статья_Развитие социальной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами культурно-досуговых мероприятий
статья на тему

Опарина Надежда Александровна

На сегодняшний день проблема социальной компетентности детей с ОВЗ в социуме является весьма актуальной. Дети испытывают трудности в создании межличностных контактов, в общении, в самореализации. Вовлечение таких детей в творческую деятельность способствует адаптации, разностороннему развитию личности. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности практически не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в его жизнь на своих собственных условиях, которые общество не всегда понимает и учитывает. Фестивали – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и самовыражения. Участие в конкурсах даёт каждому ребенку возможность реализовать свой творческий потенциал, зарядиться положительными эмоциями и поверить в себя. Так происходит реабилитация детей творчеством.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

ДВОРЕЦ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Методическая разработка

по развитию социальной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами культурно-досуговых мероприятий

Автор: Опарина Надежда Александровна

педагог-организатор

Санкт-Петербург

2017

Оглавление

Введение        3

Основное содержание        6

Теоретический анализ и оценка актуальности образовательной услуги        7

Описание потенциального потребителя, оценка спроса на образовательную деятельность        8

Описание содержания образовательной услуги        8

Анализ образовательной среды и аналоговый анализ образовательных услуг по тематике        15

Описание ресурсов образовательной услуги        18

Описание оценочного фонда образовательного проекта        19

План продвижения образовательной услуги        19

Заключение        20

Библиография        21

Приложение 1        22

Введение

…Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив

Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребёнка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого ребёнка» допускает лишь своих!

На сегодняшний день проблема социальной компетентности детей с ОВЗ в социуме является весьма актуальной. Дети испытывают трудности в создании межличностных контактов, в общении, в самореализации. Вовлечение таких детей в творческую деятельность способствует адаптации, разностороннему развитию личности. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности практически не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в его жизнь на своих собственных условиях, которые общество не всегда понимает и учитывает.                                                                                          Эффективным средством формирования социальной компетентности у детей с ОВЗ является творческая деятельность, в процессе которой у ребёнка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребёнка. Воспитанник с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной адаптации в социуме.                                                 В целях развития творческих навыков и способностей, которые помогут ребенку в самореализации и в формировании социальной компетентности был разработан проект положения городского фестиваля художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь.» среди учащихся государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга.

Объект: Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет: Фестиваль художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь.» среди учащихся государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга.

Цель: Разработка положения городского фестиваля художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь.» среди учащихся государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга.

Задачи:

  • Проанализировать теоретические вопросы разработки положений для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Провести оценку актуальности мероприятия;
  • Описать потенциальных потребителей фестиваля;
  • Провести оценку спроса, анализ образовательной среды и аналоговый анализ потребности в данном мероприятии;
  • Описать ресурсы, необходимые для реализации данного Положения.

 Фестивали – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и самовыражения. Участие в конкурсах даёт каждому ребенку возможность реализовать свой творческий потенциал, зарядиться положительными эмоциями и поверить в себя. Так происходит реабилитация детей творчеством.

Основное содержание

Теоретический анализ и оценка актуальности образовательной услуги

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Следует отметить, что увеличение числа таких детей наблюдается во всём мире, и проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления и в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным. Процессы демократизации и гуманизации в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого человека, и тем более для лиц с интеллектуальными и физическими нарушениями, равных прав и возможностей на получение образования, на развитие их индивидуальных способностей. С раннего детства «особые» дети сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит к формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии или агрессии. Задача педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья  - стараться восполнить дефицит общения, представить широкий спектр педагогических услуг по различным направлениям деятельности, включать детей в творческую деятельность для разностороннего развития и социализации в обществе.                                 На сегодняшний день в Санкт-Петербурге ведётся огромная работа по организации досуга для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это кружки и секции различной направленности на базах специальных коррекционных школ, отделения дополнительного образования в культурно-досуговых учреждениях, а также фестивали и конкурсы, где ребёнок может продемонстрировать свой талант перед другими. Основная цель фестивалей - создание доступных условий для творческой самореализации детей с ОВЗ, выявление и поддержка талантливых людей данной категории, содействие активной интеграции их в жизнь современного общества.                          Участвуя в различных конкурсах и фестивалях, дети проявляют себя в различных областях творчества – театральные постановки, танцевальный жанр, вокальное исполнение, инструментальное творчество, работы декоративно-прикладного творчества и т.д, что способствует раскрытию творческого потенциала, а также социализации ребёнка. Совместная деятельность вырабатывает у детей необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Осознание групповой принадлежности, солидарности, взаимопомощи даёт важное для воспитанников чувство эмоционального благополучия в социуме. Проживание «ситуации успеха» позволяет ребёнку почувствовать уверенность в себе, в свои возможности и востребованность в обществе.

Описание потенциального потребителя, оценка спроса на образовательную услугу

Потенциальными потребителями городского фестиваля художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь.» являются:

  1. учащиеся государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга (дети различного вида инвалидности со своей спецификой);
  2. педагоги государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга (педагогические работники ДО коррекционных школ различных направлений творческой деятельности);
  3. руководство государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга (руководство коррекционных школ СПБ).

Данный фестиваль имеет большое педагогическое значение. Дети из разных уголков Санкт-Петербурга и Ленинградской области смогут проявить свои творческие способности и показать их друг другу, что позволит обмениваться опытом как педагогам, так и участникам; наладить дружеские отношения друг с другом. Выступая на сцене, дети учатся взаимодействовать в коллективе, владеть техникой сценического искусства, развивают дикцию, смекалку, воображение, участие в фестивале могут помочь ребёнку в самоопределении. Педагогическим работникам участие в фестивале даст возможность посмотреть конкурентоспособность своих номеров, обмен и передача опыта между друг другом. Для руководства участие в городском фестивале – это возможность получить награды городского уровня, которые повысят имидж учреждения.  

