Методическая разработка урока логопедии.
методическая разработка ( класс) на тему

Балтычева Зинаида Ивановна

Воспитание плавной и ритмичной речи с использованием

вопросно-ответной формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок логопедии29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема   урока:

Воспитание  плавной  и  ритмичной  речи  с  использованием

вопросно-ответной формы.

Основная  задача  - устранение  речевых  дефектов (перевоспитание неправильной  речи) и  психологических  особенностей  заикающегося ребенка.

Цели  урока:

Образовательные:                                                                                                     формирование  и закрепление  умений навыков  общения в  коммуникативной деятельности; совершенствование грамматического  оформления  фразы.

Коррекционные:                                                                                                            развитие  самоконтроля, саморегуляции;              

-взаимосвязь  моторики  и  речи;                                                                        

-активизация  речевого общения  и  фонематического восприятия;

-расширение активного  и  пассивного  словаря.

-Воспитательные:

- формирование  положительной  мотивации, положительного эмоционального  состояния;

- рефлексия собственных личностных качеств;                                          

- социальная  адаптация заикающегося ребенка.

Ход занятия.

Орг. момент.

  Сегодня  у  нас  на  уроке  гости.  Поприветствуй  их.

А сейчас выполним  упражнения для  мимических  мышц.

  1. Нахмурить  брови, расслабить их.
  2. Поднять  брови, расслабить.
  3. Прищурить один  глаз, другой.
  4. Покажи, как бы ты посмотрел  на  светящееся  солнце.
  5. Найди  улыбающегося  мальчика.
  6. Сделай  такое  же  выражение  лица.

Постановка  речевого  дыхания.

А  сейчас  мы  проведем  упражнения  на  дыхание. Положи  руку на  диафрагму.

1)    * вдох  ртом - выдох  ртом;          / таблица  в  приложении/.

       * вдох ртом - выдох  носом;

       * вдох  носом  - выдох  носом;

       * вдох  носом – выдох  ртом.

2)   дыхательные  упражнения по  методу Кленке проводятся  под музыку Вивальди.                                            / таблица  в  приложении/.

а) ряд  вдохов  и выдохов  постепенно  возрастающей  глубины;

б)  тот  же  ряд  сначала  медленных,  потом быстрых  дыханий;

в) медленный  вдох  и  быстрый  выдох;

г) упражнения  в  задержке  дыхания.

Артикуляционная  зарядка.

Упражнения  для  органов  артикуляции-                                                                  

1)  упражнения для  языка.

а) попеременно высовывать  узкий   напряжённый  язык (жалом)  и  широкий  распластанный (лопатой);

б) с усилением  упереть  кончик  языка  в  верхние  зубы,  затем расслабить.

2) упражнения  для  мышц  нижней  челюсти.

а) выдвинуть   нижнюю  челюсть  вперёд. Вернуть  в  исходное  положение.

б) круговые  движения  нижней  челюстью.

3) упражнения  для  губ.

а) оттягивать  уголки  рта  в  стороны, вниз, вытянуть  губы  вперёд  хоботком.

Сначала  имитируя, затем  произносить звуки  И—У—О—А

б) движения  вытянутыми  губами  влево - вправо.

Самомассаж лица.                    (рисунки  в  приложении).

1/  ручки  растираем  и  разогреваем;

2/ и  лицо  теплом  своим  мы  умываем,                                                            

грабельки  сгребают  все  плохие мысли;

3/ ушки  растираем вверх  и  вниз  мы  быстро;

4/ их  вперёд  сгибаем, тянем  вниз  за  мочки;

5/ щёчки  разминаем, чтобы  надувались;

6-7/ губки  разминаем,  чтобы  улыбались

Фонетическая  зарядка / с движениями/         / рисунки  в  приложении/

Звук – А   И.п. Вдох, разведение  рук  вверх в  стороны при  одновременном  длительном  произнесении  А-------------------.

Звук - О.   И. п. Вдох, разведение  рук  в  стороны  давящим  движением  при  одновременном  произнесении  О-------------.

Звук – У.  И.п. вдох, давящим  движением  вытянуть  руки  вперёд  при  одновременном  произнесении  У----------------.

Звук - И. И.п. Вдох, руки вверх при  одновременном  произнесении  И---------Звук- Э.  И. п. Вдох, руки вперёд  в  стороны при  одновременном  произнесении  Э----------.

Звук- Ы. И.п. Указательным  движением (  резко ) выбросить правую,  затем левую  руку  вперёд  в  сторону при  одновременном  произнесении  слога –ТЫ.

Звук - Я. И.п. взмахом  правой  руки  указать  на  себя  при  одновременном   произнесении - Я.

