Интеллектуальные способности школьника
материал на тему

Коновалова Галина Афанасьева

Внимание — это форма организации познаватель­ной деятельности, избирательная направленность со­знания на определенный объект, внешний или внут­ренний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnye_sposobnosti_shkolnika.docx61.48 КБ

Предварительный просмотр:

ВНИМАНИЕ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Внимание — это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определенный объект, внешний или внутренний. Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное,   произвольное,   послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилий воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников (в сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально).

С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения, оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется» а  то,   что  необходимо.

В процессе обучения, в процессе работы могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания   —   послепроизвольного.

Ни одно психическое явление невозможно вне связи с вниманием, поэтому понятно значение внимания для всех психических явлений. Для учителя особенно важно значение развития свойств внимания для успешной учебной деятельности. Психологами установлена положительная корреляционная связи между свойствами внимания (устойчивость, сосредоточение и переключение, объем, распределение) и успехами  в   учении.

Наблюдая за поведением ребенка во время занятий в детском саду, за поведением в школе, можно узнать, какие виды внимания преобладают в его учебной деятельности, но, кроме того, можно определить  и  уровень  развития  свойств  внимания.

По тому, сколько объектов ребенок может сознательно удержать в своем сознании в короткий промежуток  времени,   судят  об  объеме  его  внимания.

Устойчивость внимания — это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Противоположным устойчивости внимания свойством является  отвлекаемость  внимания.

Распределение внимания — это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.

Переключение внимания — это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей  каждого  ребенка.

Сосредоточение, устойчивость, переключение, распределение — это положительные свойства внимания.

Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость — отрицательные  свойства.

Положительные свойства внимания сочетаются с такими особенностями мимики, как спокойствие, сосредоточение и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, устойчивость позы, организованность движений, жестов, немногословность,   твердость  и   уверенность  речи. Отрицательные свойства внимания корригируют с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью,   неуравновешенностью,   беспорядочным   многословием, бегающим взглядом, меняющейся улыбкой, эмоциями  удивления,   неуверенности,   тревожности.

С возрастом происходит развитие внимания ребенка- И хотя у младшего школьника, по сравнению с ребенком дошкольного возраста, увеличивается объем внимания, его устойчивость, все же лучше развито непроизвольное внимание. Непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное  отношение.

У дошкольников и учащихся первых классов небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной слабостью процесса торможения. Устойчивость внимания они могут сохранять в течение 30—35 минут. А вот учащиеся третьих классов могут сохранять внимание непрерывно в течение урока. Но важно периодически менять виды работы, чтобы не наступило утомление. Именно к моменту окончания начальной школы внимание детей должно становиться произвольным. Однако это происходит не у всех детей. Следует учитывать и то, что возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Произвольное внимание развивается вместе с развитием мотивов учения, вместе с ростом сознания ответственности за успех учебной деятельности. Мотив — это побудительная причина, повод к какому-либо действию. Здесь мы говорит о мотивах учения. Младший школьник может себя заставить сосредоточенно работать лишь при наличии «близкой» мотивации (перспективы получить «пятерку», заслужить похвалу учителя). Воспитание у младших школьников «далекой» мотивации произвольного внимания должно происходить в соответствии с возрастными особенностями детей, путем связывания друг с другом близких и все более отдаленных целей. Например, наиболее «далекая» мотивация — стать полезным для общества человеком, должна связываться с более «близким» мотивом — успешно перейти в следующий класс. А последний мотив, в свою очередь, должен связываться с «ближайшим» мотивом — получить высокую оценку  учителя.

У подростков внимание является преимущественно произвольным. Следовательно, учащийся среднего звена школы может заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который  ожидается  в  будущем.

Учителя, работающие в среднем звене, родители обязательно должны принимать во внимание и тот момент, что даже самая интересная лекция, самый интересный материал самыми внимательными подростками непрерывно воспринимается не дольше 7—8 минут, после чего обязательно наступает кратковременное переключение внимания. Вообще избежать отключений внимания учащихся невозможно, а вот сделать  их  минимальными  по  частоте  —  реально.

