"Права и обязанности родителей и детей в семье"
методическая разработка на тему

Кузнецова Лариса Владимировна

Комплексное занятие по семейному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_prava_i_obyazannosti_v_seme_1.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие « Права и обязанности родителей и детей в семье ».

Цель: познакомить воспитанников с основами нравственно – правовых норм семейных отношений.

Задачи:  Показать основные права и обязанности членов семьи.

               Нравственное и правовое воспитание воспитанников.

               Формирование навыков толерантного поведения в семье.

 Оформление: выдержки из  Конституции Российской  Федерации.

Ст. 38. 1. Материнство и детство семьи находятся под  защитой государства.

             2. Забота о детях, их воспитание равное право  и обязанность

 родителей.

              3.Трудоспособные дети,  достигшие 18 лет  должны заботиться о нетрудоспособных  родителях.

              Основная функция семьи – рождение и воспитание детей. В семье закладывается будущее  любого народа и государства. Вместе с тем  члены семьи ведут совместное хозяйство, обеспечивают  потребности друг друга в еде, жилище, одежде, отдыхе, развлечениях, в духовном общении, поддержке.

                 Однажды одна молодая мама обратилась к великому педагогу К.Ушинскому с вопросом: «Когда следует начинать  воспитание малыша?»  И он спросил ее  о возрасте ребенка.

- О! Он еще совсем мал!  Ему всего неделя от роду!

 -Дорогая  моя, вы опоздали на целую неделю! – воскликнул знаменитый педагог.

              Законы Российской Федерации устанавливают тесную связь между правами и обязанностями  родителей и детей в семье.

              Примеры 1.

 М. вела беспечный образ жизни. Внебрачный ребенок связал ее по рукам. Она подбросила его чужим людям,  оставив на пороге в одеяльце зимой. Прошло 15 лет. М. потребовала вернуть ребенка, делая упор на положительные характеристики с места работы.

 Вопрос: Что решит суд?

              Пример 2: Отец злоупотреблял спиртными напитками , поднимал руку на мать и ребенка. Во время очередной ссоры, когда мать заступилась за сына, т.к. отец начал жестоко избивать его за двойку,  разъяренный отец убил мальчика и жестоко избил жену.

Вопрос: Что решит суд?

              Пример 3: После развода бывший супруг отказался помогать своим детям. Отвечает грубостью: « Мне не нужны ни ты, ни твои дети».

 Вопрос: Что говорит закон?

             Пример 4: Отец и мать сильно злоупотребляли спиртным , оказывали дурное влияние на детей .Дети плохо учатся , постоянно пропускают уроки.

 Вопросы: Стоит ли оставлять детей у таких родителей? Будут ли нарушены права детей в случае определения их в детский дом?

             Пример 5: Семья Ф. не имеет постоянного дохода. Родители заставляют детей попрошайничать в общественном  транспорте.

 Вопрос: Какие нормы морали и права нарушаются в семье?

  Семья должна воспитывать:

              1 .трудолюбие;

              2. достоинство;

              3.уважение к окружающим;

              4.стойкость;

              5. дисциплину;

              6. стремление к знаниям;

              7. привычку к здоровому образу жизни.

Принято считать, что детей воспитывают только родители и окружающие. Но это не совсем верно. Очень важно самому заниматься  своим воспитанием.

Известный китайский мыслитель и ученый Конфуций говорил: «Воспитать себя настолько, чтобы уважать других, как самого себя – выше этого нет ничего».

Вот  некоторые советы для воспитания:

 - умей управлять своими поступками;

- учись терпеливо преодолевать трудности;

- определи цель   в своей жизни;

 -воспитывай волю;

- замечай в людях хорошее!

Запомни:

-Родители и дети  обязаны заботиться друг о друге.

-С уважением относиться к старшим.

-Знай и почитай традиции своей семьи, старайся узнать как можно больше о своих предках.

- Не огорчай родных плохими поступками.

 Быть воспитанным – значит быть вежливым,  чутким, добрым, отзывчивым. Еще в древности многие народы придумывали правила поведения  в семье. Например, князь Владимир Мономах оставил «Поучения  детям»:

          - при старших молчать;

          - мудрых слушать;

          - старшим повиноваться;

          - с равными себе дружить.

При Иване Грозном  появился знаменитый « Домострой». Он учил  не красть, не лгать, не завидовать , не осуждать других, соблюдать порядок, чистоту в доме , строго выполнять свои обязанности.

Послушайте шутливое стихотворение Э.Успенского.

     Мама приходит с работы.

     Мама снимает боты,

     Мама приходит в дом,

     Мама глядит кругом.

     Был на квартиру налет?

     Нет!

     К нам заходил бегемот?

     Нет!

     Может быть, дом не наш?

     Наш!

     Может не наш этаж?

     Наш!

     Просто приходил Сережка,

     Поиграли мы немножко!

  Вопрос: О каком правиле забыл мальчик в этом стихотворении?

 Каковы права детей в семье? Права родителей? Каковы обязанности родителей?          Обязанности детей?

 В. Сухомлинский «Крылья матери»

В жаркий летний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня стала учить деток щипать стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир уютный, добрый, поющий множеством голосов пчел, жучков, шмелей, бабочек. Гусята были счастливы.

Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались. Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них стала нужна, ой как нужна мать. Они подняли маленькие головки и побежали к ней.

А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Потому что крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей – об этом известно каждой матери. Под крыльями было тепло и безопасно; гусята слышали будто бы откуда-то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте. Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло и уютно, а снаружи – холодно и опасно.

Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: «Выпускай нас, мама». Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не могла этого сделать. Гусята все это видели, но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: мама, что с тобой? И только один самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Все хорошо, сын». Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.

Вопросы: Как вы думаете, у каждой матери есть крылья? Есть ли «крылья» у вашей мамы?  Как вы думаете, трудно ли вырастить «крылья материнской любви»? согласны ли вы с мыслью, что для матери смысл жизни – постоянно растить и укреплять «крылья материнской любви»? Как вы думаете, а у отца могут быть «крылья»?  Почему израненная мать все-таки была счастлива? Обидела ли ее неблагодарность детей? Как вы думаете, когда гусята вырастут, вспомнят ли они о жертвенной материнской любви, смогут ли оценить ее?

Запомни: Закон защищает равные права всех членов семьи.

                 Родители обязаны заботиться о детях.

                 Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные документы по правам и обязанностям родителей и детей

В папке предложены документы, которые могут пригодиться для проведения или родительского собрания, или классного часа: "Конвенция о правах ребёнка", Семейный кодекс Российской Федерации, а также облас...

Родительское собрание в 10 классе "Права и обязанности родителей и детей"

Задачи собрания: разъяснить родителям причины совершения дурных поступков детьми и значение дисциплины в воспитании; формировать культуру прав и обязанностей взрослых и детей в семье....

Открытый урок по обществознанию для 11 класса " Права и обязанности родителей и детей"

ПЛАН-КОСПЕКТ УРОКА Тема: Права и обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Российской ФедерацииЦели занятия:Учебная: способствовать формированию правовых компетенций учащихся в во...

Презентация к уроку "Права и обязанности родителей и детей"

ПЛАН-КОСПЕКТ УРОКА Тема: Права и обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Российской ФедерацииЦели занятия:Учебная: способствовать формированию правовых компетенций учащихся в вопросах...

Конспект занятия элективного курса "Основы правовых знаний" Тема: "Права и обязанности родителей и детей"

На занятии подробно разобраны права и обязанности родителей и детей в соответствии с Семейным Кодексом РФ...

7.11. ПК2. Обществознание. Права и обязанности родителей и детей.

Задание.1. Каковы условия заключения брака?2. В чём состоят права и обязанности супругов?3. Что такое брачный договор? Для чего он необходим?4 В чём выражаются прва и обязанности родителей и детей?5. ...

"Права и обязанности родителей и детей"

Презентация по обществлзнанию на тему: "Права и обязанности родителей и детей"...