ИГРЫ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ВИЗУАЛЬНОГО КАНАЛА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка на тему

Сурмак Евгения Михайловна

Игры для тренировки визуального канала детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство профилактики нарушения зрения школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ

МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

«ИГРЫ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ВИЗУАЛЬНОГО КАНАЛА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ».

ПОДГОТОВИЛА:

СУРМАК ЕВГЕНИЯ МИХАЙЛОВНА

УЧИТЕЛЬ – ДЕФЕКТОЛОГ


Сравни буквы

Для начала работы потребуются 10 карточек, каждая размером примерно А6. Расположите их вертикально и нарисуйте на каждой фломастером букву А. Буква на первой карточке имеет высоту примерно 8 см, на второй - на 0,5 см меньше, на третьей - еще на 0,5 см меньше, и так далее. Иначе говоря - мы рисуем ряд плавно уменьшающихся букв. Разница в размерах между первой и последней буквой очевидна, однако заметить это различие, сравнивая соседние карточки, не так-то просто.

Перед началом игры карточки тасуются. Задача ученика - разложить их по размеру букв от большей к меньшей, то есть восстановить исходный ряд.

Сам проверку ребенок начинает командой «Миша, проверь себя». После команды ребенка «Я готов!» тренер контролирует результат и в случае обнаружения ошибки просит игрока: «Проверь себя!» Он может указать на число ошибок, но желательно не говорить, где именно положение карточек перепутано. Попутно ребенок учится сам находить свои ошибки.

Сложность игры легко менять, сделав размерный интервал меньше или наоборот - больше. Увеличить сложность легко, дав дополнительную нагрузку на визуальный канал. Для этого достаточно нарисовать буквы разными цветами. Цвет к определению размера отношения не имеет. Это отвлекающая информация, следовательно, ее не надо принимать во внимание. Вместе с тем, разноцветные буквы так и бросаются в глаза, и человек почти автоматически в первую очередь обращает внимание именно на их окраску. Кроме того, зачастую определенные цвета зрительно увеличивают размер букв, что может дополнительно усложнить игру.

Аналогичным образом попытаться «сбить с толку» оценивающий размеры глаз можно, нарисовав буквы разными шрифтами. Аккуратно по линейке проведите карандашом верхнюю и нижнюю границы, между которыми должна находиться буква. Нарисовав ее любым стилем и определенным цветом, добавив каких-нибудь завитушек или кренделей, карандашные пометы сотрите. Раскладка серии таких букв по размерам даже для взрослого человека будет не такой простой задачей, как может показаться на первый взгляд.

Упражнение прекрасно тренирует глазомер. Эта способность визуального канала бывает развита у детей не в равной степени.


Не сойди с тропы

Рисунок, необходимый для проведения этой игры можно сделать фломастером прямо на глазах у ребенка перед началом упражнения. Для этого возьмите лист формата А4 и положите его горизонтально. На середине правой и левой сторон, немного отступив от края, поставьте по жирной точке. Соедините точки синусоидной кривой, рисуя ее слева направо. Теперь точно так же нарисуйте вторую синусоидную кривую, идущую в противофазе с первой. Действуя таким образом, нарисуйте ему пару кривых, соединяющих крайние точки. Поставьте в начале всех линий небольшие стрелочки, указывающие направление движения.

Первая задача ребенка - последовательно провести указательным пальцем ведущей руки по одной из четырех линий, начиная с левой точки. Сделать это надо как можно точнее, не отрывая пальца от бумаги и с одинаковой скоростью. Затем надо провести пальцем по той же линии в обратном направлении — слева направо. Это же упражнение повторяется и с остальными тремя линиями на рисунке. После ведущей, например, правой руки потренируйте ведомую, например, левую руку ребенка.

Самое сложное задание - это обводить извилистую фигуру обеими руками одновременно, когда один пальчик двигается по одной линии, а второй - параллельно по другой. Проверяйте, чтобы ребенок старался двигать двумя пальчиками с одинаковой скоростью, без остановок и не терял своей линии.

Многим детям поначалу бывает тяжело «пройти» всю извилистую линию без остановки. Они нередко делают паузы и даже отрывают палец от бумаги.

Дело в том, что за выполнением этой операции следит диспетчерская программа, а ее ресурсов, визуальной мощности порой не хватает, чтобы выполнить задание до конца без остановок и отрывов. Тем более если нужно следить за двумя руками одновременно!

Это взрослым, кажется, что упражнение простое. На самом деле в процессе его выполнения нагружен и визуальный канал (за изгибами линии надо следить глазами), и множество мышц руки. В общем, нагрузка на мозг получается Достаточно приличная.