Конечно, у подростков присутствует и непроизвольное  внимание.

Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то, естественно, педагоги стремятся сделать свой урок интересным, даже занимаясь с учащимися подросткового возраста, так же часто поступают и родители, занимаясь с детьми, И в :)том они правы. Но, как писал Ушинский 1С. Д.: «Конечно, сделав занимательным урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье... Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, — исполнить свою обязанность., извольное внимание у подростков родители и педагоги должны и дальше развивать, укреплять. Но эта работа должна обязательно сочетаться с формированием мотивации учебной и познавательной деятельности у подростков (этому вопросу посвящен один из разделов книги), а также с воспитанием волевых качеств   и  чувств  долга  и  ответственности,

В подростковом возрасте у ребенка увеличивается объем внимания, т. е. в короткий промежуток времени он может сознательно удерживать в своем сознании большее  число  объектов.

Выше, по сравнению с учащимися младших классов, у подростков и устойчивость внимания, способность отвлечься от всего постороннего. У подростков в большей степени, нежели у младших школьников, развито умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время, т. е. такое свойство внимания, как распределение. Но степень развития всех свойств внимания, а также и произвольности, во многом зависит от индивидуальных особенностей каждого подростка.

Успех учебной деятельности подростков во многом зависит от такого качества, как внимательность. Очень часто от подростков мы слышим, что если бы они на уроках были более внимательными, то их  оценки  были  бы  значительно  лучше.

Что же такое невнимательность? Это явление многообразное. Прежде зсего невнимательность связана с чересчур поспешным реагированием на воспринимаемую информацию. Например, учитель задал довольно сложный вопрос для обдумывания. Большинство учеников это понимают и не торопятся с ответом. А вот некоторые уже тянут руки. Эти ученики уже не думают над ответом, они заняты лишь одной мыслью, как бы учитель поскорее предоставил им слово. А при ответе оказывается, что эти учащиеся даже не поняли смысла вопроса. Таких учеников называют импульсивными. Импульсивность является одним из основных вариантов нев ним ател ьн ост и.

Невнимательность может быть связана с преждевременным прекращением процесса восприятия, или размышления, в результате непроизвольного переключения сознания на какой-либо посторонний объект. Например, подросток читает материал параграфа. С работы приходят мама и папа, они о чем-то разговаривают между собой. Ситуация самая обычная.. Подросток отвлекается. Необходимо небольшое усилие воли, чтобы сфокусировать внимание на своей работе. Но вместо этого ученик прислушивается к разговору, а затем и сам принимает в нем участие. Значит, просто  не  хватило  силы  воли.

Возможно и следующее: во время чтения вдруг возникает какая-нибудь мыслительная ассоциация, возможно, вспоминается какой-то эпизод из фильма. Подросток может даже поймать себя на том, что мысли где-то далеко. В этой ситуации также потребуется усилие воли, чтобы подавить постороннюю ассоциацию, т. о. следует напрячь свое произвольное внимание.

Все приведенные примеры свидетельствуют о том, что самый распространенный вариант невнимательности — это неустойчивость внимания, его непроизвольное отключение. Непроизвольное внимание очень часто берет верх над вниманием произвольным.

Внимательность — это устойчивость внимания, длительное сосредоточение его на нужном объекте: учебном тексте, рассказе учителя, на какой-либо мысли  и   т. д.

Задачей любого педагога, а также и родителей, является формирование у учащихся такого качества, как внимательность. Следует помнить и о том, что II подростковом возрасте учащиеся уже могут анализировать степень сформированности у них тех или иных личностных качеств, а также стремятся развивать в себе те или иные качества, в том числе и внимательность. Поэтому считаем просто необходимым привести десять рекомендаций-правил, которые помогут повышению внимательности при чтении учебного материала (Гильбух Ю. 3. Как учиться и работать эффективно. Киев, 1993). Руководствуясь в своей учебной деятельности этими рекомендациями, подростки станут более внимательными, а их работа   —  более  эффективной.

