного часа: Профилактика наркомании и СПИДа.

Данная презентация может быть мспользована при проведении классного часа для школьников и студентов...

Презентация к классному часу "Профилактика гриппа, ОРЗ, ОРВИ"

Презентация разработана к классному часу для 5-6 класса по теме "Профилактика гриппа, ОРЗ, ОРВИ"...

презентация к классному часу "Профилактика вредных привычек у детей"

в презентиции содержится материал о способах укрепления здоровья, причинах возникновения вредных привычек у подростков и мерах по преодолению вредных привычек....

Презентация к классному часу "Профилактика ВИЧ"

Презентация для классного часа в 6 классе по теме "Профилактика ВИЧ" может быть полезна классным руководителям, а также завучам по воспитательной работе...

Презентация к классному часу "Профилактика суицидального поведения"

Презентация к классному часу "Профилактика суицидального поведения"15.02.18Сценарий классного часа «Как прекрасен этот мир…» (8-9 классы) Цели урока:Профлактика подро...

Программа классного часа "Профилактика сквернословия"

Посмотрена на материалах, любезно предоставленных коллегами в сети интернет, и дополненная красочным методом живой метафоры....