Курсовая работа Гражданско-патриотическое воспитание детей с ОВЗ
материал ( класс) на тему

Александрова Мария Юрьевна

Работу можно использовать как доклад на педсовете, совещании, родительском собрании и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание                              

Введение…………………………………………………………3-4

  1. Основы гражданско-патриотического воспитания в школе…………………………………………………………..5-8
  2. Организация гражданско-патриотического воспитания в школе с нарушением интеллекта…………………………….9-12

Заключение………………………………………………………13-14

Литература……………………………………………………….15-16

Приложение……………………………………………………...

Введение

     «Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к родному краю, стране, её природе, национальной  и самобытной культуре. Патриотическое воспитание—это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходим поиск современных форм в гражданско-нравственном направлении.»[1]

     Чтобы вырастить сознательного, ответственного гражданина России, способного и готового жить во имя ее процветания и развития, необходимо патриотическое воспитание, как целостный процесс, заложенный в основу учебно–воспитательной работы в школе.

     Исходя из многолетнего опыта работы, можно дать утвердительный ответ: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от средств, форм и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.

     В школах с ОВЗ  работа по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому.  

     В процессе воспитания детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) мы создаём условия для полноценной духовной жизни воспитанников, для максимальной реализации их природных способностей, для актуализации душевных и духовных потребностей. Организуется

осмысленная жизнь в культуре, реализуются условия для свободного выбора нравственных ценностей и ценностного самоопределения, для выбора «лучшего себя» как субъекта собственной жизни. Процесс воспитания направлен на внутреннее самоизменение личности.    

1.Основы гражданско-патриотического воспитания в школе

   Гражданско-патриотическое воспитание - формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество.

     Я считаю, что воспитание гражданственности и патриотизма - это

целенаправленная и систематическая деятельность школы по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

     Воспитание должно подготовить человека к одной из главной роли в жизни – к роли гражданина, которая предусматривает выполнение гражданских обязанностей – чувства долга перед страной, обществом, родителями, чувство национальной гордости и патриотизма, уважение

Конституции государства, государственной символики, ответственность за судьбу страны, бережное отношение к национальным и природным богатствам государства. Здесь важно, чтобы произошло принятие нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей и убеждений.

     Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам.

В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Здесь задачей - доминантой является формирование социально – культурных ценностей на уровне представления. Система ценностей, ориентированных на усвоение: Родина как место, где родился человек. Родной язык. Государственные символы и атрибуты. Формирование понятий мужество, отвага, дружба.

     Идёт воспитание любви к Малой Родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства Малой Родины нет и большого патриотизма.

     «Воспитание патриотизма и гражданственности начинается с самого раннего детства, необходимо еще в начальной школе вызывать у ребят интерес к политической жизни в стране. В современном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациями. Дети любого возраста, живя и действуя в этой атмосфере, не изолированы от политических влияний и воздействий. Политическая идеология преломляется в их сознании под влиянием взрослых. Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знанием особенностей детского восприятия политической информации, сознания и осмысления фактов и событий.»[2]

     Далее задача - доминанта – расширение представления о социальном

устройстве жизни, так как с точки зрения психологов на первом месте ставятся социальные мотивы. Школьники среднего возраста еще склонны к восприятию конкретного и яркого в жизни, но начавшийся процесс

самосознания побуждает их к политическому осмыслению происходящего в мире и определению своего отношения к нему.

    Система ценностей, ориентированных на усвоение: Патриотизм как отношение к Отечеству, интернационализм как нравственное качество человека. Расширение представления о государственной символике. Формирование понятий взаимопомощь, взаимовыручка, чувство ответственности за окружающих. Особое значение придаётся изучению государственных символов Чувашской Республики.

     Затем формирование патриотизма идёт через воспитание любви к Отечеству, народу, его истории, культуре, традициям. Мы с вами родились и живём на древней чувашской земле. И нам всем необходимо знать и уважать

историю, традиции и культурное наследие. Есть в истории даты, которые поневоле заставляют оглянуться назад не только, чтобы вспомнить прошлое, но и для того, чтобы понять будущее. Старшие школьники, юноши и девушки стремятся к выработке собственных идеалов, определению жизненных целей, которые помогают найти место в жизни, выбрать профессию и реализовать себя как личность и индивидуальность.

     Таким образом, начинается процесс формирования патриотизма в семье, любовь к Родине – его финал.

