"Основные методы специальной психологии"
учебно-методический материал ( класс) на тему

Тютченко Вероника Валерьевна

Контрольная работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность данной работы заключается в познании специальной психологии. С каждым годом, в мире, к сожалению, появляются дети с определенными отклонениями. А специальная психология направлена на то, чтобы такие люди стали полноценными членами общества, хотя и со своими особенностями.

Специальная психология - отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы. Изучает различные варианты патологии психического развития, проблемы аномального развития психики. Отдельное внимание уделяет изучению особенностей умственно отсталых детей, имеющих поражения коры головного мозга, и детей с нарушением деятельности анализаторов, недоразвитием речи при сохранном слухе.

Специальная психология входит в состав дефектологии - комплексной научной дисциплины, изучающей особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения.

На базе данных специальной психологии строится система обучения и воспитания людей с аномалиями психического развития, профессиональная консультация и профессиональный отбор.

Основной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций.

  1. Методы специальной (коррекционной) психологии.

Специальная психология имеет глубокую методологическую основу. Но необходимо помнить, что выбор и использование методов специальной психологии зависит не только от индивидуальных особенностей каждого ребенка (особенностей, накладываемых дефектом, особенностей предпочтения того или иного вида деятельности, особенностей налаживания контакта и т.д.), но и подготовленности самого специалиста, работающего с детьми, имеющими нарушения психического развития (способность учета своеобразия психического развития детей различных категорий).

В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются:

1. Изучение документации ребенка.

2. Изучение продуктов деятельности (например, анализ письменных работ детей, изучение их рисунков, предметов, производимых ими в процессе трудового обучения и др.).

3. Наблюдение - целенаправленное восприятие объекта изучения, заключающийся в фиксации проявления поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях.

4.    Беседа.

5. Эксперимент - это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, которые выявляют какой-либо психологический факт.

6.    Тестирование.

7.   Анкетирование- группа психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов или утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого.

Каждая из методик применяется в определённых целях и с учётом индивидуальных особенностей объекта изучения. Рассмотрим основные методы специальной (коррекционной) психологии.

1.1 Изучение документации ребенка. 

Задача изучения документации – сбор анамнестических данных и составление представления об истоках аномального развития. В комплексном изучении ребенка каждый из специалистов должен уметь «читать» документацию своих коллег и черпать из нее те сведения, которые необходимы ему для составления полной картины истории развития ребенка. Для психологического изучения ребенка такие сведения можно получить из выписки из истории развития ребенка, которая должна содержать заключения:

  • Педиатра об общем состоянии ребенка;
  • Психоневролога с обоснованным медицинским диагнозом и характеристикой умственного развития;
  • Отоларинголога с характеристикой состояния уха, горла, носа и органов, принимающих участие в артикуляции речи (с данными о восприятии разговорной и шепотной речи данными аудиограммы);
  • Офтальмолога с характеристикой органа зрения и развернутым диагнозом;
  • Врача-ортопеда (для детей с нарушением функции опорно-двигательного аппарата).

Материалы такой подробной выписки сориентируют психолога и сформируют исходные предпосылки для выделения направления исследования психических функций.

Важным документом является педагогическая характеристика ребенка, отражающая данные о продолжительности его обучения и воспитания в школе и детском саду, подробный анализ успеваемости, поведения, мероприятия, проведенные в целях повышения успеваемости (индивидуальная помощь, лечение и т. д.). Эти данные окажутся полезными при исследовании обучаемости детей с ограниченными возможностями и прогнозировании темпов их развития. Можно использовать также и другие документы: личное дело ребенка, историю его семьи и т.д.

Метод изучения документации ориентирует специалиста, проводящего обследование, в организации обследования детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.2 Изучение продуктов деятельности.

Этот метод широко применяется на практике. Анализируя конечный результат (детские рисунки, поделки, учебные работы: диктанты, упражнения, решение задач и т. д.), можно понять особенности работы ребенка. Анализ продуктов детского творчества и учебной деятельности (тетради) позволяет судить о таких его качествах, как, например, воображение ребенка, сформированность у него зрительных представлений, развитие мелкой моторики рук, степень сформированности навыков учебной деятельности и др. В продуктах деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто отражается их отношение к действительности, природе, отражается уровень развития умственных, сенсорных и моторных навыков, а зачастую и отношение к своему дефекту. Как правило, продукты деятельности таких детей по сравнению с нормой имеют типичные особенности. Рисунки и поделки их часто специфичны как по технике исполнения, так и по содержанию, а учебные работы изобилуют специфическими ошибками. Изучая эти работы, необходимо выделить особенности творчества, трудовой и учебной деятельности, характерные для разных групп детей. Это будет способствовать в дальнейшем правильной диагностике.

