Речевой материал по лексической теме "Профессии"
учебно-методический материал на тему

Формирование грамматического строя речи.

Формирование и расширение лексической стороны речи.

Развитие лексико- синтаксического анализа.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professii.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой материал

Лексическая тема «Профессии»

Профессии.

Имя существительное: врач, учитель, воспитатель, повар, портной, парикмахер, продавец, садовник, летчик, шофер, артист, сапожник, строитель, рабочий, спортсмен, почтальон,  пожарный, ткач, пастух, трубочист.

Прилагательные: строительный, рабочий, садовый, сапожный, столярный, спортивный, рыболовный, врачебный, учительский, водительский, пожарный, пастущий, детективный, директорский, парикмахерский, художественный, юридический.

Глаголы: работать, строить, учить, воспитывать, разводить, шить, готовить, чинить.

Формирование грамматического строя речи.

  • Усвоение некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа.

Врач- врачи

Воспитатель - воспитатели

Продавец- продавцы

Садовник- садовники

Летчик- летчики

Водитель- водители

Сапожник- сапожники

Строитель- строители

Пожарный- пожарные

Ткач- ткачи

Пастух- пастухи

Артист- артисты

Спортсмен- спортсмены

Трубочист- трубочисты

Тракторист- трактористы

Портной- портные

Рабочий- рабочие

Военный- военные

Учитель- учителя

Повар- повара

  • Образование имени существительного женского рода от существительного мужского рода.

Повар- повариха

Портной- портниха

Ткач- ткачиха

Продавец- продавщица

Воспитатель- воспитательница

Учитель- учительница

Садовник- садовница

Певец- певица

Художник- художница

Писатель- писательница

Летчик- летчица

Журналист- журналистка

Официант- официантка

Спортсмен- спортсменка

Актер (артист)- актриса (артистка)

Санитар- санитарка

Пастух- пастушка

Парикмахер- парикмахерша

  • Практическое  образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к профессиям.

        

У строителя инструмент (какой?)- строительный

У рабочего инструмент- рабочий

У садовника инструмент- садовый

У столяра инструмент- столярный

У спортсмена- инструмент- спортивный

У рыболова снасти- спортивный

У врача кабинет- врачебный

У директора кабинет- директорский

У учителя кабинет- учительский

У водителя права- водительские

У пожарных машина- пожарная

У пастуха рожок- пастуший

У детектива агентство- детективное

У парикмахера ножницы- парикмахерские

У художника выставка- художественная

У юриста образование- юридическое

У летчика поле- летное

  • Усвоение некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными и глаголами единственного и множественного числа.

Врач лечит- врачи лечат

Воспитатель воспитывает- воспитатели воспитывают

Продавец продает- продавцы продают

Садовник сажает- садовники сажают

Летчик летает- летчики летают

Водитель водит- водители водят

Строитель строит- строители строят

Пожарный тушит- пожарные тушат

Ткач ткет- ткачи ткут

Пастух пасет- пастухи пасут

Спортсмен тренируется- спортсмены тренируются

Трубочист чистит- трубочисты чистят

Портной шьет- портные шьют

Рабочий работает- рабочие работают

Учитель учит- учителя учат

Повар варит- повара варят

  • Усвоение некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа в сочетании с глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени.

 Врач лечит- врачи лечили

Садовник сажает- садовники сажали

Летчик летает- летчики летают

Водитель водит- водители водили

Сапожник чинит- сапожники чинили

Строитель строит- строители строили

Пожарный тушит- пожарные тушили

Ткач ткет- ткачи ткали

Пастух пасет- пастухи пасли

Артист выступает- артисты выступали

Певец поет- певцы пели

Спортсмен тренируется- спортсмены тренируются

Тракторист пашет- трактористы пашут

Трубочист чистит- трубочисты чистят

Экскаваторщик работает- экскаваторщики работают

Портной шьет- портные шьют

Рабочий работает- рабочие работали

Военный воюет- военные воевали

Учитель учит- учителя учат

Повар варит- повара варят

Сторож сторожит- сторожа сторожат

  • Усвоение некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными мужского и женского рода в сочетании с глаголами прошедшего времени

Учитель учил- учительница учила

Воспитатель воспитывал- воспитательница воспитывала

Певец пел- певица пела

Писатель писал- писательница писала

Продавец продавал- продавщица продавала

Садовник сажал (цветы)- садовница сажала (цветы)

Летчик летал (на самолете)- летчица летала (на самолете)

Художник рисовал- художница рисовала

Повар варил (суп)- повариха варила (суп)

Портной шил- портниха шила

Ткач ткал- ткачиха ткала

Артист выступал (на сцене)- артистка выступала (на сцене)

Журналист писал (статью)- журналистка писала (статью)

Официант накрывал (на стол)- официантка накрывала (на стол)

Санитар работал- санитарка работала

Спортсмен тренировался- спортсменка тренировалась

Пастух пас (стадо)- пастушка пасла (стадо)

Парикмахер сделал (прическу)- парикмахерша сделала (прическу)

  • Усвоение навыка согласования числительных с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа.

