Творческий отчет
учебно-методический материал ( класс) на тему

Матыгулина Наталья Валерьевна

Формирование экологических представлений и навыков у учащихсяс интеллектуальной недостаточностью на уроках и во внеклассной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx49.38 КБ

Предварительный просмотр:

Реферат по теме самообразования:

«»

Содержание

Введение

        Приоритетной целью современного образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание.  На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек – единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительного развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях. Большинство людей нашей цивилизации совершенно лишены какх-либо экологических знаний и навыков. Древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением  и деятельностью они лучше                  « сотрудничали» с окружающей средой. Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задуматься над простыми вопросами о питании, одежде, тепле, и вместе с тем над сложными вопросами – как сохранить природу? Чтобы ответить на эти вопросы, нужна экологическая грамотность населения. Ученые экологи и небольшие группы людей, которые занимаются проблемами экологии, не решат глобальной экологической проблемы всего общества, потому как с природой, с естественными местообитаниями постоянно контактируют все люди Земли, и среду от  нарушающих контактов не уберечь.Потерю экологической грамотности, заключающуюся в культуре народа, можно возродить образованием и воспитанием.

        Для успешного экологического образования и воспитания населения необходимы непременные условия: во – первых, общество должно быть готово усвоить экологические идеи, и знания; во – вторых – необходима соответствующая литература, пособия по экологическому воспитанию и образованию; в – третьих, необходима качественная экологическая подготовленность педагогов любой специализации, именно педагогов, как основных людей, которые организуют своей  деятельностью передачу всего накопленного человечеством опыта молодому поколению. Особое место принадлежит этапу обучения  в коррекционной школе.

        Цель работы - исследовать организацию экологического образования и воспитания младших школьников в процессе внеклассной работы;

        Объект исследования - экологическое образование и воспитание учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

        Предмет исследования - процесс экологического образования и воспитания на уроках и во внеклассной работе.

        В ходе исследования предстоит решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы современного экологического образования детей.
  2. Определить возможности урока и внеклассной работы по формированию экологических представлений и навыков.

Методы исследования: психологической, педагогической литературы, наблюдение, беседы.

        В настоящее время сущность экологического образования нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы – это необходимый компонент формирования личности, способной решать задачи будущего этапа развития цивилизации. Поэтому экологическому образованию и воспитанию придается общественное значение.

I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

  1. Сущность экологического образования и воспитания

Экологическое образование и воспитание необходимо рассматривать как два тесно взаимосвязанных звена в целостном процессе развития экологической культуры личности. Специфика процесса воспитания связана с воздействием на духовную сферу личности и оперированием системой понятий «ценности отношение – деятельность», специфика процесса экологического образования связана с воздействием на «рацио», интеллект, формирующиеся сознание и оперирование системой «сознание мышления – знание деятельность». Экологическое образование обладает такими особенностями, как актуализация идеи об неразрывной связи физической и духовной жизни человека с природой; рассмотрение экологических проблем в системе глобальных проблем современности; направленность на цели охраны природы: сбережение генофонда биосферы, сохранение гигиенических и эстетических достоинств окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов.

        Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания, поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического  сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках, а так же в процессе внеклассной работы. Воспитание, основанное на  раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика. Цель экологического воспитания – это формирование бережного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Все это предполагает соблюдение нравственных и правовых  принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению, охране и защите природы своей местности. Эта цель достигается по мере решения следующих задач:

  • Формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их решения;
  • Развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;
  • Развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды
  • Воспитание потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

Определяя сущность экологического воспитания можно выделить:

  1. Особенности этого процесса:

а) ступенчатый характер;

-формирование экологических представлений;

-развитие экологического сознания и чувств;

-формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

-выработка навыков и привычек поведения в природе;

-преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

б) длительность;

в) сложность;

г) скачкообразность;

д) активность;

   2. Значение психологического аспекта, который включает в себя:

а) развитие экологического сознания;                                                                                             б) формирование соответствующих потребностей, мотивов и установок личности; в)выработку нравственных, эстетических чувств, и привычек;                     г)воспитание устойчивой воли;                                                            д)формирование значимых целей экологической деятельности;

        Сущность экологического воспитания определяется, прежде всего, его задачами, которые предполагают формирование:                                                                   -потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений;

-установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;

- убеждение в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;

- потребности участия в практической деятельности по изучению и охране  природы, пропаганда экологических знаний;

        Экологическое образование призвано формировать знания о природе, взаимодействия общества и природы, умение по изучению и охране природы. Процесс экологического образования школьников в той или иной мере  всегда сочетая обучение и воспитание, направлена на формирование экологической ответственности к окружающей среде.

        Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных ориентаций. Система  ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть  природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

        Условием экологического воспитания выступает организация взаимосвязной, научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Критерием сформированности бережного отношения к окружающей среде является  нравственная забота о будущих поколениях.

        В соответствии с Программой мероприятий по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения, утвержденной постановлением Кабинета министров РФ от 3 февраля 1997 года за № 137, министерстава образования, культуры и здравоохранения РФ и Министерства экологии и природных  ресурсов РФ утвердили национальную программу экологического образования, в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН, ЮНЕСКО определены собственные специфические периоды роста и развития системы экологического образования и воспитания.

        Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает  большой объем экологических знаний, умений, навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения и воспитания. Таким образом, экологическое воспитание – это средство образования в сознании учащихся реалистических знаний об  окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти  знания необходимы для формирования материалистического миропонимания. Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто  служит причиной недоброжелательного отношения  детей к животным. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать правильные.

1.2 Задачи и условия экологического воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

        Этапы школьного обучения, возрастные особенности и возможности детей с нарушением интеллекта, реальные условия социального и природного окружения – все это обуславливает характер  формирующихся отношений школьников к природе, их деятельность по сокращению и уменьшению вреда наносимого окружающей среде.

        Современные исследовании показали, что у детей с  нарушением интеллекта имеются довольно грубые нарушения в условно рефлекторной деятельности, нарушения взаимодействия процессов торможения и возбуждения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой нарушения психической деятельности ребенка, включая процессы познания, эмоции личности в целом. Для детей с нарушением интеллекта характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. На всех этапах процесса познания имеет место недоразвитие. В результате этого дети получают чаще всего неполные, а порой и искаженные представления об окружающем. Детям с нарушением интеллекта требуется значительно больше времени  на восприятие материала, т.к. им сложно выделить главное и установить взаимосвязь между частями. Это отмечает и Сухомлинский В.А.: « Восприятие – важнейший психологический процесс, благодаря которому предметы и явления окружающего мира, отражаясь в нашем  сознании, вызывают чувства и переживания». При олигофрении страдает непроизвольное внимание и отмечается трудность представлений. Ярко выражено и нарушение эмоциональной сферы у детей.

        Таким образом, нарушение высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности ребенка с нарушением интеллекта, характеризующихся ограниченностью представлений об окружающем мире, примитивностью интересов, элементарностью потребностей и мотивов, сниженностью  активности всей деятельности, трудностью формирования отношений со сверстниками и взрослыми. Основная цель экологического воспитания – формирование экологического сознания и мышления на основе активной  жизненной позиции. Пробуждение экологического сознания неразрывно связано с осознанием человеком своей роли на Земле. Решение современных экологических проблем требует компетентного подхода, который включает естественные, социальные и гуманитарные науки. Так как все изменения природной сферы и естественные, и вызванные деятельностью человека, оказывают влияние на условия жизни  и здоровья населения, то рассмотрение этой взаимосвязи осуществляется  через систему знаний о значении отдельных компонентов и природы в целом для жизни и хозяйственной деятельности человека, о необходимости рационального использования  природных ресурсов и их восстановления. Изучение основ природопользования способствует пониманию учащимися важности учета особенностей природы в процессе  трудовой деятельности человека. В целом школьная программа помогает осознать и понять, что природа – основной источник жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного отношения к ней.

        В своих исследованиях Зверев И.Д. пишет о важности практики экологического воспитания, о творческом общении с природой, указывая на эффективность этого метода, как всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших его качеств.

        Развитию экологических представлений и навыков сапособствует выполнение учащимися  практических  работ оценочного характера. Для экологического воспитания воздействия человека на окружающую среду, важное значение имеют работы на местности по оценке характера  воздействия человека. На их основе у школьников вырабатывается привычка правильно, практически оценивать свое поведение в природе, поступки других людей, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества. Знание и соблюдение учащимися  правил поведения в природе во время экскурсий, туристических походов, свидетельствуют о степени сформированности их нравственного облика. В экологическом воспитании не меньшую роль, чем нравственное играет эстетическое воспитание, что развивает у детей эмоциональную восприимчивость к окружающей среде, к красоте вообще, прекрасному в природе.

        Далеко  не каждый  человек имеет возможность приобщиться к понимаю экологических проблем на уровне большой науки,  представление об этих проблемах складывается подчас весьма случайным образом: под воздействием обыденных впечатлений или из сообщений средств массовой информации. Разрозненные сведения не дают возможность человеку выработать стройную систему  экологических знаний, которая необходима ему, чтобы относится к природе, не нанося ей урон. Нынешняя экологическая ситуация требует всестороннего перевоспитания практически всех аспектов общественной жизни. Необходимо дать учащимся целостную систему общих вопросов социально-экологической теории, так и в аспектах, соответствующих профилю определенной профессиональной деятельности.

        Воспитание – это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного коррекционного обучения и воспитания. Обучение же -  это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется воспитание человека.  На уроке решается три задачи: общеобразовательная, развивающая, воспитательная. Поэтому урок дает больше возможности для воспитания нового отношения к природе, основанного на гуманизме.

Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически воспитанная личность, зная какой вред приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает вопрос  их правомерности. Он знает нормы и правила экологического поведения, которое будет иметь под собой твердые основания и станут убеждениями этого человека. На доступном уровне с детьми, имеющими нарушения интеллекта рассматриваются связи с живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики познают окружающий мир, и в этом им также помогает элементарные знания экологических связей. Их познание и изучение способствуют развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.

Постоянное внимание педагога к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес детей к природе, он существует внутри природы и неотделим от нее. Необходимо в доступной форме донести до ребенка с нарушением интеллекта, что связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в многообразии роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем, дети должны усвоить воздействие человека на природу, которое может быть положительным (охрана природы) или отрицательным (загрязнение воздуха, уничтожение растений, взрывы на карьерах и т.д.) Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом содержания по расширению, обогащению и обобщению полученных знаний. Первое важнейшее условие – экологическое воспитание детей с нарушением интеллекта должно проводиться в системе, с использованием краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов для учащихся начального звена.

Второе важное и непременное условие, как отмечает Зверев И.Д., что практическая деятельность в области охраны окружающей природной среды, может быть разнообразной по своему содержанию, в зависимости от местных природно- экологических условий школы, сложившегося опыта, традиций, но она всегда направлена на улучшение окружающей природной среды. В этом ее важнейшая воспитательная функция. Отсюда следует, что надо активно вовлекать детей в посильные практические дела по охране местных природных ресурсов(высадка цветов, работы на пришкольном участке) . Положительный результат дает внутреннее и внешнее  озеленение школы.

Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических  связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика. Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Под  экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения в гармонии с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние ранее полученные знания. Экологические представления формируются на уроках, при проведении внеклассной работы.

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся:

- самостоятельная работа с различными источниками  позволяет накопить фактический материал и раскрыть сущность проблемы;

- игра формирует творческие способности и принятие целесообразных решений;

        На  первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценности, интересы и потребности. Используя детский опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится создать у них личное отношение к природе, к проблемам природы. На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задание и задачи направлены на формирование проблемы и рождение идей, пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность беседы, экскурсии на местности. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают  опыт принятия решений, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами ( рисунок, рассказ, стихотворение и др.) Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания у детей с нарушениями интеллекта. Все изложенные этапы воспитания, цели и методы должны обязательно прослеживать коррекционную направленность.

Формы, методы и средства  организации экологического воспитания различают:

- традиционные;                                                                                                                                              - активные, инновационные;

Выделяют:                                                                                                                                                        - урок как традиционная форма( вводный урок, тематический урок, уроки – беседы, уроки с элементами лекций,  и др.) ;                                                                                                                                  -специальные уроки(ролевые игры, дискуссии) ;                                                                                  -внеклассная работа (исследовательский метод, эксперимент ) ;                                                     - различные виды экскурсий;

        Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранная деятельность школьников. Виды ее многообразны:                                                                                   - по защите природной среды (изготовление кормушек, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);                                                                                                 - по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними ( участие в «зеленом и голубом» патрулях, рейдах в природу);                                                                                               - по улучшению природной среды ( посадка растений, озеленение склонов);                             - по пропаганде и разъяснению идей охраны природы(беседы, изготовления плакатов, выпуск стенгазет);                                                                                           - по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление поделок, фотографирование объектов природы, создание выставок);

        Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность заботиться о ней.

        

I I ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ.

  1. Работа учителя по формированию экологических представлений и навыков

Успех в экологическом образовании и воспитании во многом зависит от того, в какой степени учитель побуждает интерес, стремление глубже познать окружающий мир и совершенствоваться во всех видах экологической деятельности.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируются и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы, потребности. Используя детский опыт наблюдений и природоохранной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений может вызвать эмоциональные реакции  учащихся, формирует у них личное отношение к окружающей действительности.  На этапе формирования экологических представлений особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся.  Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможности их решения. На этапе теоретического обоснования способов гармоничного воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней.

В новых естественнонаучных курсах большое внимание уделяется таким методам обучения, как моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников, мысленный эксперимент, природоведческий практикум, работа по экологическим проектам.

Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами. Искусство позволяет компенсировать преобладающее число элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета.. игра в воспитательном процессе – это сама жизнь, образная модель жизненных ситуаций, проекция на естественный процесс жизнедеятельности ребенка. Играя, ребенок  приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняя вполне конкретную природоохранную работу, усваивает правила поведения в природе, становится добрым, чутким, отзывчивым  к чужой проблеме или беде.

Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой. Это крайне важно в современной ситуации, предоставляющей ребенку бесконечное множество негативны примеров. Игра интересна, увлекательна, игра насыщена образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти.

Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание – это крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся. Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя контрасты, сопереживать и размышлять, используются экологические сказки. Много экологических сказок написано В Захадером. К этому числу можно отнести и рассказы В.Бианки, М.Пришвина. Могут быть полезны и некоторые русские народные и зарубежные сказки, потому что в них дети видят превращения ( зернышко – девочка; тепло – ласточка оживает; и т.д. ) Взяв во внимание цепь сюжетов Л.Н.Ердаков, издает книгу про Эколобка. Книга состоит из 5-ти выпусков. Все они ярко иллюстрированы художниками из Новосибирска Якугевичами Л.А. и Т.А. Почему эта сказка об экологическом колобке привлекла наше внимание? Колобок- интересный персонаж, который попадает в разные экологические ситуации. Эколобок вступает во взаимодействия с живой и неживой природой. Идет взаимодействие Среды и Эколобка. Читая книгу и рассматривая иллюстрации дети узнают много различных сезонных изменений животных. Чтение четырех выпусков дети с нарушением интеллекта воспринимали без подготовительной работы. После чтения- вопросы, беседы, рассматривание иллюстраций. А вот чтение пятого выпуска без подготовки читать было бы бесполезным занятием. Похождения Эколобка- это своеобразный учебник по экологии. Детям эти книги нравятся и по содержанию и по сказочному сюжету. Книги о похождениях Эколобка оправданы как учебники по экологии учащихся 1-го класса в норме,  а для 2-го класса (3 четверть) для учащихся коррекционных школ.

К не менее важному моменту в экологическом воспитании отводиться экскурсиям. В книге Воронковой «Воспитание и обучение умственно отсталых детей» в главе «Экскурсии» мы видим, что экскурсию можно проводить как часть урока и как самостоятельное мероприятие. Рассмотрим и отметим самые важные этапы проведения экскурсии:

1.Обязательно наметить тему. Желательно, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет заинтересовать учащихся.

2.Определить цель, задачи и составить предварительный план экскурсии.

3.Выбрать место проведения экскурсии, заранее побывать там, разобрать маршрут. Предусмотреть места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно- полезной деятельности учащихся.

4.Усложнить содержание воспитательного и познавательного материала, подобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины.

5.Продумать методику проведения экскурсионного задания.

6.Спланировать организационные формы деятельности учащихся (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение общественно- полезных дел, распределить обязанности между подгруппами или отдельными учащимися.

7.Продумать к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как оценить их воспитанность и дисциплинированность.

8.Когда окончательно уточнены содержание и методика проведения экскурсии, можно дорабатывать план. Направленность педагогической работы должна заключаться в ознакомлении учащихся коррекционной школы в сформированности представлений о ближайшей к школе местности и ее окружении. Эту работу необходимо проводить последовательно. Для повышения познавательной активности учащихся предлагаются дидактические игры «Угадай с какого дерева листок» или «Что изменилось», направленные на сравнение увиденного и воспроизведение того, что дети заложили в память. Наиболее полно вопрос экологической экскурсии разработан в трудах академика А.А. Плешакова, который открывает перед педагогом путь в экологический мир.

Большое воспитательно- образовательное значение имеют экскурсии и прогулки по экологической тропе. Экологическая тропа- это разновидность «учебных троп природы», которые стали активно создаваться в последние годы. Цель создания такой тропы- обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. На прогулках по экологической тропинке детей учат фиксировать красивый пейзаж, одиноко стоящее деревце и затем, придя в группу, сделать зарисовку и составить рассказ по своему рисунку. Большое значение в экологическом воспитании детей придается проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивая логическое мышление и разговорную речь ребенка. Детям экскурсии по экологической тропинке приносят большую радость и удовольствие, здесь закладывается любовь к природе. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства. При взаимодействии с окружающей средой у детей расширяется кругозор, приобретаются новые знания, воспитываются духовные, нравственные и волевые качества, такие, как дружба и взаимопомощь, взаимное доверие, настойчивость, выдержка, коллективизм . Развиваются двигательные навыки и укрепляется здоровье, изучаются правила поведения в окружающем природно- предметном мире. Чтобы сформировать у детей сознательное отношение к природе, необходимо продуманно использовать окружающую природную и предметную среду, показывать взаимосвязь растений и животных с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимость жизни и состояния организма от воздействия внешних факторов, деятельности человека. Таким образом, правильно спланированная работа ведет к тому, что дети становятся добрее, умеют сопереживать, радоваться, волноваться, овладевают навыками ухода за растениями и птицами.

1.4.Внеклассная работа по формированию экологических представлений и навыков

Содержание экологического образования имеет сложный состав, усвоение которого школьниками требует не только классной, но и большой внеклассной работы. Внеклассная работа определяется педагогами как та деятельность, которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса и самодеятельности учащихся. При определении содержания внеклассной работы необходимо исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район; соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностями их умственного развития и интересов. Одной из задач внеклассной работы по экологическому воспитанию является расширение объема интереса учащихся к природе, формирование его устойчивости и направленности ко всему в природе и о природе, к охране природной среды.

Для того, чтобы внеклассные занятия были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотреть и смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская. Внеклассная работа дает возможность привлекать младших школьников к проведению исследовательской деятельности в природе. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В основе построения внеклассных занятий с экологической направленностью лежат следующие целевые установки: формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среди жизни, труда и отдыха человека; развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности; обучение младших школьников методам познания  окружающего мира; воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии общечеловеческими нормами морали. Краеведческий принцип во внеклассной работе по формированию экологической культуры учащихся с нарушением интеллекта является ведущим.

Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы, экологическое краеведение дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желанному. Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде.

Внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями подходами и ориентациями: как и где проложить тропу, оборудовать стоянку; стоит ли украшать машины дикорастущими растениями; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям; как вести себя в природе, если встретиться дикое животное.

Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности. При этом ученик может обратиться к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию связей человека с природой в течении длительного срока с фиксацией на фотопленке, в рисунках, схемах и других документах. Все это делает исследования природной среды и ее охраны привлекательными и интересными.

Формирование экологических представлений и навыков возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни,  научиться простейшим умениям по охране природы.

Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий: индивидуальных, групповых, массовых. Индивидуальные занятия предполагают выполнение учащимися наблюдений как отдельных видов растений, животных, грибов и т.д., так и природных сообществ, расположенных в окрестностях школы, о взаимном влиянии человека и живой природы. В индивидуальных занятиях наиболее ценны те наблюдения, которые проводят учащегося к выводам о значении живых организмов в жизни человека, оценке их состояния на обследуемой территории и порождают желание своим трудом улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу, очистить участок леса от сушняка, подкормить птиц зимой.

Индивидуальная работа тесно связана с приобщением к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы.

Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружках. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. Огромную роль играют массовые внеклассные занятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы.

Практически (деятельностный аспект содержания) играет важную роль в экологическом образовании. Практическая деятельность, конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающего сознания и чувств. В то же время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Однако учащийся с интеллектуальной недостаточностью мало вовлечен в деятельность природоохранительного характера. Опыт показывает, что объем и содержание практического участия детей в защите и благоустройстве окружающей среды своего села может быть значительно шире: это уборка школьного помещения, уход за собой, за домашними животными, живущими в живых уголках школы, практические дела в естественных и искусственных сообществах ( прополка сорняков, полив растений, очистка от мусора) и много других важных дел. Следует учитывать, что организация практической деятельности имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать. Например, как экологически грамотно подкармливать зимующих птиц, собирать грибы, ягоды, лекарственные растения, соблюдать правила личной гигиены при уходе за кошками и собаками.

В содержании экологического образования должны найти отражение материалы из различных отделов экологии. Наибольшие возможности для этого имеет раздел по экологии биологических систем. Особый интерес у учащихся коррекционных школ вызывает материал об отношениях живых организмов со средой обитания. Содержание этого раздела близко и понятно детям: оно дает представление о многообразии обитателей природы, о том, как они приспосабливаются к условиям жизни ( к сезонным изменениям, к условиям обитания, к взаимоотношениям собой и человеком), где живут, какое влияние оказывает на них человек и его деятельность и как уменьшить вредное воздействие этой деятельности на сохранение многообразия видов растений и животных. Естественно, в содержании должны найти отражения знания о местах обитания живых организмов: о их домах (природных сообществах, в которых протекает их жизнедеятельность и которые тысячами нитей связаны с жизнью человека.  В содержании экологического образования многоаспектно  должны быть представлены знания о человеке и обществе и их связях с окружающей средой.

Учащихся с нарушением интеллекта нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды- значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности. На начальном этапе обучения имеется возможность познакомить детей с предметами, созданными трудом человека, со средой населенных мест, что позволит показать роль труда в преобразовании природного окружения, как с положительной так и с отрицательной сторон, и на основании этого наметить пути гармонизации ( оптимизации) отношений человека с природным и социальным окружением. Факты о загрязнении и оскудении вод, воздуха сельской сферы, в которой живут дети, вызывает у них тревогу и стремление сохранить их красоту и качества, важные для жизни организмов, в том числе и человека. Таким образом, в содержании программы экологического кружка могут быть прослежены несколько содержательных линий:

- человек (природное существо и член общества);

- многообразие природного и социо- культурного окружения человека;

- экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой ;

-  труд и поведение человека в окружающей среде.

Успех работы кружка зависит от того, как учитель сочетает деятельность учащихся в стенах школы с изучением природной среды в окрестностях школы или села.

Кружковая работа позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Одним из важнейших средств является игра. В игре в наибольшей степени школьник психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учиться понимать отношение к природе людей, выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приемами общения со сверстниками. Важно то, что ребята в играх участвуют добровольно, без принуждения. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширять кругозор, вовлекать в природоохранительную работу большее число ребят, помогает воспитывать у детей чувство ответственности за состояние родной природы. В этом направлении важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной системы.  Существуют массовые формы натуралистической работы, которым можно придать экологическое направление. Ребята любят такие праздники и тематические дни: «День леса», «Встреча матушки зимы», «праздник Нептуна», «Осень золотая» и др. Праздники по теме все разные, но принципы и организация проведения их в основном общие. Подобное мероприятие- второстепенное развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции. «Охрана природы- задача каждого»- вот основная идея, которая красной нитью должна проходить через композицию всякого натуралистического дела.

Большую часть воспитательной нагрузки включает в себе период коллективной подготовительной работы праздника. В ходе подготовки необходимо стимулировать творческую инициативу, находчивость, выдумку школьников. Здесь большую положительную роль играет помощь старшеклассников, которые не только не подавляют инициативу младших, но и обогащают знание детей о труде, дружбе, выручке и др. Разнообразные виды внеклассной работы в экологическом кружке взаимно дополняют друг друга , обогащая процесс обучения и воспитания учащихся коррекционных школ.

Таким образом, внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями подходами и ориентациями.

Заключение

В представлении В.И. Вернадского, человек- часть живого вещества, подчиненного общим законом организованности биосферы, вне которой оно существовать не может. Человек является частью природы, утверждал выдающийся ученый. Целью общественного развития должно быть сохранение организованности окружающей среды. А для этого необходимо формировать высокий уровень экологической грамотности населения, а в первую очередь подрастающего поколения. Экологическая культура нужна каждому, кто собирается жить в 21 веке.

Динамическая и теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в единстве: обучения, воспитания и развития. Несмотря на нарушение познавательных интересов детей, педагог при использовании различных методов и приемов, может и должен сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Изучив основные положения концепции экологического образования и воспитания, проведя анализ литературы и передового педагогического опыта в области природоохранного воспитания учащихся, с учетом особенностей развития детей с интеллектуальной недостаточностью, сделаны следующие выводы:

1.Экологическое образование и воспитание целенаправленный, организованный процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, обеспечивающих развитие бережного ответственного отношения к природе.

2.Экологическое образование и воспитание как целенаправленный процесс имеет свои задачи, цели, формы и методы.

3.Вопросами экологического воспитания и воспитания учащихся коррекционных школ занимаются не так уж и много педагогов. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. В коррекционных школах создается база для развития экологической культуры учащихся. По мнению педагогов, ученых, исследователей на данном этапе возможно формирование экологических представлений и навыков у учащихся, способных принимать оптимальные решения по отношению к природе и обществу, быть ответственным за сохранение жизни на земле. Но главное то, что за всем многообразием методов и приемов работы становятся более экологически воспитанными, несмотря на нарушения познавательной деятельности.

Таким образом, учащимся коррекционных школ как и каждому человеку для того, чтобы выжить необходимо формировать о повышать экологическую культуру, научиться бережно относится к природе.

Список использованных источников

1. Базарнов В.Ф. Экскурсия как форма экологического образования.- Томск, 1997.-65с.

2. Белавина И., Найденская Н. Планета наш дом: мир вокруг нас. (Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников).- М, Лайда, 1995.

3. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников// Начальная школа.- 2003.- №5.

4. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе//под ред. В.В. Воронковой.- М., Школа-пресс,1994.

5. Грешневиков А.Н. Экологические словарь.- М., «Экос-информ», 1995.

6. Деревянко В.А., Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки экологического творчества//Начальная школа.- 1989.- №12.

7. Зверев И.Д. Охрана природы и экологическое воспитание//Воспитание школьников.- 1985.-№ 6.

8. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении.- М., 1980, с.19.

9. Игнатьева О. Современная школа и проблема экологического мышления / О. Игнатьева. А. Маджуга, Б.Анарметов// альма матер.- 2005.-№

10. Кириллова З.А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы// Начальная школа.- 1989.-№ 5.

11. Муртазалиева «Вести республики» №113, 9 августа 2007 г

12. Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа// Начальная школа.- 1991.- №5.

13. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей.- М, Просвещение. 1986.

14. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические : в 3-х томах.- М., 1987.

15. Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе// Начальная школа.- 1988.-№8.

16. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: Изд.»Академия развития», 1997.

17. Экологическое воспитание школьников/ Под ред. Зверев И.Д., Суравегиной И.Т., М., Просвещение, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческий отчет учителя математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Творческий отчет подготовлен мною по итога работы за 2008-2011 учебные годы, преподавая математику детям с ограниченными возможностями здоровья....

Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».

Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...

Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

творческий отчет по теме "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях модернизации образования"

Творческий отчет учителя математики образвитиии  творческого потенциала учащихся 5-9 классов сельской школы...

Творческий отчет "Развитие творческих способностей через игровую деятельность"

Дополнительное образование относится к сфере свободного времени, но не перестает быть образованием, т.е. областью развития личности. Именно в дополнительном образовании можно использовать игровые техн...

Творческий отчет "Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания"

В докладе сделан акцент на применение ИКТ - технологий при разработке проектной деятельности на уроке истории и обществознанию....

Сценарий творческого отчета рок-группы «Оболочка» творческого обьединения «Альянс»

В данном материале представлен сценарий творческого отчета  рок-группы "Оболочка" МБУДО "Центр дополнительного образования "Радуга  г.Тайшета, 2017г....