Артикуляционная гимнастика для детей младшего возраста.
консультация ( класс) на тему

Консультация для родителей о необходимости выполнения артикуляционных упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsiya_dlya_ineta.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика  для детей младшего дошкольного возраста.

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Существует мнение, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых - будто ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением. Это мнение ошибочно.

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.

А вот зачем тренировать язык?

Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Произношение звуков речи- это сложный двигательный навык.

Таким образом, мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

1.     Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

2.     Лучше выполнять упражнения 2 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

3.     Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

4.     Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положение).

5.      Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6.     Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Основной комплекс артикуляционной гимнастики.

1. Лягушка.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, перестану

И нисколько не устану.

2. Хоботок.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

3. Лягушка – хоботок.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я,

Хоботок есть у меня.

4. Бегемот.

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем рот,

Как голодный бегемот.

Закрывать его нельзя,

До десяти считаю я.

А потом закроем рот:

Отдыхает бегемот.

5. Лопаточка.

Язык лопаткой положи

И под счёт его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

6. Иголочка.

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

7. Лопаточка – иголочка.

Язык лопатой положи

И спокойно подержи.

Язык иголочкой потом

Потянем тонким остриём.

8. Часики.

Наш весёлый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо…

9. Качели.

На качелях я качаюсь

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Я всё выше поднимаюсь,

А потом – вниз!

10. Лошадка.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

ПРИЛОЖЕНИЕ:  

Лягушка: Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное упр на счет от 5 до 10. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Хоботок: Губы и зубы сомкнуты. С напряжение вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет от 5 до 10.

Бегемот: Открыть широко рот и удерживать его открытым под счет от 5 до 10.

Лопаточка: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 5 – 10. Боковые края должны касаться углов рта, губы не растягивать сильно в улыбку, чтобы не было напряжения.

Иголочка: Улыбнуться, рот широко открыть, язык выдвинуть вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать позу под счет от 5 до 10 раз. Язык не должен быть зажать губами, зубами, опускаться к подбородку.

Часики: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка.

Качели: Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет . Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет. Так поочередно менять положение языка.

Лошадка: Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот и  присасывая язык к нёбу,  пощелкать "узким" кончиком языка (как лошадка цокает копытами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Растяжка в гимнастике для детей младшего школьного возраста.

Методика растяжки для детей младшего школьного возраста.Упражнения для развития гибкости позвоночника и подвижности в тазобедренном суставе.....

Программа по художественной гимнастике для детей младшего школьного возраста

Программа "Оздоровительно-развивающая художественная гимнастика для детей дошкольного возраста" составлена и соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", федеральным Законом от 13.01....

Статья "Художественная гимнастика для детей младшего школьного возраста"

Программа "Оздоровительно-развивающая художественная гимнастика для детей дошкольного возраста" составлена и соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", федеральным Законом от 13.01....

Методическая разработка раздела образовательной программы дополнительного образования детей (художественная гимнастика) по теме: "Обучение двигательным навыкам работы с предметами детей младшего возраста"

В связи с резким снижением за последние годы возраста начала занятий художественной гимнастикой, юные гимнастки уже в 8-9 лет должны выполнять соревновательную программу по четырем-шести видам многобо...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Особенности речи и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта...

Веселая артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста

Артикуляционная гимнастика в картинках для детей дошкольного возраста....

Комплекс артикуляционных упражнений для детей младшего дошкольного возраста (2-3 лет)

Артикуляционные упражнения для детей младшего дошкольного возраста (2-3 лет)...