Главные вкладки

    Использование коммуникативных игр в совместной деятельности учителя-логопеда с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи по развитию лексико-грамматического строя речи в рамках реализации ФГОС ДО.
    статья на тему

    В статье представлены  варианты коммуникативных игр, подобранных из методической литературы и созданных самостоятельно, по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 5-7 лет. Данные игры могут использоваться не только в рамках непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда, воспитателей логопедических групп, но и в совместной деятельности воспитателя с детьми на прогулке, в ходе режимных моментов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kommun_igry.docx29.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование коммуникативных игр в совместной деятельности учителя-логопеда с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи по развитию лексико-грамматического строя речи в рамках реализации ФГОС ДО.

        Дошкольный период является особо значимым в становлении личности ребёнка: от несамостоятельных элементов взаимодействия с окружающими («комплекс оживления») до возникновения потребности в общении со сверстниками и взрослыми, от удовлетворения первичных биологических потребностей до умения подчинять свое поведение, принятым нормам и правилам социума.

         Старший дошкольный возраст является переходным к построению достаточно самостоятельных социальных взаимоотношений сначала в группе детского сада, а затем и в школе. Наличие у ребёнка полноценной мотивационной потребности в общении и усвоенные определенные стереотипы поведения со сверстниками и взрослыми, устойчивый познавательный интерес, позволяют будущему школьнику быстрее и легче адаптироваться в новом социуме.

         Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает приоритет социально-коммуникативного развитие детей и выделяет его как отдельную образовательную область. Таким образом, в соответствии с современными запросами общества, необходимо формировать у ребёнка дошкольного возраста базовые общекультурные ценности, развивать психические и физические качества личности, познавательные и коммуникативные компетенции.

          Коммуникативная компетентность как одна из характеристик личности дошкольника, «проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических,пантомимических) средств» [1]. [Дошкольное образование: Словарь терминов/ Сост. Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева и др.- М.: Айрис- Пресс, 2005]

        Формирование коммуникативной компетентности у детей с общим недоразвитием речи осложнено не только отсутствием или недоразвитием речевых средств, но и низкой познавательной активностью и особенностями нервно-психического развития.      

        У воспитанников логопедических групп детского сада имеются специфические черты речевого поведения:

    • безынициативность, пассивность в общении со взрослыми и сверстниками;
    • неспособность поддерживать диалог;
    • неумение воспринимать невербальные средства общения;
    • неспособность к эмпатии, то есть отсутствие умения воспринимать эмоциональное состояние собеседника;
    • наличие враждебного межличностного общения, проявляющегося в необоснованных конфликтах, драках, грубости по отношению друг другу;
    • повышенная обидчивость, выражающаяся в болезненном переживании собственной отверженности или игнорирования и коллектива.

           Использование коммуникативных игр в совместной деятельности учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи направлено на развитие навыков конструктивного общения и позволяет решать специфические коррекционно- развивающие задачи.

     Контингент воспитанников логопедических групп в основном состоит из детей с общим недоразвитием речи II, III уровня, у которых нарушения лексико-грамматического строя имеют грубый, стойкий характер [Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева.]

    Включение в образовательную деятельность учителя-логопеда коммуникативных игр позволяет:

    • повысить познавательную активность детей;
    • поддерживают положительный эмоциональный фон занятий;
    • позволяют разнообразить ежедневную коррекционную работу;
    • одновременно способствуют формированию доброжелательного отношения к окружающим, инициативности и выразительности общения.

    Хотелось бы представить варианты, подобранных из методической литературы и созданных самостоятельно, коммуникативных игр по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 5-7 лет. Данные игр могут использоваться не только в рамках непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда, воспитателей логопедических групп, но и в совместной деятельности воспитателя с детьми на прогулке, в ходе режимных моментов.

    Коммуникативные игры по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 5-7 лет.

    Игра: «Ласковое эхо»

    Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

    Цель: формировать позитивных отношений в группе сверстников.

        Образовательная область: «Речевое развитие»

    Цель: учить детей употреблять существительные с уменьшительно-

        ласкательными суффиксами.

    Ход игры: дети стоят в кругу и говорят:

                       Заблудились мы в лесу,

                       Закричали мы: «Ау!»

                       А нам эхо отвечает,

                       Познакомится желает.

    Каждый ребёнок по очереди произносит и прохлопывает свое имя, а остальные называют и прохлопывают уменьшительно- ласкательный вариант его имени. Например, Ваня- Ванечка, Кристина- Кристиночка.

    Игра: «Далёкое эхо»

        Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

    Цель: формировать позитивных отношение к окружающему миру.

        Образовательная область: «Речевое развитие»

    Цель: учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе

    в именительном падеже.

    Ход игры: логопед говорит слова «покрутились, поклонились, в эхо далёкое мы   превратились», дети выполняют движения, становятся в круг.

    Логопед называет прилагательное, которое будут повторять все дети. Каждому  

    ребёнку называет свое слово: например, добрый.

    Варианты ответов детей:     папа, добрый папа

                                                мама, добрая мама

                                                люди, добрые люди

                                                слово, доброе слово.

