Конспект урока "Строение растения картофеля"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Тишина Вера Петровна

  Ознакомить учащихся с историей выращивания картофеля; познакомить учащихся  со  строением растения картофеля;

- развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;

- обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор;                         

- работать над коррекцией речи, внимания;

-воспитывать трудолюбие, интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroenie_rasteniya_kartofelya.docx29.82 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                  Конспект открытого урока по сельскохозяйственному труду в 5 классе

Подготовила учитель:  Тишина В. П.

 

Тема: Строение растения картофеля.

Цель:   знакомить учащихся с историей выращивания картофеля, познакомить учащихся  со  строением растения картофеля;

развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;

- обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор;                         

- работать над коррекцией речи, внимания;

-воспитывать трудолюбие, интерес к предмету.

 Оборудование: конверты с заданиями, таблица «Строение растения картофеля», ИКТ.

                                   

                                                                                  Ход урока.

  1. Организационный момент.

Добрый день, ребята.

-Какое сегодня число, месяц, день недели?

- Какое время года?

-Какое должно быть настроение на уроке?

-Какие оценки должны получить на уроке?

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель: Ребята у вас на столе лежат зелёные листочки, в течение  урока вы будете отвечать на вопросы, работать, за каждый правильный ответ берёте листочек, откладываете на край стола.

Игра «Чистая доска»
Для организации игры «Чистая доска» при проверке пройденного  материала учитель в разных концах школьной доски, в произвольном порядке, записывает вопросы (для удобства игры необходимо пронумеровать), которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом карты и так далее.
Учитель говорит, что по ходу повторения пройденного материала класс будет участвовать в игре «Чистая доска». «Посмотрите на доску. Она совсем не чистая, а наоборот заполнена разными вопросами. Вы будете на них отвечать.
Если вы даёте ответ на него, то этот вопрос будет стираться с доски. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалось чистой».

Задание 1. Какое слово спряталось  VД!NЕIHРNЕRВWОWQ

-Как можно проверить, что деревья сада живы зимой?

-Какие работы проводятся в зимнем саду?

-Почему нужно проводить  отряхивание снега с ветвей деревьев?

- Почему в начале зимы нужно белить стволы деревьев?

 -Как предохранять сад от грызунов и зайцев?

-Зачем вокруг стволов молодых деревьев отаптывают снег?

Задание 2. Отгадайте загадку

Раскололся тесный домик,
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
(Горох)

Учитель: Правильно горох

-Какой стебель имеет растение гороха и как они удерживаются в прямом положении?

- Как называется плод гороха?

- Как можно отличить недозревшее зерно гороха от зрелого?

Задание 3  Прием «Собери слово»

Учитель: Ребята, а сейчас я буду называть слова, а вы должны из первых звуков слов собрать слово, кому сложно записываете первые звуки на листочках.

Соберите слово из следующих слов " красивый,  арбуз,  резать, торт, овощи, февраль, ель, липа и прибавьте Ь".

Учитель: Ребята, какое слово получилось?

Правильно,  слово -  это картофель.

И сегодня мы с вами познакомимся с самой ценной сельскохозяйственной культурой – картофелем, который завоевал общее народное признание «второго хлеба».

III   Изучение нового материала. 

Учитель: Тема нашего урока «Строение растения картофеля»

Откройте тетради и запишите тему урока. 

Сегодня, на этом уроке вы познакомитесь с историей возникновения картофеля,  с его строением, познакомитесь какое значение имеет картофель в жизни человека..

Учитель:  Вот что рассказывает нам древняя легенда о том, как появилась на свете картошка.

Жили-были муж и жена. И были у них дочка и сын. Мать любила обоих детей одинаково, а отец признавал только сына. "Из мальчика вырастет мужчина, семье будет польза, а дочь выйдет замуж и нас забудет" - так объяснял отец свое отношение к дочери. Даже разговаривать с ней перестал. С отчаяния девочка аж лицом потемнела. И однажды она сказала матери:

- Зарой меня живою в поле. Так будет лучше для всех. Мать долго не соглашалась, но потом уступила. На том месте, где мать зарыла свою дочку, вырос зеленый куст. На нем распустилось немного белых цветов. Но они были без запаха.

- Ах, дочка, - воскликнула мать. - Какую скромную память ты о себе оставила!

- Мама, ты не плачь, - сказал вдруг кустик. - Я буду жить долгие годы. Ты выкопай меня и собери клубни. Их можно варить и есть. Только не все вари! Несколько клубней посади в землю.

Женщина сделала, как было сказано. Так, по индейской легенде, появился картофель. И люди до сих пор едят его да хвалят.

2. Родина картофеля – страна Чили. Здесь он возделывался ещё в самом начале нашей эры. Об этом говорят многочисленные археологические находки. В захоронениях древних индейцев обнаружены вазы, которые имеют форму соединённых между собой картофелин. В вазах находились высушенные клубни картофеля. Эти удивительные клубни были распространены вначале по американскому континенту. В другие страны они были завезены испанскими мореплавателями, которые называли картофель земляным орехом. (Во время сообщения учащийся показывает места распространения картофеля на карте).

3. Картофель, пожалуй, единственная культура, история распространения и возделывания которой богата разнообразными событиями.

