Методические рекомендации для индивидуальных занятий по РСВ и ФП в 1-5 классах (глухота и умственная отсталость умеренной и тяжелой степени). Формирование произношения.
учебно-методический материал на тему

Мазурова Лариса Николаевна

Материал предназначен для учителей-дефектологов  индивидуальных занятий по РСВ и ФП с обучающимися 1-5 классов, имеющих диагноз глухота и умственная отсталость умеренной и тяжелой степени. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к тематическому планированию индивидуальных занятий по развитию

речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у обучающихся 1-5 классов  со сложными нарушениями в развитии  (глухота и умственная отсталость умеренной и тяжелой степени)

в школе I вида

Формирование произношения

    Формирование произносительных навыков у глухих детей со сложными нарушениями в развитии происходит на базе их развивающегося слуха с опорой на слухо-зрительное восприятие.

    Исходной единицей в обучении произношению является слово, так как именно оно – основная единица языка и в нем реализуются все стороны произношения.

    Формирование произносительных навыков обучающихся в условиях слухоречевой среды осуществляется при использовании информального и специального путей обучения. Информальный путь реализуется в ходе всех уроков и занятий, во внеурочное время (при постоянном применении звукоусиливающей аппаратуры). Специальный путь формирования произносительной стороны речи используется на индивидуальных занятиях, музыкально-ритмических занятиях, в слуховом кабинете, при проведении фонетических зарядок на уроках и внеклассных занятиях.

    В процессе обучения произношению реализуется аналитико-синтетический концентрический полисенсорный метод. На индивидуальных и фронтальных занятиях, на общеобразовательных уроках и во внеурочное время широко используется фонетическая ритмика.

    Содержанием специального обучения произношению включает ряд разделов работы.

  1. Речевое дыхание. Формирование умения правильно пользоваться дыханием, воспроизводя слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, а также выработка умения членить фразу на синтагмы.
  2. Голос. Формирование навыка пользования голосом нормальной высоты и силы без грубых отклонений от нормального тембра.
  3. Звуки и их сочетания.  Формирование умения правильно воспроизводить все звуки русского языка и их сочетания в словах. При этом соблюдается определенная последовательность в усвоении звукового состава речи.
  4. Работа над словом.  Эта работа предполагает формирование у обучающихся умения правильно воспроизводить слова – слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского произношения.
  5. Работа над фразой.  Формирование у обучающихся умения воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе или деля фразу паузами на синтагмы).

    Программа специального обучения произношению разработана на основе концентрического метода с применением сокращенной системы фонем. Это значит, что первоначальное обучение произношению глухих состоит из двух концентров. Первый концентр это семнадцать основных звуков, которые и составляют сокращенную систему фонем: гласные А, О, У, Э, И и согласных П, Т, К, Ф, С, Ш, Х, В, М, Н, Л, Р.

    Начиная с первого класса, ведется систематическая работа по постановке, автоматизации и дифференциации звуков. Планирование работы над произношением осуществляется педагогом на основе данных о состоянии произносительной стороны устной речи каждого ученика, полученных в ходе специального обследования, и программных требований с учетом индивидуальных особенностей психофизического и слухоречевого развития обучающегося.

Первый класс

  • Побуждение детей к устному общению на уровне их произносительных возможностей (голосовые реакции, элементы слова, короткие слова)
  • Воспроизводение звукоподражания, лепетные и полные слова, которые могут произноситься точно (папа, ам-ам), приближенно, с использованием звуковых замен (В как Ф, бо-бо, как по-п, дом как том), усеченно (ту-ту как у-у, пока как паа)
  • Побуждение к воспроизведению фразы из двух слов (полных, усеченных, лепетных, звукоподражаний)
  • Обучение выполнению различных, крупных и мелких движений руками одновременно с педагогом, включая движения фонетической ритмики
  •    Формирование длительного выдоха, умения правильно пользоваться речевым дыханием, слитно воспроизводить слогосочетания, слова
  • Формирование голоса нормальной высоты, силы и тембра
  • Формирование умений воспроизводить в речевом материале звуки: а, о, у, э, и, п, т, к, ф, с, ш, х, в, м, н, l, р, заменять остальные звуки регламентированными субститутами
  • Формирование у детей потребности в устном общении.

