Главные вкладки

    Содержание деятельности педагога-психолога в работе с семьёй в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения
    материал по психологии по теме

     

    Рассматривая любого ребенка как субъекта образовательной среды с ограниченными возможностями здоровья, можно говорить, что цели и задачи психолого-педагогического сопровождения – это непрерывное поддержание силами всех специалистов, в том числе психологом, равновесной ситуации между реальными возможностями ребенка, определяемыми  внутренними условиями  и закономерностями индивидуального развития ребенка и динамическими показателями образовательных воздействий со стороны педагогов, родителей, других субъектов образовательного процесса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon k_konferenc.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Содержание деятельности педагога-психолога в работе с семьёй в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения»

    Выполнила: Аникина Г.В. –педагог-психолог, ВКК.

    Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, сложная и разнообразная группа. Различные нарушения развития по-разному отражаются на формировании  системы базовых составляющих психического развития, вероятности возникновения  дизадаптивного состояния, социальных связей детей. Как подчеркивают психологи и специальные педагоги, родители  должны иметь правильное понимание сущности проблемы, особенности развития их ребенка для успешной организации общения с ним, его воспитания и образования. Отчетливое представление причин отклонения от нормального развития ребенка, а также возможных последствий, является необходимым условием для правильно организованного воспитания и обучения ребенка.

    Рассматривая любого ребенка как субъекта образовательной среды с ограниченными возможностями здоровья, можно говорить, что цели и задачи психолого-педагогического сопровождения – это непрерывное поддержание силами всех специалистов, в том числе психологом, равновесной ситуации между реальными возможностями ребенка, определяемыми  внутренними условиями  и закономерностями индивидуального развития ребенка и динамическими показателями образовательных воздействий со стороны педагогов, родителей, других субъектов образовательного процесса.

    Несомненно,  огромное значение в таких условиях приобретает просветительская  и консультативная деятельность психолога в работе с родителями.

    Рассмотрим консультативную деятельность психолога коррекционного образовательного учреждения.

    Основной особенностью такой работы является то, что в большинстве случаев психолог сталкивается не просто с несформированным запросом на помощь, а с негативным отношением к процедуре взаимодействия со специалистом. Это является одним из важнейших факторов желания скрыть от окружающих происходящее с ребенком, что и определяет конфиденциальную направленность консультирования.

    Другим вариантом является абсолютное безразличие родителей к проблемам ребенка и игнорирование и самих проблем. Отчасти такое поведение объясняется социоэкономическими и культурными особенностями семей, дети из которых обучаются в специальных коррекционных образовательных учреждениях. Многие люди из этих семей плохо материально обеспеченные, безработные, или работающие на малооплачиваемых, непостоянных рабочих местах. Велик процент алкоголизации членов таких семей. Это и многие другие факторы определяют низкий социокультурный уровень, что отражается на взаимоотношении семьи с образовательным учреждением, со специалистами, определяет специфику процесса психологического консультирования.

    Рассмотрим  социальный паспорт семей, дети из которых обучаются в школе – интернате № 8 города Саяногорска на 2009- 2010 учебный год.

    Всего семей - 153.

    Из них: малообеспеченных  - 87% семей, считая обеспеченной семью, имеющую прожиточный  минимум;
                  многодетных - 17% семей;

                   неполных – 57% семей;                

    Большинство родителей детей, обучающихся в специальном образовательном учреждении, обращается к психологу в той ситуации, когда существует значительное количество проблем, связанных с отклоняющимся развитием их ребенка, в том числе нарушений   психофизического развития, наличие знаков неврологического неблагополучия.

    Консультирование семьи в рамках стандартного психологического подхода предполагает полную добровольность обращения к специалисту. Это означает достаточную мотивацию, эмоциональную готовность к встрече, желание изложить все, что кажется важным. В нашей ситуации картина принципиально иная: семья вынуждена обратиться к психологу в связи с серьезными проблемами в обучении или особенностями поведения ребенка в школе, многие направлены на консультацию педагогами или воспитателями. Это означает отсутствие добровольности, как следствие, недостаточность собственной мотивации.

    Практика консультативной работы показывает, что часто именно психологу приходится сообщать родителям информацию об уровне актуального развития и имеющихся особенностях психического развития ребенка, давать прогноз возможностей его дальнейшего развития и обучения.

    Консультирование родителей детей с проблемами в развитии идет  через создание психологических условий для адекватного восприятия родителями информации, связанной с проблемами в развитии их ребенка, создание у них готовности к длительной работе по развитию, коррекции и воспитанию, созданием и поддержанием по возможности нормального климата в семье (хотя бы непосредственно во время консультирования), преодоления стрессового состояния семьи.