     С самого раннего возраста чувство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. Патриотизм и гражданственность - два разных по своей природе, но в тоже время теснейшим образом взаимоувязанных феномена. Они проявляются как

социальные характеристики личности и указывают на качество их социального развития.

     Гражданское сознание и поведение формируются в процессе социализации. С развитием общества гражданское воспитание степенно становится приоритетным по отношению к патриотическому - но вовсе не заменяет и не отменяет последнего. Да и не способно этого сделать. И главным образом, потому, что патриотизм, как чувство более глубокое по своей природе, формируется в человеке - значительно раньше гражданских представлений.

     «Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в

интернациональном воспитании занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства.

     Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и

углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной

природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер. Каждый из учебных предметов обладает в этом отношении своими специфическими средствами и возможностями. Но нельзя забывать и о роли внеклассной и внеурочной работе в этом аспекте. Накоплен определенный положительный опыт по гражданско – патриотическому воспитанию учащихся. Работа ведется по направлениям, и в каждом месяце  затронута тема по гражданско-патриотическому воспитанию.»[3]

     В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества;

воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей; уважение к атрибутам государственности страны.

      Целенаправленная и плодотворная работа способствует повышению интереса и мотивации у учащихся, любви к дому, семье, городу, Родине. Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство гордости за свой народ. Экскурсии позволяют учащимся не просто знакомиться со своим краем, изучать свою страну, но и познавать патриотические, трудовые, духовно-нравственные традиции народа.

     В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. Основными средствами в решении этой задачи является содержание обучения, а так же различные формы внеклассной и внеурочной работы с учащимися.

   

 2.        Организация гражданско-патриотического воспитания в школе с нарушением интеллекта.

     К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, – писал он, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями.»[4]

     В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.»[5]

      Постановление Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2011-2016 г.г.», федеральный государственный образовательный стандарт

подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания, определяют место и роль воспитания патриотизма у российских граждан.

      Нравственные качества человека закладываются в детские школьные годы, чем содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших людях, тем более действенным скажутся они на формировании

нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, уважению к патриотическим традициям земляков. Преобладающим моментом будет то,

что на доступных примерах из окружающей жизни понять сущность большого патриотизма. В настоящее время большое значение уделяется использованию в воспитательной работе новых инновационных технологий к

патриотическому воспитанию, которые способствовали созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с

подрастающим поколением. Для педагога актуально правильно использовать источники педагогического мастерства, положительный опыт, накопленный веками. Основным примером для ребёнка выступает педагог, но подобно любому чувству, патриотизм обретается самостоятельно, переживается индивидуально.

     Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение  настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Гражданско-патриотическое воспитание  должно строиться, учитывая возрастные психологические особенности детей. Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Привитие чувства уважения к старшим: бабушке, дедушке, отцу, матери, незнакомым людям – дадут первоначальные чувства сопричастности маленького человека к большой стране, помогут ему

понять, что он тоже гражданин своей страны. И только душевная теплота, понимание друг друга помогают любить свою Родину.

     В последние годы российская образовательная система претерпела значительные изменения. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности. Экономическая нестабильность в стране, размывание нравственных и этических ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис семьи и отношений между родителями и детьми заставляют по-новому взглянуть на образовательную систему и на возможности воспитания.

     Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. Системе образования принадлежит ведущая роль в патриотическом становлении подрастающего поколения. Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогическими коллективами — это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.

         В коррекционной педагогике и психологии выдвигается на первый план проблема эмоционального развития детей с нарушением интеллекта (школа VIII вида). Эти нарушения являются важным фактором, затрудняющим социальную адаптацию, любое воспитание (включая и патриотическое) при умственной отсталости. Школьники ограничены в возможностях выражения переживаний и отношений социально- приемлемым способом; испытывают затруднения в понимании эмоциональных состояний других людей. Всё это сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса. Следовательно, возникает необходимость в комплексном, целенаправленном, своевременном, систематическом коррекционном воздействии на эмоциональные рецепторы умственно отсталых школьников, с учётом их индивидуальных особенностей.

      Патриотическое воспитание в школе для детей с ОВЗ это систематическая и целенаправленная деятельность педагогического коллектива по формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

     Процесс патриотического воспитания в данной школе является трудным и его результат не так ощутим, как в массовой школе, он осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок с нарушением интеллекта с гораздо большим трудом усваивает нормы и правила поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, семье, Родине. Смысл многих гражданско-патриотических качеств ребенку с ограниченными возможностями здоровья так и не понять, а те понятия, которые ребенок из массовой школы начинает осознавать ко 2-3 классу, ему будут понятны гораздо позже.