Описание содержания образовательной услуги

Общие положения

        

Положение о городском фестивале художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь.» (далее – Фестиваль) среди учащихся государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга, (далее – Положение), определяет цели и задачи Фестиваля, порядок его организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей.

Фестиваль направлен на привлечение внимания общественности к проблемам социализации детей, выявление среди участников способных и талантливых детей, совершенствование организации досуга детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Тема Фестиваля в 2017/2018 учебном году: «Волшебный мир кино».

Фестиваль учрежден Комитетом по образованию.

Цели и задачи Фестиваля

Цели Фестиваля: создание условий для формирования и развития творческих навыков и способностей, которые помогут детям в самореализации и адаптации в обществе, реабилитация творчеством.

Задачи Фестиваля:

  • содействовать разностороннему развитию личности;
  • способствовать сохранению культурного наследия страны;
  • приобщать детей к художественной и музыкальной культуре;
  • создавать условия для мотивации к изучению истории страны и своего народа;
  • способствовать раскрытию у детей творческого потенциала;
  • способствовать совершенствованию внутреннего мира детей;
  • воспитывать эстетический вкус, расширять кругозор;
  • популяризовывать детское творчество как важный фактор воспитания и образования;
  • способствовать обмену опытом среди творческих коллективов специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Организаторы Фестиваля

Организатором Фестиваля является Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга (далее – Дворец учащейся молодежи).

Дворец учащейся молодежи формирует Организационный комитет Фестиваля (далее – Оргкомитет).

Оргкомитет определяет состав Жюри Конкурса, критериальный аппарат, проводит награждение победителей.

Условия участия в Фестивале

Участниками Фестиваля могут являться творческие коллективы и индивидуальные исполнители (выступающие в различных жанрах) государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений (далее – учреждения). Участие педагогов в конкурсных программах запрещается. Исполнение всех конкурсных произведений должно быть только на русском языке.

Заявки на участие принимаются до 10 ноября 2017 года включительно на официальном бланке учреждения отделом социально-культурной работы по адресу: ул. Малая Конюшенная, д.1-3, лит. В, или по                  Е-mail: oscardum@mail.ru.

Заявки на участие в Фестивале, присланные позднее указанного в Положении срока и оформленные не надлежащим образом, рассматриваться не будут.

Конкурс «Декоративно-прикладное творчество» в рамках Фестиваля проводится отделом «Экспозиционно-выставочный центр» Дворца учащейся молодежи. В данной номинации учреждения могут представить изделия: вышивка, вязание, швейные изделия, резьба по дереву, рисунок и т.д (не более 5 изделий от учреждения). В Фестивале могут принимать участие только работы, нигде ранее не выставлявшиеся! 

Работы по декоративно-прикладному творчеству необходимо представить до 20 ноября 2017 года включительно.

Подавая Заявку на участие в городском фестивале художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь.», участник(-ки) или законные представители участника(-ков) в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» подтверждают ГБНОУ Дворцу учащейся молодежи Санкт-Петербурга свое согласие на обработку их персональных данных при условии, что данная обработка осуществляется уполномоченными лицами ГБНОУ ДУМ СПб, принявшими обязательства о сохранении конфиденциальности указанных сведений, и предоставляют ГБНОУ ДУМ СПб право осуществлять все действия (операции) с их персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, обновление, изменение, использование, обезличивание, блокирование, уничтожение. ГБНОУ ДУМ СПб вправе обрабатывать персональные данные участников Фестиваля посредством внесения их в электронную базу данных, списки и другие отчетные формы.

Участники городского фестиваля художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь.» оставляют за собой право отозвать свое согласие посредством составления соответствующего письменного заявления, которое может быть направлено ими в адрес ГБНОУ ДУМ СПб по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручено лично под расписку уполномоченному представителю ГБНОУ ДУМ СПб.

Сроки и место проведения Фестиваля

Фестиваль проводится в два этапа:

  • I этап – отборочный – проводится в октябре 2017 года непосредственно в учреждении.
  • II этап – конкурсные дни – 20-30 ноября 2017 года – представление программы на базах учреждений и во Дворце учащейся молодежи.  

Условия проведения Фестиваля

Фестиваль проводится в два этапа:

  • I этап – отборочный: отбираются лучшие концертные номера для участия во II этапе Фестиваля;
  • II этап – конкурсные дни: представление программы в различных номинациях (длительность программы не более 20 минут от каждого учреждения):
  • «Театр»: к участию в номинации приглашаются чтецы произведений зарубежных и современных авторов, авторское чтение, исполнители театральных миниатюр, литературно-музыкальных композиций;
  • «Хоровое пение»: к участию в номинации приглашаются хоровые коллективы (численностью в составе не менее 12 человек), исполняющие академическое, народное пение;
  • «Вокальное исполнительство»: к участию в номинации приглашаются ансамбли (численностью в составе не более 12 человек) и исполнители академического, народного и эстрадного пения;
  • «Танец»: к участию в номинации приглашаются исполнители народных, классических, бальных и современных танцев;
  • «Инструментальный жанр»: к участию в номинации приглашаются солисты, дуэты, ансамбли и оркестры, играющие на различных музыкальных инструментах;
  • «Оригинальный жанр»: к участию в номинации приглашаются исполнители цирковых номеров, пантомимы, пластики, театра мод и т.д.;
  • «Декоративно-прикладное творчество»: в данной номинации учреждения могут представить изделия, выполненные в различных жанрах прикладного творчества: вышивка, вязание, швейные изделия, резьба по дереву, рисунок и т.д.
  1. Критерии оценки концертных номеров в различных номинациях:
  • соответствие репертуара теме Фестиваля и возрасту конкурсантов;
  • оригинальность и зрелищность программы;
  • артистизм и эмоциональность исполнения;
  • уровень исполнительского мастерства и сценической культуры (в т.ч. внешний вид участников).