     За последние 3 года  индивидуальных консультаций родителям проведено 87, в том числе длительные. Несмотря на вышесказанное, количество запросов консультирования  растет.

    Трудности , на которые обычно жалуются родители детей с ограниченными возможностями здоровья чаще всего касаются:

    - проблем ребенка, возникающих в процессе его обучения, воспитания или лечения;

    - взаимоотношений ребенка с матерью (его непослушание, агрессивность);

    - отношения ребенка с другими детьми в семье (здоровые дети дразнят, обижают больного ребенка, не хотят с ним общаться);

    - отношения ребенка с учителем в школе (родители жалуются, что учитель недооценивает, занижает возможности их ребенка);

    - отношения между матерью и отцом ребенка (примерно треть семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии неполные).

    Психолог может предложить родителям на заключительном этапе консультирования оптимальные способы решения их проблем:

    - организация коррекционной работы с ребенком в домашних условиях;

    - обучение родителей навыкам воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

    - формирование у ребенка адекватных отношений со всеми членами семьи, и с другими людьми (в образовательном учреждении);

    - изменение позиции родителей относительно «бесперспективности» развития их ребенка;

    - установление позитивного климата и адекватных взаимоотношений между всеми членами семьи.

    Одновременно психолог осуществляет поиск дополнительных мер, которые могут быть необходимы для решения основной проблемы. Он дает подробные разъяснения по поводу того, что надо делать и как осуществлять работу по каждому из направлений

    Просветительская и психопрофилактическая деятельность педагога- психолога  коррекционного образовательного учреждения тоже имеет свои особенности.  

    По типовому положению наполняемость классов коррекционного обучения – 9 -12 человек.  Как уже говорилось выше, низкий социокультурный  уровень родителей отражается и на взаимодействии семьи с образовательным учреждением, с педагогическим коллективом. На классное родительское собрание психолог готовит анализ результатов диагностики эмоционально-волевой сферы, профилактических опросников по выявлению вредных привычек, личностных характеристик,  профессиональной ориентации. В каждом классе родители знакомятся с возрастными психологическими особенностями данного возрастного периода. Например: «Трудности адаптации первоклассников к школе», «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с ограниченными возможностями здоровья с окружающим миром», «Причины и последствия детской агрессии», «Роль семьи в формировании школьной мотивации» и др.

     Немаловажную роль в работе педагога – психолога  с родителями являются  тематические родительские лектории, общешкольные родительские собрания: «Психологическая поддержка в семье и школе»,  «Роль семьи в подготовке к взрослой жизни», «Семья - основа развития и  становления личности ребенка», «Секреты семейной профилактики» и другие.

     В коррекционной работе важно сделать родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками. Взаимосвязь с родителями осуществляю разными методами, но наиболее эффективными являются индивидуальные беседы, которые позволяют получить не только интересующую их информацию, но и сблизиться с педагогами, стать их надёжными, грамотными союзниками.

    Результатом деятельности педагога-психолога специального (коррекционного) образовательного учреждения  является: повышение психологических знаний родителей о  возрастных особенностях и основных закономерностях психического развития детей с ограниченными возможностями  здоровья, определение более подходящего стиля воспитания  в семье, повышение положительного влияния внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка, адекватности восприятия  и осознания своего ребенка и связанных с ним проблем,   чувства поддержки и понимания со стороны педагогического коллектива, повышение психолого-педагогической культуры родителей.  Все это помогает оптимизировать работу по вовлечению родителей в коррекционно-педагогический процесс, облегчить процесс социализации и интеграции  детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа с одаренными детьми в условиях (специального) коррекционного образовательного учреждения.

    Мир детства - чудесная планета, жители которой многому учатся, познают окру­жающий мир, приобретают необходимые личностные качества, многое понимают и чув­ствуют. Ребенок ежедневно погружается в разли...

    Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения

    Статья посвящена комплексному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения. Рассматриваются вопросы наиболее эффективных ...

    Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

    Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовате...

    Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

    Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовате...

    Социализация детей с нарушением интеллекта через организацию профессионально - трудовой подготовки в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VШ вида

    В статье рассматривается проблема социализации детей с нарушением интеллекта через трудовое обучение, включение детей в социальную среду, приобщение к общественной жизни....

    «Формирование навыков чтения у учащихся с нарушением интеллекта и методы их совершенствования в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида»

    Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе лежат сложнейшие механизмы взаимодействи...