Конспект для детей с особыми образовательными потребностями в средней группе «Экологическая экскурсия вокруг детского сада «Мир вокруг нас».
план-конспект на тему

Гафиятуллина Лилия Рафаиловна

представлен конспект экскурсии вокруг детского сада для детей средней группы с особыми образовательными потребностями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_vokrug_nas.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект для детей с особыми образовательными потребностями в средней группе «Экологическая экскурсия вокруг детского сада «Мир вокруг нас».

В роли ведущего: Дефектолог – Гафиятуллина Л.Р.

В роли бельчонка «Пушистика» - учитель – логопед – Чикунова Э.А.

Цель: Воспитание природоохранительных знаний, умений, любви к природе, личной ответственности за её сохранность.                        

Задачи: 

 - Ознакомить детей с объектами экологической тропы;

  -  конкретизировать знания детей о разнообразии мира растений;

 - способствовать формированию представлений детей о деревьях;

- учить сравнивать деревья по внешним признакам (толщина и цвет ствола, величина и форма листьев);

- развивать умение сравнивать и анализировать;

- развивать воображение и мышление в процессе наблюдения и исследования природных объектов;

- прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы;

 - активизировать речь детей, обогащать словарный запас прилагательными;

- закрепить в словаре обобщающее понятие «Осень», «Цветы», «Деревья»;

- вызывать у детей эмоциональный отклик в процессе любования родной природой;

 -  Воспитывать культуру общения с природой.

Оборудование и материалы:  иллюстрации с изображением деревьев (рябины, березы, ели, сосны), веточки и шишки сосны и ели, зонтик, корзина, фотоаппараты (настоящий и игрушечные),  выпечка «орешки».

Ход экскурсии: (Дети и дефектолог собрались у главного входа в  детский сад).

Ведущий: - Дети,  сегодня мы с вами пойдем на экскурсию вокруг детского сада.  Мы с вами будем играть, резвиться, и узнаем много, чего вы может, еще не знаете.

Разными красками светит наш сад,

Клумбы с цветами встречают ребят,

Здесь есть и розы, и георгины,

Очень красив детский сад наш любимый.

 - Ребята, о чем я прочитала стихотворение? (о клумбах с цветами),

 - О каких цветах говорится в стихотворении? (о розах и  георгинах),

 -  Сейчас мы с вами рассмотрим эти цветы (знакомство детей с цветами и условиями их роста). Давайте сфотографируем их и будем любоваться ими зимой.

 - А теперь насладимся запахом этих цветов, но сделаем это по особенному. Нужно  нюхать цветок и на одном выдохе произнести заданную фразу.

 ( Дети нюхают цветок и на одном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно увеличиваются. Например: «Хорошо пахнет. Роза хорошо пахнет. Роза очень хорошо пахнет»).

Появляется бельчонок Пушистик.

Бельчонок: - Здравствуйте ребята, я прыгал с дерева на дерево и увидел вас.

Ведущий: - Ой, ребята посмотрите сегодня, снова пришёл наш знакомый бельчонок Пушистик. Давайте возьмём его с собой  на экскурсию вокруг детского сада и расскажем о наших деревьях.  

Ведущий:-  Ребята,  отгадайте загадку:

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют.
И, галдя, его клюют.
(Рябина)

 - Правильно, рябина. Давайте подойдём к  ней сфотографируем  и внимательно её рассмотрим.

(обогатить знания детей о рябине, неприхотливом, красивом во все времена года дереве).  

  Бельчонок сообщает, что рассматривание рябины полезно для зрения детей (особенно слабовидящих) – пестрота дерева создаёт расчленённый фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме.

 Ведущий: - Ребята, какое сейчас время года?

 -Правильно, осень. А по каким признакам вы узнали? Что изменилось в природе?

(Дети называют признаки, если они затрудняются, то ведущий рассказывает):

-С наступлением осени, каждый день становится все холоднее. Все взрослые и дети тепло одеваются: надевают куртки, плащи, теплые кофты. В пасмурную погоду тучи затягивают небо, дуют ветры, идут дожди.

-  Сейчас мы поиграем в игру «Солнышко и дождик», и посмотрим, кто же из вас ловчее, быстрее, внимательнее. Дети играют. ( Светит солнышко, все играют, резвятся. Но вот пошел дождь, по сигналу ведущего со словами «кап - кап - кап» дети бегут к нему под зонтик).

Бельчонок:  - У меня тоже есть для вас загадка:

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках серёжки.

 Бельчонок:- О чём эта загадка?

Дети: - О берёзке.

- Бельчонок:  Правильно. Я вас провожу к ней. Берёзку очень легко узнать по стволу дерева. У берёзки стройный, высокий, белый ствол с чёрными пятнышками. В русских народных сказках и песнях её так и называют – «белоствольная». Кора у берёзки тонкая, светлая. Она пропитана особым веществом – бетулином, из-за него ствол берёзки белый. Давайте погладим ствол ручкой, прислонимся к нему щёчкой. Какой он?

Дети: - Гладкий, твёрдый, шершавый (дети руками гладят ствол дерева, рассматривают его со всех сторон).

