"Правильно ли говорит ваш ребенок?"
статья ( класс) на тему

        В статье дается характеристика этапов становления речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravilno_li_govorit_vash_rebenok.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Правильно ли говорит ваш ребенок?

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие (заикающиеся, не выговаривающие многие звуки), начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Если же их не понимают, то они раздражаются, замыкаются в себе. При обучении ребенка в школе недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность в своих силах. Нам надо воспитать полноценную личность, поэтому необходимо устранить всё, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. С первого дня пребывания ребенка в школе ему приходится широко пользоваться речью (отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух), и недостатки речи обнаруживаются сразу. Особенно необходимым для ребенка становится чистое произношение звуков и слов, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и  грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как они говорят. Если ребенок говорит «субы» («зубы»), «усы» («уши»), «мене» («мне»), то он почти всегда так и пишет эти слова. Среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей с нарушениями звукопроизношения. Речь формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга, достигла определенной зрелости, а органы чувств ребенка – слух, зрение, обоняние, осязание, вкус – были также достаточно развиты. Особенно важно развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых, ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, то задерживается его физическое и психическое развитие.

Установлено, что дети, имеющие нарушения в познавательной деятельности, как правило, отстают в речевом развитии. Дети физически ослабленные, часто болеющие различными инфекционными болезнями, также нередко отстают в речевом развитии. Таким образом, формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребенка.

А.Н. Леонтьев выделяет четыре этапа в становлении речи детей:

1-й – подготовительный-до одного года;

2-й – преддошкольный этап первоначального овладения языком-до 3 лет;

3-й – дошкольный-до 7 лет;

4-й – школьный (от 7 до 17 лет).

Остановимся  на характеристике первых трех этапов.

Первый этап-подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).

С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако, и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую-оживляется, на резкую-плачет.

Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес.-лепет («агу-угу», «тя-тя», «ба-ба» и т.п.). Лепет-это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.

С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.

С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги («ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «тя-тя-тя», «па-па-па» и др.)

В дальнейшем, путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

В возрасте 7-9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.

С 10-11 мес. появляются реакции на сами слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).

К концу первого года жизни появляются первые слова.

Второй этап-преддошкольный (от одного года до 3 лет).

С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

К началу 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.

В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет).

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 г. достигает 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова. Например, по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т.п.

Дети 4-го г. жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте-простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»).

На 5 г. жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали:разные конфеты, яблоки, апельсины»).

В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи-монологической речью.

В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие.

К моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен пересказать содержание сказки, рассказов, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Все это дает ребенку возможность при поступлении в школу успешно овладеть программным материалом. В дошкольном детстве, естественно, не заканчивается для ребенка процесс овладения речью. Да и речь его в целом, конечно, не всегда бывает интересной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будет продолжаться в школьные годы, на протяжении всей жизни.

Литература.

1. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.-М., 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по логоритмике "Буратино учится правильно говорить"

Данный материал может быть интересен педагогами, которые занимаются развитием речи дошкольников. Конспект занятия составлен таким образом, чтобы дети могли совершенствовать свою речь в игровой, творче...

Методическая разработка для подготовки к ЕГЭ (ОГЭ)"Говори правильно"

Некоторые орфоэпические правила в системе норм ударения, подлежащие проверке на едином государственном экзамене по русскому языку....

Правильно ли говорит Ваш ребенок?

В данной статье предлагается система заданий, направленных на определение речевого развития детей дошкольного возраста....

Памятка для родителей «Правильно ли говорит ваш ребенок в 5-6 лет»

Материал представлен в виде таблицы, в которой отражены основные параметры правильной речи ребенка 5-6 лет....

Правильно ли говорит ваш ребенок?

Консультация для родителей "Правильно ли говорит ваш ребенок?"...

Консультация логопеда: «Правильно ли говорит ваш ребенок?»

Информация для родителей детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей: «Правильно ли говорит ваш ребенок?» Сентябрь 2020

Консультация для родителей: «Правильно ли говорит ваш ребенок?»...