1.3 Наблюдение.

Наблюдение имеет много различных вариантов, которые в совокупности позволяют собрать достоверную информацию о детях с нарушениями развития. Всякое наблюдение необходимо вести целенаправленно, по определенной программе и плану. Прежде всего надо поставить цель наблюдения, ответить на вопросы, для чего осуществляется наблюдение и какие результаты планируется получить. Затем составляется план наблюдения, куда вносится единицы наблюдения (единицы поведения, за которыми будем наблюдать), способ и форма описания наблюдаемого явления. Единицы наблюдения могут отличаться по величине и сложности выделенного фрагмента поведения (например, наблюдая за поведением ребенка вообще, исследователь делит его на ряд единиц: моторика, речь, общение, эмоции и т.д. если же предметом наблюдения является только речь ребенка, то единицы будут проще: содержание речи, ее направленность, продолжительность, экспрессивность и т.п.).

Способ и форма описания наблюдения: в виде сплошного протокола (обычная форма записи без рубликаций), в виде дневника (тетрадь с пронумерованными страницами и большими полями для обработки записей).

Виды наблюдения:

По времени:

• хронологические (проводятся в течении длительного времени – нескольких лет и предполагают постоянный контакт исследователя и объекта);

• периодические (проводятся в течении определенных, точно заданных промежутков времени);

• единичные или однократные (в виде отдельного случая).

В зависимости от позиции наблюдателя:

• скрытое или открытое;

• включенное (исследователь является членом группы) или стороннее (наблюдение со стороны).

В работе с детьми, имеющим нарушения развития предпочтение отдается хронологическим наблюдениям (позволяющим оценить динамику развития), как правило, скрытому наблюдению (поскольку дети с легкостью отвлекаются на исследователя, тем самым нарушая процесс).

1.4 Опрос (беседа).

Метод опроса или беседы вызывает значительные трудности при работе с детьми, имеющими нарушения развития, поскольку это методы сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Эти трудности вызваны тем, что дети, в силу имеющихся дефектов, не всегда правильно понимают обращенные к ним вопросы и не всегда могут на них ответить, т.к. имеют речевые нарушения. Поэтому, если наблюдение можно применить при работе с детьми всех категорий нарушения развития, то опрос применяется с учетом специфики имеющихся нарушений.

Существуют основные формы опроса, использование которых также опирается на специфику имеющегося у ребенка дефекта: письменный (индивидуальный и групповой) и устный опрос (индивидуальный).

Устный опрос (индивидуальная форма) позволяет вести наблюдение за поведением и реакциями ребенка, отвечающего на вопросы и позволяет глубже понять психологию ребенка с нарушениями в развитии. Устный опрос требует от специалиста более тщательной подготовки. Письменный опрос позволяет охватить большее количество детей. Может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.

1.5 Эксперимент.

В работе с детьми, имеющими нарушения развития эксперимент часто является одним из самых надежных способов получения информации, особенно в тех случаях, когда наблюдение затруднено, а результаты опроса могут оказаться сомнительными.

Специфика эксперимента заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Кроме этого, эксперимент проводиться в форме игры, которая является ведущей деятельностью и в которой выражаются интересы и потребности ребенка. Однако организовать эксперимент нелегко, поэтому этим методом пользуются реже, чем остальными.

Основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Отличие состоит в условиях организации - приближенных или отдаленных от действительности. Естественный организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход разворачиваемых событий; лабораторный предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство легче изучить. Данные, полученные в естественном эксперименте, соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии ребенка, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности контролировать влияние побочных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но уступают в степени естественности – соответствия жизни.

1.6 Тестирование.

Тоже самое относится и к тестированию детей. Свои интеллектуальные способности и личностные качества дети демонстрируют в том случае, когда их участие в тестировании стимулируется привлекательными для ребенка способами (получение поощрения или награды). От других методов исследования они отличаются тем, что требуют четкую процедуру сбора и обработки полученных данных. С помощью тестов можно сравнивать, как правило, количественные показатели, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Тесты отличаются по форме психологического тестирования (индивидуальные или групповые, устные или письменные и т.д.), по содержанию (тесты достижений, тесты интеллекта, тесты способностей, тесты личности).

Наиболее показательными в использовании являются тесты интеллекта, которые позволяют оценить интеллект как совокупность познавательных процессов (памяти, мышления, внимания и т.д.). Тесты интеллекта позволяют оценить своеобразие и отличие интеллекта детей, имеющих нарушения развития от интеллекта детей, имеющих нормальное психическое развитие.

