Работа логопеда с родителями по сохранению здоровья детей с тяжелыми нарушениями речи
статья на тему

В данном материале изложено описание и рекомендации по организации форм взаимодействия логопеда средней группы с родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nsportal.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа логопеда с родителями по сохранению здоровья

детей с тяжелыми нарушениями речи.

В уставе ВОЗ говориться, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам здоровья.

По данным, опубликованным в Государственном докладе о здоровье населения РФ, 60 % детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблемы здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

Работа логопеда с родителями помогает реализации ряда направлений коррекционной программы группы для детей с тяжелыми нарушениями речи:

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ

  1. Обеспечение благоприятного течения адаптации;
  2. Выполнение сангигиенического режима;
  3. Проведение обследований и выявление патологий;
  4. Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
  5. Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики;

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

  1. Организация здоровье сберегающей  среды в ДОУ

Все дети, посещающие логопедическую группу, имеют отклонения в состоянии здоровья. Это дети, имеющие речевое нарушение. Речевые нарушения могут быть последствиями воздействия ряда причин (неблагоприятные факторы течения беременности и родов, наличие хронических заболеваний у родителей, неблагоприятные условия раннего развития ребенка, наличие аномалий в анатомическом строении артикуляторного аппарата и т.д.). Для преодоления речевого нарушения необходимо тесное взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей, врачей.

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 ЛОГОПЕДА ГРУППЫ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА С РОДИТЕЛЯМИ

В  последние время в дошкольном воспитании много внимания уделяется взаимосвязи детского сада и семьи. Современная наука пришла к выводу, что личность ребенка формируется, прежде всего в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях проводится большая работа по привлечению родителей к образовательно-воспитательному процессу, участию в занятиях, спортивных праздниках, вечерах досуга. Особенно важна эта роль в условиях коррекционных групп детских садов.

Успешность коррекционного воздействия зависит от уровня взаимодействия логопеда, воспитателей и родителей, врачей. Именно родители и воспитатели осуществляют процесс закрепления речевых навыков и умений, полученных детьми на логопедических занятиях.

Необходимо помнить, что речь ребенка, в норме, формируется в процессе общения с носителем языка через имитацию. При этом постепенно происходит «подгонка» детского языка к языку взрослого на основе неосознанного языкового анализа, синтеза и способности к лингвистическим обобщениям. Очень важно, чтобы образец для подражания (речь взрослого) была четкой, разборчивой и не изобиловала словами-заменителями.

Работа логопеда с родителями ведется по следующим направлениям:

  1. Консультирование (индивидуальное и общее)
  2. Создание групповой библиотеки методической литературы для родителей
  3. Работа с тетрадью «Занимаемся вместе»
  4. Оформление стенда «Уголок логопеда»
  5. Присутствие родителей на праздниках и утренниках
  6. Проведение открытых занятий для родителей

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Помогает реализовать основные направления работы: обеспечить благоприятное течение адаптации, выполнение сангигиенического режима, итоги обследования, предупреждение невротических состояний.

Индивидуальное консультирование по итогам обследования речи детей помогают логопеду получить более полное представление о возможных причинах возникновения речевого нарушения, о среде, в которой растет и развивается ребенок, о родителях, их речи и особенностях общения с ребенком, дать рекомендации о необходимости прохождения консультации у врачей специалистов. Тяжелое нарушение речи 1-2 уровень развития речи практически невозможно преодолеть без совместных усилий логопеда, родителей и врачей (необходимо постоянное наблюдение у врача невропатолога). Задача логопеда убедить родителей в необходимости комплексного подхода к устранению речевого нарушения и врачебного наблюдения (часто необходимы консультации лора, стоматолога, сурдолога, дефектолога).

Первое общее консультирование проводится на родительском собрании для вновь поступивших в логопедическую группу детей. Собрание помогает сообщить родителям сведения, которые волнуют всех родителе (программа обучения, коррекционные задачи и способы их решения, условия и время проведения занятий).

Организация и содержание занятий с детьми среднего возраста с детьми с ТНР общи недоразвитием речи 1-2 уровнем речевого развития имеет свои особенности:

1.Подрупповы занятия с детьми среднего возраста проводятся 2 раза в неделю по 15-20 мин. Основную часть занимает индивидуальная работа.

2. Прежде всего, коррекционная работа направлена на обогащение сенсорного опыта, путем обследования различных объектов окружающего мира с включением максимального числа анализаторов.

3. Развитие понимания речи в процессе общения со взрослыми на основе ознакомления с окружающим с учетом лексических тем.

4. Развитие активной речи, формирование предпосылок для ее развития: звуковая сторона речи, связная речь, лексика, грамматика.

В тяжелых случаях для не говорящих детей:

- на первых этапах проводится активизация голосовой и лепетной активности;

- переход от лепета к словам;

- от слов к фразе;

- активизация и совершенствование словаря, формирование фразовой речи.

  1. Развитие ручной, общей моторики, конструктивной деятельности.

Помимо развития чисто конструктивных навыков эта деятельность решает большой круг коррекционно-развивающих задач:

- закрепление представлений о цвете, форме, величине;

- развивает пространственные, ориентировочные навыки;

- способствует развитию наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, создают условия для активизации речевой деятельности, стимулирует потребность в общении.

Коррекционная работа требует много знаний и определенных навыков. Логопеды могут оказать методическую помощь родителям, желающим заниматься со своими детьми, но не имеющими необходимых знаний. Методические рекомендации, которые даются логопедом родителям позволяют  осуществлять правильное и непрерывное сопровождение речевого развития в домашних условиях и повысить эффективность и сократить сроки устранения речевого нарушения.

Большую роль играют материалы специально подобранные для родителей по развитию детской речи и культуре речевого общения с ребенком. Культура речевого общения помогает сохранить родной язык.

Наиболее интересными и востребованными стали материалы и консультации:

- «Детские слова»

- Почему ребенок молчит?

- Задержка на стадии называния.

- Особенности произношения звуков.

- Что и как читать маленькому ребенку?

- Особенности общения малышей 3-4 лет.

- Важный этап развития речи

Практика показывает наибольшую эффективность индивидуальных консультаций, но не следует пренебрегать общими консультациями для родителей и использованием специально подобранной литературы для родителей, компьютерных технологий (презентаций,  фрагментов занятий снятых на камеру).

Еженедельные вечерние приемы логопеда, проводимые с целью консультирования родителей, позволяют им быть постоянно в курсе того, чем занимается с детьми педагог. На этих встречах решаются множество важных вопросов: как правильно провести занятия у зеркала, организовать проведение артикуляторной и дыхательной гимнастики в игровой форме, какие книги прочитать ребенку, куда сводить его в выходные дни, а потом побеседовать по прочитанному, или увиденному. Логопед, помогает родителям, предлагая им образец правильного речевого взаимодействия с ребенком. Взаимодействия, в котором главным является создание ситуации общения с использованием чистого родного языка, доступного для понимания и использования ребенком.

СОЗДАНИЕ ГРУППОВОЙ БИБЛИОТЕКИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Помогает реализовать основные направления работы: обеспечение благоприятного течения адаптации, выполнение сангигиенического режима, организация здоровьесберегающей среды в ДОУ и дома.

Позволяет дать родителям большой объем интересной и важной информации. Накопление библиотеки идет постепенно. Активное участие в подборе литературы могут оказывать родители, обращаясь к логопеду с интересующими вопросами и проблемами. Основным условием успешного использования этой формы взаимодействия является доступность литературного материала (необходимое количество, форма и язык изложения). Очень помогает широкое использование ИКТ в образовании (элетронные версии книг, компьютерные презентации, картотеки заданий, картинный материал).

РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ «ЗАНИМАЕМСЯ ВМЕСТЕ»

Для средней  логопедической группы разработана тетрадь с методическими рекомендациями для родителей «Занимаемся вместе». Занятия, приведенные в этой тетради, помогают родителям правильно организовать совместную деятельность. Родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают стихи, помогут научиться лепить и рисовать. Выполняя с ребенком предложенные задания (грамотно подобранные, выверенные и снабженные всеми необходимыми комментариями) родители развивают его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление.

Благодаря домашним заданиям организованным таким образом, родители оказываются вовлеченными в процесс коррекционно-развивающей работы, превращаются из сторонних наблюдателей в его участников.

Необходимо помнить, что данная форма работы возможна только с согласия родителей и наличия добровольного желания участвовать в коррекционном процессе.

ОФОРМЛЕНИЕ СТЕНДА «УГОЛОК ЛОГОПЕДА»

Материалы для родителей выставляются в родительском уголке и на стенде логопеда.

На стенде родители могут прочитать о том, какие лексические темы будут изучать дети в наступившем месяце, какой примерный лексикон по новой теме, какие задачи ставит логопед, и в какой форме они будут решаться.

Полезными и эффективными являются советы логопеда по выбору приобретаемых игрушек, игр и дидактических пособий, организации режима дня дома. Возможно, выставлять для примера игры и пособия.

Необходимо создавать списки рекомендуемой литературы, которую необходимо прочитать ребенку, с использованием которой можно организовать интересные занятия по развитию мелкой моторики и сенсорных представлений (раскраски, рабочие тетради, книжки с наклейками и т.д.). Давать рекомендации по чтению и беседе с ребенком по прочитанному. Литература служит источником родного языка богатого и многообразного, который в повседневном общении обедняется и частот используется в суррогатном состоянии.

ПРИСУТСВИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ПРАЗДНИЧНЫХ УТРЕННИКАХ И ЧАЕПИТИЯХ

Присутствие родителей на праздничных утренниках и чаепитиях позволяет педагогам установить с родителями более тесные и доверительные отношения. Хорошим средством активного включения родителей в процесс взаимодействия с детьми и специалистами является проведение совместных игр, танцев. Необходимо помнить, что речь и создание ситуации общения с детьми логопеда и воспитателей является для родителей индикатором благополучия ребенка в группе и образцом для подрадания.

ПРОВЕДЕНИЕ ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Эффективность такого вида взаимодействия неоспорима. Каждому родителю интересно увидеть и услышать, как работает его ребенок на занятиях, понимает инструкцию взрослого, взаимодействует со сверстниками. Именно открытые занятия помогают педагогам убедить родителей в необходимости домашних занятий с ребенком, так как во время занятия родители видят, в чем ребенок отстает от сверстников, чем с ним нужно заниматься дополнительно.

Все перечисленное позволяет родителям стать полноправными участниками педагогического процесса, а педагогам правильно и наиболее эффективно организовать это взаимодействие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная профилактическая работа педагогов и родителей по сохранению здоровья обучающихся

Эта статья будет интересна тем, кто не знает, с чего начать масштабную, но такую нужную работу по профилактике заболеваемости педагогов и обучающихся...

Календарно-тематическое планирование по логопедии по теме: "Система работы по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи".

Формирование усвоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи,через систему развивающих игр. Перспективный план работы по месяцам; перечень игр и игровых упражнений; Пере...

Использование коммуникативных игр в совместной деятельности учителя-логопеда с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи по развитию лексико-грамматического строя речи в рамках реализации ФГОС ДО.

В статье представлены  варианты коммуникативных игр, подобранных из методической литературы и созданных самостоятельно, по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 5-7 лет. Данные игры...

Использование тактильно – кинестетической стимуляции в работе логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

В настоящее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Наметилась устойчивая тенденция увеличения количества неговорящих  детей, пришедших в детский сад  в возрасте трех ...

Рабочая программа учителя-логопеда с воспитанниками седьмого года жизни с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа учителя-логопеда в группе комбинированной направленности с воспитанниками седьмого года жизни с общим недоразвитием речи...

"Алгоритмы и схемы в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи"

Актуальность использования схем, алгоритмов и моделей, которые разбудят эмоции и мысль, "заставят" рассказать о своих впечатлениях  дошкольников....