Правила  самоорганизации  внимания

Правило первое. Заранее планируйте свое время так, чтобы в часы занятий ничто не отвлекало вас (визиты  товарищей,   телефонные   звонки).

Правило второе. Приступая к работе, предварительно организуйте свое рабочее место (оно должно быть надлежащим  образом  оборудовано).

Правило третье. Приступая к занятиям, максимально мобилизуйте свою волю, постарайтесь перестать думать о том, что занимало ваши мысли перед этим. Лучший способ — предварительный просмотр материала задания, составление плана предстоящей работы.

Правило четвертое. Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо вы понимаете изучаемый материал (понимание в большой степени основывается на знании предыдущих разделов программы). Поэтому, приступая к изучению новой темы, предварительно просмотрите предыдущий раздел, перелистайте конспект. Если же этот материал по какой-то причине вообще вами не изучался, начинайте с ликвидации существующих пробелов.

Правило пятое. Если сосредоточить внимание на учебном материале мешают волнение, тревога в связи с предстоящим экзаменом, посторонние мысли, то займитесь конспектированием. В силу своей непрерывности этот процесс делает невозможным частые и длительные отключения внимания. Примерно такой же эффект дает чтение изучаемого материала вслух. После того как вам удастся сосредоточить  внимание,   можно  читать  про  себя.

Правило шестое. Читайте новый материал так, чтобы он глубоко осмысливался. Но при этом помните, что чересчур замедленный темп способствует частым отключениям внимания на посторонние объекты.

Правило седьмое. Старайтесь чередовать чтение с обдумыванием и пересказыванием, решением задач, придумыванием собственных примеров, так как это предупреждает возникновение психического состояния монотонности, при котором устойчивость внимания снижается. Смена учебных предметов при выполнении домашних заданий также способствует сохранению устойчивого внимания . Однако такая смена не должна быть слишком частой: это приводит к излишней суете, поверхностному  восприятию  учебного   материала.

Правило восьмое. Контролируйте, подавляйте непроизвольные переключения внимания на посторонние объекты, вызванные действием как внешних раздражителей  (хлопанье  дверей,   звуки  автомобильного клаксона, чьи-то голоса и т. п.), так и внутренних стимулов (мыслительные ассоциации). Осознав, что произошло непроизвольное переключение внимания, старайтесь волевым усилием вновь  направить  его  по  нужному  руслу.

Правило девятое. Если в процессе чтения вы неожиданно осознали, что на какое-то время отключились», заставьте себя тотчас вернуться к тому месту, где произошло отключение. Определить его довольно легко: весь предыдущий текст при повторном прочтении будет восприниматься как незнакомый. Естественно, читать без таких возвращений значило бы тратить время впустую, заниматься самообманом. Обязательные возвращения не только обеспечат усвоение воспринимаемого материала, но и будут способствовать повышению общей  устойчивости   внимания.

Правило десятое. Не забывайте о гигиене умственного труда,   нормальном  освещении   и  температуре.

Диагностика внимания  

Внимание у учащихся 5—6 классов можно оценить  с  помощью  методики   «Исправить  ошибки».

ЦЕЛЬ: установить уровень устойчивости внимания учащихся при выполнении и проверке выполненных работ.

ход эксперимента: для эксперимента можно использовать письменные работы учащихся по математике, русскому языку, содержащие еще неисправленные  ошибки.

Можно использовать и специально приготовленные тексты,   содержащие  определенное  число  ошибок.

инструкция: за 5 минут необходимо найти и подчеркнуть все ошибки. (Можно потребовать, чтобы учащиеся ошибки не только подчеркнули, но и исправили.)

обработка полученных данных: надо найти частное от деления разности между числом правильно найденных, ошибок и числом неверно подчеркнутых ошибок на общее число действительных ошибок, которое содержало задание. Если это частное близко к 1, то уровень развития устойчивости внимания подростка достаточно высок; если оно ниже 0,5, то внимание очень неустойчиво, требуется развитие этого свойства.

