Методическая разработка по логопедии для учащихся 1-х классов.
методическая разработка на тему

Методическая разработка разработана для развития фонетическому восприятию у младшех школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка логопедического занятия

для учащихся 1-х классов.

Составитель:

Учитель – Логопед

ГБОУ СОШ № 420

Цыпнятова Н.В.

2018

Методическая разработка логопедического занятия

для учащихся 1-х классов.

Цель:  развитие фонематического восприятия

Задачи:

  • Совершенствовать фонематические представления.
  • Развивать навыки языкового анализа и синтеза.
  • Развивать просодические компоненты речи.
  • Закреплять полученные знания по расширению словаря.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Продолжать формировать навык составления предложений по картинкам  с предлогами В, НА, ПОД.
  • Систематизировать полученные детьми знания о труде взрослых на транспорте.
  • Совершенствовать умение работать в коллективе.
  • Воспитывать  интерес к продуктивным видам труда
  • Развивать зрительное и слуховое внимание.
  • Координировать речь с движением.
  • Продолжать работу по разработке мелкой моторике рук.
  • Продолжать прививать  интерес к художественной литературе.

Реализуемые образовательные области:

  • познание
  • чтение художественной литературы
  • коммуникация
  • безопасность
  • социализация

труд

Оборудование:

  1. Разнообразный картинный материал на звуки /в – вь/.
  2. Игрушка шмеля (муляж)
  3. Картонные игрушки – шмели.
  4. Карточки – символы с изображение звуков /В – ВЬ/.
  5. Конверты  с заданиями по определению места звука в слове.
  6. Расставленные и развешанные в разных местах группы  ковролины.

Орг. Момент: 

Учитель и дети приветствуют друг друга..

  1. Учитель предлогает детям сделать пальчиковую гимнастику.

А) Пальчиковая гимнастика ( по ходу чтения стихотворения по очереди загибать пальчики ).

Мы с первым пальцем – малышком

В трамвайный парк пойдём пешком.

С другим поедем мы в трамвае,

Тихонько песни напевая.

А  с третьим – сядем мы в такси,

Попросим в порт нас отвезти.

С четвёртым пальчиком в ракете

Мы полетим к другой планете.

Садись-ка, пятый, в самолёт,

С тобой отправимся в полёт.

Б) Вспомнить с детьми профессии на транспорте.

В) Мимические упражнения

Представить: вы едете в переполненном автобусе. Выразить своё состояние: вам неприятно, тяжело. Показать: вы чувствуете неловкость и вину, так как нечаянно толкнули пассажира ( можно вслух извиниться).

Изобразить внимательного шофёра.

       Г) Упражнение для мышц шеи

Игровое упражнение. Шофёр делает гимнастику для шеи.

Д) Упражнения для щёк и губ

Пыхтит паровоз. Укрепление губ при беззвучном произнесении согласного звука п – п – п – п – п. Темп произнесения то убыстрять, то замедлять.

Лодочка качается на волнах.Поставить указательные пальцы к уголкам губ. Приподнимать и опускать уголки губ, одновременно поднимая щёки.

Гребём веслом. Перемещать язык из одного угла рта в другой.

Е) Развитие речевого дыхания и голоса

Прокололось шина у машины. Произнесение звука ш – ш – ш .

Насос. Произнесение звука с – с – с – с.

Машины едут по мокрой мостовой. Произнесение слогов : « ши – шу – ши – шо».

Сигналит машина. Произнесение слога на одном выдохе.: «би – би – би – би».

  1. Речь с движением (правая рука изображает самолёт : большой палец и мизинец оттопырены – это крылья).

Самолёт.  Перевод с немецкогоО.Асписовой

Летит самолёт высоко – высоко,

Ему на посадку зайти нелегко !

Лётчик за кругом делает круг…

Ему самолёт и товарищ, и друг !

На взлётную полосу сел самолёт,

Вперёд побежал – и  закончен полёт.

Двери открылись, под трапом земля,

И пассажиров встречают друзья.

Показать, как встречаются и обнимаются, или здороваются друзья при встрече.

  1. Работа с игрушкой – шмеля.

-А кто ещё умеет летать ? (Ответы детей)

- Попробуйте догадаться, кто это? (Звучит : в – в – в – в – в).

Рассматривание муляжа шмеля. Беседа о безопасности при встрече с живым шмелём.

Работа на звуком /в/ ( у детей в руках картонные игрушки шмелей):

  • Кто дольше?
  • Низко
  • Высоко
  • Улетел
  • Прилетел
  • Тихо летит
  • Громко летит

А). Артикуляция звука /В/: нижняя губа приближена к краям верхних зубов, посередине узкая щель, верхние зубы видны, горлышко работает.

