Презентация для метод. объединения психологов "Школьная мотивация"
учебно-методический материал по психологии на тему
В презентации дана интерпретация уровней школьной мотивации по результатам психологической диагностики.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 229 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мотив – это то, Ради чего человек действует.
Мотивационная сфера Совокупность мотивов-побудителей деятельности, связанных с удовлетворением потребностей. К 6-7 годам возникает иерархия, соподчинение мотивов. Мотивам, имеющим наибольшую значимость для ребёнка, подчиняются все остальные.
Виды мотивов обучения в 7лет учебно-познавательный мотив широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения «позитивный мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими игровой мотив мотив получения высокой отметки
Учебная мотивация Это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.
Возможные отклонения развития мотивационной сферы и их последствия Не имеют подлинно учебной мотивации. Игровая мотивация может быть продолжительным явлением. При слабом развитии учебной мотивации, школьник не будет принимать поставленной учебной задачи. Учебная успешность – под угрозой. «Застревание» на получение высоких отметок приводит: к тревожности, понижению самооценки, эмоциональным срывам, перегрузкам, утомляемости.
Три кита учебной мотивации Кит 1 .Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний,т.е. «Мы это поняли, узнали, придумали сами!»+ Кит 2 . Ощущение свободы выбора, т.е.«Мы можем выбирать»+ Кит 3 .Ощущение успешности (компетентности), т.е. «У меня это получится, я понял, я умею!»
Правила позитивной обратной связи (ПОС): ПОС д.б. ясной, конкретной и содержательной, имеющей прямое отношение к данной работе. ПОС даётся за проявленные усилия, достижение конкретных целей. ПОС должна быть индивидуально ориентированной. Похвала д.б. искренней, честной, и спонтанной. Слова поддержки, жесты одобрения нужно находить для всех детей.
Проблема низкой успеваемости Может носить глобальный характер ( когда неуспевают 20-50% учащихся). Причины: Диспропорция интеллектуального развития (память соответствует норме, речевое развитие снижено). Возрастной кризис (например, в 10-11 лет у детей наблюдается снижение интереса к учебе). Недостаточная сформированность приёмов и способ учебной деятельности (переключение с одного материала на другой). Конкретный метод преподавания. Личность преподавателя. Неправильная форма подачи материала ( преподаватель не учитывает возрастные особенности учащихся, делает ставку на ещё несформированные у них способы и приёмы усвоения знаний). Конфликт с учителем
Может быть проблемой отдельных детей. Причины: Сниженный интеллект. Они с трудом выполняют задания. У них очень низкая самооценка. Такие дети чаще других получают замечания от учителя. Состояние неудовлетворённости своим положением в школе толкает их на ничем не мотивированные нарушения дисциплины: выкрикивание с места, бегание по коридору, драчливость. Личностные особенности (повышенная тревожность, заниженная самооценка). Социальная ситуация развития (межличностные отношения, школьная адаптация). Нарушения в развитии волевых процессов. Несформированность мотивации учения.
Уровни мотивации учения: 1 уровень – продуктивная мотивация. Дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнить все предъявленные школой требования. 2 уровень – хорошая школьная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу.
3 уровень – средний, с несколько сниженной познавательной мотивацией. Учебный процесс их мало волнует. 4 уровень – низкая мотивация. Переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению. 5 уровень –резко отрицательное отношение к учению. Часто у таких детей отмечаются нарушения психического здоровья .
Результаты обследования (от общего количества): 2010 год 2011год 1 уровень – 19% 1 уровень – 3,6% 2 уровень - 16% 2 уровень - 16,4% 3 уровень - 29% 3 уровень - 29,1% 4 уровень - 32% 4 уровень - 41,8% 5 уровень - 6,6% 5 уровень - 9,1%
Результаты обследования 5-8 классы: 2010 год 2011 год 1 уровень – 4,7% 1 уровень – 0% 2 уровень - 4,7% 2 уровень - 13,8% 3уровень - 32,9% 3уровень - 25% 4 уровень - 37,6% 4 уровень - 50% 5 уровень - 0% 5 уровень - 8,3%
Уровни развития школьной мотивации в возрастных параллелях (январь 2011). 1 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 1ур. 25% 2ур. 40% 33% 42,9% 20% 25% 3ур. 40% 33% 25% 42,9% 40% 12,5% 9% 50% 4ур. 33% 37,5% 40% 87,5% 63% 25% 5ур 20% 12,5% 14,2% 18% 12,5%
Как заинтересовать ребёнка учебой? Пусть задание представляется ребёнку осуществимым: определите цель, что нужно сделать, разделите задание на маленькие части, приготовьте все необходимое для работы и приступайте к выполнению Сделайте задание интересным: « соревнуйся сам с собой», «чередуем чтение трудного текста с чтением веселой, интересной книги» Попробуйте показать ребёнку прикладной характер задания : какая польза от знакомства с новым законом физики и т.д.
Основные профилактические и коррекционные мероприятия: 1.Сбор данных: - диагностика психического развития учащихся и выявление возможных путей компенсации недостатков психического развития; -наблюдение за взаимодействием учителя и ученика. 2.Коррекционная и развивающая работа: -коррекционные и развивающие занятия
Построенные по принципу постепенного усложнения материала(развитие отдельных качеств и свойств) и т.д. 3. Профилактика: -просветительские семинары и собрания; -разработка совместно со школой, учителями путей создания устойчивой учебной мотивации.
Вывод: Необходимо создание благоприятного психологического климата. Деятельность школы по предупреждению неуспеваемости должна быть проникнута духом гуманизма, уважения к личности, веры в её возможности. Такое отношение требует от педагога высоких моральных качеств, профессиональных знаний, педагогической компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление метод.объединения.
Опыт работы учителя истории с использованием ИКТ на уроках....
Выступлениен на метод объединении.
Формы и методы работы по оптимальной организации урока истории с учащимися надомного обучения....

Портфолио метод. объединения естественного цикла.
Представлен вариант Портфолио методического объединения учителей биологии, химии, физики в среднй школе ГБОУ ЦО 556 ЮОУО г. Москвы....
Проектное обучение как метод формирования положительной мотивации при изучении иностранного языка.
Мотивация играет важную роль при изучении иностранного языка. Метод проектов помогает вовлечь в процесс обучения как и слабоуспевающих учащихся, так и одаренных, высокомотивированных учеников....

«Мотивация как компонент учебной деятельности. Методы формирования учебной мотивации на уроках физики»
В данной работе рассматривается такой важный компонент учебной деятельности как мотивация. Рассматриваются общие способы повышение мотивации учащихся, в том числе на уроках физики....

Презентация к Методическому объединению на тему: «Положительная мотивация учения"
Мотивация - (от lat. «movere») — побуждение к действию. Это динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, опред...
