Образовательная и воспитательная роль загадок на уроках в начальных классах.
методическая разработка на тему

Химина Елена Кузьминична

               Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.

     Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Не случайно без них не обходится ни один детский праздник и особенно Новый год.

     Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова, так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, прекращалось сокодвижение, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться, отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок.

 «Здесь загадывание происходит по определенной системе. Оно начинается с загадок о человеке и кончается загадками о природе. Предметом первых загадок является человек, части и функции его тела, одежды и т.д.; затем следуют загадки о доме и предметах, которые находятся в нем; потом идут подряд двор, огород, сад, пасека, поля, леса, и все это завершается явлениями природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_-_himina.docx33.51 КБ

Предварительный просмотр:

Химина Елена Кузьминична, учитель –логопед

ГБОУРК «Лозовская специальная школа-интернат

Образовательная и воспитательная роль загадок  на уроках в начальных классах.

               Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.

     Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Не случайно без них не обходится ни один детский праздник и особенно Новый год.

     Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова, так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, прекращалось сокодвижение, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться, отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок.

 «Здесь загадывание происходит по определенной системе. Оно начинается с загадок о человеке и кончается загадками о природе. Предметом первых загадок является человек, части и функции его тела, одежды и т.д.; затем следуют загадки о доме и предметах, которые находятся в нем; потом идут подряд двор, огород, сад, пасека, поля, леса, и все это завершается явлениями природы.

 Большинство возникших давным-давно загадок воспринимаются нами как вполне современные. Например, загадка о репке: «Кругла, а не месяц; желта, а не масло; с хвостом, а не мышь» - одинаково воспринимались и в глубокой древности и сейчас.

Появление на свет первых загадок ученые связывают с возникновением явления в жизни древних – с иносказательной тайной речью. Ею пользовались наши далекие предки в военных, дипломатических делах, а также в хозяйственной повседневной жизни. Здесь ее необходимость обуславливалась, помимо других причин, многочисленными запретами, существовавшими в связи с верованиями древнего человека в то, что природа может влиять на его судьбу. Люди древнейших эпох были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу. Именно поэтому тайная речь, построенная на замене одних понятий другими, нашла такое широкое распространение у человека далекого прошлого. Животные, а также предметы не назывались собственными именами, дабы не спугнуть или не навлечь на себя или на домашний скот беду. Люди были уверены, что животные и лесные звери прекрасно понимают человеческую речь.

Знаменитый путешественник XVIII в. С.П.Крашенинников отметил остатки древней тайной речи у русских охотников по соболю. Руководитель, избранный артелью, назначал себе помощников и, как пишет С.П.Крашенинников, наказывал им: «смотреть за своей чуницею (группа охотников) накрепко, чтобы промышляли правдою, ничего бы про себя  не таили и тайно бы ничего не ели, чтобы по обычаю предков своих ворона, змею и кошку прямыми именами не называли, а называли б верховым, худою и запеченною. Промышленные сказывают, что в прежние годы гораздо больше вещей странными именами называли, например: церковь – востроверхою, бабу – шелухою, корову – рыкушею, овцу – тонконогою. И в русских народных сказках – волк не иначе, как серый, лиса – Патрикеевна, медведь – Косолапый.

         Как свидетельствует С.П.Крашенинников свинью сибиряки-охотники назвали низкоглядой, т.е. смотрящей вниз. Подставленное слово точно воспроизведено в загадке про свинью: «По земле ходит, неба не видит». Название коровы на охоте тоже было под запретом. Вместо коровы говорили «рыкуша», т.е. рыкающая, ревущая. В загадке, записанной в Полесье, говорится: «У рыкули четыре кули, а у гнули – дзьве». («У коровы четыре соска, а у кобылы – два»). В прочих вариантах корова названа так: рога, роговая, рогов, торбан, мыков и т.д. Важно, что эти слова точно совпадают с тем, что находится в загадке.