Критерии оценки номинации «Декоративно-прикладное творчество»:

  • исполнение  (вид материала, техника исполнения);
  • соответствие теме Фестиваля;
  • художественное решение работы;
  • оригинальность и качество исполнения;
  • разнообразие использованных техник;
  • эмоциональное воздействие.

Представленные на Фестиваль работы должны сопровождаться этикеткой (по форме согласно Приложению 2), содержащей: название работы, ФИО, возраст автора (-ов), название образовательного учреждения, данные о руководителе.

Фонограммы должны быть представлены в формате .wav, видеоряд – в форматах .avi или .mpeg, использование других музыкальных носителей и видеоматериалов оговаривается с организаторами заранее и указывается в заявке. Необходимо иметь с собой минусовые фонограммы, не допускаются выступления вокалистов под фонограмму «плюс». Обязательно иметь при себе копии-дубликаты фонограмм. Каждая звукозапись должна быть на отдельном носителе с указанием названия произведения, названия учреждения, фамилии исполнителя.

Фонограмма подается Оргкомитету за неделю до начала конкурса.

Время репетиции на сцене ограничено, проводится только техническая репетиция (продолжительность до 3-х минут на участника или ансамбль).

Внешний вид сопровождающих педагогов, группы поддержки, зрителей и самих конкурсантов должен быть опрятным, соответствующим статусу Фестиваля. Сменная обувь обязательна!

Жюри Фестиваля

Оргкомитет определяет состав Жюри Конкурса из независимых специалистов, имеющих необходимую квалификацию, опыт практической работы в оценке конкурсантов.

Жюри имеет право не присуждать призовое место, присуждать два призовых места, присуждать дополнительные поощрительные дипломы.

Члены Жюри обязаны соблюдать Положение и использовать в своей работе критериальный аппарат, утвержденный Оргкомитетом Фестиваля.

Результатом работы члена Жюри является заполненная и подписанная оценочная ведомость.

Итоги работы Жюри обсуждению и пересмотру не подлежат.

Награждение победителей Фестиваля

Учреждения и участники Фестиваля награждаются дипломами, благодарственными письмами и ценными подарками.

Учреждение, получившее наибольшее количество баллов в Фестивале, получает диплом «Гран-При».

По общим результатам Фестиваля определяются команды-победители учреждений, занявшие I, II, III призовые места.

С итогами конкурсов можно будет ознакомиться на сайте www.dumspb.ru, в течение двух недель после проведения Фестиваля. 

Гала-концерт для победителей состоится 07 декабря 2017 года.  О месте и времени проведения церемонии  будет объявлено дополнительно. На гала-концерте будет представлена выставка лучших работ в номинации «Декоративно-прикладное творчество». 

Финансирование Фестиваля

Финансирование Фестиваля осуществляется за счёт бюджетных средств Комитета по образованию.

Консультации и справки по вопросам проведения Фестиваля  

Адрес: ГБНОУ Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга, 191186, Санкт-Петербург,  ул. Малая Конюшенная, д. 1-3, литера В, отдел социально-культурной работы

Е-mail: oscardum@mail.ru;

Адрес сайта: www.dumspb.ru

Контактные телефоны:  тел/факс: 8 (812) 417-38-14, 8(812) 417-27-24.  

Анализ образовательной среды и аналоговый анализ образовательных услуг по тематике

Параметры сравнения программы

Городской фестиваль            «Вера. Надежа. Любовь.»

Городской фестиваль  «Парус мечты»

Международный фестиваль              «Шаг навстречу!»

Цель положения

Создание условий для формирования и развития творческих навыков и способностей, которые помогут детям в самореализации и адаптации в обществе, реабилитация творчеством.

Раскрытие творческого потенциала детей с ограниченными возможностями, способствующего социальной адаптации в современном мире;

Привлечение внимания общественности к творческой деятельности детей и постепенное изменение отношения общества к людям с ограниченными возможностями

Специфика содержания

Проводиться на базах коррекционных учреждений и во Дворце молодёжи, включает разнообразную программу – 7 номинаций разной направленности. В фестивале могут принять участие только учащиеся коррекционных школ. Оценка результатов проводится по итогам всех номинаций (общая программа), а не в одной номинации.

Особенность фестиваля - объединение в единых творческих программах детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников.

Задача - выявить талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья, которые живут в Северной столице, раскрыть их творческий потенциал, инклюзия. Вместе с участниками на сцену выходят лауреаты Всероссийских и Международных конкурсов 

Основным направлениям деятельности по проекту является преодоление непонимания между людьми, стирание стереотипов по отношению к тем, кого называют «инвалиды», «люди с ограниченными возможностями», «люди с нарушениями развития». Фестиваль задействует площадки Русского музея, театры, филармонию, привлекает  популярных звезд  искусства и культуры. Фестиваль включает проведение творческих мастер- классов, конференций  и выставок.

Ресурсы и партнёры

Фестиваль проводится при поддержке Комитета по образованию Санкт-Петербурга, а также социальных партнёров – благотворительная организация «Солнечный луч» и Центр «Перспектива».

Фестиваль проводится при поддержке Правительства Санкт-Петербурга.