Учитель

Врач

Воспитатель

Строитель

Ткач

Повар

Парикмахер

Садовник

Летчик

Артист

Сапожник

Спортсмен

Художник

Журналист

Пастух

Продавец

Учителя

Врача

Воспитателя

Строителя

Ткача

Повара

Парикмахера

Садовника

Летчика

Артиста

Сапожника

Спортсмена

Художника

Журналиста

Пастуха

Продавца

Учителей

Врачей

Воспитателей

Строителей

Ткачей

Поваров

Парикмахеров

Садовников

Летчиков

Артистов

Сапожников

Спортсменов

Художников

Журналистов

Пастухов

Продавцов

  • Употребление простых предлогов «на» «в» в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.

Моряк- корабль-

Моряк служит на корабле.

                                             Строитель-стройка-

                                             Строитель работает на стройке.

Артист- сцена-

Артист выступает на сцене.

                                             Повар- кухня-

                                             Повар готовит на кухне.

Летчик- самолет-

Летчик летает на самолете.

                                             Официант- стол-

                                             Официант накрывает на стол.

Врач- больница-

Врач лечит  в больнице.

                                             Учитель- школа-

                                             Учитель учит в школе.

Продавец- магазин-

Продавец продает в магазине.

                                              Садовник- сад-

                                              Садовник работает в саду.

Спортсмен- спортзал-

Спортсмен тренируется в спортзале.

                                              Парикмахер- парикмахерская-

                              Парикмахер работает в парикмахерской.

Офицер- армия-

Офицер служит в армии.

  • Согласование глаголов настоящего времени с существительными а роде.

Игра «Что я сделал не скажу лучше я вам покажу».

Ход игры: Перед играющими лежат предметы  (инструменты по профессиям). Дети по очереди берут какой-нибудь предмет и выполняют с ним действия. Остальные дети описывают действия показывающего ребенка и узнают профессию которую он изображает. Например: «Вова пишет книгу. Он писатель». «Женя стрижет волосы. Она парикмахер». «Саша шьет иглой. Она портниха». Ваня солит суп. Он повар». Коля слушает фонендоскопом. Он врач». «Катя принесла письмо. Она почтальон». «Даша рисует картину. Она художник».

Игра «Угадай мою профессию».

Ребенок выбирает на столе у педагога реальные предметы игрушки или предметные картинки относящиеся к определенным профессиям и говорит: «Я взял нож доску половник. Какая у меня профессия?». Дети должны угадать о какой профессии идет речь и назвать действия которые выполняет человек этой профессии. («Эта профессия- повар. Повар готовит еду»).

Игра «Отгадай профессию».

Ребенок загадывает профессию дети задают ему вопросы:

- Какие инструменты необходимы для этой профессии?

- Нужна ли специальная одежда для этой профессии? Какая?

- С кем (или с чем) работает человек этой профессии?

- Чем занимаются люди этой профессии?         

Формирование и расширение

Лексической стороны речи.

  • Уточнение глагольного словаря дифференциация сходных действий.

Шьет- вяжет- вышивает

Строит- чинит- ремонтирует

Поливает- наливает- выливает

  • Словообразование (сложные слова).

(проговаривать хором и индивидуально)

Рыбу ловит- рыболов

Пчел разводит- пчеловод

Землю копает- землекоп

Трубы чистит- трубочист

Лес рубит- лесоруб

Сад разводит- садовод

Цветы разводит- цветовод

Пожар тушит- пожарный

Детей учит- учитель

Детей воспитывает- воспитатель

На тракторе работает- тракторист

На экскаваторе работает- экскаваторщик

Ткань ткет- ткач (ткачиха)

Сапоги шьет- сапожник

Продает- продавец

Работает- рабочий

Строит- строитель

Стада пасет- пастух

  • Автоматизация звука (Р) во фразах.

Рабочий работает.

Рыбак рыбачит.

Продавец продает.

Сторож сторожит.        

Фотограф фотографирует.

Сварщик сваривает.        

Рассказчик рассказывает.

Нормировщик нормирует.

Странник странствует.

Уборщица убирает.

  • Образование и употребление родственных слов.

Строитель- стройка строительство строить строительный постройка застройка выстроенный.

Садовник- сад садовница садик садочек, полисадник, полисадничек, садовый, посадочный (материал).

Учитель- учительница, ученик, учеба, учительский, учить, учебный, учебник, заучивать.

Летчик- летчица, летать, полет, взлет, самолет, летающий, полететь, улететь, прилететь, вылететь, летчик.

Развитие лексико- синтаксического анализа.

Цель: закрепление навыка построения предложений.

Игра «Регулировщики».

      Детям предлагается стать регулировщиками. Но регулировать они будут не уличное движение, а речь ведущего. Слушая произносимые вслух предложения, они должны будут поднимать сигналы- точки- в том месте, где предложения заканчиваются. Ведущий обязан остановиться тогда, когда дети поднимут сигнал. Если они ошиблись, ведущий указывает им на ошибку, демонстрируя тот фрагмент предложения, который дети приняли за целое. Таким образом, усваивается понимание того, что предложение выражает законченную мысль. Текст читается два раза. Первый раз дети прослушивают. На второй- выполняют задание.

Текст для игры.

В детский сад пришли два новичка- Толя и Коля. Их привели мамы. Мальчики познакомились. Толя спросил Колю:

- Где работает твоя мама?

- А разве ты не догадался? – удивился Коля. – Она же так пахнет лекарствами. Моя мама- врач. Заболеет человек- мама вылечит. А твоя мама, где работает?

- А ты не знаешь?- сказал Толя. – Она же так пахнет хлебом. Моя мама пекарь. Она кормит людей. Без хлеба не мог бы жить никто.

- И врач?- спросил Коля.

- И врач- ответил Толя.

        Новые туфли.        

        

Папа подарил Светлане новые туфли. Света была рада. Она пошла в них в школу. Света берегла туфли. Она знала- туфли делали много мастеров.

Один мастер кроил туфли из кожи. Другие пришивали подошвы, прибивали каблуки.

Мастерам помогали машины.

Кузнецы.

В нашем селе большая новая кузница.  Она расположена в конце улицы.

В кузнице целый день работают кузнецы. У кузнецов много разных дел.

Они готовят машины и прицепы для работы в поле, куют цепи, подковы для коней.

Развитие связной речи.

  1. Составление описательного рассказа по схеме.
  2. Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
  3. Рассказывание по картинке (Козырева с.144 «Фотограф»).
  4. Обучение составлению рассказов- описаний с элементами рассуждения (игра «Как ты узнал?», «Кто кем хочет быть?»).

  • Составление описательного рассказа (по схеме)

Игра «Писатель»: Ребенку предлагается изобразить знаменитого писателя, который придумал рассказ о какой- либо профессии. Один ребенок выходит под аплодисменты друзей и рассказывает свою «придумку».

Игра «Самый главный»: Педагог раздает детям предметные картинки и представители разных профессий , кто из них самый главный. Дети описывают предмет, изображенный на картинке, по схеме от первого лица и заканчивают свой рассказ словами: «Я самый главный». В конце игры педагог делает вывод о том, что все участники спора нужны и полезны.

Игра «Загадки»: Один ребенок загадывает профессию и описывает ее, а остальные дети отгадывают, о ком он говорит. Ребенок, который угадал название профессии, составляет следующий описательный рассказ.

  • Составление рассказов- описаний с элементами рассуждения.

Игра «как ты узнал»?

Цель: Учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Ход игры. Перед детьми раскладывают карты, на которых нарисованы представители разных профессий. Эти карты раздают игрокам. Дети рассматривают картинки, а затем по очереди рассказывают, почему они решили, что перед ними именно эта профессия. Объясняют, выбирая только существительные признаки.

Игра «Кто кем хочет быть».

Ход игры. Игроки по очереди выбирают себе одну или несколько картинок с любимыми профессиями и рассказывают о них. Вместе с ведущим они выясняют, какими способностями и чертами характера должен обладать человек данной профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме "Введение нового материала" с лексическими и грамматическими упражениями

Мастер-класс по теме "Введение нового материала"  с  лексическими и грамматическими упражениями...

Речевой материал по развитию речевого слуха для 4 класса

Речевой материал включает в себя: тексты, речевой материал организации учебной деятельности, речевой материал обиходно- разговорного характера. Этот материал относится к календарно-тематическому плани...

конспект НОД по речевому развитию на лексическую тему "Мебель" по ФГОС

конспект НОД по речевому развитию на тему Мебель. Цель закрепить знания детей о мебели....

Речевой материал по лексической теме «Знакомство с людьми»

Формирование и расширение лексической стороны речи.Развитие лексико- синтаксического анализа....

Речевой материал по лексической теме «Семья»

Формирование и расширение лексической стороны речи.Развитие лексико- синтаксического анализа....

Речевой материал по лексической теме «Характер»

Формирование и расширение лексической стороны речи.Развитие лексико- синтаксического анализа....

Речевой материал по лексической теме "Внешность человека"

Формирование и расширение лексической стороны речи.Развитие лексико-синтаксического анализа....