Б). Рассматривание картинки «Дует сильный ветер»

В). Обозначение звука при помощи карточки – символа.

Г). Работа со звуком /В/:

Д). Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь /В/»:

В ряду звуков: в, п, т, м, в, л;

В ряду слогов: ва, па, ма, вы, ты, гы, ву, шу, фу

Е). Упражнение «Посчитай, сколько слов во звуком /В/»:

Трамвай, поезд, вагон, машина, воздушный шар.

Ж).  Звуковая зарядка«Повтори за мной»:

Ва – во – ву – вы;    вма – вмо;    вга–вгу – вго;    вда – вдо – вду – вды;    авда – авдо – авду – авды.

З). Упражнение «Замени 1 звук на звук /В/»:

Газы – вазы, полк -…, дата -…, грач -…, пышка -…., голос -…, корона -…

И). Физическое упражнение со звуком /В/ (речь с движением):

-Как живёшь? –Вот так (большие пальцы вперёд)

-А плывёшь? –Вот так (показать движения)

- Как бежишь? –Вот так (показать движения)

-Вдаль глядишь? –Вот так ( показать движения)

-Ждёшь обед? –Вот так (рука под подбородком)

-Машешь вслед? –Вот так (махать)

-Утром спишь ? – Вот так (руки под голову)

-А шалишь? –Вот так («лопнутьпузырики« из щёк)

9. Чтение стихотворения В.Викторова

Весенний воздух свеж и чист.

Вот зеленеет первый лист.

Видна в проталинах земля,

Вокруг  ручьи бегут, звеня.

Ватага вольных воробьёв

Ворону гонит из кустов.

Весна готовит свой парад,

Весь мир весне весёлой рад.

-О каком времени года говорится в этом стихотворении? Какой звук слышится в начале слова  ВЕСНА?

А)  Артикуляция звука /ВЬ/.

Б). Рассматривание картинки «Работа вентилятора»

В).Обозначение звука при помощи карточки – символа.

Г). Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук /Вь/»:

В ряду звуков: вь, мь, пь, вь;

В ряду слогов: вя, мя;     пи, ви,  ти,  ви;    ле, ве….

В ряду слов: Витя, Митя, Петя, Вера.

Д). Речевая зарядка «Скажи наоборот»: ва–вя,  во -…, ву -…, вэ -…, вы -…

Е).  Игра  «Распредели картинки между Верой и Ваней» ( раздели картинки на 2 группы: со звуком /В/ и со звуком /вь/)

10. Работа с конвертами «Определение места звука в слове»

Волк, Вова, вата, трава, вагон

Витя, медведь, вертолёт, авиалайнер

  1.  Если успеем, то совместное составление предложений по картинкам  с предлогом В.
  2.  Подведение итогов деятельности.

Конец урока.

 

Учитель хвалит детей за старание пращается с ними до следующего урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка праздника "Halloween" для учащихся 5- 6 классов.

Методическая разработка праздника Halloween для учеников 5- 6 классов с заданиями- карточками....

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 6-7 классов: интеллектуальная игра "БРИЗ"

Методическая разработка интеллектуальной игры для подростков. Её цели: учить детей организовывать свой досуг, учить  работе в команде, развивать познавательные способности учащихся, способствоват...

Методическая разработка домашних заданий для учащихся 5-7 классов по предмету:"Физическая культура"

Выполнение домашних заданий по предмету: "Физическая культура" адресовано учащимся 5-7 классов, регулярно посещающим занятия. В состав домашних заданий включаются такие физические упражнения...

Методическая разработка интеллектуальной игры для учащихся 9-10 классов «Что ты знаешь о войне?»

Интеллектуальная игра, посвящённая Великой Отечественной войне, может быть проведена как внеурочное мероприятие на параллели учащихся 9-10 классов. Вариант, приведённый ниже, подготовлен как игра, пос...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов «ВЕСЁЛАЯ КОЛЯДА»

Пробуждение России начинается с возрождения и понимания природы родных традиций. Возрождая правду об истинном смысле наших народных традиций и обычаев, мы налаживаем связь времён, пробуждаем ген...

Презентация к методической разработке по логопедии для учащихся 1-х классов.

Презентация по мотивам произведения К. И. Чуковского "Путаница",  к логопедическому занятию на просодику для младших школьников....

Методическая разработка классного часа для учащихся 6-х классов "Патриотическое воспитание учащихся на примере подвигов Александра Невского"

Аннотация: классный час «Патриотическое воспитание на примере подвигов Александра Невского» включает актуализацию знаний о личности Александра Невского, его главных подвигов; работу в груп...