ГОТОВЫЙ  ТЕКСТ  ЗАДАНИЯ: Вариант   1:

Старые  лебеди  склонили  горые  шеи. Зимой  в  саду  разцвели  яблони. Взрослые  и  дети  толпились  на  берегу. Внизу  над  ними  расстилалась  пустыня. В   ответ   я  киваю   ему  рукой.

Солнце   доходило   до   верхушек   деревьев   и тряталось  за  ним.

Сорняки   шъшучи   и  плодовиты.

11астоле  лежала  карта  нашего  города.

Скоро  удалось  мне  на  машине.

Вариант   2:

На столе  лежала  книга  об  искустве. Школьники  встали  рано  смотреть  расцвет. Ядовитая   змея   предупредительно  шыпела. II  ответ  я  махнул  ему  головой. Лотом  на  деревьях  набухали  почки, Мальчик  быстро  вскочил  на  ноги. Робята  шумно  купались  в  реке.

Ученики  определяли  растаяние  между городами.

Н  диктанте  было   зделано  много  ошибок.

2.     Методика   «Счет»   направлена   на   исследование и ни мания и работоспособности учащихся 5—6 классов.

инструкция: учащимся предлагается быстро и пра-нилыто складывать два однозначных числа, напй-t и иных   одно  под   другим.

1)та работа продолжается 10 минут. За это время киждмй ученик должен произвести сложение задан-rii.ix   чисел  двумя   различными  способами.

Первый способ: сумму чисел ставят в верхнюю проку, а под ней в нижнюю строку ставят предыдущее верхнее число. Если сумма больше 10, то д|чнток   отбрасывают,   пишут  только  число  единиц.

Пример:   54932572

95493257ит. д.

1 (торой способ: сумму ставят в нижнюю строчку, И   вверх   переносят   предыдущее  нижнее  слагаемое.

Пример:   594370774 943707741

Надо объяснить и показать сначала эти способы. Затем сказать, что в течение 1 минуты должны действовать по первому способу, а потом, по сигналу, — по второму способу, поставив вертикальную черту, а затем, через минуту, опять перейти к первому  способу  и   т. д.

оценка- найти среднее число сложений за 1 минуту. Если результат близок к 20, то это свидетельствует о достаточной работоспособноссти и хорошем уровне внимания. Если число менее 8, то работоспособность очень  мала,   уровень  внимания  очень  низкий.

Успешное выполнение этого задания требует от учащихся определенного развития памяти, т. к. им нужно не только понять инструкцию, но и удержать ее  в  уме  в   течение  некоторого  времени.

3.     Отыскивание  числа  по  таблицам  Шульте.

инструкция: испытуемому поочередно предлагается 5 таблиц, в которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Подросток должен отыскать числа по порядку, показывая и называя вслух.   Время  выполнения  задания  регистрируется.

21

12

7

8

20

6

15

17

3

18

19

4

8

25

13

24

2

22

10

5

9

14

11

23

16

  9

5

11

23

20

14

25

17

19

8

3

21

7

16

1

18

12

6

24

4

8

15

10

2

22

Для   учащихся   среднего   звена   норма   —   45—6 секунд  на   1   таблицу.

5

14

12

23

2

16

25

7

24

13

11 8

3

20

4

18

10

19

22

1

21

15

9

17

6

14

18

7

24

22

1

10

9

6

16

5

8

20

11

23

2

25

3

15

  19

13

17

12

4

22

25

7

21

11

6

2

10

3

23

17

12

16

5

18

1

15

20

9

24

19

13

4

14

8

4.  Корректурная проба позволяет изучить устой-ч и кость, сосредоточенность, объем и распределение внимания.

Для  диагностики  внимания  подростков  предлагается   20  строк  по  40   букв.