    Прилагательные: ласковый, весёлый, смелый, смешной и т.д.

    Игра: «Кто ты?»

        Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

    Цель: учить слышать, понимать и соблюдать правила игры.

        Образовательная область: «Речевое развитие»

    Цель: упражнять детей в употреблении им. сущ. в различных падежах.

    Ход игры: каждый ребёнок придумывает себе какое-нибудь смешное прозвище (например, метла, пузырек, расческа, ручка, игрушка и др.). Затем с помощью считалки выбирается водящий. Он начинает задавать вопросы игрокам. Отвечая на них, игрок должен употреблять только придуманное им слово, при этом сохраняя серьезное выражение лица.

    Например, водящий подходит к тому, кто назвал себя «ложка» и строго предупреждает:

                - Кто ошибается,

                - Тот попадается!

                - Кто засмеётся, тому плохо придется!

       Далее следует диалог, например,

                 - Кто ты?

                 - Ложка.

                 - А что ты ел сегодня утром?

                 - Ложку.

                 - А на чем ты приехал в детский сад?

                 - На ложке. И так далее.

    Когда вопросы закончатся или же игрок ошибается (рассмеётся), водящий меняется.  

     

    Игра: «Собери чемодан»

        Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

    Цель: развивать слуховое восприятие и память, проявлять внимание к собеседнику.

       Образовательная область: «Речевое развитие»

    Цель: активизировать словарный запас.

    Ход игры: дети садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

    Логопед говорит:

    - Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие. Давайте собирать чемодан. Подумайте, что можно взять с собой в дорогу. Первый «путешественник» называет предмет, который он возьмет с собой, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой предмет. Третий припоминает, что взял второй «путешественник» и добавляет свой предмет и так далее. Помните, что повторяться нельзя.

    • игру можно усложнить, попросив детей повторять название всех предметов, которые прозвучали до них.

        Игра: «Поварята»

        Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

    Цель: развивать слуховое восприятие и память, проявлять внимание к собеседнику.

       Образовательная область: «Речевое развитие»

    Цель: активизировать словарный запас.

    Ход игры: дети садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

    Логопед говорит:

    - Представьте себе, что мы с вами будем варить суп.  Давайте подумаем, какие продукты мы положим в суп. Первый «повар» называет продукт, который он положит в суп второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой. Третий припоминает, что взял второй «поварёнок» и добавляет свой продукт и так далее. Помните, что повторяться нельзя.

    • игру можно усложнить, попросив детей повторять название всех предметов, которые прозвучали до них;
    • игру можно проводить, называя только овощи. Детям предлагается сварить овощной суп.

        Игра: «Я бросаю тебе мяч»

        Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

    Цель: научить устанавливать обратную связь при взаимодействии друг с другом.

       Образовательная область: «Речевое развитие»

    Цель: активизировать словарный запас прилагательных; закрепить навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

    Ход игры: дети стоят в кругу и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того участника, кому хотят его бросить. При этом ребенок, бросающий мяч, говорит: «Я бросаю тебе конфетку (цветок, яблоко и т.д.)

    Ребенок, получивший мяч, должен ответить, сделав какой – либо вывод, например, «Спасибо, ты знаешь, я люблю сладкую конфету».

    Игра: «Вежливые слова»

        Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

    Цель: развивать уважение в общении, закреплять навыки вежливости.

       Образовательная область: «Речевое развитие»

    Цель: активизировать словарный запас.

    Ход игры: дети стоят в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Логопед просит назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойно).

    Игра: «Необычный дождь» (авторская игра)

    Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

    Цель: развивать умение логически мыслить, фантазию, воображение.

       Образовательная область: «Речевое развитие»

    Цель: формировать навык самостоятельного составления сложных слов по аналогии.

    Ход игры: логопед рассказывает детям, что в городе начался необычный дождь. Предлагаются слайды с изображением предметов, которые падают из тучи.

    Дети составляют сложные слова (по аналогии снег+падать).

    Варианты ответов детей: «конфетопад», «печеньепад», «легопад», «кубикопад»,  «котятопад»…

    Игра: «Вежливый магазин»

    Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

    Цель: развивать уважение в общении, закреплять навыки вежливости.

       Образовательная область: «Речевое развитие»

    Цель: упражнять детей в согласовании числительных с существительным в Им.п.

    Ход игры: из детей выбираются продавец, остальные – покупатели. Выставляются картинки с изображением различных предметов по одному. Логопед вместе

    «продавцом» говорят слова:

              К нам пришли вы в магазин
             Мы сейчас вас удивим!
             Все, что нужно есть у нас
            Выбор товаров просто класс!

    Дети- покупатели говорят, добавляя нужное число:

    - Здравствуйте, мне нужно пять карандашей, одна ручка.

    - Доброе утро, мне нужны одна тетрадь, две книги.

    Продавец вежливо отвечает:

    - Вот, пожалуйста, пять карандашей, одна ручка.

    - Возьмите, пожалуйста, одну тетрадь, две книги.

    • игра может проводится по заданной лексической теме: «игрушки», «посуда» «одежда», «мебель», «школьные принадлежности» и т.д.
    • усложнение: для детей подготовительного возраста добавляются прилагательные (красные ручки, белая чашка, тёплое платье, деревянный стул…)

    Игра: «Назови звуки» (авторская игра)

    Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

    Цель: формировать умение позитивно взаимодействовать в игровой деятельности,

               развивать воображение.

       Образовательная область: «Речевое развитие»

    Цель: активизировать глагольный словарный запас.

    Ход игры: логопед предлагает по считалке выбрать водящего. Водящий ребёнок становится в круг и закрывает глаза, остальные берутся за руки и ходят по кругу, говорят слова:

             Мы по кругу ходим, песенку заводим:

            … (имя ребёнка) не зевай, звук скорее называй.

    Дети называют звукоподражание: тик-так, ква-ква, ку-ку, тук-тук и т.д. Водящий должен назвать: часы тикают, лягушки квакают, кукушка кукует, молоток стучит и т.д.

    • игру можно проводить с опорой на выставленные картинки.
    • усложнение: дети самостоятельно придумывают звукоподражания, говорят тихо.

     Игра: «Что в сундучке?»

    Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

    Цель: развивать внимания, умение анализировать полученную информацию.

       Образовательная область: «Речевое развитие»

    Цель: активизировать словарный запас; упражнять в согласовании слов различных частей речи в предложениях.

    Ход игры: логопед ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет. С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет». Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.

    Игра: «Бывает – не бывает»

    Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

    Цель: развивать умение логически мыслить, фантазию, воображение

       Образовательная область: «Речевое развитие»

    Цель: активизировать словарный запас.

    Ход игры: детям предлагается картинка, логопед придумывает фразу, которая является небылицей. Один ребёнок должен доказать, что так не бывает. Другой противоречит, доказывая, что такое может случиться.

      Варианты диалогов детей:

    - Крокодил летает.

     - Крокодил не летает, у него не крыльев.

     - Нет летает, его везут в самолете.

    -  Тучка упала на землю.

    -  Тучка плывет по небу, она не может упасть.

    -  Нет, тучка упала дождем.

    Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.

    Игра: «Подарки»

    Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

    Цель: создать благоприятную атмосферу непосредственного, свободного общения  

    и эмоциональной близости.

    Образовательная область: «Речевое развитие»

    Цель: активизировать словарный запас; упражнять в согласовании сущ. с прилагательными, распространять предложение однородными прилагательными.

    Ход игры: Дети, глядя в глаза друг друга, говорят какой подарок хотят подарить соседу, передают закрытую красивую пустую коробочку.

    - Я хочу подарить тебе красивый, красный цветок.

    - Я подарю тебе синюю маленькую машинку.

    - Я подарю тебе пушистую зеленоглазую кошку.

    Повторять название подарка нельзя. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо. Мне очень приятно».    

    По окончанию игры детям предлагается нарисовать подарок и подарить свой рисунок.

    Игра: «Визитка»

    Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

    Цель: развивать умение представлять себя, оформлять в речи свои мысли, повышение самооценки и самопринятия

       Образовательная область: «Речевое развитие»

    Цель: активизировать словарный запас; упражнять в согласовании слов различных частей речи в предложениях.

    Ход игры: логопед предлагает всем детям по очереди рассказать рассказ о себе (представиться, рассказать о себе и своей семье, что любит делать ребенок, любимые блюда, мультфильмы и т.д.). Логопед может по ходу задавать наводящие вопросы, но при этом следить за полнотой высказывания.

     

    Список литературы:

    1. Дошкольное образование: Словарь терминов/ Сост. Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева и д.р.- М.: Айрис- Пресс, 2005.
    2. Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников: Методическое пособие.- М.: Издательство «СКРИПТОРИЙ 2003», 2015
    3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — СПб: Издательство «Речь», 2007.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Методические рекомендации по развитию лексико-грамматического строя речи посредством проведения словарных игр."

    Представлены методические рекоментации по развитию лексико-нрамматического строя речи посредством проведения словарных игр....

    конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя семья"

    Уважаемые коллеги! Буду рада, если предлагаемое занятие пригодится Вам, в первую очередь молодым логопедам. Это занятие поможет Вам в игровой форме расширить активный словарь детей, познакомить с...

    Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с задержкой психического развития «В зоопарке» (развитие лексико – грамматического строя речи по лексической теме «Животные жарких стран») ( Технологии: развивающие

    Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с задержкой психического развития «В зоопарке»(развитие лексико – грамматического строя речи по лексической те...

    Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с задержкой психического развития «Помогаем Федоре» (развитие лексико – грамматического строя речи по лексической теме «Посуда»)

    Государственное бюджетное образовательное учреждениедля детей дошкольного и младшего школьного возрастаначальная школа - детский сад № 662 компенсирующего видаКронштадтского района Санкт – Петербурга...

    Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамматического строя речи у обучающихся с ограниченными воз

    Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамм...

    Методические рекомендации по преодолению трудностей развития лексико-грамматического строя речи у детей школьного возраста с общим недоразвитием речи

    В данной работе мы предлагаем методические рекомендации по развитию лексико-грамматического строя речи у детей школьного возраста с общим недоразвитием речи для 4-5 классов....