Мини-проект "Сплочение детского коллектива на уроках русского языка с использованием психологических приемов"
статья по русскому языку по теме

Цылева Анна Валерьевна

Круглый стол по обмену педагогическим опытом в рамках городских летних курсов повышения квалификации "Теория и методика преподавания русского языка и литературы в 5-9 классах" 26 июня 2012 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Сплочение детского коллектива на уроках русского языка с использованием психологических приемов».

  1. Актуальность
  2. Цель
  3. Задачи
  4. Краткое описание проекта
  5. Примерные варианты использования психологических упражнений.
  6. Список литературы

Актуальность

  Здравствуйте, меня зовут Цылёва Анна Валерьевна, я представляю вашему вниманию проект «Сплочение детского коллектива на уроках русского языка с использованием психологических приемов». Прежде, чем я ознакомлю вас с идеей проекта, необходимо сказать пару слов о моей школе.

  ГБОУ центр образования № 575 имеет свою специфику работы. Обучение в нашей школе осуществляется с 7 по 11 класс (возраст учащихся 14 – 19 лет) и в основном обучение рассчитано на педагогически запущенных и социально дезадаптированных детей, которые по тем или иным причинам отстали от массовой школы, то есть выпали из образовательного процесса.

  Количество учащихся, проходящих повторное обучение в нашей школе, в среднем составляет 17,7%  от общего числа учеников. Количество учащихся состоящих на учете в отделе по делам несовершеннолетних полиции в среднем составляет 10% от общего числа учеников (по данным анализа последних четырех лет).

  В начале каждого учебного года формируется 7 класс из учащихся, которых в других школах оставили на второй год, либо их «попросили» искать другое учебное заведение, так как их поведение не соответствует нормативным требованиям школы и общества. Именно такие ребята впервые встречают друг друга в 7-ом классе нашей школы. Получается, что в одном классе собираются подростки   девиантного поведения со всего района, а, следовательно, возникает огромное напряжение среди ребят (борьба за лидерство, установление иерархии, самоутверждение себя в новом коллективе).

  Основной задачей у меня, как педагога и классного руководителя, является обучение детей, а именно усвоение ими системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося; воспитание детей, то есть развитие их личностной, духовной и социальной сферы, а также становление детского коллектива, что было очень тяжело сделать в сложившихся условиях. В связи со всем вышесказанным работа проходила по следующим направлениям:

- установление доброжелательных отношений учитель – ученик (дети привыкли к доминирующему, подавляющему образу учителя, сложившемуся стереотипу, следовательно, необходимо убрать сложившийся стереотип, что учитель/классный руководитель - «мой враг»).

- создать благоприятные условия для психоэмоционального комфорта учеников;

- сформировать интерес к своему уроку, как к предмету школьной программы;

- выявить индивидуальные особенности личности, их способности и т.п.

  Первоначально, я пыталась реализовать все вышеперечисленное традиционными общепринятыми методами таким, как беседа, классный час, посещение музеев и поездки на экскурсии, однако, это не дало ожидаемого результата. Совместно со школьным психологом я разработала проект, который включает в себя инновационные способы сплочения детского коллектива на примере урока русского языка. Стоит отметить, что данный проект является универсальным в своем использовании, т.е. применим на любых других предметах, будь то гуманитарные или точные дисциплины.

Цель: создание благоприятных условий для сплочения детского коллектива в рамках урока школьной программы.

Задачи:

  1. Установить доброжелательные отношения учитель – ученик
  2.  Установить контакт между одноклассниками посредством игровой деятельности;
  3. Сформировать доброжелательные отношения в классе;
  4. Создать благоприятные условия для усвоения знаний на уроке;

Описание проекта

  В структуру урока русского языка включаются психологические упражнения и игры, которые могут занимать целый урок или его часть. В среднем, для достижения цели необходимо провести 8-10 уроков, затем проводить систематически - раз в четверть. Основной блок занятий проводится с интервалом – 1 занятие в неделю.

  На первых занятиях такого рода не следует загружать детей терминологией предмета, следовательно, проводить их в игровой форме для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно, без напряжения, характерного для обычного урока, и стали доверять учителю, без страха совершить ошибку (ответить неправильно).

  Со временем, психологическая часть занятия становится меньше, увеличивается учебная. Использование психологических упражнений становится интересным способом подачи нового материала или закрепления старого. Психологические игры на уроках помогают снизить уровень психоэмоционального напряжения, тревожности, дискомфорта.

Примерные варианты использования психологических упражнений

  1.  «Паутинка»

Задачи:

1. Сплочение детского коллектива, создание условий для более полного взаимопонимания, развитие общности.

2. Актуализация знаний о предлогах.