     Правила, по которым осуществляется процесс гражданско-патриотического формирования личности, едины, как для массовой, так и для школ, где у детей нарушен интеллект, т.к. «наличие у ребенка нарушений интеллектуальной сферы не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Уровень решения воспитательных задач в данной школе будет иным, чем в массовой школе/»[6]

     В настоящее время в школе-интернате сложилась определенная система

патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Проводятся

мероприятия, посвященные памятным датам отечественной истории, выставки, конкурсы, беседы. Первые уроки в День знаний посвящены

Родине, героическим страницам ее истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие учащимся смысла понятия «любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству. Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у воспитанников на уроках истории, обществознания, в процессе внеклассной работы, организации Уроков Мужества.

     Каждый выпускник коррекционной школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и

детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов. Главный период формирования правосознания – это школьный возраст. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, формируется правосознание гражданина.

     Ярким примером может послужить программа, разработанная мною для работы по патриотическому воспитанию «Я и моя Родина», которая помогает раскрыть у детей гражданственность, патриотизм, готовность активно участвовать в созидательном процессе на благо Родины.

Заключение

     В заключении хотелось бы отметить, что патриотизм был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданности ему, в гордости за его прошлое и настоящее, стремление и готовности его защитить. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками борьбы за свободу и независимость Родины, поэтому насколько педагог сможет развить в ребёнке данное чувство, настолько будет сплочённым и толерантным в целом наше общество, зависит от самого педагога. Проблемы патриотического воспитания важны, в том числе, и для педагогического самосовершенствования педагога , здесь, несомненно, важен метод личного примера педагогов по патриотическому отношению к Родине и её ценностям.

     Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в школе только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

          Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России.

     Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России,

можно и должно.

     И, если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным

символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.

     Воспитательная работа на уроках даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей; если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу.

     Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных для детей с ОВЗ.

Список использованной литературы:

  1. ФЗ-273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012, [5]
  2. Конвенция о правах ребенка. Принята 20 ноября 1989 года.
  3. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года
  4. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года.
  5. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»//СЗ РФ. – 1995. – № 27. – Ст. 2503.
  6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.
  7. Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» // СЗ РФ. – 1996. – № 21. – Ст. 2470.
  8. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002 [2]
  9. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4. – С. 23.[1]
  10. Батурина, Г. И., Кузина, Т. Ф.,  Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная пресса, 2003.
  11. Белая, К. Ю.,  Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 1998.
  12. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17. [3]
  13. Тимофеева, И.В.,  Реализация конституционного права на образование детьми-инвалидами с проблемами интеллектуального развития / И.В. Тимофеева, М.В. Кузнецова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. Бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Санкт-Петербургский гос. ун-т аэрокосмического приборостроения. – СПб. : ГУАП, 2011. - 91 с.
  14. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2000. - 272 с. [6]
  15. Исаев, Д. Н., Умственная отсталость у детей и подростков. СПб.:
  16. Мозговой, В. М., Яковлева И. М. Основы олигофренопедагогики — 3-е изд., -М.: Академия, 2010. — 224
  17. Мостюкова, Е.М., Московкина, А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб.
  18. Заведений / под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
  19. Худенко, Е.Д., Гаврилычева, Г.Ф., Селиванова, Е.Ю., Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме / Е.Д. Худенко, Г.Ф Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова – М.: АРКТИ, 2008. – 310с.
  20. Ушинский, К.Д.,  Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974.[4]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

годовой план работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Примерное выполнение годового плана по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.В плане отражены современные требования к построению образовательного проц...

Презентация для работы гражданско-патриотического клуба "Моя Россия"

В презентации представлена символика клуба "Моя Россия", план работы, фотоотчет о мероприятиях....

Воспитание гражданско-патриотической культуры у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья посвящена воспитанию гражданско-патриотической культуры у детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках коррекционной школы-интернат VIII вида....

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Статья была представлена 14 мая 2014 в форме доклада, иллюстрируемого электронной презентацией, на семинаре «Сетевое взаимодействие – как способ расширения образовательного пространства при реализации...

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...

Опыт работы гражданско- патриотического воспитания в МБОУ «Начальная школа №15»

Из опыта школьных мероприятй, связанных с Великой Отечественной Войной....