       В Орловском крае крестьянин не говорил: «Иду домой». Это означало бы «на погост, на кладбище». Вместо этого говорили: «Иду по двору». У восточных славян много слов, обозначающих радугу. У белорусов радуга зовется веселухой, поручием и коромыслом. С названием радуги связана загадка: «Крашеное коромысло через реку повисло».

     Как предполагают ученые, загадки являлись в древности средством обучения молодежи иносказательной речи, запоминания тайных слов. На ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим.

Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам.

     Загадка – это жанр народного творчества, в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа, окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов.

     Загадка не утратила свою ценность и в наше время. Особенно велики роль загадки в начальной школе и роль учителя, который должен раскрыть богатства этого жанра, научить вдумываться в каждое слово загадки, чтобы целенаправленно подходить к разгадке, к умению самому составлять загадки. Это обогащает словарь учащихся, учит точности, меткости, образности языка. Учит сравнивать, сопоставлять, рассуждать, наблюдать над тем, что тебя окружает.

    Чтобы этому научить, учитель должен показать типы и свойства загадок, их педагогическую ценность, разнообразие средств художественной выразительности в построении загадок. И как итог –     научить составлять свои загадки

     В наше время загадки создаются не только сказителями, но и профессиональными писателями. Так более 25 сказок создали К.Чуковский, С.Маршак, Л.Ульяницкая, В.Мусатов и др. Загадки заняли свое место на страницах учебников в начальных классах. Это закономерно, потому что загадки дают богатый материал для развития речи и мышления детей.

    Многолетние наблюдения при посещении уроков показывают, что знакомство младших школьников с загадками носит только характер усвоения содержания. Ученики читают и запоминают текст и орфографию. Это  необходимо, но совершенно недостаточно. Мало где на уроке можно услышать вопросы о том, зачем загадывают загадки, кто их авторы, как строится загадка.

     Очень редко бывает, когда учитель предлагает детям самим составить загадку.

    Задания творческого характера на основе изучения прочитанных текстов – явление  иногда редкое и удачное. Все это заставляет нас задуматься над тем, как с максимальной пользой и с учетом  возрастных возможностей детей  научить их самостоятельно составлять загадки. Начиная со второго класса  загадки становятся  для детей посильны и интересны. Эту же работу над загадками необходимо продолжать и в третьих- четвертых классах.

    Какова же  педагогическая ценность загадок?

Уже  в начале XIX века загадка воспринималась как игра, как умственное состязание молодежи, но параллельно бытовала в репертуарах и взрослых и детей, была введена в учебную литературу. Это было фактом признания ее педагогической ценности.

Педагогическую ценность загадок исследователи видели в том, что она знакомит ребенка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определенность мышления и воображения. Помогает активизировать внимание, умение понимать и чувствовать художественный образ, развивает речь, любознательность, тренирует память.

     Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, укрепляет в нем чувство собственного достоинства, является очередной ступенькой в развитии его мышления. Если же загадка не разгадана, это вызывает в нем жажду познания, чтобы сравняться с другими, «не быть хуже других». Загадка, таким образом, стимулирует умственную деятельность детей, прививает вкус к умственной работе.

     Загадка, по словам К.Д. Ушинского  «доставляет уму ребенка полезное упражнение». Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизирующей и тренирующей умственные силы ребенка, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приручая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству.    

     Все загадки построены на парадоксе. Слово «парадокс» означает неожиданное явление, противоречащее здравому смыслу и расходящееся с общепринятым мнением. И действительно, загадки строятся необычно, а быстрые отгадки являются, как правило, всегда ложными, ибо они нестандартны.

     В загадках используются разнообразные художественные средства: сравнения, противопоставления, отрицания, гиперболы, эпитеты. Но чаще всего душой загадки является метафора. Она дает возможность скрытому сравнению, сопоставлению весьма далеких предметов, явлений, действий. Метафора загадок необычна, парадоксальна, фантастична. Она привлекает к себе внимание, взрывает устоявшееся представление о мире. Разве может быть живое существо без рук, без ног и чтобы рисовало? Может – мороз.