Ход игры:

  Дети садятся в круг, одному из детей даётся клубок ниток, он берёт конец нитки и называет предлог, затем клубок передаётся следующему ребёнку, который называет другой предлог,  и так далее в хаотичном порядке. Главное условие, не повторять ранее названные предлоги. В результате у детей получается «паутина».

Вопросы учителя после игры:

Что такое предлог?

Для чего он нужен (его синтаксическая роль)?

Можем ли мы обходиться без них?

 

  При подведении итогов, учитель говорит, что также как и эта паутина, предлоги плотно окутывают нашу речь, помогают нам лучше понимать друг друга, грамотно строить предложения. И учитель может им это доказать на примере последующих заданий.

  Проводится работа с текстом, в котором вычеркнуты все предлоги, а задача детей их вставить. Возможна работа с предложениями, в которых предлог употреблён неверно и т.д.

  У данной игры есть и второй этап.

После изучения темы «Предлог», в конце года игра проводится повторно, но она усложнена тем, что дети называют производные и непроизводные предлоги через один. Учителю необходимо обратить внимание детей на увеличение «паутинки», на то, как обогатилась их речь за это время.

  Далее работа может основываться на дифференциации предлогов и самостоятельных частей речи.

   Игра «Паутинка» универсальна, её можно использовать с темами «Частица» и         «Союз»,  всё зависит от фантазии учителя-предметника.

  1. «Треугольник».

Задачи:

  1.   Установление взаимопонимания в парах, группах. Выработка умения договариваться, действовать слажено.
  2. Актуализация знаний по теме «Лексика» и «Морфология».

Ход игры:

  Детям предлагается сесть в круг, каждому из них выдаётся карточка с одним словом, которое они зачитывают по кругу. Важно сказать детям, чтобы они запоминали слова.

  Слова в карточках – это антонимы 3х частей речи (существительное, прилагательное, глагол). После прочтения, учитель даёт команду собраться в пары, найти антоним, затем сгруппироваться по частям речи. Получится 3 команды. А далее дети должны вспомнить и составить пословицы и поговорки. Проблема в том, что им будут необходимы слова другой команды, поэтому надо договориться между собой и поменяться словами. После этого каждая команда записывает свои пословицы на доске, и все вместе начинают их обсуждать. Работать над смыслом, подбирать синонимичные пословицы, антонимичные.

Примеры пар слов: добро – зло, свет – тьма, лето – зима, побеждать – проигрывать, лечить – калечить, держать – отпускать, старый – новый, плохой – хороший и другие. В данном случае, именно та команда, которую объединяет «глагол», является самой главной, так как помогает связывать существительные и прилагательные.

Итог

  Каждого ребёнка нужно увлечь,  вовлечь в урок, при помощи психологических игры и упражнений. Подвижные игры со сменой деятельности и межличностное взаимодействие гораздо ярче остается в чувственном опыте детей, что позволяет эффективно усвоить материал. Необходимо помогать им в овладении всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками, учитывая их возраст, психоэмоциональное состояние, психологические особенности. Создавать психологическую разрядку на уроках, особенно в средней школе. Есть множество замечательных приёмов, например, в середине урока, когда внимание снижается вместе с дисциплиной, попросить их встать и предложить игру «Самый внимательный». Учитель называет слова, а дети в зависимости от задания, должны либо сесть, либо встать (действительные причастия – сесть, страдательные – встать).

Литература:

  1. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов
  2. К Фопель. Как научить детей сотрудничать.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение письму на уроках английского языка с использованием игровых приемов.

             Проблемы обучения письменной коммуникации вызывают все больший интерес среди методистов и учителей - практиков. Без сомнения, значимость умений н...

Уроки русского языка с использованием ИКТ. Путешествие в княжество «Существительное» (урок-повторение для учащихся 5 класс с использованием ИКТ )

обобщить и систематизировать  знания по разделу «Имя существительное»;- развить  речь у  учащихся (письменную  и устную);- воспитать интерес  к русскому языку...

Уроки русского языка с использованием ИКТ . Путешествие в княжество «Существительное» (урок-повторение для учащихся 5 класс с использованием ИКТ )

обобщить и систематизировать  знания по разделу «Имя существительное»;- развить  речь у  учащихся (письменную  и устную);- воспитать интерес  к русскому языку...

Проектирование урока русского языка с использованием предметно-ориентированных технологий обучения русскому языку

Проектирование урока русского языка с использованием предметно-ориентированных технологий обучения русскому языку...

Мастер-класс "Развитие читательской грамотности на уроках русского языка с использованием приемов критического мышления 10 класс на примере изучения темы "Имя существительное"

Мастер-класс содержит  сопоставительный анализ текстов из периодической печати. Главная цель--развитие читательских компетенций...