Фестиваль проводиться при поддержке Администрации Президента России, Правительства России, Государственной Думы Российской Федерации, Совета Федерации Государственной Думы Российской Федерации, Правительства Санкт-Петербурга. Партнёры: Мариинский театр, Большой зал Санкт-Петербургской государственной филармонии, Санкт-Петербургская академическая Капелла, Государственный Русский музей, Выставочный зал Союза Художников, Императорский фарфоровый завод.

Контингент учащихся

Учащиеся государственных специальных (коррекционных)

образовательных учреждений Санкт-Петербурга.

Дети, особо нуждающиеся во внимании и заботе, – с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в Центрах поддержки семейного воспитания и домах-интернатах, а также посещающие Центры социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов.

Творческая молодежь (c 6 до 25 лет), имеющая ограничения в физическом развитии.

Вывод: в результате анализа образовательной среды были выявлены следующие факторы – на территории Санкт-Петербурга проводятся фестивали высокого уровня и качества проведения. Организаторами  являются как государственные структуры, так и автономные некоммерческие учреждения. Программа фестиваля может быть разнообразной и интересной, если включить в неё проведение мастер-классов, выставок лекций и семинаров, что привлечёт больше интереса к фестивалю. От партнёров зависит уровень и возможности проведения фестиваля.

SWOT – анализ

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутренняя среда

-узкая аудитория участников (только учащиеся специальных коррекционных образовательных учреждений).

- городской уровень мероприятия;

- проведение фестиваля в городе федерального значения.

- слабая материально-техническая база;

- не приспособленность помещения для проведения фестиваля (отсутствие пандусов для транспортировки колясок), вместимость помещения не позволяют принять большое количество участников;

- транспортировка участников для проведения отборочных туров.

Внешняя среда

- привлечение спонсоров и благотворителей для организации фестиваля.

- поддержка Комитета по образованию Санкт-Петербурга.

- отсутствие интереса участников;

- отсутствие целевой аудитории;

- отсутствие финансирования

- не компетентный подрядчик.

Вывод: В результате проведения SWOT – анализа выявились сильные и слабые стороны проекта, возможности и угрозы, которые нужно учитывать при его организации.

Описание ресурсов образовательной услуги

Материально-технические ресурсы программы:

  • Штатный персонал;
  • Вестимое и оборудованное помещение для участников фестиваля;
  • Необходимое свето- звуко - техническое оборудование для создания свето-эффеков и фото и видео материалов;
  • Печатная продукция, необходимая для проведения фестиваля;
  • Наличие гримёрных помещений для переодевания артистов;
  • Возможность выезда на базы коррекционных учреждений.

Специалист, занимающийся организацией фестиваля для детей с ограниченными возможностями здоровья должен:

  • иметь педагогическое образование, владеть педагогическими навыками в работе с детьми с ОВЗ;
  • владеть контактами с руководством школ – интернатов для привлечения их к участию в фестивале;
  • владеть ПК для работы на компьютере;
  • владеть контактами в event- индустрии для организации фестиваля;
  • владеть контактами для привлечения компетентных членов жюри.

Описание оценочного фонда образовательного проекта

Для оценки уровня организации и проведения фестиваля будет проводиться анкетирование участников и руководителей коррекционных школ.

Пример анкетирования см. приложение.

План продвижения образовательного проекта

Для продвижения образовательного проекта необходимо:

  • делиться проектом на конференциях и семинарах для привлечения участников и партнёров,
  • продвигать информацию в СМИ;
  • повышение уровня фестиваля с городского до международного;
  • расширение количества участников фестиваля;
  • привлечение партнёров и спонсоров.

Заключение

На сегодняшний день проблема социальной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной. Сегодня много говориться о социальной защите детей с ОВЗ, улучшается медицинское обеспечение. Но надо не забывать о том, что немало важным в социальной адаптации «особых» детей играет творческая деятельность. Участие в фестивалях даёт возможность раскрепощения, самовыражения, позволяет ребёнку овладеть навыками и умениями в той или иной области творчества. Представляется, что в результате деятельности по проекту раскроются разнообразные грани творческой личности ребенка с ограниченными возможностями, значительно повысится уровень их социальной адаптации, который в дальнейшем будет способствовать формированию социально-активной личности. Проведение фестиваля, безусловно, поможет созданию эмоционально-позитивного фона творческой деятельности и скажется на улучшении качества жизни детей с ограниченными возможностями в целом.

Для достижения цели работы был проведен теоретический анализ и оценка актуальности образовательного проекта, охарактеризован потенциальный потребитель услуги, проведён анализ образовательной среды, позволяющий сравнить другие фестивали и выявить положительные и отрицательные особенности при организации фестиваля, проведена оценка спроса и описаны ресурсы, необходимые для реализации образовательной услуги, рассмотрены особенности развития социальной компетентности у детей с ОВЗ на примере городском фестивале художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь.» среди учащихся государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга.

Библиография

  1. Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших. пед. учебн. заведений.; Под. Ред. Н.М.Назаровой // 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр ″Академия″, 2001.
  2. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М., 2011. 
  3. Борзова В. А., Борзов А. А. «Развитие творческих способностей у детей». — Самара,1994.
  4. Голубева Э. А. «Способности и индивидуальность». — М.,1999.
  5. Петракова Г. М. Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья // Образование и воспитание. — 2017. — №2. — С. 71-73.
  6.    Евтушенко С.Г. Организация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.- //Справочник старшего воспитателя, 2009, №5, с.57
  7. Кравченко А.И. Психология и педагогика. М.: Инфра-М, 2009. 
  8. Самоукова С. А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 338–342.
  9. Шипицына Л.М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта // 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005.

