Способ организации работы психолога с детьми и коллегами в образовательном учреждении, посредством методов позитивной психологии
статья по психологии на тему

Алексеенко Ирина Николаевна

Опыт школьного психолога по работе с персоналом школы и учениками в направлении профилактики эмоционального выгорания. Статья была опубликована в мае 2016 года в журнале "Школьный психолог"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_shkolnyy_psiholog.docx16.15 КБ

Предварительный просмотр:

Жизненные пути, как говориться, неисповедимы: после трех лет активной работы перинатальным психологом в одном из подмосковных роддомов, настало время запланированного декрета, который незаметно пролетел, и дорога психологической службы потянулась к школьному крыльцу города, где я живу.

Школа большая – почти полторы тысячи учеников, огромный преподавательский коллектив, армия родителей (активных и не очень, ищущих помощи у всех от педагога до психолога, или открывающих мою дверь только по направлению классного руководителя).

Испытательный срок и адаптация, как сейчас помню, начались с надписи на стене заместителя директора школы, которая гласила: "Возьмемся за руки, друзья, чтоб не погибнуть в одиночку", которая, как это не иронично, частенько всплывала в моем сознании позже, ведь отношения в коллективе, где более 100 человек преподавательского состава не то, что определить, просто узнать за три месяца невозможно.

Разбор ящиков макулатуры, ознакомление с методическими рекомендациями, лица преподавателей, родителей, учеников, хаотичные консультации чуть ли не на лестничной площадке - все замелькало перед глазами.

Тут и там мою работу оценивали из позиции "Ну вы специалист молодой, с вас и спрос пока никакой, привыкайте, все наладится" (фраза не била по самолюбию, ведь практикую я с 2007 года, но не утоляла моего информационного голода и внутреннего профессионального запроса, ведь хочется работу делать качественно и получать удовлетворение, уходить с работы с осознанием, что день прошел не зря и все сделано правильно).

Напряжение росло, дела наслаивались, я не погружалась в деятельность, а меня в нее впихнуло и крутило, как в воронке. Продолжаться так не могло, и нужна была разгрузка, каждый раз она нужна разная, но тут я поняла, что надо пользоваться конкретными техниками расслабления. И как только я немного отпустила круговорот дел, то поняла, что пауза (отдых, релакс) нужен не только мне.

Перемена – время шумных игр, громких криков и неконтролируемой беготни. Дежурные по этажу ни секунды не стоят без дела, особенно в начальной школе, где и располагается мой кабинет. После такого перерыва дети возвращаются в класс запыхавшимися, возбужденными и учитель еще долго пытается вернуть их в «рабочее состояние».

Собрав иллюстрации к упражнениям для детей из разряда: «Найди 10 отличий», «Фигура и фон – угадай что изображено на картинке», плакаты с эмоциями на лицах «Какой ты сегодня» с узнаваемыми мультипликационными персонажами, любимыми современными детьми – я вышла в коридор и прикрепила их на стенах на уровне роста ученика 1 класса. Зашла в кабинет и на перемене стала прислушиваться что происходит за дверью.

Новинку увидели и заметили сразу, но инструкция была необходима, поэтому я вступила в игру и спрашивала у каждого, кто хотел высказаться, какой он по эмоциям, что они видят на картинках, всех ли героев они узнали.

Интерес к материалу не иссекает, ведь по нему можно водить пальчиками, отрывать кусочки от объявлений с пожеланиями успехов на уроках и даже раскрашивать. Конечно материал приходится чаще обновлять, но результат, настроение и состояние детей того стоят. Опять же – я могу реализовывать свою работу с детьми прямо на переменке, тут и тактильный контакт и обсуждение проблематики и внимание к детям, которые в этом нуждаются здесь и сейчас.

В нашей просторной учительской на стенах стенды и пробковые доски, на которые крепится актуальная рабочая информация. Именно на этой доске я разместила несколько ярких мотиваторов (картинок, которых много в интернете, с высказыванием на злобу дня, или вдохновляющим призывом с яркой иллюстрацией), распечатала анти-стрессовые раскраски, прикрепила позитивные объявления из разряда "Если у вас плохой день - возьмите кошечку/лося/барсука..." - отрывные объявления, поднимающие настроение.

На перемене коллег было не узнать, как дети они делились впечатлениями у кого какая кошечка, кому какую раскраску надо, искали друг у друга наборы цветных карандашей, читали и перечитывали пожелания, инструкции и высказывания.

Ажиотаж был понятен – в обыденном поле нескончаемого потока отчетов и заданий появились картинки, смешные высказывания, интересные творческие задания. Кто-то активно участвовал, кто-то просто изучил материал, кто-то улыбнулся и прошел мимо – все эти реакции информативны и интересны.

Еще один интересный факт: на следующий день в нашем уголке появился листок с шутливым и ироничным стихотворением про ЕГЭ – работа моих коллег, я читала с удовольствием. Ведь не только выпускники сильно переживают из-за предстоящих испытаний, учителя напряжены ничуть не меньше. Все с ужасом ждут встречи с «бабой-ЕГЭ».

Войска уже стянули к школе.
По крышам снайперы легли.
Две сотни камер на заборе.
И в пять раз более внутри.

Учителей по коридору 
Шныряет целый батальон.
Собак уже пригнали свору,
За милю чующих «Айфон».

Идёт сдавать шеренгой стройной,
ЕГЭ одиннадцатый класс.
Торопится отдел убойный-
На обыск отведён лишь час.

Ну, наконец-то, рассадили.
Три камеры, детектор лжи-
На каждой парте и в сортире.
И в блок-постах все этажи.

Начало. Гонг. И чей-то нервный
Вздох, словно рядом эшафот....
Россия. Лето. Шёл примерно
две тысячи двадцатый год....

Приятной обратной связью для меня стали откровения коллег и отзывы с благодарностью, ну а самый ценный отзыв был таким: "Раньше для нас никто так не старался, такой день необычный, я сегодня даже весь день ни на кого не ругалась, мы все ходили и улыбались друг другу, а кошечку из объявления я в кармане ношу – для настроения..."

И вот у меня опять есть силы для работы, которую, кажется, не возможно провернуть в одиночку. А уголок психологической разгрузки теперь надо постоянно обновлять и модернизировать, есть задумки на установку песочницы с подсветкой и сенсорные мешочки для расслабления. Новые идеи взаимодействия с коллективом, родителями я черпаю из опыта коллег, вебинаров – и тут, надо сказать, без сайта «1 сентября» - никуда. Какие-то идеи хочется адаптировать, какие-то взять в чистом виде и реализовать на практике. Спасибо, дорогие коллеги, что подробно делитесь своими творческими наработками.

Если Вам захочется создать у себя «Уголок психологической разгрузки» для коллег, рекомендую не стесняться делиться мотиваторами, рисунками, цитатами, как говориться, «на злобу дня» в зависимости от актуальности происходящего в учреждении, коллегам тоже хочется похулиганить и расслабиться. Наполнение уголка целиком и полностью будет зависеть от фантазии и цели педагога-психолога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание деятельности педагога-психолога в работе с семьёй в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения

Рассматривая любого ребенка как субъекта образовательной среды с ограниченными возможностями здоровья, можно говорить, что цели и задачи психолого-педагогического сопровождения – это непрерывное...

Организация работы с одаренными детьми в рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Согласно национальной образовательной инициативе « НАША НОВАЯ ШКОЛА» необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявлени...

Модель организации работы с одаренными детьми с использованием индивидуальных образовательных маршрутов

В данной статье представлена апробационная модель организации работы с одаренными детьми с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, а также разработана примерная структура "дневни...

Ведение дневниковых записей на английском языке как способ организации работы с одаренными детьми

Цель проекта: способствовать повышению мотивации в расширении уровня владения иностранным языком, одаренных детей.Задачи проекта:·         Показать ...

Работа педагога - психолога с детьми – инвалидами, не посещающими государственные учреждения

Дети-инвалиды, не посещающие дошкольные и школьные учреждения в силу тяжести психофизических нарушений обслуживаются педагогом-психологом и получают социально-педагогические услуги на дому....

Способы организации работы с одаренными детьми

В статье описывается опыт работы учителей английского языка с одаренными детьми в нашей школе. Приводятся примеры способов реализации потенциала ребенка в разных предметах и областях знаний с помощью ...

"Организация работы с одаренными детьми в условиях образовательного учреждения"

Выявление одаренных детей и организация работы с ними в условиях общеобразовательного учереждения....