"Алгоритмы и схемы в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи"
статья

Михина Татьяна Михайловна

Актуальность использования схем, алгоритмов и моделей, которые разбудят эмоции и мысль, "заставят" рассказать о своих впечатлениях  дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Алгоритмы и схемы в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти

словам – он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

 и он их усвоит на лету”.

К.Д. Ушинский

Слайд 2-3

Развитие речи дошкольников — процесс объёмный: маленький человек постоянно учится, как же выразить приобретаемые им в процессе жизни знания, возникающие потребности и появляющиеся эмоции. Соответственно, все эти знания и впечатления должны у человека быть, чтобы основа для выражения стала как можно богаче. Невозможно говорить ни о чём, поэтому надо постараться обеспечить ребёнку те самые впечатления, которые разбудят эмоции и мысль, «заставят» рассказать о них.

Развитие умственных способностей (куда относится и владение речью) происходит с непосредственной помощью эмоционального восприятия, а ранние опыты познания формируют структуру мозга, закладывая фундамент будущих способностей.

Одна из основных проблем ребенка-дошкольника, не только зачисленных в логопедическую группу, но и посещающих общеразвивающую группу, это неумение говорить связно. За редким исключением, речь шести - семилетнего ребёнка — это односложные ответы, высказывания с малой долей описания, неразвёрнутые предложения.

Слайд 4

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Что такое наглядное моделирование?

Слайд 5

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

У детей с речевыми нарушениями особые трудности отмечаются в процессе коррекции звукопроизношения, поэтому коррекция звукопроизношения занимает большое количество времени и часто вызывает у детей негативизм, замкнутость и отказ ребенка от занятий.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального,

а на занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.

Начиная с 6 слайда – из опыта работы.

-Пластилинотерапия – модели язычка, слепив который исследуют его подвижность, а затем Язычок становится героем и артикуляционной гимнастики, и героем придуманных совместных сказок.

- Алгоритм «Буква –цифра» - используется при автоматизации поставленных звуков в словах, при коррекции внимания и умении ориентироваться на листе бумаги.

- Использование символических изображений при автоматизации не только поставленных звуков в словах, чистоговорках и скороговорках.

- Фразовый конструктор – незаменимая вещь при составлении предложений разного типа.

- Мнемотаблицы используются при разучивании стихотворных текстов.

- Ребусы интересны и доступны детям после доступного объяснения алгоритма их решения.

Слайд 17

Следовательно, актуальность использования схем, алгоритмов и моделей  в работе с дошкольниками состоит в том, что:

- во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;

-  в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

-  В-четвертых, с помощью развития мелкой моторики, создания моделей, мы формируем и артикуляционную моторику, тем самым помогаем ускорить процесс коррекции звукопроизношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема плана работы учителя логопеда

Цель. Своевременная диагностико-коррекционная и профилактическая логопедическая помощь, обучающимся в школе, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи....

Использование ИКТ на уроках английского языка в форме дистанционного обучения как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи

Использование ИКТ на уроках английского языка в форме дистанционного обучения как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи...

Использование тактильно – кинестетической стимуляции в работе логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

В настоящее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Наметилась устойчивая тенденция увеличения количества неговорящих  детей, пришедших в детский сад  в возрасте трех ...

Опыт работы «Современные и инновационные образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

В опыте работы рассматривается применение современных технологий, методов и приемов на их основе, которые строятся на практической направленности, игровой деятельности и творческом характере обучения ...