Приложение



Предварительный просмотр:

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

ДВОРЕЦ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

        Статья

по развитию социальной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами культурно-досуговых мероприятий

Автор: Опарина Надежда Александровна

педагог-организатор

Санкт-Петербург

2017

Оглавление

Введение        3

Основное содержание        6

Теоретический анализ и оценка актуальности образовательной услуги        7

Описание потенциального потребителя, оценка спроса на образовательную деятельность        8

Описание содержания образовательной услуги        8

Анализ образовательной среды и аналоговый анализ образовательных услуг по тематике        15

Описание ресурсов образовательной услуги        18

Описание оценочного фонда образовательного проекта        19

План продвижения образовательной услуги        19

Заключение        20

Библиография        21

Приложение 1        22

Введение

…Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив

Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребёнка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого ребёнка» допускает лишь своих!

На сегодняшний день проблема социальной компетентности детей с ОВЗ в социуме является весьма актуальной. Дети испытывают трудности в создании межличностных контактов, в общении, в самореализации. Вовлечение таких детей в творческую деятельность способствует адаптации, разностороннему развитию личности. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности практически не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в его жизнь на своих собственных условиях, которые общество не всегда понимает и учитывает.                                                                                          Эффективным средством формирования социальной компетентности у детей с ОВЗ является творческая деятельность, в процессе которой у ребёнка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребёнка. Воспитанник с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной адаптации в социуме.                                                 В целях развития творческих навыков и способностей, которые помогут ребенку в самореализации и в формировании социальной компетентности был разработан проект положения городского фестиваля художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь.» среди учащихся государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга.

Объект: Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет: Фестиваль художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь.» среди учащихся государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга.

Цель: Разработка положения городского фестиваля художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь.» среди учащихся государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга.

Задачи:

  • Проанализировать теоретические вопросы разработки положений для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Провести оценку актуальности мероприятия;
  • Описать потенциальных потребителей фестиваля;
  • Провести оценку спроса, анализ образовательной среды и аналоговый анализ потребности в данном мероприятии;
  • Описать ресурсы, необходимые для реализации данного Положения.

 Фестивали – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и самовыражения. Участие в конкурсах даёт каждому ребенку возможность реализовать свой творческий потенциал, зарядиться положительными эмоциями и поверить в себя. Так происходит реабилитация детей творчеством.

Основное содержание

Теоретический анализ и оценка актуальности образовательной услуги

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Следует отметить, что увеличение числа таких детей наблюдается во всём мире, и проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления и в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным. Процессы демократизации и гуманизации в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого человека, и тем более для лиц с интеллектуальными и физическими нарушениями, равных прав и возможностей на получение образования, на развитие их индивидуальных способностей. С раннего детства «особые» дети сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит к формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии или агрессии. Задача педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья  - стараться восполнить дефицит общения, представить широкий спектр педагогических услуг по различным направлениям деятельности, включать детей в творческую деятельность для разностороннего развития и социализации в обществе.                                 На сегодняшний день в Санкт-Петербурге ведётся огромная работа по организации досуга для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это кружки и секции различной направленности на базах специальных коррекционных школ, отделения дополнительного образования в культурно-досуговых учреждениях, а также фестивали и конкурсы, где ребёнок может продемонстрировать свой талант перед другими. Основная цель фестивалей - создание доступных условий для творческой самореализации детей с ОВЗ, выявление и поддержка талантливых людей данной категории, содействие активной интеграции их в жизнь современного общества.                          Участвуя в различных конкурсах и фестивалях, дети проявляют себя в различных областях творчества – театральные постановки, танцевальный жанр, вокальное исполнение, инструментальное творчество, работы декоративно-прикладного творчества и т.д, что способствует раскрытию творческого потенциала, а также социализации ребёнка. Совместная деятельность вырабатывает у детей необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Осознание групповой принадлежности, солидарности, взаимопомощи даёт важное для воспитанников чувство эмоционального благополучия в социуме. Проживание «ситуации успеха» позволяет ребёнку почувствовать уверенность в себе, в свои возможности и востребованность в обществе.

Описание потенциального потребителя, оценка спроса на образовательную услугу

Потенциальными потребителями городского фестиваля художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь.» являются:

  1. учащиеся государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга (дети различного вида инвалидности со своей спецификой);
  2. педагоги государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга (педагогические работники ДО коррекционных школ различных направлений творческой деятельности);
  3. руководство государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга (руководство коррекционных школ СПБ).

Данный фестиваль имеет большое педагогическое значение. Дети из разных уголков Санкт-Петербурга и Ленинградской области смогут проявить свои творческие способности и показать их друг другу, что позволит обмениваться опытом как педагогам, так и участникам; наладить дружеские отношения друг с другом. Выступая на сцене, дети учатся взаимодействовать в коллективе, владеть техникой сценического искусства, развивают дикцию, смекалку, воображение, участие в фестивале могут помочь ребёнку в самоопределении. Педагогическим работникам участие в фестивале даст возможность посмотреть конкурентоспособность своих номеров, обмен и передача опыта между друг другом. Для руководства участие в городском фестивале – это возможность получить награды городского уровня, которые повысят имидж учреждения.  

Описание содержания образовательной услуги

Общие положения

        

Положение о городском фестивале художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь.» (далее – Фестиваль) среди учащихся государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга, (далее – Положение), определяет цели и задачи Фестиваля, порядок его организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей.

Фестиваль направлен на привлечение внимания общественности к проблемам социализации детей, выявление среди участников способных и талантливых детей, совершенствование организации досуга детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Тема Фестиваля в 2017/2018 учебном году: «Волшебный мир кино».