Вначале в пищу картофель европейцы не употребляли, а высаживали только из-за красивых цветков.

Для популяризации картофеля французский врач Пермантье  применил  оригинальный способ: созвал к себе  на обед видных ученых и угощал их только блюдами из картофеля.

В предместье Парижа он выпросил у короля участок, где после посадки картофеля выставил стражу. Осенью, когда картофель созрел, стражники ночью покидали участок, а крестьяне под покровом ночи опустошали картофельные грядки. Попробовав клубни, они убедились в том, что картофель вкусен, даёт большой урожай и на нём можно хорошо заработать. Так картофель завоевал Францию.

Кроме того, Пермантье предложил королю Людовику ХVI  приколоть к петлице костюма букет из картофельных цветов, после чего эти цветы стали носить все парижские модники и модницы. Крестьяне, жившие  вокруг Парижа, стали высаживать клубни и торговать не только ими, но и картофельными цветами.

4. Первая попытка вырастить картофель в России была предпринята при царе Петре I в 1700 году. Будучи в Голландии, царь попробовал картофель, его вкус ему понравился. Петр I велел отправить в Россию мешок картофеля с наказом высадить его в разных местах «для развода», но по разным причинам из этой затеи ничего не вышло.

Во второй раз о картофеле вспомнили в России лишь через 60 лет, во время царствования Екатерины II.Царица искала способ, как помочь голодающему населению на севере страны. Она пришла к выводу, что лучшее средство «состоит в тех земляных яблоках», которые в разных местах называли «земляными грушами», «тартуфелями», «картуфелями». Не сразу и не на всех землях прижился картофель, но, несмотря ни на что, уже к 1870 году он распространился во многих районах России. Так, любознательность и терпение многих поколений показали, что человек – хороший ученик природы, и он может улучшать её своим трудом.

Учитель:

- Ребята! Кто скажет, что такое картофель? (Ответы детей)

(овощ).

  - Да это овощ, которым мы питаемся.

- Какие части имеет картофель?

 Учитель: А вы видели,  где растёт он? (Ответы детей)

  - Да, картофель растёт в поле, огороде. 

 Учитель: Растёт он кустом, имеет травянистые стебли и растёт прямо.

Листья у него сложные и состоят из отдельных листочков.(Слайд1)

Картофель имеет подземные стебли, которые называются столонами. На конце столонов образуются клубни, т. е картофель. Их бывает от 3-х до 10-и  штук. (Слайд 2)  

Клубни у картофеля бывают округлой или овальной формы, мелкие и крупные

Они покрыты кожурой белого, жёлтого, розового, фиолетового   или красного цвета. (слайд3)

Это картофель в разрезе. (слайд 4)

На картофеле т. е. клубнях есть углубления (вот они) это глазки, а в них почки. (слайд 5)

После посадки картофеля почки   прорастают и образуются стебли, листья и корни.   

Потом картофель цветет. Цветы бывают разные. (слайд 6) Затем вместо цветка образуется плод. Это семена.  (слайд 7)

- Часть картофеля, где глазков больше – верхняя (верхушка), противоположная – основание. Место прикрепления клубня к столону называется пуповиной (показ частей картофеля).

 I V  Физминутка.

Встали в круг. В руках клубень картофеля. Назвать блюдо из картофеля и передать клубень следующему ученику.

  VI . Работа   с тетрадями.   

      Словарная работа: Столоны, глазки, верхушка клубня, основание клубня, пуповина.

  VII. Закрепление. Обобщение.

  1. О чем говорили сегодня на уроке?
  2. Как образуются клубни картофеля?
  3. Какое строение имеет клубень картофеля? Ответы на вопросы учащиеся находят по тексту учебника)

Чтение по учебнику страница 85-87.

Задание по учебнику.

1. Рассмотреть рисунок 47 и рассказать о строении растения картофеля?

2. Рассмотрите клубень картофеля и найдите верхушку, основание клубня и глазки, определите цвет кожуры клубня.

VI . Домашняя задания

 Сделать рисунок строения растения картофеля.

VII . Оценивание.

Подведём итоги нашего урока.

С игрой «Чистая доска» справились, она действительно чистая. А сейчас у себя на столе к стеблю, который сделан из бумаги, прикрепите листочки, которые набрали в течение урока.

Что у вас получилось? (Картофель)

У кого клубень получился более зелёным?

Молодцы!

VIII . Итог урока.

Каму урок был интересным ,улыбнитесь. Кому не было интересно, закройте ладошками лицо.

Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок с презентацией "Строение растения картофеля".

Тема: Строение растения картофеля         Цель: Познакомить учащихся со строением растения картофеля....

Конспект "Дыхание растений"

Конспект урока по теме "Дыхание", 6 класс ФГОС...

Опорный конспект "Значение растений"

В табличной форме представлена информация по теме "Значение растений"...

Строение картофеля. подготовка картофеля к посадке

Контрольная работа по итогам изучения темы...

Конспект урока «Растения и животные Свердловской области»

Конспект интегрированного урока географии и биологии для обучающихся 5 класса....

Конспект урока"Растение -как целый организм!"

Методическая разработка, конспект урока по биологии, 7 класс...