итфсяаывапролджшщнгекуапролбючсмитьбюъяйц

ицукепавыфпролджзшлбютфывапекуцйнгшщзхбютг

ролджэхзщшгнекуцфывапролджюбьтимсчяфывпрол

цкпшзыарлжэбтмчфарлжэхщгеййцкншзэдраыясит

Йуегщхзшнкцыфвподэъбтмчяситбюъэджлорпавыфц

км.иеячмиьюъэждлорпавыфйцукенгшщзхфвподжбтм

комувсцычйфяепинртгоыплбщдюзжэздбшотгринпм

цфуыяквчеаснпмгришотшдыцлбздюхжйцфыячуквас

выфячсцукгнеорпьтишщзхждлюбьтимечафывапрол

жцлорпавыфцукенгшщзхюбьтимсчаыукамепинртка

здбжющльшотгринпмеасквчуыБЧцфяаврполджнгка

пртимсавычфясуекнгшздбютьоргнепимасвкувсзф

зщхгшенукйцфывапролджеюбьтимсчайзяфцуэуквк

рпроолдлжэцуквыамспичвыямирптотольблджшпа

праогкнелвоаемтпсючвлдгнкраповлогнегцизмтш

кентгшщзхцуэзапролджюбиьтимсчфывапроцукепи

длорпавыцукенгшщзхюбьтимсчцычувскамепинртг

ждлорпавыфячсмитьбюъхзщшгнекуцйхжюэдбщльшр

ячсмитьбюьэждлорпавыфйцукенгшщзхшотгринпмл

инструкция: по сигналу «начали» в бланках надо зачеркнуть все встречающиеся буквы «р» «с». Через каждую минуту по сигналу «стоп ученики должны поставить вертикальную черту той буквы, у которой их застал сигнал. Общаг продолжительность работы 3 минуты. Работоспособность   учащихся   можно   определить   по   формуле:

m

S  —   количество  строк,   производительность.

m  —   некоторое  количество  допущенных  ошибок.

Чем больше S и меньше т, тем более устойчивым и  сосредоточенным  будет   внимание.

Для исследования переключения внимания можно использовать ту же корректурную пробу, но задание дается несколько иначе: на двух строчках вычеркнут! «в» и «н», а на третьей строчке вычеркнуть «ш и «д», затем опять на двух строчках вычеркнут] «в»   и   «н»   и  на одной  строчке   «к»   и   «д».

ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТА- С = 4 х 100%

(J   —   процент   ошибок,        вызванных   переключением
внимания.

Л    -   количество  строк,        неверно  обработанных.

В    -   общее  количество        просмотренных  строк.

5.     Методика   «Расстановка   чисел»    предназначена для  оценки  произвольного  внимания

ИНСТРУКЦИЯ: в течение двух минут подростки должны расставить в клетках нижнего квадрата Планка числа в возрастающем порядке, которые расположены случайно в верхнем квадрате. Числа надо располагать построчно. Средняя норма — ЙЙ   числа.

16

37

98

29

54

80

92

46

59

35

43

21

8

40

2

65

84

99

7

77

13

67

60

34

18

6.     Методика оценки переключения и концентрация

внимания при помощи 49-значной двухцветной цифровой   таблицы.

Для выполнения этой методики необходимо вое пользоваться двухцветной таблицей, например, черно-красной, содержащей 25 цифр черного и 24 красного   (см. приложение).

инструкция:  необходимо поочередно показывать называть то черные, то красные цифры, причем черные надо показывать и называть в возрастающее  последовательности от 1 до 24, а красные — убывающей  от   25   до   1.

Следует определить, сколько времени потребуете, испытуемому для того, чтобы безошибочно, не сбиваясь,   выполнить  все  задания  с  начала  до  конца.

Если испытуемый ошибается в ходе счета, ем предоставляется возможность начать еще раз сначала

Время, затраченное на безошибочное выполнении задания, является показателем переключения внимания. А величина, обратная числу попыток, позволяет  судить  о  концентрации  внимания.

Если диагностика проводится у ребят класса, т( можно определить средний показатель времени выполнения задания. Те ребята, которые затратил! меньше времени, имеют лучшие показатели переключения  внимания.

Если родители работают с подростком индивидуально, то ориентировочно дадим цифру: (4—4, мин.)  —   это  средний  уровень  (без  ошибок).

4.     Методика Мюнстерберга направлена на диагностику  избирательности  внимания.