Фестиваль учрежден Комитетом по образованию.

Цели и задачи Фестиваля

Цели Фестиваля: создание условий для формирования и развития творческих навыков и способностей, которые помогут детям в самореализации и адаптации в обществе, реабилитация творчеством.

Задачи Фестиваля:

  • содействовать разностороннему развитию личности;
  • способствовать сохранению культурного наследия страны;
  • приобщать детей к художественной и музыкальной культуре;
  • создавать условия для мотивации к изучению истории страны и своего народа;
  • способствовать раскрытию у детей творческого потенциала;
  • способствовать совершенствованию внутреннего мира детей;
  • воспитывать эстетический вкус, расширять кругозор;
  • популяризовывать детское творчество как важный фактор воспитания и образования;
  • способствовать обмену опытом среди творческих коллективов специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Организаторы Фестиваля

Организатором Фестиваля является Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга (далее – Дворец учащейся молодежи).

Дворец учащейся молодежи формирует Организационный комитет Фестиваля (далее – Оргкомитет).

Оргкомитет определяет состав Жюри Конкурса, критериальный аппарат, проводит награждение победителей.

Условия участия в Фестивале

Участниками Фестиваля могут являться творческие коллективы и индивидуальные исполнители (выступающие в различных жанрах) государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений (далее – учреждения). Участие педагогов в конкурсных программах запрещается. Исполнение всех конкурсных произведений должно быть только на русском языке.

Заявки на участие принимаются до 10 ноября 2017 года включительно на официальном бланке учреждения отделом социально-культурной работы по адресу: ул. Малая Конюшенная, д.1-3, лит. В, или по                  Е-mail: oscardum@mail.ru.

Заявки на участие в Фестивале, присланные позднее указанного в Положении срока и оформленные не надлежащим образом, рассматриваться не будут.

Конкурс «Декоративно-прикладное творчество» в рамках Фестиваля проводится отделом «Экспозиционно-выставочный центр» Дворца учащейся молодежи. В данной номинации учреждения могут представить изделия: вышивка, вязание, швейные изделия, резьба по дереву, рисунок и т.д (не более 5 изделий от учреждения). В Фестивале могут принимать участие только работы, нигде ранее не выставлявшиеся! 

Работы по декоративно-прикладному творчеству необходимо представить до 20 ноября 2017 года включительно.

Подавая Заявку на участие в городском фестивале художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь.», участник(-ки) или законные представители участника(-ков) в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» подтверждают ГБНОУ Дворцу учащейся молодежи Санкт-Петербурга свое согласие на обработку их персональных данных при условии, что данная обработка осуществляется уполномоченными лицами ГБНОУ ДУМ СПб, принявшими обязательства о сохранении конфиденциальности указанных сведений, и предоставляют ГБНОУ ДУМ СПб право осуществлять все действия (операции) с их персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, обновление, изменение, использование, обезличивание, блокирование, уничтожение. ГБНОУ ДУМ СПб вправе обрабатывать персональные данные участников Фестиваля посредством внесения их в электронную базу данных, списки и другие отчетные формы.

Участники городского фестиваля художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь.» оставляют за собой право отозвать свое согласие посредством составления соответствующего письменного заявления, которое может быть направлено ими в адрес ГБНОУ ДУМ СПб по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручено лично под расписку уполномоченному представителю ГБНОУ ДУМ СПб.

Сроки и место проведения Фестиваля

Фестиваль проводится в два этапа:

  • I этап – отборочный – проводится в октябре 2017 года непосредственно в учреждении.
  • II этап – конкурсные дни – 20-30 ноября 2017 года – представление программы на базах учреждений и во Дворце учащейся молодежи.  

Условия проведения Фестиваля

Фестиваль проводится в два этапа:

  • I этап – отборочный: отбираются лучшие концертные номера для участия во II этапе Фестиваля;
  • II этап – конкурсные дни: представление программы в различных номинациях (длительность программы не более 20 минут от каждого учреждения):
  • «Театр»: к участию в номинации приглашаются чтецы произведений зарубежных и современных авторов, авторское чтение, исполнители театральных миниатюр, литературно-музыкальных композиций;
  • «Хоровое пение»: к участию в номинации приглашаются хоровые коллективы (численностью в составе не менее 12 человек), исполняющие академическое, народное пение;
  • «Вокальное исполнительство»: к участию в номинации приглашаются ансамбли (численностью в составе не более 12 человек) и исполнители академического, народного и эстрадного пения;
  • «Танец»: к участию в номинации приглашаются исполнители народных, классических, бальных и современных танцев;
  • «Инструментальный жанр»: к участию в номинации приглашаются солисты, дуэты, ансамбли и оркестры, играющие на различных музыкальных инструментах;
  • «Оригинальный жанр»: к участию в номинации приглашаются исполнители цирковых номеров, пантомимы, пластики, театра мод и т.д.;
  • «Декоративно-прикладное творчество»: в данной номинации учреждения могут представить изделия, выполненные в различных жанрах прикладного творчества: вышивка, вязание, швейные изделия, резьба по дереву, рисунок и т.д.
  1. Критерии оценки концертных номеров в различных номинациях:
  • соответствие репертуара теме Фестиваля и возрасту конкурсантов;
  • оригинальность и зрелищность программы;
  • артистизм и эмоциональность исполнения;
  • уровень исполнительского мастерства и сценической культуры (в т.ч. внешний вид участников).

Критерии оценки номинации «Декоративно-прикладное творчество»:

  • исполнение  (вид материала, техника исполнения);
  • соответствие теме Фестиваля;
  • художественное решение работы;
  • оригинальность и качество исполнения;
  • разнообразие использованных техник;
  • эмоциональное воздействие.

