Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия на тему: "Культура поведения при приеме пищи"
материал (5 класс) на тему

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по предмету "Социально-бытовая ориентировка" для 5 класса "Особый ребенок" (учащиеся с ТМНР) школы VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbo.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  

по предемету «Социально-бытовая ориентировка»

 5 «В» класс «Особый ребенок»

        Провел: воспитатель Решетняк Ю.А.

        Дата проведения: 26.11.2015

        Тема занятия: «Культура поведения при приеме пищи»

        Вид занятия: коррекционно-развивающее

        Тип занятия: повторение и закрепление изученного материала. Занятие интегрированное (межпредметные связи: развитие речи и окружающий мир, здоровье и основы безопасности жизнедеятельности, альтернативное  чтение).

        Цели занятия: закреплять навыки правильного выполнения алгоритма действий при приеме пищи (второго завтрака).

        Задачи:

        Образовательная - закреплять навыки выполнения правильной последовательности  действий при приеме пищи (второго завтрака). Продолжать закреплять умения использования средств альтернативной коммуникации (жесты, пиктограммы).

        Коррекционная  -  корректировать общую и мелкую моторику (плавность, соразмерность движений рук); совершенствовать навык восприятия и выполнения словесной инструкции взрослого (самостоятельно и сопряженно).

        Воспитательная - повышать заинтересованность учащихся в учебном процессе; развивать умение работать в группе: слушать педагога, взаимодействовать с детьми и взрослыми в рамках учебной и игровой ситуации; закреплять знания учащихся о правилах поведения в обществе.

        Материалы и оборудование для занятия: колокольчик, компьютер, фланелеграф стационарный, фланелеграф переносной, стол, стул; костюм медведя для взрослого; пиктограммы по теме; индивидуальные контейнеры с водой и хлопчатобумажные полотенца, салфетки, мусорное ведро; корзинки пластиковые, пластиковые тарелки, пластиковые кружки, пластиковая бутылка с отвинчивающейся крышкой, сок; мешочек с музыкальными инструментами (колокольчики, маракасы, бубны).

        Ход занятия

        1.Организационная часть

        Воспитатель: «Ребята, а что нам нужно сделать, чтобы начать урок?» Ученики выполняют жест «Позвонить в колокольчик» (самостоятельно /с помощью взрослого). Один из учеников, по просьбе воспитателя, приносит колокольчик. «Вот звенит у нас звонок – начинается урок! (Воспитатель звонит в колокольчик).         

        Воспитатель: «Колокольчик прозвенел. Значит, начался урок». Воспитатель предъявляет ученикам пиктограмму «Урок».

         

        Воспитатель: «Ребята, давайте расскажем наш утренний стишок!». Воспитатель и  учащиеся берут друг друга за руки, образуя круг. Воспитатель проговаривает потешку:        

        Мы пришли сегодня в класс

        Начинаем новый день

        Утро доброе у нас

        И учиться нам не лень!  

Ученики, вместе с воспитателем одновременно поднимают и опускают руки.

        2. Основная часть.

        Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас необычный урок! Мы с вами будем смотреть мультфильм!». Воспитатель на проекторе демонстрирует отрывок из мультфильма «Винни-Пух идет в гости». После окончания мультфильма раздается стук в дверь. Воспитатель: Ребята, вы слышите? (воспитатель выполняет жест «Слушать») Кто-то стучит в дверь! Заходите! 

        В класс входит взрослый в костюме медведя: «Здравствуйте, ребята! Я шел мимо и решил зайти к вам в гости!»

        Воспитатель: «Мишка пришел в гости! Здравствуй! Ребята, что нужно сделать, если кто-то пришел?». Ученики  выполняют жест «Привет» или проговаривают слова «Поздороваться», «Привет». Медведь здоровается с каждым учеником за руку.

        Медведь: «Ох, я устал, пока шел. Пожалуй, я сяду». Садится на пол перед учениками.

        Воспитатель: «Ребята, Мишка сел на пол. Он правильно сделал?» Ученики отвечают «Нет» (жестом или вербально).

         - Правильно! Мишке нужно сесть на стул. Один из учеников выполняет словесную инструкцию воспитателя «Подай Мишке стул».  Медведь садится.

        Медведь: «Ох, я не знаю, как правильно вести себя в гостях. Что мне делать?»

        Воспитатель: «Ребята, поможем Мишке?» Ученики отвечают на вопрос кивком головы (самостоятельно/с помощью) или проговаривая слово «Да».

         - Не беспокойся, Мишка, мы тебя научим.

        Медведь: А я вам буду помогать.

        Воспитатель: «Гостей нужно угощать. Для этого нужен стол. Где на картинке стол?». Воспитатель предъявляет пиктограмму «Стол» и «Стул». Ученики выбирают нужную пиктограмму.

         - Мы показали стол на картинке. А где наш стол? Учащиеся указательным жестом показывают на стол. Далее два ученика, по словесной инструкции, помогают воспитателю принести (путем перетаскивания по полу) стол ближе к центру класса.

         Воспитатель: «А что мы будем делать за столом?» Предъявление пиктограммы «Пить». Ученики отвечают «Пить»/«Пить сок» выполняя жест «Пить» - сложение пальцев одной руки складываются «щепотью» и поднесение ее ко рту (самостоятельно или с помощью).

         - Правильно. Мы будем пить сок. Для этого нужно помыть руки. Воспитатель выполняет жест «Мыть руки» (потирание ладоней), учащиеся повторяют жест.

Ученики, по очереди, подходят к контейнерам с водой, и с помощью взрослого, моют руки, затем вытирают полотенцем.

