Новые подходы в организации деятельности классного руководителя по сплочению детского коллектива
статья по теме

Антонова Татьяна Викторовна

Выступление на районном семинаре классных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennyy_klassnyy_rukovoditel.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД  «Инсарский районный дом детского творчества»

МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

                                                                                                                                                                                                    Выступление

на районном семинаре

«Многообразие форм и методов в деятельности классного руководителя, как  путь к эффективной воспитательной работе  в современной школе»

тема выступления:

 «Новые подходы в организации деятельности классного руководителя по сплочению детского коллектива»

подготовила:

 классный руководитель5 А класса

Антонова Татьяна Викторовна

             Современный классный руководитель

        Каким он должен быть? Сколько раз я задавала себе этот вопрос, но точного ответа до сих пор нет. Когда – то мы писали сочинение о школе 21 века, размышляли о том, какой она станет в будущем, представляли того фантастического учителя, которому будет все по плечу. И вот, казалось бы, такой далекий 21 век наступил, я – тот учитель будущего, но вовсе не фантастический, не мечтатель, я – реалист. Я знаю, что мы живем в такое время, когда у каждого есть право на выбор и каждый ответственен за свой выбор, а школа – тот ориентир, который поможет не сбиться с пути.

      Ведь новая школа - это центр взаимопонимания с родителями, местным сообществом, учреждениями культуры, здравоохранения, досуга.

     Современный классный руководитель – настоящий воспитатель человеческих душ, выделяющийся среди многих не только знанием предмета. Это учитель, открытый для всего нового, способный ответить на вызовы времени, склонный к разумному риску, деятельный, обладающий аналитическими способностями и всегда нацеленный на саморазвитие. Современный классный руководитель – учитель думающий, сомневающийся, задающий вопросы и ищущий ответы.  

    Важный секрет успешности педагогической деятельности заключается в том, что ученики – это твое отражение.  

   Поэтому учить  и воспитывать я стараюсь от сердца к сердцу.

Когда ты сам в движении, увлечен и не боишься быть честным с детьми, не боишься открыться перед ними как личность, когда ты толерантен не только в словах, а учишься воспринимать всех и себя с множеством недостатков. Все это открывает возможности для доверительного диалога, и тогда учение и воспитание становятся общением, обогащающим и учителя, и ученика.

    Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда разговариваете, или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. (А.С. Макаренко)

    Поэтому с первых дней работы  с классным коллективом в школе мне хотелось воспитать в своих учениках не только внимательных слушателей, но и активных собеседников, думающих, умеющих решать проблемы и задавать вопросы. Иметь свой взгляд на любой вопрос, отстаивать свою позицию уверенно и корректно по отношению к окружающим.

   Я – учитель, друг и наставник, несущий ответственность  за воспитание детей вместе с их родителями. Об этом я помню каждый день. У меня впереди сто дорог, сто дверей, за каждой из них новая жизнь, которую я смогу прожить вместе с моими учениками.

    Миссия современного педагога, на которого возлагается функция классного руководителя,- педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его образования.

     Цели данной миссии:

 Помочь  в  воспитании у учащихся  развития коллективизма, дружбы, понимания через  духовность, нравственность и физическое здоровье. Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в школьном возрасте следует ориентировать учащихся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива.   

      Помочь ребенку в этом, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель.

Задачи классного руководителя:

  • Развивать познавательную активность учащихся, чувства долга и ответственности перед окружающими и Отечеством.
  • Формировать у учащихся умения анализировать и объективно оценивать свои интеллектуальные и физические возможности.
  • Формировать навыки здорового образа жизни.

Решить эти задачи может только насыщенная интересными коллективно-творческими делами жизнь класса. Поэтому первой важнейшей целью становится создание коллектива. А это процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки.

  В самом начале работы с детьми я провожу несколько тестирований детей по вопросам, анкетам, тестам. Составляется  психологический портрет не только каждого ученика, но и всего класса, анализируется документация, имеющаяся на каждого ребёнка (личное дело, успеваемость, характеристика).

  Считаю, что именно на классном руководителе  лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка. Он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности.

  На  пути по формированию классного коллектива, - большая роль отводится организации классного самоуправления.

       Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой .

Стадии формирования классного коллектива:

  • Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.
  • Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.
  • Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

           В этом учебном году я взяла классное руководство в 5 классе. И первыми вопросами  были для меня:    « Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?».

  1 сентября в День знаний мы, совместно с родителями класса организовали внеклассное мероприятие «Посвящение в пятиклассники » с играми, викторинами и соревнованиями. Были проведены выборы классного самоуправления, в их основу положен выбор ребят. Каждый из ребят сначала высказал своё мнение о том, в каком секторе он хочет работать, затем в каком из секторов мог бы работать его одноклассник. После распределения каждый сектор выбрал представителя в актив класса, которому я передела некоторые элементарные функции руководства коллективом (распределение дежурства по школе, сбор дневников, помощь классному руководителю в выставлении оценок, объединение в группы при подготовке к мероприятиям и конкурсам).