Представленные на Фестиваль работы должны сопровождаться этикеткой (по форме согласно Приложению 2), содержащей: название работы, ФИО, возраст автора (-ов), название образовательного учреждения, данные о руководителе.

Фонограммы должны быть представлены в формате .wav, видеоряд – в форматах .avi или .mpeg, использование других музыкальных носителей и видеоматериалов оговаривается с организаторами заранее и указывается в заявке. Необходимо иметь с собой минусовые фонограммы, не допускаются выступления вокалистов под фонограмму «плюс». Обязательно иметь при себе копии-дубликаты фонограмм. Каждая звукозапись должна быть на отдельном носителе с указанием названия произведения, названия учреждения, фамилии исполнителя.

Фонограмма подается Оргкомитету за неделю до начала конкурса.

Время репетиции на сцене ограничено, проводится только техническая репетиция (продолжительность до 3-х минут на участника или ансамбль).

Внешний вид сопровождающих педагогов, группы поддержки, зрителей и самих конкурсантов должен быть опрятным, соответствующим статусу Фестиваля. Сменная обувь обязательна!

Жюри Фестиваля

Оргкомитет определяет состав Жюри Конкурса из независимых специалистов, имеющих необходимую квалификацию, опыт практической работы в оценке конкурсантов.

Жюри имеет право не присуждать призовое место, присуждать два призовых места, присуждать дополнительные поощрительные дипломы.

Члены Жюри обязаны соблюдать Положение и использовать в своей работе критериальный аппарат, утвержденный Оргкомитетом Фестиваля.

Результатом работы члена Жюри является заполненная и подписанная оценочная ведомость.

Итоги работы Жюри обсуждению и пересмотру не подлежат.

Награждение победителей Фестиваля

Учреждения и участники Фестиваля награждаются дипломами, благодарственными письмами и ценными подарками.

Учреждение, получившее наибольшее количество баллов в Фестивале, получает диплом «Гран-При».

По общим результатам Фестиваля определяются команды-победители учреждений, занявшие I, II, III призовые места.

С итогами конкурсов можно будет ознакомиться на сайте www.dumspb.ru, в течение двух недель после проведения Фестиваля. 

Гала-концерт для победителей состоится 07 декабря 2017 года.  О месте и времени проведения церемонии  будет объявлено дополнительно. На гала-концерте будет представлена выставка лучших работ в номинации «Декоративно-прикладное творчество». 

Финансирование Фестиваля

Финансирование Фестиваля осуществляется за счёт бюджетных средств Комитета по образованию.

Консультации и справки по вопросам проведения Фестиваля  

Адрес: ГБНОУ Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга, 191186, Санкт-Петербург,  ул. Малая Конюшенная, д. 1-3, литера В, отдел социально-культурной работы

Е-mail: oscardum@mail.ru;

Адрес сайта: www.dumspb.ru

Контактные телефоны:  тел/факс: 8 (812) 417-38-14, 8(812) 417-27-24.  

Анализ образовательной среды и аналоговый анализ образовательных услуг по тематике

Параметры сравнения программы

Городской фестиваль            «Вера. Надежа. Любовь.»

Городской фестиваль  «Парус мечты»

Международный фестиваль              «Шаг навстречу!»

Цель положения

Создание условий для формирования и развития творческих навыков и способностей, которые помогут детям в самореализации и адаптации в обществе, реабилитация творчеством.

Раскрытие творческого потенциала детей с ограниченными возможностями, способствующего социальной адаптации в современном мире;

Привлечение внимания общественности к творческой деятельности детей и постепенное изменение отношения общества к людям с ограниченными возможностями

Специфика содержания

Проводиться на базах коррекционных учреждений и во Дворце молодёжи, включает разнообразную программу – 7 номинаций разной направленности. В фестивале могут принять участие только учащиеся коррекционных школ. Оценка результатов проводится по итогам всех номинаций (общая программа), а не в одной номинации.

Особенность фестиваля - объединение в единых творческих программах детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников.

Задача - выявить талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья, которые живут в Северной столице, раскрыть их творческий потенциал, инклюзия. Вместе с участниками на сцену выходят лауреаты Всероссийских и Международных конкурсов 

Основным направлениям деятельности по проекту является преодоление непонимания между людьми, стирание стереотипов по отношению к тем, кого называют «инвалиды», «люди с ограниченными возможностями», «люди с нарушениями развития». Фестиваль задействует площадки Русского музея, театры, филармонию, привлекает  популярных звезд  искусства и культуры. Фестиваль включает проведение творческих мастер- классов, конференций  и выставок.

Ресурсы и партнёры

Фестиваль проводится при поддержке Комитета по образованию Санкт-Петербурга, а также социальных партнёров – благотворительная организация «Солнечный луч» и Центр «Перспектива».

Фестиваль проводится при поддержке Правительства Санкт-Петербурга.

Фестиваль проводиться при поддержке Администрации Президента России, Правительства России, Государственной Думы Российской Федерации, Совета Федерации Государственной Думы Российской Федерации, Правительства Санкт-Петербурга. Партнёры: Мариинский театр, Большой зал Санкт-Петербургской государственной филармонии, Санкт-Петербургская академическая Капелла, Государственный Русский музей, Выставочный зал Союза Художников, Императорский фарфоровый завод.

Контингент учащихся

Учащиеся государственных специальных (коррекционных)

образовательных учреждений Санкт-Петербурга.

Дети, особо нуждающиеся во внимании и заботе, – с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в Центрах поддержки семейного воспитания и домах-интернатах, а также посещающие Центры социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов.

Творческая молодежь (c 6 до 25 лет), имеющая ограничения в физическом развитии.

