Мастер-класс "Приёмы формирования регулятивных УУД на уроках в начальных классах"
методическая разработка

Груздева Пелагея Александровна

Мастер-класс "Приёмы формирования регулятивных УУД на уроках в начальных классах" Доклад и презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс «Приёмы формирования регулятивных универсальных учебных действий»

Подготовила: Груздева П.А., учитель начальных классов МАОУ «Тонкинская СШ»

Дата: 27.02.2020

Слайд 1.

Цель мастер-класса: презентация и обсуждение  приёмов работы на уроке, способствующих формированию регулятивных универсальных учебных действий.

Задачи:

- показать использование приёмов работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий на этапах урока;

- отработать приёмы работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий на этапах урока.

Оборудование: компьютер, проектор, доска.

Продолжительность проведения: 30 минут

Целевая аудитория: учителя начальных классов Тонкинского района.

Ход мастер-класса.

Уважаемые коллеги!

-   Наше выступление мне бы хотелось начать с высказывания Герберта Спенсера «Великая цель образования – это не знания, а действия». (слайд2)

В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам отправиться в мир действий.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.

Но как вовлечь учащихся в процесс формирования умения учиться?  Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью данного мастер класса:  познакомить  с приёмами формирования регулятивных универсальных учебных действий.

(Слайд 3, 4)  

Что же включают в себя регулятивные УУД? (вопрос слушателям)

Целеполагание,планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, умение слушать, самоопределение, волевая саморегуляция.  

(Слайд 5)

Регулятивные УУД включают:

 • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

 • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

 • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

1.Целеполагание

Слайд 6.

Приемы целеполагания формируют  мотив, потребность действия. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в личностные цели обучаемых. Через содержание формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного, в том числе интеллектуального, развития ребенка.

Приём  (технология критическго мышления) Слайд 6.

Верите ли вы, что…

Учащимся в начале урока на листочках даются факты, работая в группах, дети знакомятся с ними. Если они согласны с данными фактами, то ставят в таблице «+», а если нет, то «-». В конце урока снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Вселенная. Солнце». (
Слайд)

Земля – это одна из планет солнечной системы.

Солнце – ближайшая к нам звезда, раскалённый шар.

Температура Солнца достигает 7000 градусов.

Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.

Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.

Земля движется вокруг Солнца.

Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу.

Слайд 7.

Прием: Кубик Блума: методика использования (слайд)

1. Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

  • Назови.
  • Почему.
  • Объясни.
  • Предложи.
  • Придумай.
  • Поделись.

2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать. (Например: Существительное)

3. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Игра с учителями.

Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

Слайд 8.

2.Планирование  

Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции. Для формирования умения планировать часто в своей работе использую прием «Обсуждение готового плана решения учебной задачи».

Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы:

- обсуждение готового плана решения учебной задачи (начальный этап, 1 класс);

-- составление собственного алгоритма изучения  учебного материала на уроке.

Слайд 9.   читать по слайду

работа с деформированным планом решения учебной задачи;

- работа с  планом урока с недостающими и (или) перепутанными данными;    

(Слайд 10)  Читать по слайду

Слайд 11.  

Приём

Например, детям даю задание составить кроссворд по русскому со словарными словами, которые ребята уже изучили, и предлагаю  план работы:

  1. Посмотреть по списку, какие словарные слова уже изучены.
  2. Выбрать несколько слов из списка.
  3. Написать эти слова на бумаге в клеточку так, чтобы они пересекались.
  4. Выписать из толкового словаря, что обозначает каждое слово.
  5. Начертить кроссворд и пронумеровать клеточки.

Далее провожу обсуждение:

- Как вы думаете,  поможет вам данный план в составлении кроссворда?

- Что произойдет, если переставить пункты плана? (Можно ли сначала начертить кроссворд, а затем выбрать слова из списка?).

Путем такой беседы с детьми выясняется, что пункты плана ни в коем случае нельзя переставлять.

Слайд 12.

Прием «Составьте алгоритм».

Детям предлагают объединиться в малые группы по 3–4 человека (можно предложить поработать в парах). Задание общее для всех групп – составить алгоритм решения определенной учебной задачи.

Например:

– Составьте алгоритм разбора слова по составу и др.

Через 5 минут каждая группа выполняет задание учителя по разбору слова,

используя свой алгоритм. Таким образом проверяется, «работает» этот алгоритм или нет, т.е. можно ли, используя его, безошибочно и быстро выполнить задание. В ходе выполнения задания по каждому алгоритму и его обсуждения выясняется, какая группа составила более полный и чёткий алгоритм, нужно ли его дополнить.

3.Прогнозирование  Слайд 13.

Приём:  _Дерево предсказаний

Алгоритм работы с приемом

На доске рисуется силуэт дерева:

Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.

Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно,…", "Вероятно,…". Количество ветвей не ограничено.

Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).

