Инновационные методы преподавания
статья на тему

Зеленцова Ирина Алексеевна

Применение инновационных методов обучения детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionye_metody_prepodavaniya.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Инновационная деятельность -  это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса. Она направлена на достижение более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики. Это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования.

Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Это организация учебного процесса и внедрение новых образовательных технологий, являющихся ведущим фактором развития инновационного учебного процесса (методики, технологии, методы и средства обучения).

К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.д.

Инновационные методы в преподавании – это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к сегодняшним  проблемам. Инновационные методы – это методы, позволяющие ученикам самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к правильному выбору своей профессии.

В основе инновационных процессов лежат реализации той или иной образовательной технологии и методики, например:

  1. применение современных информационных технологий;
  2. применение принципа интеграции содержания образования;
  3. развивающее обучение;
  4. дифференцированное обучение;
  5. проектное обучение;
  6. проблемное обучение;
  7. программированное обучение;
  8. модульное обучение.

Чаще других инновационных технологий я использую здоровьесберегающие, интерактивные, личностно ориентированные технологии, учение через обучение, технологии парного обучения.  Все перечисленные методы обеспечивают развитие индивидуальности и самостоятельности ученика. Эти технологии применяю при обобщении и систематизации знаний, при изучении нового материала, на уроках контроля знаний.

В своей работе я применяю  личностно-ориентированные технологии.  В центре ставлю личность ребенка, обеспечиваю  комфортные, бесконфликтные и безопасные условии ее развития для реализации ее природных потенциалов. Данная технология  проявляются в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями. В данном случае дифференцированный подход в обучении осуществляться на индивидуальном уровне. Задания дозирую по возможностям каждого учащегося. Так при изготовлении мешочка для хранения в 5а классе, для создания ситуации успеха каждого ученика крой изделия был выполнен от возможности детей (одним по стандартным размерам, другим уменьшенный), аппликация была предложена  простая и усложненная.  Для учащихся 9б класса изделие выбираем от возможностей и желания детей. Это может быть детский халат, халат на себя, халат для мамы; платье на себя, платье для девочки и т.д.

Следующая технология – это «Учение через обучение» – метод обучения, при котором учащиеся с помощью учителя готовят и проводят урок. Так в рамках недели трудового обучения было проведено мероприятие «Весенние перевертыши». Был проведен урок по изготовлению французской косынки  учащимися 9 классов для учителей нашей школы.
Также использую технологию парного обучения – один из видов педагогических технологий, при котором один ученик учит другого ученика. Коммуникация двух учеников происходит в форме диалога. Учащиеся, которые выполнили задание первыми помогают тем, кто отстает. Сосед по парте подсказывает технологический этап изготовления изделия соседу. Для проверки выполненного задания учащиеся меняются ими между собой и оценивают работу друг друга.

Главным секретом здоровьесберегающей технологии является создание благоприятного психологического климата на уроке. На каждом своем уроке стараюсь видеть не массу, а каждого отдельного ученика. С первых минут урока, с приветствия я стараюсь создавать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной деятельности, уместный юмор – вот что помогает создать благоприятный психологический климат на уроке.

Здоровьесберегающий урок – это урок, на котором педагог обеспечивает высокую работоспособность учащихся. Для этого я применяю частую смену видов  деятельности, использую динамические паузы, дыхательную гимнастику. Включение в физкультминутки упражнений для глаз служит профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Например, упражнение для глаз – «Раскрашивание». Предлагаю детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом. Упражнения для профилактики нарушений зрения, для расширения зрительно-двигательной активности: 1. Глазами рисовать какие-либо фигуры (слева – направо и наоборот). 2. Глазами написать число, месяц, год рождения.

Компьютерные технологи – обеспечивают современную форму подачи учебного материала, обладают высокой информационной насыщенностью, позволяют полностью заменить уже устаревшие технические средства обучения, позволяют осуществлять оперативный обмен учебной информацией. Компьютерные технологи использую на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. Знакомясь с особенностями работы предприятий по пошиву одежды, технологией изготовления изделий, устройством швейной машины, получением ткани использую  презентации, видеоролики, тестовые задания. С помощью графического редактора Paint выполняем изображения геометрических фигур, линий произвольных изображений, выполняем раскрашивание.  Например, при изучении простейших изделий: носового платка, салфетки, мешочка для хранения работ применяли эти возможности компьютера для выполнения эскизов.

В своей педагогической деятельности,  в обучении и воспитании учащихся предпочтение отдаю тем современным технологиям, которые помогают оживить урок, придают ему эмоциональную окраску, помогают воспитывать гражданственность, патриотизм, толерантность, следовательно, затронуть душу ребёнка, заинтересовать каждого ученика, соединять теорию с практикой, необходимой для жизни в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные методы в преподавании русского языка и литературы. Из опыта работы Ребро Л.В.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игр...

«Инновационные формы и методы преподавания матема-тики в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (8 вида)»

В общей системе подготовки школьников с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни большое место занимают уроки математики, на которых учащиеся получают начальные математические знания, овладевают...

Инновационные методы и формы в преподавании и изучении иностранного языка на современном этапе.

В данной статье представлены инновационные методы и формы в преподавании иностранного языка для обучающихся СПО....

Инновационные методы преподавания татарского языка и литературы

Выступление в региональной научно-практической конференции...

Межрегиональная НПК: "Русский язык и литература в Туве: вопросы теории и инновационные методы преподавания"

Участие и выступление в межрегиональной научно-практической конференции...

Инновационные методы преподавания

Инновационные методы преподавания направлена на достижение позитивного результата в личности развития ребенка в современных социокультурных условиях....