О преемственности: Детский сад - школа
статья ( класс) на тему

О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: ДЕТСКИЙ САД-ШКОЛА

 

Елена Шевченко, учитель – логопед

КДУУ (я-с) КТ «Ладушки»

г. Ровеньки

 

В жизни человека 6 лет- это много или мало, а 11?   Чем старше становится человек, тем быстрее летит время. Каждый ребенок вырастит. Как бы мы не хотели облегчить детям жизнь, подстелить соломку под каждый шаг - не получится. Они набьют свои шишки, сделают свои ошибки, но в наших силах сделать их старт более успешным, не травмирующим, спокойным. Всем нам очень хочется, чтобы школьные годы наши дети вспоминали с улыбкой, легкой грустью, и сожалением о быстро промчавшихся годах. И надо постараться, чтобы эти воспоминания не превратились в кошмар, о котором даже не хочется думать.

Разговор о дошкольном детстве и о подготовке к школе занимает здесь едва ли не половину всего времени. И чем старше становится ребенок, тем короче разговор о методах и приемах помощи в учебе. Это не случайно. Львиная доля проблем закладывается в дошкольном возрасте. Тогда же и нужно заниматься их профилактикой. Всегда легче предотвратить трудности, чем их решать. Впереди у дошкольников речь письменная. А речь - это одна из психических функций человека, как память, внимание, мышление, воображение. И сензитивные (наиболее благоприятные) периоды развития заложены в первые 6 лет (гуление, лепет, первые слова, простая фраза, лексико-грамматический строй, связная речь).

Любые нарушения звукопроизношения оказывают негативное влияние не только на умственное развитие ребенка, но и его эмоционально-волевую сферу, а значит и на формирование личности. Если речь ребенка развивается не в соответствии с возрастными нормами, значит обязательно нужно обратиться к специалисту. Существует целый комплекс профилактических и коррекционных мероприятий, который поможет избежать в будущем больших проблем. Не во всех дошкольных учреждениях есть логопедические группы. Да и зачисление в них ограничено количеством детей и  сложностью  речевого дефекта. Но если нарушен хотя-бы один звук, его нужно исправить, а не оставить! Если дошкольные педагоги услышали, заметили речевые нарушения - необходимо сразу реагировать, обращать внимание родителей, настраивать на своевременную помощь детям. За это ответственны прежде всего родители. _

Хочу обратить внимание родителей и дошкольных педагогов: если логопед отправляет пришедших на прием родителей с плохо говорящими детьми обратно с напутствием «Приходите, после 5лет, если звукопроизношение не исправится» - это абсолютно не правильный подход - за один год можно не успеть исправить все звуки (поставить звук, автоматизировать, дифференцировать и ввести в речь). Предложите родителям проконсультироваться еще и настаивайте на своевременной помощи ребенку, не откладывая на потом. Не буду говорить о тяжелой речевой патологии, когда коррекционную работу нужно начинать чуть ли не с первых дней жизни малыша. Если ребенок с 4-х лет не произносит некоторые звуки - можно еще надеяться, что они появятся, но если в 3 года появилось горловое произношение звука «р» или свистящие звуки - межзубные (язычок между зубами), то вряд ли произношение этих звуков само собой исправится. Здесь нужна логопедическая работа. Ичем раньше она начнется, тем лучше. Т. к. последнее время отмечается стойкость дефектного произношения, и сроки коррекционной работы удлиняются, а закреплять появившееся дефектное произношение до 5-6 лет конечно же не нужно.

Важно также до поступления в школу обратить внимание на развитие лексико-грамматического строя и общей связной речи ребенка. Он должен правильно использовать грамматические категории (падежные, родовые окончания, согласование различных частей речи и т. д. Прекрасно, если дошкольник может составить развернутый рассказ по серии сюжетных картинок, поддержать беседу, рассказать о том, как провел выходные. А если он этого не может делать, не спешите вешать ярлык задержка речевого развития. Еще есть время помочь малышу. Необходимо посоветоваться с логопедом, больше заниматься в игровой форме, а не делать из этого трагедию, пугать ребенка и пугаться самому. Нужно грамотно действовать.

А вот если не устранены все эти недостатки до 6-ти лет - «добро пожаловать» этим ошибкам в школьную жизнь - в письменную речь, к новому витку сложностей: дисграфии (пропуски гласных, замены букв близких по написанию и по звучанию, неправильное написание предлогов, приставок, мягкого знака, не соблюдение границ предложения), дизорфографии (стойкость неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил: правила знает, но применять не может), дислексии  (расстройство процесса чтения), а также проявления ММД (минимально мозговой дисфункции).

Хочу обратиться к школьным коллегам. Знакомясь с каждым ребенком, НЕ берите на себя груз ответственности за такие состояния детей .настраивайте родителей на обязательную коррекционную работу со специалистами , на необходимость вовремя облегчить ребёнку учебу.

Если вы хотите помочь своим ученикам, не забывайте, что:

-             ничего не делается по мановению волшебной палочки, нужны время, терпение и система;

-             родители, учителя и специалисты (психологи, логопеды) должны работать в тесной связи - только тогда можно достичь желаемого успеха без психотравмирующих ситуаций как для ребенка, так и для окружающих;

-             необходимо выполнять все, что назначено специалистом и не от случая к случаю, а так, как сказано. Иначе наступившее улучшение быстро сойдет на нет, и проблемы могут только усилиться;

помните, ребенок не виноват в своих проблемах! Он не «лодырь», не «лоботряс», не «тупой» и прочее, он пока не может писать и читать лучше. Ему надо помочь!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_preemstvennosti.docx170.96 КБ

Предварительный просмотр:

О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: ДЕТСКИЙ САД-ШКОЛА

 

Елена Шевченко, учитель – логопед

КДУУ (я-с) КТ «Ладушки»

г. Ровеньки

 

В жизни человека 6 лет- это много или мало, а 11?   Чем старше становится человек, тем быстрее летит время. Каждый ребенок вырастит. Как бы мы не хотели облегчить детям жизнь, подстелить соломку под каждый шаг - не получится. Они набьют свои шишки, сделают свои ошибки, но в наших силах сделать их старт более успешным, не травмирующим, спокойным. Всем нам очень хочется, чтобы школьные годы наши дети вспоминали с улыбкой, легкой грустью, и сожалением о быстро промчавшихся годах. И надо постараться, чтобы эти воспоминания не превратились в кошмар, о котором даже не хочется думать.

Разговор о дошкольном детстве и о подготовке к школе занимает здесь едва ли не половину всего времени. И чем старше становится ребенок, тем короче разговор о методах и приемах помощи в учебе. Это не случайно. Львиная доля проблем закладывается в дошкольном возрасте. Тогда же и нужно заниматься их профилактикой. Всегда легче предотвратить трудности, чем их решать. Впереди у дошкольников речь письменная. А речь - это одна из психических функций человека, как память, внимание, мышление, воображение. И сензитивные (наиболее благоприятные) периоды развития заложены в первые 6 лет (гуление, лепет, первые слова, простая фраза, лексико-грамматический строй, связная речь).

Любые нарушения звукопроизношения оказывают негативное влияние не только на умственное развитие ребенка, но и его эмоционально-волевую сферу, а значит и на формирование личности. Если речь ребенка развивается не в соответствии с возрастными нормами, значит обязательно нужно обратиться к специалисту. Существует целый комплекс профилактических и коррекционных мероприятий, который поможет избежать в будущем больших проблем. Не во всех дошкольных учреждениях есть логопедические группы. Да и зачисление в них ограничено количеством детей и  сложностью  речевого дефекта. Но если нарушен хотя-бы один звук, его нужно исправить, а не оставить! Если дошкольные педагоги услышали, заметили речевые нарушения - необходимо сразу реагировать, обращать внимание родителей, настраивать на своевременную помощь детям. За это ответственны прежде всего родители. _

Хочу обратить внимание родителей и дошкольных педагогов: если логопед отправляет пришедших на прием родителей с плохо говорящими детьми обратно с напутствием «Приходите, после 5лет, если звукопроизношение не исправится» - это абсолютно не правильный подход - за один год можно не успеть исправить все звуки (поставить звук, автоматизировать, дифференцировать и ввести в речь). Предложите родителям проконсультироваться еще и настаивайте на своевременной помощи ребенку, не откладывая на потом. Не буду говорить о тяжелой речевой патологии, когда коррекционную работу нужно начинать чуть ли не с первых дней жизни малыша. Если ребенок с 4-х лет не произносит некоторые звуки - можно еще надеяться, что они появятся, но если в 3 года появилось горловое произношение звука «р» или свистящие звуки - межзубные (язычок между зубами), то вряд ли произношение этих звуков само собой исправится. Здесь нужна логопедическая работа. Ичем раньше она начнется, тем лучше. Т. к. последнее время отмечается стойкость дефектного произношения, и сроки коррекционной работы удлиняются, а закреплять появившееся дефектное произношение до 5-6 лет конечно же не нужно.

Важно также до поступления в школу обратить внимание на развитие лексико-грамматического строя и общей связной речи ребенка. Он должен правильно использовать грамматические категории (падежные, родовые окончания, согласование различных частей речи и т. д. Прекрасно, если дошкольник может составить развернутый рассказ по серии сюжетных картинок, поддержать беседу, рассказать о том, как провел выходные. А если он этого не может делать, не спешите вешать ярлык задержка речевого развития. Еще есть время помочь малышу. Необходимо посоветоваться с логопедом, больше заниматься в игровой форме, а не делать из этого трагедию, пугать ребенка и пугаться самому. Нужно грамотно действовать.

А вот если не устранены все эти недостатки до 6-ти лет - «добро пожаловать» этим ошибкам в школьную жизнь - в письменную речь, к новому витку сложностей: дисграфии (пропуски гласных, замены букв близких по написанию и по звучанию, неправильное написание предлогов, приставок, мягкого знака, не соблюдение границ предложения), дизорфографии (стойкость неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил: правила знает, но применять не может), дислексии  (расстройство процесса чтения), а также проявления ММД (минимально мозговой дисфункции).

Хочу обратиться к школьным коллегам. Знакомясь с каждым ребенком, НЕ берите на себя груз ответственности за такие состояния детей .настраивайте родителей на обязательную коррекционную работу со специалистами , на необходимость вовремя облегчить ребёнку учебу.

Если вы хотите помочь своим ученикам, не забывайте, что:

-             ничего не делается по мановению волшебной палочки, нужны время, терпение и система;

-             родители, учителя и специалисты (психологи, логопеды) должны работать в тесной связи - только тогда можно достичь желаемого успеха без психотравмирующих ситуаций как для ребенка, так и для окружающих;

-             необходимо выполнять все, что назначено специалистом и не от случая к случаю, а так, как сказано. Иначе наступившее улучшение быстро сойдет на нет, и проблемы могут только усилиться;

помните, ребенок не виноват в своих проблемах! Он не «лодырь», не «лоботряс», не «тупой» и прочее, он пока не может писать и читать лучше. Ему надо помочь!

http://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2016/03/14/sam_7527.jpg?itok=-UQ-UC6B


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель сетевого взаимодействия «Детский сад + школа». Система работы по обеспечению преемственности «Детский сад + школа» в условиях реализации ФГОС.

Королева Н.С., Шестопалова Л.А., Фомина А.С.Стандарты второго поколения одной из приоритетных задач определяют преемственность в обучении. Обеспечение преемственности позволяет решить проблему адаптир...

Организация логопедической преемственности "Детский сад- Школа" в г.п. Лянтор

В данной статье освещены вопросы логопедической преемственности между дошкольными и школьными общеобразовательными учреждениями, приведены примеры организации взаимодействия учителей- логопедов в г.п....

Семинар по преемственности детского сада и школы

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников.(круглый стол с элементами тренинга)...

Преемственность детского сада и школы

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познава...

Проект «СИРС как одна из форм формирования УУД в преемственности “детский сад-школа”»

Работа по обеспечению преемственности дошкольного и начального звеньев непрерывного образования становится всё более актуальной. Чаще всего подготовка в детском саду направлена на обучение детей чтени...

«Весенний калейдоскоп» Открытое спортивное мероприятие в рамках Программы преемственности «Детский сад – школа»

Цель: Через различные формы коррекционно-восстановительной работы способствовать общему укреплению здоровья детей и улучшению зрительных показателей. Увлечь ребят детского сада интересной спортивной ж...

Статья "Обеспечение преемственности детского сада и школы посредством организации кружка дополнительного образования «Подготовка к школе»"

Статья для выступления на Всероссийской Научно-практической конференции " Реализация ФГОС в образовательном процессе"...