На уроках, построенных по методу РКМ, прием "Дерево предсказаний" применяется на стадии вызова и анализируется на стадии размышления, или рефлексии.

(Этот прием помогает строить предположения по поводу  развития сюжетной линии в  рассказе, повести.

Например:  На уроках литературного чтения:

Перед началом чтения: определите по заголовку текста, о чём пойдёт речь?

После прочтения и простейшего анализа текста: что произойдёт дальше?

4.Саморегуляция (на слайде 14)  

Приёмы саморегуляции способствуют развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учётом меняющейся инструкции.

А)Этот этап саморегуляции, прием «Письмо с пропусками»

И так начнем, сегодня Вы мои ученики.

Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы С всегда ставьте точку.

Ночью выпал густой снег. На снегу лиса оставила свои следы.

А сейчас запишем с красной строки ещё 2 предложения, но мы не будем писать окончания прилагательных, а вместо них ставить звёздочку.

Белый зайка проскакал мимо густой, пушистой ели.

Б) Саморегуляцию можно использовать на уроке в виде тренинга  (на слайде)(Раз,два ,три-слушай и смотри. Три, два, раз-мы начнем сейчас!)

5.Контроль и оценка (слайд  15).

Как любой управляемый процесс, учебная деятельность предполагает наличие контроля. У учащихся следует формировать умение проверять не только конечный результат выполненной работы, но и весь процесс ее выполнения. Развитие умения предвидеть результаты своих действий, отдавая отчет в правильности их выполнения, сопоставляя выполняемые действия с определенным образцом, позволяет не только исправлять ошибки, но и предотвращать возможность их появления.

Слайд 16.

Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка – рефлексивной и прогностической. Со способности рефлексировать, т.е. различать: “это я уже знаю и умею”, “а это я ещё совсем не знаю, надо узнать”, “я уже немного знаю это, но надо ещё получше разобраться” - начинается учебная самостоятельность школьника, переход от чисто исполнительского поведения к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться. Действия оценки и контроля можно назвать стартовыми действиями в формировании учебной деятельности.

Приемам действия контроля необходимо специально учить.

Слайд 17    Прием: «Число контролер» (читать со слайда)

6.  Оценка. Слайд 18.

Как уже отмечалось, оценка напрямую связана с действием контроля. Основой рефлексивной самооценки  являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия.

- прием «задания – ловушки» на рефлексию усвоенного способа действия;

(учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж (Незнайка) написал эти предложения, но допустил 3 ошибки (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения.

- прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);

- прием «умные вопросы»;

(умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: «я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).

Слайд 19.

- прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);

Слайд 20.   Оценивать выполнение заданий с помощью цветовых сигналов:

Прием "Смайлики" на слайде

Зеленый –я доволен собой (справился с заданием),

Желтый – мне было трудно, но я справился,

Красный – мне нужна помощь (трудно, задания сложные)

Слайд 21. Тема: « Наша Армия родная» Изделие: « Кораблик».      

Регулятивные УУД :

-анализируют образцы изделий и понимают какая перед ними стоит цель;

-выбирают необходимые материалы для работы;

-изготавливают изделие с опорой на рисунок и технологическую карту изделия;

-учатся оценивать результат своей деятельности(качество изделия, точность складывания, общую эстетичность)

Сейчас мы с вами выполним практическое задание. Будем выполнять «Кораблик».Вот он. Перед вами технологиеская карта урока,по ней вы будете выполнять изделие.

По окончании работы  Вы сделаете вывод о том, Какие виды регулятивных ууд ребенок выполняет сам?

Использовать смайлики настроения

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗДЕЛИЯ « КОРАБЛИК

Последовательность работы

(операции)

Рисунок(образец)

1.

Найди центр квадрата складыванием

2.

Согни углы к центру

3.

Переверни и согни углы к центру

4.

5.

Переверни и согни углы к центру

6.

Переверни и расправь «трубы»

7.

Расправь борта корабля

8.

Оцени полученное изделие

Какие виды регулятивных УУД были использованы при выполнения задания детьми?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 22.

 Все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.

Наша задача - помочь ученикам засиять!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер класс «ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫ УУД» МАОУ «Тонкинская СШ» Груздева П.А., учитель начальных классов МАОУ «Тонкинская СШ» 27.02.2020

Слайд 2

«Великая цель образования – это не знания, а действия» Г. Спенсер

Слайд 3

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД

Слайд 4

Регулятивные УУД Целеполагание Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Волевая саморегуляция Планирование

Слайд 5

Проблемная ситуация Домысливание Исключение Группировка Ситуация яркого пятна Подводящий диалог Работа над понятием Дидактическая игра Пословицы, поговорки

Слайд 6

Земля – это одна из планет солнечной системы. Солнце – ближайшая к нам звезда, раскалённый шар. Температура Солнца достигает 7000 градусов. Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца. Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами. Земля движется вокруг Солнца. Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу.

Слайд 7

Кубик Блума: методика использования Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано: Назови Почему Объясни Предложи Придумай Поделись 2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать. 3. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Слайд 8

Обсуждение готового плана решения учебной задачи; Работа с деформированным планом решения учебной задачи; Использование плана с недостающими или избыточными пунктами; Составление своего плана решения учебной задачи.

Слайд 9

 Составить два ребуса.  Выбрать слова из списка.  Оформить работу красиво.  Посмотреть по списку, какие словарные слова ребята уже прошли.

Слайд 10

1. Выбрать в книге или учебнике по литературному чтению подходящее стихотворение. 2. _____________________________________ 3. _____________________________________ 4. Прочитать стихотворение перед зеркалом.

Слайд 11

1. Посмотреть по списку, какие словарные слова уже изучены. 2. Выбрать несколько слов из списка. 3. Написать эти слова на бумаге в клеточку так, чтобы они пересекались. 4. Выписать из толкового словаря, что обозначает каждое слово. 5. Начертить кроссворд и пронумеровать клеточки.

Слайд 12

Способы обучения составлению алгоритмов Примеры . Ученикам предлагается готовый алгоритм, к которому нужно подобрать практические примеры и продемонстрировать свое умение пользоваться заданной схемой. 2. Совместное составление . По ходу изучения темы ученики вместе с учителем составляют алгоритм действий на новое правило. 3. Продолжение алгоритма . Учитель предлагает лишь начало, «шапку» алгоритма. Задача учеников: продолжить составление алгоритма, приведя его к логическому завершению. 4. Пазл . Ученикам предлагается разрозненный алгоритм, расчлененный на несколько фрагментов. Задача учеников: собрать алгоритм в правильной последовательности. 5. Восстановление . Можно предложить ученикам алгоритм с пропущенным звеном (несколькими звеньями). Один из вариантов такой работы — исправить ошибку в составленном алгоритме .

Слайд 13

«Дерево предсказаний» Алгоритм работы с приемом На доске рисуется силуэт дерева: Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений. Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно,…", "Вероятно,…". Количество ветвей не ограничено. Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви). На уроках, построенных по методу РКМ, прием "Дерево предсказаний" применяется на стадии вызова и анализируется на стадии размышления, или рефлексии

Слайд 14

Приём : «Письмо с пропусками» Ночью выпал гу..той снег. На …негу ли…а о…тавила …вои …леды. Бел… зайка проскакал мимо густ…., пушист… ели.

Слайд 15

сверка с образцом (готовым ответом); самостоятельное придумывание заданий; выполнение задания по алгоритму; взаимоконтроль; подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального;

Слайд 16

решение обратной задачи; проверка полученных результатов по условию задачи; решение задачи различными способами; моделирование; примерная прикидка результатов .

Слайд 17

Ученики получают карточки с выражениями: Решив данные выражения, они могут себя проконтролировать. Сумма всех ответов равняется числу 10.

Слайд 18

прием «волшебные линеечки»; прием «задания – ловушки»; прием «составление заданий с ловушками»; прием «умные вопросы»; прием «обоснованный отказ от выполнения заданий»;

Слайд 19

Робот знает то, что и дети данного класса. Сегодня он вместе с детьми пишет словарный диктант, пропуская неизвестные орфограммы. Детям предлагается написать словарный диктант «за робота». Для этого лист делится на две колонки, которые озаглавливаются так: «Пишу букву, т.к. могу доказать» «Не пишу букву, т.к. не могу доказать» ЖИВУ (жить) ЖИТ-ЛЬ КОЗА (козы) КОЗЛ-К НА СКАЛЕ (скалы) НА МОР- ПЯТЕРКА (пять) П-СЕЛОК

Слайд 20

«Смайлики»

Слайд 21

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗДЕЛИЯ « КОРАБЛИК

Слайд 22

Все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. Наша задача - помочь ученикам засиять!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование регулятивных УУД на уроках физкультуры в начальных классах

Актуальность.Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим...

Формирование регулятивных УУД на уроках английского языка в начальной школе

Защита научно-методической работы в форме презентации. Содержит  теоретическую часть и методические рекомендации....

Формирование регулятивных УУД на уроках русского языка в 6 классе

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе при изучении темы "Имя существительное"...

Формирование регулятивных УУД на уроках русского языка в 6 классе

Презентация "Формирование УУД на уроках русского языка в 6 классе"...

Формирование регулятивных УУД на уроках английского языка и задания, позволяющие сформировать регулятивные УУД у учащихся

Определение регулятивных УУД. Виды регулятивных УУД. Задания для формирования регулятивных УУД на уроках английского языка...

Мастер - класс Формирование регулятивных УУД на уроках истории в 5 классе

Мастер - классФормирование регулятивных УУД на уроках истории в 5 классе...