        Воспитатель: «Какие вы молодцы! Помыли руки. Теперь можно пить сок. А из чего нужно пить сок?». Воспитатель предъявляет пиктограммы «Кружка» и «Тарелка». Ученики выбирают пиктограмму «Кружка».

         - Правильно! Из кружек. Один из учеников, по словесной инструкции воспитателя «Подай кружки» выбирает на столе из двух представленных корзинок (в одной - кружки, в

другой  - тарелки)  корзину с кружками и отдает воспитателю.

        - Кружки надо поставить на стол. Один из учеников, по просьбе воспитателя, расставляет кружки на столе.

         Воспитатель достает бутылку с соком: «Это сок. Но я не могу открыть! Что мне делать?». Далее воспитатель просит одного из учеников помочь («Помоги открыть»).

Ученик, с помощью взрослого, откручивает крышку. Воспитатель разливает сок по кружкам.

        Воспитатель: «Молодцы. Теперь мы можем пить». Дети пьют сок самостоятельно (один ученик - с частичной помощью взрослого), аккуратно ставят использованные кружки обратно на стол.  

        Воспитатель: «Молодцы! Сок попили. А что теперь нужно сделать?». Воспитатель предъявляет ученикам упаковку салфеток. Один из учеников отвечает «Вытереть рот».

         -  Правильно! Нужно вытереть рот. Выполнение жеста учениками: вращательные движения ладонью вокруг рта.

         - Для этого нужны салфетки. Ученики по очереди берут салфетки в руки и вытирают рот.

        - Молодцы. А что мы делаем с грязными салфетками? Один из учеников отвечает: «Выбрасываем».

         - Правильно. Грязную салфетку нужно выбросить в ведро. Учащиеся по очереди подходят к мусорному ведру и выбрасывают салфетку. Далее один из учеников по словесной инструкции воспитателя относит мусорное ведро на место.

        Воспитатель: «Молодцы, ребята! Какие вы аккуратные! Грязные кружки нужно убрать в таз». Один из учеников, по словесной инструкции воспитателя, собирает грязные кружки со стола в таз и ставит его на полку.

 - Ребята, мы попили сок. Что надо сказать? Спасибо. Ученики выполняют жест «Спасибо» (прикладывание ладони к груди и кивок головой) или проговаривают.

        

        Воспитатель: «Давайте мы расскажем стишок»:

           Слова потешки

Действия учеников

Если в гости ты пришел,

То спокойно сядь на стульчик.

Аккуратно пей из кружки.

Рот салфеткой вытирай,

И «спасибо» после

Говорить не забывай!

 - Ученики топают сидя на стульях.

 - Ученики прикладывают обе руки к своему стулу

 - Выполнение жеста «Пить» - складывание пальцев руки «щепотью» и поднесение ее ко рту.

 - Выполнение жеста «Вытереть рот» вращательные движения ладонью напротив рта

 - Выполнение жеста «Спасибо» - прикладывание ладони к груди и кивок головой.

 - Вращательные движения головой в стороны.

        Медведь: «Ребята, какие вы молодцы! Угостили меня! Научили как вести себя в гостях за столом! Спасибо!» Ученики отвечают «Пожалуйста» вербально или с помощью коммуникативной кнопки.

         - За то, что вы такие молодцы, я принес вам  мешочек с музыкальными инструментами! Ученики играют на музыкальных инструментах под музыку.

        

        3. Заключительная часть. Подведение итогов.

        Воспитатель: «Ребята, сегодня к нам в гости приходил Мишка. Мы его угощали. Мы повторили, что перед едой нужно мыть руки. Чтобы пить сок, нужно поставить кружки. Затем протереть рот салфеткой и сказать «Спасибо». Как вы думаете, вы молодцы? Один из учеников отвечает «Молодцы!». Ученики выполняют жест «Молодец» (ладонь сжата в кулаке, большой палец отведен наверх). Воспитатель звонит в колокольчик: «Вот звенит у нас звонок, и закончился урок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия с элементами тренинга «Мы понимаем и принимаем друг друга!»

Уважаемые коллеги, вашему вниманию  предлагается  методическая разработка занятия из цикла коррекционно-развивающих занятий с элементами диагностики и тренинга, направленного на коррекцию по...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия для старшеклассников «Кто сказал, что надо бросить песню на войне?» (фольклор в годы войны)

Внеклассное мероприятие посвещено знакомству с фольклором в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг....

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по предмету "Развитие речи и окружающий мир" для 4 класса "Особый ребенок"

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия  для 4 класса "Особый ребенок" по предмету "Развитие речи и окружающий мир" на тему: "Путешествие в зимний лес"....

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия, для 1 класса, по теме: «Повторение и закрепление знаний о времени года «осень», понятий «овощи» и «фрукты».

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия, для 1 класса, по теме: «Повторение и закрепление знаний о времени года «осень», понятий «овощи» и «фрукты". под...

Методическая разработка коррекционно – развивающего занятия по русской народной сказке «Снегурушка и Лиса»

Предназначена для детей дошкольного возраста (4-5 лет) с нарушением зрения ....

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия "Обитатели морей и океанов" для детей с ОВЗ подготовительной к школе группы

Конспект направлен на обобщение и закрепление знаний у детей с ОВЗ  об обитателях морей и океанов. Коррекцию когнитивных процессов, профилактику оптической дисграфии....

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы

Методические разработки коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми 6-7 лет по формированию дружеских взаимоотношений  и развитию у них коммуникативных навыков (вербальных и нев...