Речевая  зарядка.

Голосовые  упражнения.

А) шепотная  речь – артикуляция  без  голоса (2х- 5ти звуков)

АУ        АУО        АУОИ         УОИАЭ

УИ       ИУО          АЭУО        УАОЭИ

Б)  сочетания  из  3х  звуков  (произносить  на  выдохе).

 ауо----ауо

ауо ----ауо----ауо

ауо-----ауо----ауо---ауо

                                                                                                                                                                  Правила  речи      / рассказывает  учащийся /    

 Во  время  разговора всегда  смотри  в  лицо  собеседнику .                                                                    Это  поможет  тебе  говорить   смело  и  уверено.                                                                                                                                         Помни, что  всегда  и  везде  нужно  говорить плавно, спокойно, неторопливо.                        Когда  говоришь, не  сутулься,  не  опускай  голову, не  делай  лишних  движений.       Держись прямо, уверенно.                                                                                                                                       Не  спеши  с  ответом. Сначала  проговори  ответ  про  себя.                                                                Перед  началом  речи  вдохни и  сразу  начинай  говорить.                                                           Говори  на  выдохе. Воздух  расходуй в  основном на  гласные звуки.                                         Гласные звуки произноси  широко  и громко.                                                                                           Не  нажимай  на  согласные  звуки. Произноси их  легко, без  напряжения.                                     В каждом  слове обязательно выделяй ударный гласный  звук: произноси  его  громче  и протяжнее остальных  гласных.                                                                                                             Короткие предложения, состоящие из 3-4 слов, произноси  на  одном  вдохе. Строго выдерживай  паузы между  предложениями.                                                                                 Длинные  предложения  дели  на  смысловые  отрезки (3-4 слова), между  которыми  выдерживай  паузу  и делай  новый  вдох.                                                                                        Говори громко, чётко, выразительно.

Вопросно – ответная  форма  речи. 

- Сегодня  пятый день  недели. Как он называется?

- Какое  сейчас  время  года?  (Ответ-Зима).

- Назови  зимние  месяца.

-Тебе  нравится  зима? Почему?

- Скажи, из чего  состоят  сутки?  (утро, день,  вечер,  ночь).

 - Кто  написал  стихотворение  « Зимний  вечер»?

- Кому  посвящено  это  стихотворение?

- Как  А. С. Пушкин относится  к  няне?

- Прочитай  слова,  с  которыми  он  обращается  к  няне.

- Какую погоду  описывает  поэт  в этом стихотворении?

- Какие  глаголы и  сравнения употребляет  он  для  того, чтобы показать  бурю  живым  существом?

- Объясни  слова: обветшалая,  лачушка,  веретено.

Рассказ  стихотворения  наизусть.                                                                                       / Работа над упорядоченности дыхания, неторопливого темпа, слитности, выделения  логического  ударения, грамматического  ударения, деления  на  смысловые  части  проводилась  до  открытого  урока/.

Караоке.  Исполнение  песни: « Крылатые  качели»   из  к/ф «Приключения  Электроника».                           /  Приложение - фотография/

Итог  урока.  Подводится  итог достигнутым   результатом,  как  в  отношении речи, так  и  общего  поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка"Элементы логопедии на занятиях хорового вокала"

Элементы логопедической гимнастики, их применение на хоровом занятии по вокалу....

Методическая разработка по логопедии для учащихся 1-х классов.

Методическая разработка разработана для развития фонетическому восприятию у младшех школьников....

Презентация к методической разработке по логопедии для учащихся 1-х классов.

Презентация по мотивам произведения К. И. Чуковского "Путаница",  к логопедическому занятию на просодику для младших школьников....

Методическая разработка учителя-логопеда по теме: « Формирование процесса чтения у обучающихся с речевыми нарушениями».

Чтение –сложный психофизиологический процесс, где участвуют различные анализаторы: зрительный, речевой, речеслуховой; в основе его лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и времен...

Методическая разработка по логопедии "Анализ и синтез слов разной слоговой структуры"

В данной методической разработке редставлен конспект занятия по логопедии для учеников начальной школы на тему "Анализ и синтез слов разной слоговой структуры" с элементами песочной терапии....

Методическая разработка учителя-логопеда Ивановой Т.А. на тему: «Методика обследования познавательного и речевого развития детей раннего возраста.»

Возраст с рождения до трех лет является наиболее важным периодом в развитии ребенка. Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сенситивный период формирования многих функций на этом возрастном этап...

Совместная методическая разработка учителя-логопеда и воспитателя.

Комплексы артикуляционной гимнастики для дошкольников 5-7 лет на учебный год....