После проработки данного упражнения двумя руками одновременно желательно закрепить эффект его воздействия, передав управление ведущей руке. Это означает, что этот этап игры заканчивается обведением всех фигур снова ведущей рукой.

Если первая часть задания пройдена без существенных ошибок, можно переходить к следующему этапу - линии нужно обвести цветным карандашом или фломастером. Условия те же - не отрывать перо от бумаги, не делать, по возможности, пауз. Линии стараться обводить надо как можно точнее. Палец не оставляет следа на бумаге; когда же ребенок работает с ручкой, результат его работы хорошо виден. В этом случае легко оценить, насколько сильно его линия «вихляет» вокруг контрольной дорожки.

Помимо тренировки диспетчерской программы игра улучшает почерк. В школе детей учат писать буквы без отрыва от бумаги. Однако нередко выведение палочек и загогулек без отрыва превращается для ученика в муку. Он устает в школе, поскольку еще не готов к таким нагрузкам. В этом случае у ребенка ослабевает зрение.

Кроме этого, данное упражнение используется и для коррекции плохого зрения у детей и взрослых.

Эти тренировки - веселая игра, тропа какая-то таинственная. Можно быть уверенным, что любой педагог сможет к тому же сочинить про эту дорожку какую-нибудь свою историю, чтобы упражнение стало еще более привлекательным для детей.


Растущий цветок клевера.

Положите перед вашим учеником лист бумаги формата А4. совсем немного отступив от края, цветным карандашом или фломастером нарисуйте на нем прямоугольник. Попросите ребенка провести по нему указательным пальцем, не отрывая его от бумаги и двигаясь по часовой стрелке.

Теперь пусть ребенок возьмет карандаш или фломастер и как можно точнее обведет нарисованный вами прямоугольник. Условия те же - нужно двигаться по часовой стрелке и не отрывать ручку от бумаги.

Основная часть задания состоит в том, чтобы от руки, не пользуясь линейкой, нарисовать серию прямоугольников, каждый из которых чуть меньше предыдущего. Прямоугольники получаются как бы вписанными, вложенными друг в друга как матрешки. Их стороны не должны касаться друг друга. Рисовать каждый прямоугольник надо не отрывая карандаша от бумаги и разными цветами, тем самым давая дополнительную нагрузку на визуальный канал.

Ясно, что количество прямоугольников будет зависеть от отступа, промежутка между линиями. Его величина во многом зависит от развития визуального канала, или, другими словами, разрешающей способности зрительного анализатора. У одних детей он составляет 0,5 см, и это хороший показатель. Другие для верности оставляют между линиями по 2-3 см, быстро исчерпывая возможности бумажного листа. Прямоугольников у них получается мало. Кстати, количество нарисованных ребенком прямоугольников может служить своеобразной оценкой работы визуального канала. Хорошо, если при повторных проведениях упражнения их количество будет возрастать.

Второе задание - увеличение размеров трилистника, образец которого тренер рисует на листе. Задача ребенка - обвести эту фигуру несколько раз, делая небольшие отступы. Он увеличивает трилистник до тех пор, пока не коснется краев листа. Руку по-прежнему во время выполнения задания не отрываем.

Если прямоугольники и трилистники рисуются неплохо, их получается много, линии не пересекаются, можно перейти к еще более сложному для маленьких детей этапу упражнения. Тренер рисует на листе спиралевидную фигуру, контур которой не много напоминает листок клевера. Задача ученика - продолжить рисовать все новые и новые витки. С одной стороны, расстояние между линиями должно быть как можно меньшим. С другой стороны, линии не должны касаться друг друга. Просим ребенка играть честно, то есть прекратить упражнение, если его рука оторвется от бумаги. В этой ситуации по величине получившейся у него фигуры можно судить о продолжительности времени, в течение которого он может себя уверенно контролировать.

Понятно, что форма в виде листка - лишь один из возможных, бесчисленных вариантов фигур, которые можно увеличивать или уменьшать. Схватив суть этого задания, ребенок может и сам нарисовать на листе несколько подобных «спиралек». Попросите его сделать это в качестве домашнего задания.


Воздушные спирали

Хорошее упражнение для визуального канала, которое проще всего продемонстрировать ученикам на практике. Тренер начинает «рисовать» щепоткой пальцев правой руки в воздухе спираль. Он ее как бы постепенно раскручивает из центральной точки по часовой стрелке. Витки спирали становятся все больше и больше. Несмотря на то, что точно проконтролировать это трудно, но каждый новый виток не должен «задевать» за предыдущий.

