Развитие мелкой моторики
статья на тему

Удалова Эльвира Яковлевна

Развитие мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

               Развитие мелкой моторики.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы. Ребенок должен иметь тонкую и совершенную координацию движений рук. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем.

Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук. Движения нечетки, недостаточно координированы и особенно заметны в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка, работа с мелкими деталями (мозаикой, конструктором), в выполнении бытовых манипуляторных действий: застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка ботинок, завязывание бантов и др.

Дефицит в развитии сложнокоординированных графических движений руки может стать препятствием для детей с нарушением интеллекта базисных движений, необходимых для дальнейшего формирования навыка письма. Поэтому требуется специальная работа не только по общему развитию моторик, но и целенаправленная работа по формированию базисных графических движений.

Уровень развития моторики и зрительного восприятия, комплексных интегративных умений во многом определяет успешность адаптации ребенка в школе и формирование базовых навыков –  письма и чтения. Недостатки или отклонения в развитии этих функций приводят к возникновению комплексов специфических учебных проблем, к трудностям при обучению письму, чтению, математике.

 Факторы риска при развитии мелкой моторики и графических умений:

 -скованность, низкая координация движений;

 -неловкость при выполнении задания;

 -напряжение руки;

 -неправильное положение ручки;

 -неспособность чертить вертикальные и горизонтальные линии;

 -неровность и нечеткость штриха

Поэтому при недостаточном развитии тонкокоординированных движений необходимо проводить с учащимися специальные тренировочные упражнения по развитию сложнокоординированных движений руки, кисти, пальцев.

В соответствии с принципом последовательности обучения, первые упражнения даются детям для одной руки на выбор ребенка, а последующие для обеих рук с вовлечением всех пальцев. Упражнения усложняются от занятия к занятию. Выполнение разнообразных пальчиковых упражнений и игр способствует не только совершенствованию тонкокоординированных движений, их произвольности, но и развитию речи, поскольку при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга.

В том случае, когда несформированность моторных функций сильно выражена, на первых занятиях стоит выполнять только простые задания (типа «Веселые пальчики», «Чудесные пуговицы») и  только потом начать усложнение и то только элементарное.

Движения рук, в частности упражнения для пальчиков, является хорошим стимулом не только для своевременного возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования.

Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. По мнению известного философа Канта, «рука – это выдвинувшийся вперед человеческий мозг».

Уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека. Поэтому следует как можно чаще использовать на занятиях и в играх с детьми пальчиковую гимнастику.  

При выполнении заданий на развитие мелкой моторики следует вовлекать в движение все пальчики с хорошей, достаточной амплитудой. Так учащимся можно давать катать пальчиками резиновые мячики с шипами, деревянные шары разного диаметра, шарики из пластилина, бусы.

Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать пирамидки, конструктор, пазлы; перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, бусинки.

Для проведения игр и упражнений по развитию моторики следует иметь в кабинете сенсорики специальное оборудование:

-различные коробки, банки и разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, камешки, различные зерна, скрепки канцелярские, кнопки);

-мозаика и пазлы (мелкие и крупные);

-свободные катушки для наматывания на них ниток и веревочек;

-пуговицы, дощечки с множеством отверстий для сшивания и «вышивания» шнуром;

-различные виды застежек: пуговицы, кнопки, шнурки, молнии, слипы;

-наборы веревочек разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетение косичек;

-наборы пластмассовых или деревянных палочек;

- разнообразные мелкие игрушки;

-различные виды конструкторов типа «Лего»;

-пирамидки, стаканчики-вкладыши.

Для развития мелкой моторики руки предлагаются следующая упражнения:

-штриховка;

-раскрашивание;

-обведение рисунка по контуру;

-дорисовывание изображений;

-рисование по клеточкам;

-рисование по точкам;

-вырезание ножницами;

-наклеивание.

Первые графические задания целесообразно выполнять на листах большого формата и при помощи фломастера, так как письмо им не требует сильного нажима, а линии получаются четкие, яркие. Сначала дети, выполняя широкие круговые движения, обводят «домик» улитки, шланг, клубок ниток, контуры которых заранее нарисованы.

Далее учащиеся чертят штрихи сверху вниз, например, дождь.

Затем учатся обводить трафареты геометрических фигур и их штриховать, не заходя за контуры рисунка, только в заданном направлении и соблюдая одинаковые расстояния между линиями.

Следующий этап- ознакомление с разлиновкой тетради, с направлением написания букв.

Упражнения для развития крупной моторики:

-игры с мячом (самые разные);

-игры с резинкой;

-игры типа «Тир»:попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами);

-весь спектр спортивных игр и упражнений.

Упражнения для развития мелкой моторики руки.

Задания.

1.Собрать 10 счетных палочек и сложить из них треугольник, квадрат; сложить их в коробку.

2. Собрать цепочку из 10 канцелярских скрепок разного цвета.

3.Вырезать рисунок или фигуру правой и левой рукой.

4.нанизать на шнурок несколько пуговиц, крупных бусинок, а на нитку с иголкой мелкие бусины, бисер.

5.Работа с флексиками  (мягкий конструктор) – разобрать, собрать.

6.Закрыть, открыть «молнию» на сумке.

7.Достать бусинку ложкой из стакана.

8. Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец.

9.Завязывать узлы на веревке, шнуре; завязывать бант.

10.Разбирать пшено, рис, гречу и т. д.

11.Отвинтить шайбу, крышки у пузырьков, баночек.

12.Разрезать бумагу ножницами,

13.Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр.

14. Продеть нитку в иголку.

15.Стереть ластиком нарисованные предметы.

16. Капнуть из пипетки в узкое горлышко бутылочки.

17. Позвонить в колокольчик.

18. Надеть и снять колечко.

19.Сжать и разжать кулачки (то левый, то правый).

20.Имитировать движения зверей.

21.Собрать мозаику, пазлы  крупные и мелкие.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз сначала одной, затем другой рукой – а в завершение – двумя руками вместе. Педагог следит за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.В данно...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Игры с предметами домашнего обихода.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены оче...

Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи дошкольников с задержкой психического развития.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Движения па...

Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.

Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....

Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами

 Работа с детьми – олигофренами  и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...

"Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста".

«Согласно  проведенным учеными исследованиям и наблюдениям,  стало известно, что  систематическая работа по формированию мелкой моторики будет способствовать развитию речи и мышления ре...

«Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей»

Материал проведенного логочаса для родителей детского сада. В материале представлены упражнения с подручным материалом....