 1.7 Анкетирование.

 Метод представляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа. Достоинство этого метода в том, что он позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал. Недостаток же этого метода в сравнении с беседой — отсутствие личного контакта с испытуемым, что не дает возможности варьировать характер вопросов в зависимости от ответов, а также не всегда позволяет сопоставить ответы с деятельностью и поведением изучаемых людей. Здесь также важно правильно подобрать вопросы. Они должны быть четкими, ясными, понятными, не должны внушать тот или иной ответ. Для обеспечения достоверности показателей ответы на один вопрос необходимо контролировать «ответами на скрыто-аналогичные вопросы (при расхождении такие ответы не принимают во внимание, так как они не могут быть признаны достоверными). Анкетный метод обычно не применяют по отношению к младшим школьникам, так как они не в состоянии точно сформулировать письменный ответ.  Материал бесед и анкет представляет ценность тогда, когда он подкрепляется и контролируется другими методами, в частности наблюдением за поведением школьников. 
В последние годы большую популярность в возрастной и педагогической психологии приобрел специфический вариант анкетного метода — так называемая социометрическая методика. Ее специально используют при изучении детских коллективов и групп — их направленности, внутриколлективных и внутригрупповых отношений, при изучении микрогрупп в коллективе, положения в коллективе отдельных его членов (проблема популярности и непопулярности в коллективе, проблема лидерства, «вожачества»). Методика эта несложна. Например, каждый член коллектива индивидуально письменно отвечает на следующие вопросы: «Назови по порядку трех человек в своем классе, с которыми ты хотел бы, и трех человек, с которыми ты не хотел бы: 1) сидеть за одной партой; 2) жить в лагере в одной палатке; 3) выполнять вместе общественные поручения; 4) кого ты пригласил и не пригласил бы на своей день рождения; 5) к кому ты обратился бы за помощью в учебной работе (если бы такая нужда возникла) и к кому никогда не обратился бы. Статистическая обработка полученных ответов дает возможность выявить в составе коллектива наличие малых групп и их взаимоотношения, определить наиболее и наименее популярных в классе учеников — с одной стороны, своего рода «вожаков», с другой — учеников, которых коллектив не любит и не принимает, игнорирует. 

Итак, в психологии используют целый ряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. Все методы имеют своей целью раскрытие закономерностей психики и поведения человека, каждый метод осуществляет это соответственно с присущими ему особенностями. При этом обычно используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга. Умелое применение метода может дать весьма ценные результаты.

Список использованной литературы.

  1. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
  2. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей. М., 1990. С. 36–47.
  3. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.referat.ru/ 
  4. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.
  5. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
  6. Романова Е.С., Усанова О.Н., Потемкина О.Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. – М., 1990.
  7. Семаго, М. М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования : методическое пособие / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. – М. : АРКТИ, 2007.
  8. Сорокин, В. М. Специальная психология : учеб. пособие / В. М. Сорокин ; под науч. ред. Л. М. Шипицыной. СПб. : Речь, 2009.
  9. Усанова, О. Н. Специальная психология / О. Н. Усанова. – СПб. : Питер, 2006.
  10. Шамарина, Е. М. Основы специальной педагогики и психологии : учеб. пособие / Е. М. Шамарина. – М. : Книголюб, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О применении количественных методов в психологии

Эссе об ограниченности количественных методов в психологическом исследовании...

Презентация для метод. объединения психологов "Школьная мотивация"

В презентации дана интерпретация уровней школьной мотивации по результатам психологической диагностики....

Рабочая программа элективного курса "Математические методы в психологии"

Математика является профилирующим предметом при поступлении в вузы по широкому спектру специальностей. В том числе и по специальности «Психология». Данный курс ориентирован на учащихся 10-11 классов, ...

Способ организации работы психолога с детьми и коллегами в образовательном учреждении, посредством методов позитивной психологии

Опыт школьного психолога по работе с персоналом школы и учениками в направлении профилактики эмоционального выгорания. Статья была опубликована в мае 2016 года в журнале "Школьный психолог"...

Статья. Использование методов педагогической психологии на уроках французского языка и театральных занятиях.

В статье обсуждаются проблемы педагогической психологии. Речь идет о поиске доступных и надежных методов психодиагностики готовности к обучению и воспитанию на уроках французского языка и театральных ...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Основные задачи педагога-психолога в работе по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и пути их решения».

Выступление на педагогическом совете на тему: «Основные задачи педагога-психолога в работе по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и пути их решения»....

Специфика работы специального психолога в школе №109 в период 2022-2023гг.

Под инклюзивным образованием понимается обучение в совместной образовательной среде детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспеч...