Развивающие технологии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
статья ( класс) на тему

Поваляева Галина Александровна

Развивающие  технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие, сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Г.А.Поваляева, учитель-логопед

НДОУ «Детский сад №201» ОАО «РЖД»

Республика Хакасия, г. Абакан

В логопедической практике накоплено большое количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников.

Развивающие  технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие, сохранных и активизации нарушенных психических функций. Развивающие  технологии в логопедии:  

  1. Технологии развития мелкой моторики:
  • Кинезиологические упражнения. Психика и тело развиваются неразрывно друг с другом. Движение, сначала совсем простое, а затем всё более и более сложное, даёт ребёнку возможность осваивать мир, общаться с окружающими. Движение как сложная, многослойня система, является как бы «зеркалом» состояния ребёнка с одной стороны и «окошком», через которое мы можем воздействовать на его развитие, - с другой стороны (Примерные игры «Фокусник», «Змейка», «Ребро-кулак-ладонь»).
  • Су-джок терапия. На кистях рук располагаются системы высокоактивных точек соответствие всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает лечебное и профилактическое действие (массажёрами продаются в аптеках).
  • Японская методика пальцевого массажа. Массаж грецкими орехами (катать орех между ладонями), шестигранным карандашом (пропускать карандаш между пальцами).
  • Игровые упражнения. Развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами: с пуговицами, счётными палочками, спичками, крупой, бусами, прищепками, проволокой;
  • биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;

2. Технологии развития артикуляционной моторики.

  • Артикуляционная гимнастика. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики (выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков).
  • Логопедический массаж  - это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств. Цель логопедического массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Так, в полости рта возникают совершенно различные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех или иных звуков. Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.
  • Зондовый массаж. Проводится в зависимости от нарушения: при спастичной форме – расслабление мышц артикуляционного аппарата, при вялой – их укрепление.
  1. Технологии развития фонематического слуха. (Д/и «Солнце или дождик?», «Найди игрушку», «Кто больше» (придумывание слов с заданным звуком), «Разложи картинки в два ряда» (картинки разной слоговой структуры), «Подбери к картинке букву», «Впиши букву» и т.д.)[3].
  2. Технология развития речевого дыхания и голоса. Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, чёткая и ненапряжённая артикуляция. Дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшения голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т.д.
  3. Технология развития лексико-грамматических компонентов речи. Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов осуществляется с помощью: расширения объёма словаря, формирования значения слова, развитие лексической системности и семантических полей, формирование парадигматических и синтагматических связей слов, развитие словообразования, уточнение грамматического значения слова.
  4. Технология развития связной речи.
  • Наглядное моделирование. В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.
  • Приемы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ (Общая теория сильного мышления, Теория решения изобретательских задач, развитие творческого воображения). Такие методы ТРИЗ – РТВ, как составление загадок, метафор, системных сравнений, лимериков и др., как раз и становятся “пусковым” механизмом в становлении речи детей с речевым недоразвитием, который помогает на всем протяжении работы с детьми ненавязчиво формировать новые действия и соответствующие им чувственные понятия, образы.[2]
  1. Технология моделирования и проигрывания сказок на индивидуальных занятиях. Способствует возникновению мотивации речевого общения, формированию первичных произносительных навыков, пополнению и активизации словаря, появлению фразы в речи ребёнка, устранению в речи аграмматизмов.
  2.  Информационно-коммуникативные технологии повышают интерес детей к изучаемому материалу и качеству коррекционной работы. Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.[1]
  3. Игровые технологии. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.        Выбор игровой технологии обосновано тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется  готовность к обучению в школе.

Таким образом,  применение логопедических технологий в работе помогает решать коррекционно - педагогические задачи.

Литература:

1. Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие – Ставрополь, 2008. – 224 с.

2. Корзун А.В. Обзор материалов сайта Минского центра ОТСМ-ТРИЗ технологий по работе со сказкой.http://www.trizminsk.org/e/260021.htm

3.  Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. _ Ростов н/Д: Феникс, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диафрагмально-релаксационное дыхание в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

«Диафрагмально-релаксационное дыхание в логопедической работе с детьми дошкольного возраста (применение элементов здоровьесберегающей методики ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Описание приемов работы с мнемотаблицами на занятиях по развитию связной речи с целью совершенствования монологической речи у дошкольников. Раскрываются основные понятия мнемотехники....

Педагогический проект на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».

В  сентябре 2016 года  в соответствии с годовым планом работы учителя-логопеда  проведена диагностика  речевого развития детей подготовительной к школе   группы МБО...

Коррекционно-развивающая среда в системе логопедической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье обосновывается необходимость сознания специальной коррекционно-развивающей среды для дошкольников с речевыми нарушениями, учитывающей индивидуальные особенности каждого ребенка, формир...

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Данная статья  раскрывает актуальность проблемы использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи, основные направления, зад...

Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Данное пособие раскрывает актуальность проблемы использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи, основные направления, задачи,...