Статья "Мелкая моторика"
статья на тему

Сеитбелялова Эльмира Шевкетовна

Наблюдается  следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьной учебе. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_melkaya_matorika-slaydy.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Мелкая моторика»

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно проходить не механически, а осмысленно. Проблема речевого и интеллектуального развития дошкольников существовала всегда. Но в настоящее время эта проблема является одной из самых важных, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.

Наблюдается  следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьной учебе. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.

Моторика – это совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика) .

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.                 Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.. Ученые давно пришли к выводу о тесной связи руки и речи. Развитие движений руки способствует развитию речи. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу.                                Педагоги, которые уделяют определенное внимание упражнениям, играм, разнообразным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки решают одновременно несколько проблем:

- во-первых, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,

-во-вторых, улучшают развитие речи детей,

-в-третьих, готовят его к овладению навыками письма.

Работу с развития мелкой моторики необходимо начинать с самого раннего возраста. Уже в раннем детстве можно выполнять массаж пальчиков, влияя тем же на активные точки, которые связаны с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, которые сопровождаются стихотворным текстом (например "Сорока", не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывания шнурков и т. п. и, конечно, в старшем дошкольном возрасте робота по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.            Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо следовать ряду требований:

-работа должна быть систематичной и постоянной;

-работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;

-работа должна соответствовать возрастным требованиям;

-работа должна приносить ребенку радость.

Чтобы содействовать развитию пальцев рук и тем же развивать речь ребенка, можно предложить детям следующие задания:

- Массаж — в классическом массаже используют четыре основных приёма: поглаживание, разминание, растирание, постукивание. Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты.

- Важной частью работы по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных рассказов, сказок с помощью пальчиков. Много игр требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "справа", "слева", "вверх", "вниз" и тому подобное. На сегодняшний день достаточно много практических пособий, включающих «пальчиковые игры». Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Оптимально проводить пальчиковые игры в форме физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, такая гимнастика послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. В детском саду пальчиковую гимнастику и массаж полезно проводить перед каждым занятием рисованием, после занятий, требующих напряжённой работы мелкой мускулатуры пальцев (вышивание, работа с мелкими предметами, лепка) .

- Игры со счетными палочками и спичками необходимы для того, чтобы ребенок развивал мелкую моторику рук и мышление. В процессе обучения можно усложнять игру, например, строить стороны домика из нескольких спичек или палочек, пристроить к домику трубу, забор, окна, ступеньки и так далее. Итак, день за днем ребенок освоит игры с палочками от простого к сложному, а так же разовьет фантазию и мышление.

- Интересна и увлекательна и работа с «колючими» мячиками. С их помощью дети производят самомассаж кистей и пальцев рук. Конструкция массажера позволяет эффективно воздействовать на различные функции кисти как органа, анализаторы и психо-эмоциональную сферу ребенка, позволяет снять мышечное пальчиковое утомление, улучшает кровоток кистей и пальцев рук. Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие — дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.

- Игры с четками: перебирание пальцами чёток позволяет сосредоточить внимание на форме перебираемых чёток, постепенно снижая (для возбудимых детей с повышенным темпом деятельности) или увеличиваея темп (для детей с замедленным темпом деятельности, нормализует ритм дыхания, успокаивает. Полезно перебирать чётки или бусы, сопровождая движения рук речью – чтением стихотворения либо скороговорками.

- Игры с пуговицами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую — разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой-маленький.

Точность и координация движений развиваются у ребенка и в процессе застегивания и «пришивания» пуговиц различного размера.

- Игры с бусами: вся работа по нанизыванию бус требует сенсорно - двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т. е. качеств, необходимых для письма.

В песке спрятаны бусины (мелкие пуговицы, игрушки и т. п.) . Попытаться найти их и нанизать на нитку. Можно усложнять задания: закопать в песок бусины разного вида (цвета, размера, фактуры) и надевать бусины на нитку по определенной схеме.

- Лепка : Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев, что способствует улучшению речи.

-Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы.

Фасолевые ванны — в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Ребенок запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе. Используйте творческий подход, занимаясь с детьми. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект. И какое бы Вы не выбрали занятие, важно, чтобы у детей осталось впечатление, что оно легкое, тогда они с удовольствием будут выполнять его в следующий раз.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития моторики рук

Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развит...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".

В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...

Презентация "Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 классов "В мастерской у пчёлки Майи"

Презентация разработана в поддержку логопедического занятия. В ней представлены различные логопедические задания на развитие языкового анализа и синтеза, на развитие тонкой моторики рук,  зритель...

Коррекционная направленность уроков технологии. Роль развития мелкой моторики рук у детей с ДЦП.

Статья освещает направления и принципы коррекционной работы с детьми с ДЦП в школе-интернате, в частности на уроках технологии....

: «Развитие мелкой моторики на уроках швейного дела».

В связи с гуманистическими  тенденциями в обществе возросло внимание к детям, имеющим интеллектуальные нарушения. Важнейшей задачей специальной школы VIIIвида является ко...

Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.

Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....