Конспект урока по русскому языку и развитию речи (для детей с легкой умственной отсталостью) 4 класс
план-конспект урока ( класс) на тему

Бельтюкова Наталья Александровна

Конспект урока по русскому языку и развитию речи (для детей с легкой умственной отсталостью) 4 класс на тему "Упражнение в написании слов с безударными гласными".

Ход урока происходит на основе событий посвященных Дню Победы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkiy_yazyk_4_klass.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку и развитию речи

4 класс

(для детей с легкой умственной отсталостью)

Тема: Упражнения в написании слов с безударными гласными.

Цель: Закрепить знания детей о правописании безударных гласных в корне

            слова, проверяемых и не проверяемых ударением.

            Повторить правило о безударных гласных в корне.

            Прививать интерес к истории своего народа через знакомство с

            историческими событиями ВОВ.

            Воспитывать патриотические чувства на примерах подвигов

            советских воинов.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

 Рапорт дежурного.  

     Звучит песня «День Победы». На доске картинки о войне.

  1. Вступительная беседа.

Учитель: Ребята, какую дату мы недавно праздновали?

Дети: 9 Мая - День Победы в Великой Отечественной войне.

Учитель: Правильно. Наша страна будет отмечать великий праздник – День Победы. А сколько длилась эта страшная война?

(долгих четыре года и унесла жизни многих людей.)

Сегодня на роке русского языка мы закрепим знания о правописании безударных гласных в корне слова и вспомним о некоторых исторических событиях этого периода.

  1. Чистописание. 

Начнем урок с чистописания, а для этого подготовим наши ручки:

Гимнастика для рук.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую!

Учитель: Откройте тетради и запишите число. Сегодня… (называется число и месяц).

Пропишите элементы и буквы, которые прописаны у вас в тетрадях (Дети записывают и прописывают.

  1. Основная часть.

Учитель: Прочитайте слова, которые написаны на карточках. Что в них пропущено?

                                 Хр.…брец       вр...жда     прибл.…жаться

Дети: Гласные буквы.

Учитель: Давайте вставим пропущенные гласные в словах и поставим ударение. Какая гласная под ударением, а какая без ударения? А на доске пойдет выполнять это задание… (вызвать ребенка к доске)

Как узнать, какую букву надо написать?

Что для этого надо сделать?

Дети: Нужно подобрать однокоренное проверочное слово. Чтобы необходимый нам гласный стоял под ударением.

Учитель: Запишите эти слова с красной строки, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение и подчеркните орфограмму

Учитель: Какое слово здесь может быть лишним?

Дети: Слово приближаться. Это слово, которое обозначает действие предмета, а остальные слова, которые обозначают предмет.

Учитель: Давайте повторим, на какие вопросы отвечают эти слова. Слова, которые обозначают предмет, отвечают на вопрос кто? что?, а слова которые обозначают действие предмета, отвечают на вопросы…(дети отвечают)

Учитель: В годы ВОВ героически сражались наши земляки. В нашем городе есть Аллея Славы где написаны все имена героев ВОВ. Многие школы носят имена героев. К сожалению, многих уже нет в живых. Мы должны помнить своих героев. Нельзя забывать тех, кто отдал жизнь за наше счастье.

Учитель: Прочитайте поговорку на доске.

Храброму смерть не страшна.

Учитель: Когда так говорят? (когда человек ничего не боится. Благодаря своей храбрости, смелости наш народ одержал победу над врагом)

Учитель: Найдите в этой пословице проверочное слово для слова храбрец.

Дети: Слово храброму является проверочным словом для слова храбрец.

(на доске карточка со словами храбрец - храброму)

Учитель: Запишите поговорку на следующей строчки в тетради, поставьте ударение в проверочном слове и подчеркните ударный гласный.

  1. Словарная работа.

Учитель: В ВОВ было много победителей и героев, которые были награждены медалями и орденами. Сейчас вы должны заменить мои предложения одним словом и записать их с красной строки через запятую.

Человек, который выиграл сражение. (Победитель)

Награды за боевые заслуги во время войны. (Ордена)

Человек, совершающий подвиги, храбрый человек. (Герой)

Люди, которые участвовали в войне. А сейчас они уже стали пожилыми и носят    гордое звание … (Ветеран)

Учитель: Давайте посмотрим, какие слова вы записали и правильно ли вы их записали.  (появляется карточка на доске с подчеркнутыми буквами)

Победитель   ордена   герой   ветеран

На какие две группы можем разделить эти слова?

Дети: Слова с безударными гласными, проверяемые ударением и слова непроверяемые ударением.

Учитель: А как можно проверить эти слова?

Дети: Подобрать проверочное слово или воспользоваться словарем.

Учитель: Правильно, нужно подобрать проверочное слово или найти его в словаре. Если вы не можете проверить слово проверочным словом, то нужно найти это слово в словаре. Такой словарь называется орфографический. Вы его можете взять в библиотеке. (показать словарь)

Учитель: Война продолжалась 4 года и закончилась весной, 9 мая 1945 г. Весна прекрасное время года, когда распускаются листочки, зеленеет трава. Сейчас мы с вами встанем изобразим это в нашей физминутке.

Физминутка.

Березка в белом сарафане

Весною водит хоровод.

Звенит сережками так нежно

И птичек в гости всех зовет.

Раскроет свои руки-ветки

Опустит ветки-пальцы вниз,

Подставит солнышку листочки,

Чтоб лучик на ветвях повис.

Учитель: Во всех записанных нами словах есть орфограмма «безударный гласный в корне». Очень важно при написании безударного гласного правильно подбирать проверочное слово. Какой алгоритм поможет нам правильно написать букву в корне слова?

Читаю

Ставлю ударение

Определяю корень

Подбираю проверочное слово

Пишу букву

Учитель: Прошло уже 70 лет, как советский народ опустил меч войны. В Берлине возвышается статуя советского солдата с опущенным мечом и спасенной немецкой девочкой на руках. Это символ мира. (показать картинку со статуей)

Учитель: Пользуясь алгоритмом, выполните задание: вставьте пропущенные буквы в словах, которые символизируют мир, спокойствие на земле. К доске идет… (вызвать ребенка к доске). Остальные выполняют в тетрадях с красной строки.

З__мля   в__сна   цв__ты   т__шина   п__ля   л__са   зн__мёна

Учитель: В Волгограде стоит памятник Родина-Мать с высоко поднятым мечом. Это символ возмездия тем, кто посмел посягнуть на наше мирное небо. Этот памятник очень высокий и его видно далеко, за большие расстояния. (показать картинку с памятником)

Учитель: У вас на столах лежат карточки с текстом. Вы должны прочитать стихотворение, переписать его в тетрадь, вставить пропущенные буквы в словах,  поставить ударение и подчеркнуть орфограмму.  За эту работу вы получите оценку.

Поклонимся великим тем г..дам,

Тем славным ком..ндирам и б..йцам,

И маршалам стр..ны, и р..довым,

Поклонимся и мертвым и ж..вым –

Всем тем, которых забыть нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья!

Учитель: Молодцы, закончили выполнять задание. Давайте его проверим и поставим оценки.

Учитель: Откройте дневники и запишите домашнее задание. Вам нужно написать 10 слов с безударной гласной в корне слова.

Учитель: Хорошо! А сейчас мы еще раз повторим то, о чем мы говорили на уроке. Как проверить безударный гласный в корне слова? (нужно подобрать проверочное слово или найти слово в орфографическом словаре)

Учитель: Какие слова называются проверочными? (когда необходимый нам гласный стоял под ударением)

Учитель: Замечательно. А теперь возьмите карточки со смайликами и оцените свою работу на уроке.

Учитель: Все были молодцы на этом уроке, все работали очень хорошо. Спасибо вам!

Учитель: Сейчас я вам раздам картинки с изображением  символа памяти – вечного огня. Это символ о погибших солдатах, которые подарили нам жизнь. Вам нужно взять цветные карандаши и раскрасить этот рисунок.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и развитию речи для детей с глубокой умственной отсталостью.

Знакомство детей с представителями растительного мира родного края - одуванчике, расширение словаря детей через речевые игры,развитие коммуникативной компетентности детей, воображения и восприятия окр...

Доклад по теме: «Формирование коммуникативных компетенций на уроках чтения, русского языка и развития речи и совершенствование их во внеурочной деятельности у детей со сниженным интеллектом»

«НРАВСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВИДНАВ ЕГО ОТНОШЕНИИ К СЛОВУ».Л.Н.ТОЛСТОЙКоммуникативная компетентность  - это развивающийся опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного...

Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7

Рабочая программа   Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...

Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа   Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...

Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10

Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...

Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...

Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7

Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...