"Развитие мелкой моторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью".
статья на тему

Рекомендации по развитию мелкой моторики для детей с интеллектуальной недостаточностью. Дидактические игры предназначаются: учителям-дефектологам, психологам, воспитателям, родителям, с целью совершенствования работы по развитию у детей мелкой моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью».       

                                              Учитель-дефектолог О. М. Кавьяр

                                                    ГБДОУ детский сад  №39  

                                                     компенсирующего вида

                                                    Фрунзенского района  г. Санкт Петербург

 

            По данным исследования было выявлено, что развитие мелкой моторики хорошо влияет на интеллектуальную деятельность дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. В связи с этим была собрана система   дидактических игр и упражнений на формирование соотносящих действий, подражание движениям рук и ряд графических упражнений.

          В связи с особенностями данных детей все упражнения и игры выполняются в порядке усложнения действий, что способствует лучшему развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук (ловкости, точности, координированности, ритмичности и гибкости). Предлагается ряд пробных упражнений.

Все дидактические игры и упражнения можно  использовать   индивидуально,   в  утреннее  и вечернее  время в ходе совместной деятельности, до и после подгрупповых занятий с подгруппой детей. Также эти игры и упражнения родители могут предлагать своим детям дома.

Дидактические игры и упражнения направлены на тренировку мышц пальцев и кистей рук. Тренировка мелких движений пальцев рук является одним из главных факторов, влияющих на речевое развитие, мощным средством повышения работоспособности головного мозга, улучшения артикуляционной моторики и координации движений, подготовки руки ребёнка к письму.

При проведении дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики необходимо:

1. Соблюдать охранительный режим, что оказывает положительное воздействие на дошкольников. Следует помнить, что графические упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут.

2. Предлагать задания детям в привычной для них обстановке (игровой комнате).

3. Во время проведения занятий разговаривать с  ребенком  ровным, спокойным, доброжелательным тоном, создавать атмосферу творчества и взаимного понимания.

4. Родителям, предлагать своим детям такие игры и упражнения дома.

Коррекция нарушений мелкой моторики, свойственных дошкольникам с интеллектуальной недостаточностью, осуществляется путем систематического выполнения предложенных заданий

Для упражнений и совершенствования соотносящих действий, возможно, использовать следующие дидактические игры и упражнения:  

1. «Закрой коробочки»

Цель: Развитие мелкой моторики: ловкости и точности тонких движений рук, соотносящих действий.

Оборудование: Две  коробки   с плотно   прикрывающимися  крышками

 (круглой и квадратной) на каждого ребенка.

Ход: Педагог раздает каждому ребенку по две коробки и снимает крышки со своих коробок, просит детей сделать так же. Затее кладет крышки так, чтобы они не лежали рядом со своими коробками. Педагог помогает детям сделать правильный выбор: обводит по контуру крышки и отверстия коробочек, учит примерять крышку к коробке. Когда ребенок закроет коробку, педагог говорит: «Правильно, ты закрыл коробочку круглой крышкой» и т.д.

Инструкция: «Закрой каждую коробочки своей крышкой».

Помощь: Совместные действия.

2. «Почтовый ящик» (Забрамная С.Д., Боровик О.В.)

Цель: Развитие мелкой моторики: ловкости и точности тонких движений рук.

Оборудование: «Почтовый ящик» небольшого размера (15 x 15 см). Это пластмассовый кубик, открывающийся со всех сторон. В крышках сделаны прорези по 3 с каждой стороны. 18 соответствующих по формам оснований различных объемных геометрических фигур.

Ход: Перед ребенком ставят коробку с фигурками. Затем их вынимают. Экспериментатор берет одну из фигур, показывает ее основание, обводит соответствующую по форме прорезь и опускает в нее фигуру. Жестом предлагает продолжить работу. Начинать показ надо с самых простых.

Инструкция: «Опусти все фигуры в коробку».

Помощь: Совместные действия.

 3. «Мозаика» (Катаева А.А., Стребелева Е.А.).

      Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: Два набора мозаики.

          Ход: Педагог предлагает ребенку мозаику, и чтобы тот выложил из нее треугольник, обращая внимание на отверстия. Показывает последовательно, как надо выкладывать. Свою мозаику с треугольником педагог кладет перед ребенком. Педагог дает возможность ребенку сначала делать по образцу, но затем убирает его.

Инструкция: Посмотри, как выложен  у меня треугольник и выложи точно так.

Помощь: Если у ребенка затруднение в выкладывании треугольника, то педагог оказывает помощь, показывая, куда надо вставлять мозаику.

4. «Нанизывание фигур на шнурок» (по Монтессори)

Цель: Развитие  мелкой моторики рук, согласованности движений обеих рук.

Оборудование: Шнурок, большие и маленькие фигуры.

Ход: Вначале педагог может показать детям, как надо продевать шнурок в отверстия фигур, а затем дети вслед за педагогом повторяют его действия. После этого можно предложить детям просмотреть все от начала до конца, а потом точно также выполнить рисунок шнуровки. Потом можно предложить детям уже готовую шнуровку и попросить подумать и сделать так самостоятельно (допускаются разные пробы).

      Инструкция: «Возьми шнурок и нанижи, на него фигуры как это, делала я».

Помощь: Совместные действия, устные разъяснения.

Для проведения работы по формированию подражания движениям рук, возможно, использовать следующие упражнения (по Цвынтарному В.В.):

1. «Птенчики в гнезде»

Цель: Развитие мелкой моторики рук, согласованности движений пальцев рук.

Ход исследования: «Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо. Птенчикам своим расскажет, где она взяла гнездо». Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить. Затем руки можно поменять.

Инструкция: Видишь, как сделала я, а теперь ты.

Помощь: Совместные действия.

2. «Гусь»

Цель: Развитие мелкой моторики рук, статичности пальцев рук.  

Ход: «Гусь стоит и все гогочет, ущипнуть тебя он хочет». Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.

Инструкция: Сделай, как сделала я.

Помощь: Совместные действия, устные разъяснения.

3. «Колокольчик»

Цель: Развитие мелкой моторики рук, динамичности движений пальцев рук.

Ход: «Колокольчик все звенит, язычком он шевелит». Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает.

Инструкция: Видишь, как сделала я, а теперь ты.

Помощь: Совместные действия, устные разъяснения.

Кроме пальчиковой гимнастики и заданий на соотносящие действия, существуют различные упражнения для подготовки руки к письму, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение таких упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом в школе.

1. «Обводка»

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: Лист бумаги, карандаш и обводки.

Ход: Педагог предлагает детям обводки овощей или фруктов. Показывает, как правильно держать и обводить.

Инструкция: Теперь сами обведите, как я обводила.

Помощь: Еще раз показать, как надо обводить.

          2. «Дорожки» (по Воробьевой Л.В.)

Цель: Развитие мелкой моторики.

Оборудование: Рисунок с изображением кузнечик, муха и цыпленка  и у каждого нарисована дорожка.

Ход: Перед ребенком лежит рисунок, на котором изображены дорожки, у одного конца которых стоят кузнечик, муха и цыпленок. Они должны проскакать, пролететь и пройти каждый по своей дорожке. Дорожки подбирается так, чтобы были достаточно трудны, но доступны ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней.

       Инструкция: «Здесь нарисованы кузнечик, муха, цыпленок и дорожки по которой они должны проскакать, пролететь и пройти. Попробуй, не отрывая руки, и не съезжая с дорожки провести линии. Линии должны быть такие же, как и дорожки».

Помощь: Еще раз показать, как надо нарисовать.     

         3. «Дорисуй листочки» (по  Воробьевой Л.В.)

     Цель: Развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации руки.

      Оборудование:  Лист бумаги, на котором изображены половинки листочков и карандаш.

 Ход        : Педагог предлагает детям дорисовать вторую половинку листочков так, чтобы она была похожа на первую. Перед выполнением задания можно прочитать детям сказку. «Прилетел как-то раз в лес суровый и холодный ветер, сорвал с деревьев листочки и понес их в далекие страны, где лежит вечный снег, и царствуют морозы. Листочки не хотели улетать из своего уютного теплого леса, из последних сил цеплялись они за веточки деревьев, а когда сил совсем не осталось – рассыпались. Давайте поможем листочкам и, как добрые волшебники, превратим их в такие, какими они были прежде.»

       Инструкция: «Дорисуй вторую половинку листочка, чтобы он был целый».

Помощь: Еще раз показать, как надо нарисовать.

      4. «Рисование орнамента»

          Цель: Развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации руки.

       Оборудование: Тетрадный лист в крупную клетку, простой и цветной карандаши.

       Ход: На листе в клетку, ребенку предлагают нарисовать орнамент лесенки, которая сначала поднимается наверх, а потом опускается вниз, простым карандашом, а затем цветным. Обязательно, перед тем как ребенок будет рисовать, ему нужно показать, как это делается.

      Инструкция: «Нарисуй лесенку, которая идет вверх. А теперь, лесенку идущую вниз».

Помощь: Еще раз разъяснить и показать,  что и как делать.

           Все эти упражнения для подготовки руки к письму могут подбираться по лексическим темам. 

Помимо этих предложенных дидактические игры и упражнения, которые  позволят организовать работу по развитию мелко моторики у дошкольника с интеллектуальной недостаточностью,  существует множество других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук дошкольников

Что включает в себя понятие "мелкая моторика рук", в чем ее значение для интеллектуального развития ребенка?Ответы на эти вопросы вы найдете здесь....

Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи дошкольников с задержкой психического развития.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Движения па...

"Развитие мелкой моторики леворуких дошкольников, как условие подготовки к школьному обучению"

"Развитие мелкой моторики леворукихдошкольников, как условие подготовкик школьному обучению"...

Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики у дошкольников с нарушениями интеллекта как средство подготовки руки к письму

СодержаниеВведение…………………………………………………………...3Глава I. Теоретические основы овладения детьми навыками письма…………………………………………………………………….51.1 Характеристика процесса письма……………………………51.2 Предпосылки форм...

Особенности общей моторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Разбор особенностей общей моторики дошкольников с УО...

Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (с использованием методики М. Монтессори)"

Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (с использованием методики М. Монтессори)...

«Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей с интеллектуальными нарушениями».

laquo;Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей с интеллектуальными нарушениями»....