Второй класс

  • Побуждение детей к устному общению на уровне их произносительных возможностей (голосовые реакции, элементы слова, слова, короткие фразы)
  • Побуждать к воспроизведению фразы из двух слов (полных, усеченных, лепетных, звукоподражаний)
  • Формирование длительного выдоха. Правильное пользование речевым дыханием, слитное воспроизведение слогосочетаний (для сочетаний взрывного и гласного звуков, типа папа… до 6-8 слогов, для сочетаний фрикативного и гласного звуков, типа саса до 3-6 слогов
  • Формирование голоса нормальной высоты, силы и тембра
  • Выделение ударного слога в двусложных, трехсложных словах (с помощью учителя)
  • Формирование умений воспроизводить в словах и фразах звуков, составляющих первый концентр, а также звуков б, з, д, ж, г, ц, ч, звукосочетаний йа (я), йо (ё), йэ (е), йу (ю)
  • Произнесение слов слитно, с ударением (с помощью учителя), реализуя возможности соблюдения их звукового состава (точно или приближенно с использованием регламентированных замен)

Третий класс

  • Побуждение детей к устному общению на уровне их произносительных возможностей
  • Развитие умений правильно пользоваться речевым дыханием, слитно воспроизводить слогосочетания с постепенным их наращиванием до 8-10 слогов
  • Воспроизведение речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра (под контролем учителя и самостоятельно)
  • Выделение ударного слога в двусложных, трехсложных словах (с помощью учителя)
  • Формирование умений воспроизводить в словах и фразах звуков, составляющих первый концентр, а также звуков б, з, д, ж, г, ц, ч, ы, щ, звукосочетаний йа (я), йо (ё), йэ (е), йу (ю)
  • Произнесение слов слитно, с ударением (с помощью учителя), реализуя возможности соблюдения их звукового состава (точно или приближенно с использованием регламентированных замен)
  • Формирование умений произносить короткие фразы (из 2-3 слов)
  • Использование в речевом общении

Четвертый класс

  • Продолжение работы по формированию навыка устного общения
  • Воспроизведение слова (точно или приближенно)
  • Развитие умений правильно пользоваться речевым дыханием, слитно воспроизводить слогосочетания, слова, короткие фразы
  • Воспроизведение речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра.
  • Выделение ударного слога в словах (под контролем учителя по графическому знаку и самостоятельно)
  • Формирование умений воспроизводить в словах и фразах звуков, составляющих первый концентр, а также звуков б, з, д, ж, г, ц, ч, ы, щ, звукосочетаний йа (я), йо (ё), йэ (е), йу (ю)
  • Закрепление правильного произношения звуков в слогах, словах и коротких фразах
  • Различение на слух и воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи: слитности и пауз (по подражанию учителю и самостоятельно), краткого и долгого произнесения гласных звуков.

Пятый класс

  • Продолжение работы по формированию навыка устного общения
  • Воспроизведение слова точно или приближенно на уровне их произносительных возможностей
  • Развитие умений правильно пользоваться речевым дыханием, слитно воспроизводить слогосочетания, слова, короткие фразы
  • Воспроизведение речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра
  • Выделение ударного слога в словах (под контролем учителя по графическому знаку и самостоятельно)
  • Дифференцированно воспроизводить в речи звуки, родственные по артикуляции: гласные а – э, и – э, а – о, о – у, и – ы; согласные м-п, т-н, ф-в, с-ш, т-л, л-н, к-х
  • Использование в речевом общении естественных невербальных средств коммуникации (соответствующее выражение лица, позы, пластики) (по подражанию учителю и самостоятельно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости

Данная статья посвещана использованию метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости....

Методические рекомендации для индивидуальных занятий по РСВ и ФП в 1-5 классах (глухота и умственная отсталость умеренной и тяжелой степени). Развитие речевого слуха.

Материал предназначен для учителей-дефектологов  индивидуальных занятий по РСВ и ФП с обучающимися 1-5 классов, имеющих диагноз глухота и умственная отсталость умеренной и тяжелой степени. Матери...

Рекомендации родителям по формированию навыка питья из чашки у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми, множественными нарушениями развития.

Рекомендации родителям и педагогам по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа учителя - дефектолога для детей с умственной отсталостью умеренной и тяжёлой степени

Сведения о создании условий для обучающихся с овз. Плнируемые результаты освоения программы в соответствии с АООП....

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей с умственными отклонениями умеренной и тяжелой степени

Сведения о создании условий для обучения и воспитания обучающихся с овз. Планируемые результаты освоения программы в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) на 2023-2024 уч. год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) - 6 класс (1 час в неделю)....