Традиции, как способ сплочения детского коллективы
статья на тему

Ззначимость традиций в жизни воспитанников детского дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon traditsii.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Традиции, как способ сплочения детского коллектива

     На протяжении многих лет ведущими педагогами высказывалась мысль о том, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание детского коллектива, сплоченного радостным и творческим товариществом».

     Основной целью воспитания, по мнению А.В. Луначарского, «должно быть всестороннее развитие личности, которая умеет жить гармонично с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально».

     Детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития. Для общества детский коллектив, будучи его ячейкой, является средством достижения стоящих перед ним воспитательных задач, а для ребенка он выступает прежде всего своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предыдущими поколениями.

     Коллектив дает возможность ребенку накопить опыт сплоченного группового поведения, на личностном опыте освоить позицию не только осознанного подчинения, но и активного противопоставления мнений, а так же роль ответственного руководителя той или иной стороной совместной деятельности. В конечном итоге включение всей совокупности воспитательных факторов приводит к формированию у растущей личности таких социально значимых качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость.

     Коллективная работа позволяет учитывать суждения, образ мысли каждого ребенка, сопоставлять различные способы познавательной деятельности. Сотрудничество, взаимозависимость в процессе деятельности ведет к большей осмысленности, осознанности, поскольку рассматривается с разных точек зрения. Все это позволяет каждому ребенку проникнуться общим настроением

     На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив традиции.

     Традиции – набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, переходящих из года в год и выступающих регулятором общественных отношений.

     Традиции – это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников.

Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

     Система традиций возникает не сама по себе, а формируется в целенаправленно организуемых разнообразных видах деятельности детского коллектива. Любой вид деятельности потенциально может стать источником возникновения той или иной традиции.

      В традициях можно выделить большие и малые.  Большие традиции – это яркие события, подготовка и проведение которых воспитывает чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению.

     Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать  установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживают установленный порядок, всеми принятое добровольное соглашение. Традиции меняются и обновляются.  Новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными – это способствует стиранию старых и возникновению новых традиций.

      Принципы формирования традиций в детском коллективе:

- Безусловное принятие каждого ребенка, его сильных и слабых сторон.

- Беспристрастность в оценке поступков ребенка.

- Диалогичность в общении с воспитанниками.

- Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту.

- Терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.

- Исключение значимости своего настроения в общении с детьми.

- Использование чувства юмора, как неотъемлемого методического средства в работе с детьми.

     Традиции имеют огромное значение в жизни детского коллектива. Не зря в народе существует такая мудрость: «Нация выживает в любые времена, если сохраняет свои традиции».

     Желание педагога развивать традиции  детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиций у воспитанников формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе.

     Но необходимо отметить, что положительное и плодотворное воздействие традиции оказывают только на такой детский коллектив, в котором отчетливо доминируют позитивный, эмоционально положительный микроклимат. Вне эмоционально благополучно микроклимата в коллективе возникновение, развитие и систематическое действие традиций имеют как правило деструктивную воспитательную направленность.

    Именно так: здоровый психологический климат есть обязательное свойство педагогически благополучного детского коллектива, порождающего созидательные для растущей личности традиции.

     И, конечно же, традиции в детском коллективе должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности, воспитывать умение быть настоящим Человеком.

     Когда в коллективе воспитанников вырабатываются традиции, он долго живет, меняя содержательное наполнение жизни, но сохраняя принципиальные позиции, которые передаются эстафетой из поколения в поколение.  

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Совместная работа классного руководителя с родительским комитетом по сплочению детского коллектива"

Данная статья может быть использована на родительских конференциях и в качестве методического пособия для начинающих педагогов....

Педагогические технологии, используемые педагогом по формированию и сплочению детского коллектива в системе дополнительного образования(доклад)

Из опыта работы,а также ссылаясь на основные приемы в педагогике,представлен доклад, в котором описываются основные технологии по сплочению коллектива в системе дополнительного образования....

Тренинговое занятие на сплочение детского коллектива "Я + ты"

В данном занятии представлены игры и упражнения на сплочение детского коллектива...

Мини-проект "Сплочение детского коллектива на уроках русского языка с использованием психологических приемов"

Круглый стол по обмену педагогическим опытом в рамках городских летних курсов повышения квалификации "Теория и методика преподавания русского языка и литературы в 5-9 классах" 26 июня 2012 года....

Тренинг сплочения детского коллектива

Тренинг разработан для умственно неполноценных детей 10-12 лет....

План мероприятий по сплочению детского коллектива

План разработан для детского дома - интерната...