Ученики повторяют действия вслед за учителем. При этом у них автоматически начинает работать внутренний экран. Они почти видят спираль, которую незримо изображают в воздухе. Во время выполнения этого упражнения дети смотрят только на тренера, отслеживая свои движения с помощью бокового зрения. Теперь той же правой рукой закручиваем спираль. Делаем вначале большие обороты, а затем постепенно «стягиваем» их в точку.

Потренировав правую руку, переходим к левой. Она раскручивает спираль из точки против часовой стрелки, а потом закручивает ее.

Последний этап разминки - работаем обеими руками. Раскручиваем обе спирали вместе. Левую левой же рукой против часовой стрелки, правую - правой рукой по часовой стрелке. Руки работают синхронно, движения симметричны. Позже направление вращения можно поменять. Пусть правая рука раскручивает спираль; против часовой стрелки, а левая по часовой стрелке. Все. Спирали раскручены, потом закручены, в воздухе ничего не осталось. Упражнение выполнено, полезный опыт приобретен, визуальный канал потренирован.


Не крути головой

Мощность, пропускная способность визуального канала во многом зависит от того, с какой площади поля зрения мозг получает и обрабатывает информацию. Это только кажется, что малыш и взрослый человек, глядя на один и тот же пейзаж, видят одну и ту же картинку. На практике же нередко оказывается, что ребенок смотрит как бы через свернутый в трубу лист. Он видит и анализирует лишь небольшую часть открывающегося его взору экрана. Всю картину в целом он ухватить не в состоянии. Она для него слишком велика.

Более того, иногда на голову ребенка словно бы надеты шоры. Он смотрит прямо вперед и не способен видеть, что творится сбоку, не повернув головы. Поэтому для того, чтобы рассмотреть правый верхний угол, такой малыш двигает не глазами, а голо вой или вообще всем туловищем.

У взрослого человека «мысленный луч» свободно шарит по изучаемой картинке, его площадь то расширяется, то сужается в зависимости от ситуации. При этом голова может оставаться совершенно неподвижной. Вспомните, вы можете одним взглядом окинуть сидящего напротив человека, а затем сконцентрировать свое зрительное внимание, предположим, на его галстуке с розовыми слониками.

Игра «Не крути головой» как раз и направлена на увеличение охватываемого поля зрения ребенка. Правила ее очень просты. Играть можно как с одним учеником, так и с группой, которая выстраивается в шеренгу. Проводить игру лучше в просторном помещении - в классе или в спортивном зале.

Тренер показывает рукой или проговаривает словами направление движения взгляда. Например, сначала в правый нижний угол, затем в правый верхний угол... Классический вариант подобной фигуры - «конверт». Ребята должны следовать за указкой взглядом, не поворачивая при этом головы.

Если взгляд учеников следует за указующим перстом тренера, загружен только визуальный канал. Если инструкции даются в устной форме - еще и аудиальный.

Упражнение кажется простым только на первый взгляд. Например, первоклассник не может самостоятельно заставить себя не двигать головой. У него это просто не получалось. Переводя взгляд сверху вниз и наоборот, он качает головой, как фарфоровый китайский болванчик. Необходимо на первых порах осторожно придерживать его голову в своих ладонях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство успешной социализации.

Материалы выступления на методическом совете.Счастье-это когда тебя понимают! Можно переформулировать данную фразу: Счастье - когда ты умеешь быть понятным-и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в о...

Возможности игры в развитии жизненной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья

Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее.  В Концепции Специального Федерального государственного стандарта большое внимание удел...

Современные представления о профилактике и коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физического воспитания

       В последние годы наблюдается увеличение количества детей ослабленных различными заболеваниями, освобожденных от физкультуры. Они быстро утомляются и во время работы п...

Консультация тифлопедагога для родителей на тему: "Развитие мимики и пантомимики в формировании навыков коммуникативной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения)".

Особо актуальна проблема общения, а именно её невербальная форма, в жизни детей с нарушением зрения. Тифлопсихология отмечает у таких детей закономерные изменения в сфере эмоциональных внешних проявле...

Консультация для родителей «Развитие зрительного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам игровых упражнений»

laquo;Развитие зрительного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам игровых упражнений»...

«Дистанционная форма обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство обеспечения доступного качественного дополнительного образования»

В настоящее время обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, их социальная адаптация - один из приоритетных вопросов не только для российского образования, но и для общ...

СТАТЬЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИХ ПАУЗ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРОГРЕССИРОВАНИЯ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Ключевые слова: использование офтальмологических пауз (зрительная гимнастика) в условиях ДОУ для предотвращения прогрессирования нарушения зрения. Коррекция и развитие зрительного восприятия у детей с...