Консультация для родителей «Развитие зрительного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам игровых упражнений»
консультация

«Развитие зрительного восприятия у детей

 с ограниченными возможностями здоровья

 по средствам игровых упражнений»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie7.docx38.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие зрительного восприятия у детей

 с ограниченными возможностями здоровья

 по средствам игровых упражнений»

Актуальность темы:  ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЫМ УСЛОВИЕМ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА, ОНО ТЕСНО СВЯЗАНО С МЫШЛЕНИЕМ, ПАМЯТЬЮ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ И РЕЧЬЮ.

        Восприятие включает способность получить зрительную информацию, обработать эту информацию и осмыслить её. Зрительное восприятие – это способность осмысливать то, что видишь. Зрительное восприятие — важное условие правильной ориентировки в окружающем  мире. 80% ОКРУЖАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ РЕБЁНОК ПОЛУЧАЕТ ЧЕРЕЗ ЗРЕНИЕ. Но для детей с ограниченными возможностями здоровья замедленность,  узость объема восприятия, специфические недостатки памяти затрудняют знакомство с окружающим миром. Нарушение  и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию материала. Кроме того, сенсорное развитие ребенка с интеллектуальными нарушениями в целом значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно.

Отечественные исследования показывают, что неправильность восприятия детей с ОВЗ состоит в отклонениях в восприятии как сложной психической функции.

Дети с ОВЗ имеют нарушения практически во всех видах восприятия. Так установлено, что зрительное  восприятие у детей с ОВЗ носит предметный характер, т. е. все свойства предмета не отделяются от самого предмета.

  • Нарушена избирательность восприятия: дети с ОВЗ долго не могут выделить главное, понять внутренние связи между его частями, с трудом ориентируются в ситуации, нередко оказываясь дезориентированными. Только в процессе практической деятельности постепенно у них развивается способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.
  • Нарушена обобщенность восприятия, что проявляется в скудности представлений, недостаточно точных, наличии частных и случайно запомнившихся. Данные факты означают, что более сложные формы аналитико-синтетической деятельности зрительного анализатора отстают в своем развитии от более простых форм.
  • Нарушены предметно-пространственные представления, которые проявляются в сглаживании представлений, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов. Наблюдается уподобление образов одних объектов образам других предметов. Пространственные нарушения оцениваются  как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при данной патологии развития.
  • Нарушено восприятие пространства и времени, которое замедляет процесс ориентировки в окружающем мире.

        Выделенные особенности восприятия ярко видны у детей с ОВЗ уже в дошкольном возрасте и только под влиянием коррекционного обучения они постепенно сглаживаются.

        Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ являются дидактические игры и упражнения.  Дидактическая игра имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок.

        Игровые упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия детей способствуют и развитию мелкой моторики. В процессе этих игр и упражнений у детей улучшается память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, формируется сенсорная культура ребенка, совершенствуются движения пальцев рук.

Игровые  упражнения на развитие зрительного восприятия:

  1. Наложенные изображения: предъявляются 3-5 контурных изображения, наложенные друг на друга.
  2. Зашумленные изображения: предъявляются контурные изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Необходимо назвать все изображения.
  3. Незаконченные изображения: предъявляются изображения с недорисованными элементами (птица без клюва, буква или цифра, геометрическая фигура без деталей). Нужно либо назвать, либо дорисовать недостающие детали.
  4. Точечное изображение: предлагаются изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр, выполненных в виде точек. Необходимо назвать данные изображения.
  5. Перевернутые изображения: предлагаются схематические изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, повернутые на 180°. Требуется их назвать.
  6. Разрезанные изображения: предлагаются части 2-3-х изображений (овощи, геометрические фигуры и др. разного цвета). Собрать целые изображения.
  7. Перекрытые изображения: карточки со словами, цифрами, схематичными изображениями предметов, где верхняя, нижняя или средняя часть карточки скрыта за полоской бумаги. Надо угадать, что спрятано.
  8. Обобщенные схематические изображения: предлагаются фигуры, представляющие собой схематические изображения предметов. Отгадать, что это может быть.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что игровые упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия играют большую роль позитивной адаптации  в окружающем мире и успешной интеграции в школьном обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проведения игровой консультации для родителей "Развитие зрительного внимания и памяти у детей со зрительной депривацией".

Игры и упражнения для развития зрительного внимания и памяти, рекомендуемые для использования родителями в домашних условиях....

Методические рекомендации "Дидактические игры для развития зрительного восприятия и памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья"

В методических рекомендациях представлено описание дидактических игр, упражнений, которые способствуют развитию у детей с ограниченными возможностями зрительного восприятия, памяти, внимания....

«Развитие познавательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья средствами игровых технологий»

1.6. В основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает: признание обучения и воспитания как единого процесса организации...

Развитие зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Исследование особенностей зрительного восприятия детей с ОВЗ является достаточно существенной проблемой, имеет не только теоретическое, но и конкретное практическое значение.У детей с интеллектуальной...

статья_Развитие социальной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами культурно-досуговых мероприятий

На сегодняшний день проблема социальной компетентности детей с ОВЗ в социуме является весьма актуальной. Дети испытывают трудности в создании межличностных контактов, в общении, в самореализации. Вовл...

консультация для родителей "Развитие зрительно - моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения"

В консультации описывается опыт работы по использования вышивания на картоне с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими зрительные нарушения....