инструкция: среди буквенного текста имеются слова. Необходимо, как можно быстрее считывав текст,   подчеркнуть  эти  слова.

Время  работы   —   2   минуты.

Пример:  рюклбюсрадостьуфркнп

 Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные  слова).

Задание:

Пгплнцевтргщотсэрайонгучновостьъхэьгчафактьузкза мгиротрочягщ

щгцкппрокурорсеанбетеориямтоджеобъамхоккейтрои цифцуйгахт

тгловизорболцжщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжицдргщх щп^восприятие

Йцукеншизхьвафыпролдблюбовьабфырплослдевпектак льячеинтьбюн

Оитрадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэшщгиенкуы фйшрепортажж

ждорлафывюфбьконкурейфнячывекапрличностьзжье

10Д1ПЩГЛОДЖИНН

имрплаваниетдлжэзбьтдршжнпркывкомедияшклдкуф

птчайяфрлньир

ичитлджэхьгфтсенлабораториягщдщнрутртгшчтлросн

опмниезжхьб

пиррэкентаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстьчфйясмтщ

иийэъягнтзх

Ответы  для  обработки результатов:

  1. строка:   солнце,   район,   новость,   факт,  экзамен.
  2. строка:   прокурор,   теория,   хоккей,   троица.
  3. строка:   телевизор,   память,   восприятие.
  4. строка:        любовь,   спектакль.
  5. строка: радость,   народ,   репортаж.
  6. строка:        конкурс,   личность,   джин.
  7. строка: плавание,   комедия.
  8. строка: лаборатория,   основание.
  9. строка: психиатрия.

ТРЕНИНГ ВНИМАНИЯ

1.        Игра   «Пропусти  число»

Участники   игры   находятся  в  кругу.

условия игры: ведущий предлагает подростка! посчитать по кругу вслух, причем числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, следует пропускать. То игрок, который называет запрещенное число, выбывает   из   игры.

Побеждает   тот,   кто  остается  последним.

2.        Игра   «Числа»

Участники   игры   находятся   в   кругу.

условия игры.- ведущий предлагает участников игры посчитать вслух от 1 до 30, причем числа содержащие 4 или делящиеся на 4, произносит; нельзя. Вместо этого надо сделать хлопок. Тот, кт< ошибается,   выбывает   из   игры.

Побеждает   тот,   кто  остается  последним.

3.        Игра   «Часы»

В  игре   может  участвовать   13  человек.

Участники   игры   располагаются   в  кругу.

Условия игры: участникам нужно изображать циферблат больших часов, каждый подросток встает з определенного часа. Договариваются о том, где буде1 12 часов. Один из игроков — водящий, он становится в центре и должен называть время, а участник! игры, находящиеся там, где в это время стоя1 стрелки, одним хлопком обозначают расположен» маленькой часовой стрелки, а двумя хлопками положение большой минутной стрелки. Тот, кто ошибается,   становится   водящим.

4.        Игра   «Исправляем  ошибки»

Участники   игры   расположены  в  кругу. условия  ИГРЫ:   ведущий   называет   предложения в  которых  допущены  самые  разные  ошибки.   Предложения предлагаются по очереди каждому участнику игры. Тот, кто в предложении не находит ошибки, выбывает из игры. В этом случае то же самое (задание предлагается следующему игроку. Побеждает тот,   кто  остается  последним.

Примерные  задания:

Летом   выпал   снег.

Зимой   в  саду  расцвели  яблони.

Внизу  над   ними   лежала степь.

Солнце  пряталось   за  верхушками  дерева  и  др.

5.  Игра   «Пишем  предложение»

Участники  игры   делятся  на  2   команды.

условия ИГРЫ: в каждой команде кто-то из игроков пудет играть роль подлежащего, кто-то — сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства, кто-то будет предлогом, запятой, точкой и т.д. Исполняемая роль вписывается на карточке и прикрепляется к одежде.

Натем ведущий диктует предложение. А каждая и;| команд изображает это предложение. Какая из иомппд это делает быстрее и правильнее, та и побеждает.

Пта игра не только развивает внимание подростков, но и способствует закреплению знаний частей пред-иожения.

6. Игра   «Сравниваем  картины»

Участники   игры   разбиваются   на  2   команды.

Условия ИГРЫ: игрокам предстоит найти и перечислить различия между двумя похожими картинками (см. приложение).

Та команда, которая найдет больше отличий, побеждает.

7.  Игра   «Считаем  вместе»

Участники   игры  садятся  в  круг.

условия игры: участники игры по очереди должны выполнять   сложение   или   вычитание   однозначных чисел.

1-й        называет   число:   например,   9.

2-й        называет, знак:   например,   плюс  (+).

3-й        называет  число:   например,   3.        

4-й        называет   знак:   равно  (=).

5-й        должен  назвать  сумму.

6-й        —  называет   новое  число.   И  т. д.

Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Виновный в отрицательном результате также выбывает из игры.

8.        Игра   «Алфавит»

Участники  игры  располагаются  в  кругу.

условия ИГРЫ: между детьми распределяются буквы   алфавита   от   А   до   Я.   Если   участников   игр! 14—15,   то   на   каждого   может   приходиться   не   по одной   букве.

Далее ведущий диктует какую-либо фразу, а ребята! должны написать ее. Написание нужной буквы обозначается хлопком того участника игры, за которым закреплена эта буква.

Тот,   кто  ошибается,   становится  ведущим.

9.        Игра   «Поем  вместе»

Участники   игры  удобно  сидят   в  кругу.

условия ИГРЫ: ведущий предлагает спеть вместе песню, например «Голубой вагон» или «Улыбку». Причем, если ведущий хлопает в ладоши 1 раз, все начинают дружно петь вслух. Если ведущий хлопает 2 раза, все продолжают петь, но только мысленно, про себя. Если ведущий хлопает опять 1 раз., все снова  продолжают   петь  вслух.

И так несколько раз, пока кто-нибудь из участников не ошибется. Тот, кто ошибается, сам становится   ведущим.

10.        Игра   «Кто  внимательней»?

Участники   игры  становятся  полукругом.

условия ИГРЫ;  сначала  выбирают  водящего.  

11.        Игра   «Поиск  предмета»

Ведущий заранее готовит несколько маленьких предметов:   значок,   колечко,   ластик.

условия игры: все играющие выходят из комнаты, и это время ведущий положит один из маленьких предметов на видное место. Участники игры должны но очереди входить в комнату. Им разрешают сделать один круг по комнате и назвать, какой же новый предмет появился. Тот из ребят, кто с задачей не справляется, со штрафным очком допускается к участию  во  втором   туре.

12.        Игра   «Развиваем  внимательность и   наблюдательность»

условия игры:  участники  выбирают  водящего.

Остальные участники занимают определенные места, которые водящий должен запомнить. Затем водящий выходит из комнаты, а играющие должны сделать всего 5 изменений в одежде, в позах. После этого входит водящий. Он должен вернуть их в исходное положение. Если водящий нашел пси 5 изменений, то у него хорошая наблюдательность.

13.  Игра   «Лови  мяч»

Все участники игры разбираются на 2 группы, истают   напротив   друг   друга.

У играющих 2 мяча: темный и светлый, которыми они   должны  перебрасываться.

условия ИГРЫ: светлый мяч надо ловить всегда, и темный только тогда, когда его бросают молча. Кто ли   бросивший   темный   мяч   кричит   «Лови»,   то

ловить его нельзя. Поймавший такой мяч выбывает' из   игры.

Игра заканчивается, когда в одной из команд не останется   ни  одного  игрока.

Побеждает та команда, в которой останется большее  количество  игроков.

14.        Игра   «Два  дела  одновременно»

Участники   игры  разбиваются  на  2   команды.

УСЛОВИЯ ИГРЫ: ведущий подвешивает самодельный маятник и приводит его в движение. За маятником он  показывает   3   репродукции:   одну   за другой.

ЗАДАНИЕ   УЧАСТНИКАМ   ИГРЫ:    

Подсчитать число колебаний  маятника и  пересказать содержание  репродукций.

подведение   итогов:   у   трех   человек   из   каждой команды спрашивают, сколько раз качнулся маятник. Одного человека из каждой команды просят рассказать содержание  показанных   репродукций.

Побеждает та команда, участники которой дали более  правильные  и   точные  ответы.

Эта игра позволяет развивать внимание сразу к нескольким   объектам.

15.        Игра   «Передай  смысл  стихотворений».

Всех  участников  игры  разбивают  на 3  команды.

Для проведения этой игры ведущему понадобятся 2   помощника.

условия, игры.- ведущий и два его помощника читают каждый по четверостишию. Но следующим образом: сначала все по очереди читают первую строчку, затем по очереди читают вторую строчку, затем  таким же  образом   третью  и  четвертую.

При таком прочтении трудно сразу уловить содержание каждого четверостишия, поэтому чтение можно  повторить.

Задание 1-й команде — передать смысл первого стихотворения,

Задание 2-й команде — передать смысл второго стихотворения.

Задание 3-й команде — передать  смысл  третьего  стихотворения.  

 

Стихотворения   должны   быть  сюжетного  характера.

Можно порекомендовать следующие стихотворения:

Вариант   1:

Я  люблю  свою  лошадку»

Причешу  ей   шерстку  гладко,

Гребешком   приглажу  хвостик

И   верхом   поеду  в   гости.   (А Бар-то)

Тут  зайчиха  выходила

И   медведю   говорила:

Стыдно  старому  реветь,
Ты   не  заяц,   а  медведь».  
(К. Чуковский)

Побежала  мышка-мать

Тетю  лошадь   в   няньки   звать:

Приходи  к   нам,   тетя  лошадь,
Пашу  детку  покачать». (С.
Маршак)

Вариант   2:

И  увидел  мальчик:   прямо,

У  аптечного  ларька,

Вытирает   слезы   мама,

У потерявшая   сынка.  (С. Михалков)

Не  мешайте  мне  трудиться.

Я  водицы  притащу

И  колодезной   водицей

Всех,   конечно,   угощу. (Е. Благинина)

По  реке  плывет   кораблик,

Он  плывет   издалека.

Па  кораблике  четыре

Очень   храбрых  моряка. (Д. Хармс)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществозна- ния через использование элементов техноло-гии критического мышления

Для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях,способных воспроизводить не только материальный, но и интеллектуальныйпотенциал России. Выпускник школы должен самостоятельно мыслит...

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществозна- ния через использование элементов техноло-гии критического мышления

Для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях,способных воспроизводить не только материальный, но и интеллектуальныйпотенциал России. Выпускник школы должен самостоятельно мыслит...

Развитие интеллектуальных способностей учащихся через формирование информационно-коммуникативной компетенции в процессе учебной деятельности

В условиях новых государственных стандартов в образовании перед школой встала новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее об...

Развитие познавательной активности, творческих и интеллектуальных способностей младших школьников через среду программирования ЛогоМиры

Программирование в среде ЛогоМиры способствует росту интеллектуальных возможностей, и эту инновационную технологию можно рассматривать как педагогический ресурс ФГОС второго поколения....

Развитие интеллектуальных способностей школьника

Основными задачами программы является развитие и совершенствование познавательных способностей учащихся старшей школы....

Программа "Выявление интеллектуальных способностей обучающихся 1-3 классов, имеющих нарушения речи, и работа с одарёнными и талантливыми школьниками"

Программа "Выявление интеллектуальных способностей обучающихся 1-3 классов, имеющих нарушения речи, и работа с одарёнными и талантливыми школьниками"...

Дополнительная общеразвивающая программа «Ментальная арифметика» - инновационный метод развития интеллектуальных способностей школьника

Глобальные вызовы современному образованию призывают педагогическое сообщество искать новые формы раскрытия потенциала каждого ребенка. Сегодня, для достижения высоких метапредметных результатов, в де...