     Метафоры строятся так, чтобы заманить отгадывающего в ловушку. Например:

Что за зверь в зиму ест, а летом спит,

Тело тепло, а крови нет, сесть на него, сядешь,

А с места не свезет?

Нас сразу же заставляют идти по ложному пути, ища отгадку среди зверей. Медведь? Но он зимой спит. Крови нет у рыбы, но она холодная. А отгадка проста – русская печка.

    Вот этот метафорический принцип раскрытия сущности мира, окружающего человека, - один из основных приемов построения загадок.

     Еще одной важной особенностью загадок является то, что отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. Например:

Стоит на крыше верхолаз

И ловит новости для нас. (Антенна)

     Владение внутренним механизмом построения загадки позволяет педагогу обучать детей отгадывать загадки: понимать их содержание, находить оптимальные пути решения, приемы отгадывания, объяснять и доказывать правильность отгадки, а также учить школьников придумывать загадки самим. Способы построения загадок позволяют педагогу оказывать помощь детям по определению последовательности мыслительных действий в процессе отгадывания.

     Алгоритм поиска отгадки, выработанный детьми под руководством учителя:

1)     определить, что и где нужно искать;

2)     выделить и объединить возможные признаки;

3)     выдвинуть предполагаемую отгадку;

4)     доказать правильность отгадки.

    Наиболее эффективно будет запоминаться предложенный на уроке материал, если он будет проведен в загадках и играх-загадках.

     В процессе всей учебной работы школьников учитель «вмешивается» в их речь. Он обращает внимание на то, чтобы дети правильно произносили слова, верно ставили ударение, выбирали слова, наиболее точно выражающие мысли, учит построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы. Без специальной работы над содержанием и его речевым выражением дети научатся лишь болтать, не задумываясь над содержанием и его грамотным оформлением, а это не только бесполезно, но и вредно для общего и речевого их развития.

А развитая речь, или, как говорил К.Д. Ушинский ,  дар слова ребенка, - это почти то же, что развивать его мышление, потому что речь тесно связана с мыслью. Развивать  речь без развития мышления – это, значит, воспитывать у детей болтливость, умение говорить, не заботясь о содержании. Поэтому забота о содержательности, о логической последовательности и правильности детских высказываний должна быть одной из первых забот учителя при работе с детьми над их речью. Речь нужно развивать все время, опираясь на мышление. Надо сделать так, чтобы одновременно с заботой о речи возбуждать у детей работу мысли. А это значит, что надо, чтобы ребенок внимательно наблюдал, старался понять, запоминать, чтобы его наблюдения были связаны с анализом, нахождением сходств и различий, классификацией, общением, систематизацией, объяснениями и доказательствами. Лишь при этих условиях у ребенка разовьется полноценная речь.

     Очень важно, чтобы дети вникли в суть темы, поэтому на разных этапах урока, для поддержания интереса у детей, нужно включать разнообразные загадки или игровые формы загадок.

      Загадка – это задачка, которую надо решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт. Как же избежать ошибки при отгадывании загадок? Для этого необходимо:

-     внимательно слушать;

-     подумать над каждым признаком отгадываемого предмета;

-     не торопиться, а внимательно взвесить все признаки.

     Загадки учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка, их можно использовать на разных этапах урока. Уроки с использование загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума.

    Чтобы загадки всегда были под рукой, можно завести картотеку, куда следует внести загадки на определенную букву, тему урока.

     Назначение загадки в первом классе состоит в выработке у учащихся внимания и акцентирования его на изучаемом материале, для пополнения словарного запаса детей, знакомства с лексическим значением слова.

     Например, страница 10 учебника «Азбука»(Москва, «Просвещение», 2014г.), ... букваря. Дети составляют рассказ о семье, беседуют о том, что каждый член семьи выполняет определенную работу днем, а вечером или в выходные дни все собираются у экранов телевизора и смотрят телепередачи. Вся эта работа проводится в устной форме.

    После устного составления рассказа и беседы по картинке, предлагаем детям загадку:

- Сидит на крыше всех выше. ( Антенна).

После отгадывания загадки проводится работа над лексическим значением слова: антенна- это часть радио- или телеустановки для приема и передачи радио – и телесигналов.

    Такая работа с малознакомыми словами дает детям возможность использования их в устной , а позднее в письменной речи, обогащает  и пополняет словарный запас, развивает слуховую, а позднее зрительную память.

     При запоминании последовательности и названий месяцев можно предложить загадку:

- Четвертый месяц как шагнет,

 Так с треском лопается лед! (Апрель)

    Дети быстрее запоминают названия месяцев и их последовательность, если это предлагается в занимательной форме.

    Хорошо использовать загадки при формировании у учащихся умения делить слова на слоги.

    Например, отгадать загадки:

- Рыжий маленький зверек

   По деревьям прыг да скок.(Белка)

                            ****

- Кто зимой холодной

  Бродит злой, голодный. (Волк)

                             ****

- Спиною зеленовата,

  Животиком желтовата,

  Черненькая шапочка

  И полоска шарфика. (Синица)

     Дети называют отгадки, произносят слова по слогам, затем показывают графическое обозначение слогов на доске. При этом подводим детей к  пониманию того, что слова могут состоять из одного, двух, трех слогов.

    Умение первоклассников опознавать структуру слогов является важной предпосылкой обучения правильному слоговому чтению и письму.

     При изучении правил на уроках русского языка можно тоже обращаться к загадкам. Все орфограммы  в отгадке подчеркнуты зеленым цветом, и легко можно выбрать загадки на определенные правила. Например, загадать загадку  на безударную гласную .Дети называют отгадку, определяют безударный гласный, рядом записывают проверочное слово:

На траве блестит роса,
Вышла девица – краса,
Траву режет и кладет,
Все вперед-назад плывет. (коса)

          *****
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее … (лиса)

              *****
Лыко любит драть,
В огород скакать,
Бородой она трясет,
Дерезой себя зовет. (коза)

               *****
Сидит бабушка в очках на ореховых сучках.
О-хо-хо,да ах-ах-ах – худо бабушке в очках.
Видит ночью в темноте и жучков, и паучков,
И ни зги не видит днем ни в очках, ни без очков. (сова)

                 *****
Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)

                  *****
Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила.(зима)

                  *****
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (дерево)

                    *****
Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица!
Знают все – и млад, и стар, что она – большущий шар. (Земля)

                     *****
По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет. (волна)
                    *****

Или загадки с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

- .Где упрется хвостом,
Станет дырка потом. (шило)

          *****

.Под гору – коняшки,
В гору - деревяшки (лыжи)

          *****
Что за звездочки такие
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (снежинки)

         *****
Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее цветок и лист
Нам с тобой идут на чай.
Что за травка, отгадай! (душица)

          *****
Я на розу так похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (шиповник)

          *****
Горит столб, а дыму нет. (свеча)

          *****
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала. (туча)

         *****
Правду скажут, коль идут.
Остановятся – соврут. (часы)

         *****
Не шит, не кроен,
А на ниточке сборен. (чулок)

         *****
У нее во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала. (щука)
          *****

Начальный этап работы с загадкой на уроке русского языка начинается  с показа разнообразных типов загадок, чтобы учащиеся видели, насколько богат и разнообразен русский язык даже в таком маленьком жанре, как загадка.

  Существуют множество разнообразных видов загадок. Загадки о технике можно использовать во время прогулок по городу или поселку, на экскурсиях на стройку. Загадки о транспорте уместны при изучении правил дорожного движения. Рассказывая об инструментах, с помощью загадок можно проверить, как дети усвоили новые знания. Для этого, загадывая загадку об инструментах, следует, предложить ребятам найти отгадку среди расположенных на столе инструментов.