Бельчонок: - Давайте сфотографируем ее и  посмотрим, есть ли на стволе трещинки?

(Дети внимательно рассматривают ствол дерева и приходят к выводу, что кора дерева гладкая, без трещин).

 Бельчонок: Посмотрите вниз, на землю, как ствол берёзки плавно переходит в корни, (на поверхности земли хорошо видна часть корней дерева). Какие они?

Дети: - Толстые, корявые, похожи на крючки. Они, наверное, уходят глубоко в землю и крепко держат берёзку в земле.

 Бельчонок: - Да, всё это так. Но то, что в некоторых местах корни видны из земли, говорит, что берёзка уже не очень молодое деревце. А теперь посмотрите на веточки берёзки. Что вы видите?

Дети: -  На веточках висят серёжки.

 Бельчонок – Да  они распустились и очень ароматно пахнут. Но мы с вами посмотрим вокруг: какие ещё деревья есть в нашем саду?

Дети: Перечисляют знакомые им деревья. (Если дети затрудняются дефектолог и бельчонок Пушистик помогают).

 Бельчонок:  -  Давайте сейчас поиграем в подвижную игру «Раз, два, три – к дереву беги».

Дети встают в пары. Ведущий - бельчонок  называет то одно дерево, то другое и дети парами к нему подбегают.

Ведущий: – Ну вот мы с вами поиграли, но ведь в нашем  саду есть много других деревьев.

Бельчонок:- Смотрите, что у меня есть и показывает шишки ели и сосны. Я очень люблю, есть шишки, в них много орешков. А на каких деревьях растут шишки?

Дети: - На ёлках и соснах.

Ведущий: - А они одинаковые на этих деревьях или разные?

Дети: - Разные: у ёлки – длинные шишки, а у сосны – короткие.

Ведущий: – В нашем саду есть одна ёлка. Давай подойдём к ней и рассмотрим её.

Что же это за девица? Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт, а в иголках – круглый год.

Вопросы к беседе:

- Ёлочка похожа на деревья, которые мы рассматривали раньше или нет?

- Что у ёлочки вместо листочков?

- Какой длины иголки у ёлочки? Какого цвета?

- Наша ёлка высокая или низкая?

- Какой у ёлки ствол: толстый или тонкий; гладкий или шершавый; светлый или тёмный?

- Ёлка пахнет или нет? Вам нравится её аромат? Какой праздник он вам напоминает?

По итогам беседы и наблюдения за ёлкой, дети пришли к выводу, что:

Ведущий озвучивает: – Ёлочка на нашем саду не похожа на берёзку и рябину. Она низенькая, у неё тоненький ствол светло- коричневого цвета, но его трудно рассмотреть за густыми ветками, кора ёлки шершавая, как- будто с «чешуйками», на ёлке нет листочков, даже молодых, но есть иголочки. Это – хвоя. Ёлка – хвойное дерево, а не лиственное, как берёзка и рябина. Иголки на ёлке зелёные, короткие и колючие. Если их потереть – они сильно пахнут и напоминают праздник Новый год.

 А вот шишки, которые лежат на земле, мы соберем в корзину, чтобы угостить бельчонка.

Бельчонок – Ребята у меня для вас тоже есть угощения это  орешки из магазина. Мне было с вами очень интересно, но пора возвращаться в лес. До свидания ребята.

Дети и ведущий прощаются с бельчонком Пушистиком.

Ведущий: Давайте подружимся с нашими деревьями, позаботимся о них. Если каждый человек найдёт себе друга среди деревьев, то на всей Земле люди и деревья станут друзьями. Это хорошо и для деревьев и для людей. Послушайте стихотворение «Счастливое деревце» В. Мусатова.

Шумит всё лето деревце

Зелёною листвой

И, пожелтев, разденется

Осеннею порой.

Мороз не страшен деревцу:

К стволу присыпан снег.

В нём деревце согреется,

Он деревцу, как мех.

Весной побелкой светится,

Окопано вокруг…

Растёт счастливым деревце,

У деревца есть друг.

Ведущий: – Давайте, и мы станем для наших деревьев друзьями и позаботимся о них. Дети,  сегодня мы с вами были на экскурсии вокруг детского сада, а теперь пора возвращаться на наш участок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание адаптивно-образовательного пространства здоровьесберегающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.

В статье даны рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации учебно-воспитательного процесса....

Методическая разработка. Электронная образовательная среда технической направленности для детей с особыми образовательными потребностями.

В последние годы проблемы детей с особыми потребностями решаются на государственном уровне и привлекают внимание все большего количества различных специалистов. Право на образование, свободу выбора по...

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...

Особенности организаци образовательного поцесса для детей с особыми образовательными потребностями.

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...

Экологическое воспитание детей с особыми образовательными потребностями 1-4 класс.

Экологическое воспитание детей с ОВЗ, необходимое условие развития и адаптации к социуму. Знания о природе, животных, явлениях природы, мотивируют ребенка к развитию кругозора, любознательности, чтени...

Организация образовательного пространства для детей с особыми образовательными потребностями в рамках реализации национального проекта «Образование»

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность ...