упражнения для развития оперативного поля чтения
консультация ( класс) на тему

Виролайнен Евгения Валерьевна

Данные упражнения направлены на расширение оперативного поля чтения и одновременное развитие памяти ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОПЕРАТИВНОГО ПОЛЯ ЧТЕНИЯ

И ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ

Как показывают исследования, глаза человека при чтении находятся в одном из двух состояний: фиксация (остановка) или смена точек фиксации (движение глаз). Восприятие читаемого текста происходит только в момент остановки или фиксации. Естественно, что скорость переработки полученной при чтении информации (а значит, и скорость чтения) напрямую зависит от того, какое количество информации будет воспринято ребенком в момент остановки взора.

Для беглого чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение. Известно, что при движении взгляда человека по строчкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия происходит только в центральной зоне ясного видения. Все, что находится вне этой зоны, человек видит неясно, а то и вообще не видит. Значит, для того, чтобы ребенок читал быстро, необходимо работать над развитием оперативного поля чтения детей и одновременно над развитием памяти ребенка. Помогут в этом специальные упражнения.

Упражнения в чтении слов, словосочетаний, небольших предложений.

Начинать подобную работу следует с чтения несложных слов: сначала слово, состоящее из двух слогов, затем — из трех, далее — два небольших слова, и, наконец, целое предложение, состоящее из 10 — 12 знаков. Педагогу, составляющему упражнения для чтения, следует помнить, что каждая следующая строчка или задание должно быть несколько длиннее предыдущего. Перед выполнением упражнений ребятам дается установка: читаешь первое слово, смотри сразу на следующее, постарайся его понять.

Некоторые примеры заданий этого вида для учащихся первого класса:

 

а)  зима       б) зима           в) Пришла зима,

     зимний       зимушка          друг – дружеский

     зимовать     Пришла зима   сильный — смелый

   

Детям второго класса предлагаются для чтения более сложные задания. В них присутствуют слова, записанные в столбик и в строчку, небольшие предложения. Подбирая задания для подобных упражнений, учитель может специально использовать слова, словосочетания и предложения, при чтении которых может быть организована сопутствующая работа по повторению правил правописания, развитию речи учащихся. Например:

ученье

ученик

ученый

буря, вьюга, метель, поземка

Чтение — вот лучшее ученье.

В третьем и четвертом классах дети в состоянии справиться с чтением целых «пирамид» или «лесенок» слов, словосочетаний, предложений, которые педагог может составлять сам или заранее выбирать из текста. Если слова выбираются из знакомого детям текста, то упражнение проводится перед проверкой домашнего задания; если из незнакомого, то перед чтением на уроке нового художественного произведения. Например: перед чтением сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»:

бури

ветры

ураганы

разыграйся

замораживая

выхолаживая

Перед выполнением всех заданий подобного типа ребятам снова дается установка: читаешь первое слово, смотри сразу на следующее, постарайся его понять.

Слова для чтения таких «пирамид» слов учитель может подбирать сам, предлагая их учащимся, начиная с уроков обучения грамоте, и проводить в различных вариантах. Например:

а) чтение слов с так называемой

                                        «сквозной буквой»:    

садик    

ведро    

падать    

лодочка    

задавать    

радостный

б) чтение слов, начинающихся на одну букву:

газ

град

город

глобус

граница

 

«Найдите слово»

Прочитайте слова, одновременно по выделенным буквам попробуйте найти и прочитать новое слово.

сок

носки

   сам    

   Света

   место

 каток

 кукла

  магазин

 

Прочитайте слова, записанные в столбик. А теперь прочитайте сверху вниз новое слово, составленное из первых букв слов, а затем — снизу вверх, составленное из последних букв.

зола

арык

год

ангина

долг

кора

алмаз

 

Чтобы взгляд ребенка во время чтения плавно скользил по читаемому, независимо от того, как расположены слова, словосочетания, предложения (в строчку или столбик), детям можно предлагать задания на чтение в указанном направлении.

Прочитайте слова, двигаясь согласно стрелкам.

Прочитайте слова в столбиках так, как указывают стрелки: сначала сверху вниз, а затем снизу вверх.

Быстро прочитайте слова согласно стрелкам: сначала те, что записаны в столбиках, затем — в строчках, будьте внимательны.

Как известно, особый интерес у учащихся начальной школы вызывают задания игрового, творческого характера, задания на смекалку и внимание.

«Лесенка»

Самостоятельно составьте лесенку из слов, начинающихся с буквы Д, так, чтобы каждое последующее слово на одну букву было длиннее предыдущего.

 

Д _    До

Д _ _    Дом

Д _ _ _    Дача

Диван               Д _ _ _ _

Дерево             Д _ _ _ _ _

Деревня           Д _ _ _ _ _ _

 

«Слоговой аукцион»

Прочитайте слова, начинающиеся с одного и того же слога, продолжите этот ряд (для облегчения восприятия слог выделяется).

КОра, КОжа, КОза, КОтел, КОвер, КОроль, КОрабль и т. д.

Прочитайте слова, в середине которых находится слог «ТО», придумайте свои слова:

моТОцикл, поТОлок, кофТОчка, веТОчка

и т. д.

Прочитайте слова, которые заканчиваются на — «ЦЫ», дополните ряд:

птиЦЫ, гонЦЫ, огурЦЫ, ножниЦЫ, мастериЦЫ, постояльЦЫ и т. д.

«Жили-были звери»

Найдите и прочитайте названия зверей, которые живут в зоопарке.

«Выросли на грядке»

Найдите в квадрате названия овощей, а прочитать их можно, шагая вниз, вверх, вправо, влево. Двигаться по диагонали нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития техники чтения

Упражнения для развития техники чтения...

Упражнения для развития сознательного чтения.

Упражнения для формирования правильности, беглости, выразительности чтения...

Упражнения, способствующие развитию скорости и качества чтения

Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. В контроле и реализации чтения, как психофизи...

комплекс упражнений,направленный на развитие самостоятельно иноязычного чтения

Данные упражнения рекомендованы учащимся 7-8 классов.Комплекс упражнений, способствует  развитию стратегий самостоятельного иноязычного чтения обучающихся основной общеобразовательной школы,повыш...

Речевые упражнения для развития основных видов чтения на основе аутентичного материала сказки "Джозефа Редьярда Киплинга "Кошка, гулявшая сама по себе".

Обучение навыкам чтения является важной составляющей языковой компетенции школьника. В процессе формирования навыков чтения обучающиеся учатся читать аутентичные тексты различных жанров. При это...

Презентация на тему "Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения

Навык чтения характеризуется такими качествами, как беглость, сознательность, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей практике я использую такие упражнения, которые включаю в...

доклад на школьный ППК на тему:Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения

Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтенияНавык чтения характеризуется такими качествами, как беглость, сознательность, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в свое...