          Обязанности были строго распределены. Например, учебный сектор отвечает за ведение дневников, своевременную запись домашних заданий. Спортивный сектор – за организацию всех спортивно-оздоровительных мероприятий. Трудовой сектор – за организацию дежурства по школе и в классе, за организацию субботника на территории школы. Художественный сектор - за классный уголок, стенгазеты. Сектор культуры за проведение развлекательных и культурно-массовых мероприятий. В результате было сформировано классное самоуправление. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости. От общественных поручений никто не отказывается.

  На  классных часах предметом самого серьёзного обсуждения становится отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Поощряются не только те ребята, которые получают  хорошие отметки, а и те, кто значимо улучшили свои результаты. Похвала одноклассников  вселяли уверенность в своих силах, приводили к осознанию того, что учёба - это труд и основная обязанность. По итогам первой четверти, на каникулах совместно с родительским комитетом была организована  экскурсия в республиканский краеведческий музей и зоопарк  города Саранска.

          Использовала нетрадиционные формы работы с детьми на классных часах, которые в силу своей игровой специфики способствуют знакомству детей, их сплочённости, развитию позитивного отношения друг к другу.

    Пятиклассники стали активными участниками всех школьных мероприятий. Был проведён  цикл бесед,  в т. ч. индивидуальных,   по правилам дорожного  движения, правилам поведения в общественных местах. На протяжении этих месяцев  вела работу в тесном контакте с учителями - предметниками, родителями. Встречалась с родителями и детьми во внеурочное время, дома. Проведен  классный  час «Давайте поговорим о роли каждого в жизни класса».

        Многие ребята занимаются в системе дополнительного образования, что способствует развитию их творческих, физических способностей.

         Немаловажную роль на этой стадии играет и установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом. Соревновательный момент, например, при проведении спортивных мероприятий с ребятами из других классов   также работает на сплочение классного коллектива.

         На третьей стадии формирования классного коллектива основной задачей является установление благоприятного психологического микроклимата в классе. Обязательным условием развития личности ребенка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении. Каждый ребенок должен найти свое место в классном коллективе и реализовать себя в различных внеклассных мероприятиях. Одна из форм активного взаимодействия учащихся во внеклассной деятельности – классный час. На классных часах ребята учатся сотрудничать, рассуждать, брать на себя ответственность. Формы проведения классных часов были выбраны как традиционные, так и нетрадиционные. Родительские собрания: «Адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене». «Основы воспитания ребенка-подростка» и др.

        Я считаю, что необходимо отслеживать развитие взаимоотношений ребят в процессе участия в обсуждении вопросов, затрагиваемых в связи с выбранными темами на классных часах, их работу над заданиями. Это прекрасная возможность увидеть статус каждого в классе и оптимизировать взаимодействие ребят друг с другом.

       Работа продолжается. Главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно.

          Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей и даже учителя. У нас много планов на будущее. И я верю в то, что мои ребята будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны.

       Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн. др. В конечном счёте, моя позиция такова — мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении, а моими заповедями в воспитании остаются:

  • Развитие творческих способностей
  • Бережного отношения друг к другу
  • Ощущения уникальности каждого человека  
  • Ощущения новизны каждого дня

 Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.

      Многие годы я вместе со своими ребятами жила и продолжаю жить

следуя этим заповедям, подчиняясь законам классного коллектива.

Законы классного коллектива:

1.Закон саморазвития «Каждое дело творчески – иначе зачем?»

Призеры и участники – Одаренные дети (более 15 работ)

Победители, призеры и участники конкурса Интеллектуальное будущее Мордовии, Первые шаги в науку (около 50 работ)

Бессменные участники районных, республиканских конкурсов художественной самодеятельности

2. Закон верности традициям «Вперед и вверх»

Постоянные участники Вахт Памяти

Победители и призеры ДЮП

Участники Парада Победы (Москва)

Организаторы и участники благотворительных акций

(Дом престарелых, Акция Дети-детям)

Победители смотров строя и песни

3.Закон ответственности «Сохраняй и приумножай»

Лауреаты премии главы района среди учащихся

Качество знаний 87%

За ними будущее

4.Закон взаимной поддержки «Пообещать, значит, сделать».

Постоянная помощь подшефному хозяйству

Подготовка и проведение школьных вечеров

5. Закон дружбы «Помогай и поддерживай»

Совместные походы

Проведение консультаций по различным предметам

Помощь классному руководителю в проведении Дня города,

городских концертов и празднеств (около10-15 ежегодно)

6.Закон физического и нравственного здоровья

Победители и призеры республиканских соревнований по хоккею, футболу, дзю - до, легкой атлетике, баскетболу, волейболу, лыжам.

  Если я, как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

В условиях перехода специальных (коррекционных) общеобразовательных школ на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) перед учителями ставится задача формирования знаний в соответст...

Современные подходы в организации деятельности классных руководителей в условиях ФГОС ООО

Выступление по теме "Современные подходы в организации деятельности классных руководителей в условиях ФГОС ООО"...

Особенности организации деятельности классного руководителя в образовательной организации Московского района Санкт-Петербурга

В разработке описывается система организации деятельности классного руководителя в системе воспитательной работы ОО...