   Над проблемой развития речи младших школьников работало огромное количество ученых и педагогов М.Р.Львов , В.В.Волина , М.С.Соловейчик  и многие другие.

Знакомясь  с их трудами и статьями при работе над данной темой, все больше убеждаешься, что немало учителей используют в своей работе загадки для развития речи детей. Время загадок не пройдет никогда. Но хотелось бы, чтобы ни дня, ни урока не проходило без этого удивительного жанра русского фольклора,  слышать и видеть загадки все чаще в нашей устной и письменной речи на уроке и внеклассных занятиях, так как загадка обогащает наш язык яркими образами, точными словами, учит нас творческому мышлению, что так необходимо в современной жизни.

Не случайно, что этот жанр широко применялся в обучении детей великими нашими педагогами К.Д.Ушинским, Л.Н.Толстым и др. Чем больше ученые и педагоги будут работать над этой проблемой, тем богаче и обширнее станет речевой запас младших школьников. А наш русский язык – это богатство, которое мы должны беречь и преобразовывать, будет еще богаче, образнее, выразительнее.

    Ушинский писал: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребенок отгадал саму загадку, хотя это может часто случиться, но для того, чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение, дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные». 

     А вот слова А.Н.Толстого : «Русский язык! Тысячелетия создавал наш народ. Это глубокое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, самого великого будущего». И мы не можем не согласиться с его словами. Очень хотелось бы, чтобы педагоги развивали речь ребенка именно через загадки и игры-загадки, через то, что интересно ребенку, так как это богатый и ценный словарный материал. Он заставляет ученика думать, рассуждать, сравнивать, обобщать, подбирать нужное, точное слово, делая речь образной, выразительной, понятной и интересной для окружающих. В этом и состоит главная задача учителя. А чтобы достичь этого, учитель должен определить для себя систему работы над загадкой:

- знать исторические корни и происхождение загадок, их педагогическую ценность;

- видеть художественную ценность в загадке и учить этому детей;

- включать в уроки русского языка и литературного чтения загадки в различных формах и видах на разных этапах урока;

- учить самостоятельно составлять загадки, т.к. они вызывают интерес и желание изучать русскую речь, развивают творческие способности и повышают грамотность.

   Детские творческие работы – это и есть результат работы, где четко прослеживается формирование правильной, выразительной, грамотной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная и воспитательная роль театральной работы с учащимися по предмету в школе

В настоящее время повышается роль школы не только как образовательного, но и как воспитательного учреждения. В современных условиях  дети  оказались  в  условиях недостатка  в...

"Алтын қақпа"(сыныптан тыс шара) Урок учителя начальных классов Нигметовой Т.С.

Внеклассное мероприятие.Урок-игра "Золотые ворота"...

Методическая работа "Организация и проведение интегрированных уроков в начальных классах специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"

Проведению интегрированных уроков в специальных (коррекционных) школах VIII вида для детей с нарушениями интеллекта уделяется несправедливо мало внимания.Интегрированный подход в обучении младших школ...

Образовательная программа по общей физической подготовке для начальных классов.

Образовательная программа по общей физической подготовке для начальных классов....

Информатика в роли дополнительного образования в начальных классах

Изучение информатики в школе имеет 3 аспекта:·         Пользовательский·         Программирование·...

Мастер-класс "Приёмы формирования регулятивных УУД на уроках в начальных классах"

Мастер-класс "Приёмы формирования регулятивных УУД на уроках в начальных классах" Доклад и презентация....

Использование образовательных технологий, способствующих повышению мотивации учащихся на уроках в начальных классах

Учитель года - 2023 "Методическая мастерска" - Использование образовательных технологий, способствующих повышению мотивации учащихся на уроках в начальных классах...