Вывод: в результате анализа образовательной среды были выявлены следующие факторы – на территории Санкт-Петербурга проводятся фестивали высокого уровня и качества проведения. Организаторами  являются как государственные структуры, так и автономные некоммерческие учреждения. Программа фестиваля может быть разнообразной и интересной, если включить в неё проведение мастер-классов, выставок лекций и семинаров, что привлечёт больше интереса к фестивалю. От партнёров зависит уровень и возможности проведения фестиваля.

SWOT – анализ

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутренняя среда

-узкая аудитория участников (только учащиеся специальных коррекционных образовательных учреждений).

- городской уровень мероприятия;

- проведение фестиваля в городе федерального значения.

- слабая материально-техническая база;

- не приспособленность помещения для проведения фестиваля (отсутствие пандусов для транспортировки колясок), вместимость помещения не позволяют принять большое количество участников;

- транспортировка участников для проведения отборочных туров.

Внешняя среда

- привлечение спонсоров и благотворителей для организации фестиваля.

- поддержка Комитета по образованию Санкт-Петербурга.

- отсутствие интереса участников;

- отсутствие целевой аудитории;

- отсутствие финансирования

- не компетентный подрядчик.

Вывод: В результате проведения SWOT – анализа выявились сильные и слабые стороны проекта, возможности и угрозы, которые нужно учитывать при его организации.

Описание ресурсов образовательной услуги

Материально-технические ресурсы программы:

  • Штатный персонал;
  • Вестимое и оборудованное помещение для участников фестиваля;
  • Необходимое свето- звуко - техническое оборудование для создания свето-эффеков и фото и видео материалов;
  • Печатная продукция, необходимая для проведения фестиваля;
  • Наличие гримёрных помещений для переодевания артистов;
  • Возможность выезда на базы коррекционных учреждений.

Специалист, занимающийся организацией фестиваля для детей с ограниченными возможностями здоровья должен:

  • иметь педагогическое образование, владеть педагогическими навыками в работе с детьми с ОВЗ;
  • владеть контактами с руководством школ – интернатов для привлечения их к участию в фестивале;
  • владеть ПК для работы на компьютере;
  • владеть контактами в event- индустрии для организации фестиваля;
  • владеть контактами для привлечения компетентных членов жюри.

Описание оценочного фонда образовательного проекта

Для оценки уровня организации и проведения фестиваля будет проводиться анкетирование участников и руководителей коррекционных школ.

Пример анкетирования см. приложение.

План продвижения образовательного проекта

Для продвижения образовательного проекта необходимо:

  • делиться проектом на конференциях и семинарах для привлечения участников и партнёров,
  • продвигать информацию в СМИ;
  • повышение уровня фестиваля с городского до международного;
  • расширение количества участников фестиваля;
  • привлечение партнёров и спонсоров.

Заключение

На сегодняшний день проблема социальной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной. Сегодня много говориться о социальной защите детей с ОВЗ, улучшается медицинское обеспечение. Но надо не забывать о том, что немало важным в социальной адаптации «особых» детей играет творческая деятельность. Участие в фестивалях даёт возможность раскрепощения, самовыражения, позволяет ребёнку овладеть навыками и умениями в той или иной области творчества. Представляется, что в результате деятельности по проекту раскроются разнообразные грани творческой личности ребенка с ограниченными возможностями, значительно повысится уровень их социальной адаптации, который в дальнейшем будет способствовать формированию социально-активной личности. Проведение фестиваля, безусловно, поможет созданию эмоционально-позитивного фона творческой деятельности и скажется на улучшении качества жизни детей с ограниченными возможностями в целом.

Для достижения цели работы был проведен теоретический анализ и оценка актуальности образовательного проекта, охарактеризован потенциальный потребитель услуги, проведён анализ образовательной среды, позволяющий сравнить другие фестивали и выявить положительные и отрицательные особенности при организации фестиваля, проведена оценка спроса и описаны ресурсы, необходимые для реализации образовательной услуги, рассмотрены особенности развития социальной компетентности у детей с ОВЗ на примере городском фестивале художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь.» среди учащихся государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга.

Библиография

  1. Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших. пед. учебн. заведений.; Под. Ред. Н.М.Назаровой // 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр ″Академия″, 2001.
  2. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М., 2011. 
  3. Борзова В. А., Борзов А. А. «Развитие творческих способностей у детей». — Самара,1994.
  4. Голубева Э. А. «Способности и индивидуальность». — М.,1999.
  5. Петракова Г. М. Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья // Образование и воспитание. — 2017. — №2. — С. 71-73.
  6.    Евтушенко С.Г. Организация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.- //Справочник старшего воспитателя, 2009, №5, с.57
  7. Кравченко А.И. Психология и педагогика. М.: Инфра-М, 2009. 
  8. Самоукова С. А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 338–342.
  9. Шипицына Л.М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта // 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через организацию проектной деятельности.

Главной целью трудового обучения в школе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья является  подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни, что предполагает формирование личности...

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного спорта

Данная статья опубликована в сборнике материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию физкультурно-спортивному образованию на Тамбовщине 22 ноября 2012 года....

"Двигательная реабилитация и социально-педагогическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры".

Комплексный подход в решении проблем интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях детских домов и семьях....

Статья "«Познавательно-практическая направленность уроков математики в формировании социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю ...

Физическая культура и спорт как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Одним из приоритетных является внеклассная и внеурочная физкультурно-спортивная деятельность. Внеклассные занятия помогают развивать координацию движений и общую выносливость. Эти же занятия учат обще...

«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Что значит театр для незрячего ребенка?Он остается театром, но за гранью света!...