ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
статья на тему

Статья была представлена 14 мая 2014 в форме доклада, иллюстрируемого электронной презентацией, на семинаре «Сетевое взаимодействие – как способ расширения образовательного пространства при реализации опытно-экспериментальной деятельности ДДТ «Павловский», проводимом  для  ГМО методистов учреждений дополнительного образования детей по программному обеспечению и методическому сопровождению педагогов дополнительного образования детей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_safonovoy_formy_grazhd_patr.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ   НАПРВЛЕННОСТИ»

(Сафонова Татьяна Константиновна,

методист и педагог доп/образования)

Статья была представлена 14 мая 2014 в форме доклада, иллюстрируемого электронной презентацией, на семинаре «Сетевое взаимодействие – как способ расширения образовательного пространства при реализации опытно-экспериментальной деятельности ДДТ «Павловский», проводимом  для  ГМО методистов учреждений дополнительного образования детей по программному обеспечению и методическому сопровождению педагогов дополнительного образования детей».

«Прошлое и настоящее – звенья одной цепи,

их нельзя рассматривать в отрыве друг от друга»

Викентий

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский

      Образовательная и досуговая деятельность Дома детского творчества «Павловский» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации  на 2011-2015 годы».

       Соотечественник, земляк – означает слово «патриот» в переводе с греческого языка. Основная идея построения гражданско-патриотического воспитания в нашем образовательном учреждении – использование и разработка новаторских инновационных форм работы с детьми с активным использованием средств краеведения.

     Патриотизм – важнейший духовно-нравственный фактор стабильности и безопасности государства.

      Патриотическое воспитание является одной из важных составляющих образовательного процесса. Развитие патриотической направленности при изучении краеведения, экологии, военной истории родного края позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающегося к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов.

       Знание истории родного края позволяет шире чувствовать сущность бытия, усиливая уверенность в будущем. Ведь мы сейчас – не что иное, как будущее наших предков.

       От  средних веков до наших дней судьба края, города Павловска, судьбы павловчан неразрывно связаны с историей защиты, восстановления и развития родного города и всей страны. Сохранение памяти о павловчанах: воинах-героях, воинах-строителях, воинах-ученых, воинах - общественных деятелях – необходимое условие для гражданского и патриотического воспитания и образования будущих поколений.

       Воспитание гражданской культуры, формирование национального самосознания, развитие патриотического воспитания в системе дополнительного образования призвано стать важным средством повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения.

     Военно-патриотическая направленность краеведческой деятельности способствует пробуждению интереса к военной службе и военной профессии, военной технике, способствует осознанному выбору будущей профессии, созданию условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.

    Актуальность  гражданского и патриотического воспитания заключается в формировании устойчивого убеждения личной значимости в судьбе Родины, жизнеспособности и надежности ценностных ориентаций подрастающего поколения, в повышении престижа военного образования среди школьников.

     Именно от того, какие мировоззренческие установки на готовность к защите Отечества получит человек в детские годы, зависит смысл всей его дальнейшей жизни, поскольку детский возраст представляет собой период формирования гражданско-патриотического потенциала.

       Следовательно, проблема военно-патриотического воспитания и образования общества зависит от того, как она будет решена среди детей, подростков и молодежи.

       Новизна  образовательной деятельности нашего Дома творчества состоит в том, чтобы на примерах исторических судеб и событий представить воспитанникам различные поприща для служения Отечеству, раскрыть широту спектра воинских профессий  для юношества,  дать обучающимся  компетентные знания для осуществления выбора воинской специальности и получения высшего военного образования в выбранной сфере.

      Военная история Павловска предоставляет нам уникальную возможность показать высокие образцы служения своему Отечеству от рядового солдата до деятелей государственного уровня.

     Педагогическая целесообразность деятельности гражданско-патриотической направленности заключается в стремлении дать детям компетентно-ориентированное обучение.

    Поэтому реализация педагогического процесса построена на следующих приоритетных принципах, которые лежат в основе ряда массовых мероприятий и образовательных программ:

  • Преобразование образовательного  пространства в интересах детей.
  • Овладение знаниями в гражданско-общественной, социально-трудовой деятельности (гражданская компетентность).
  • Совершенствование добровольного общественного выбора, выбора видов и сфер деятельности.
  • Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
  • Повышение уровня познавательной активности.
  • Предоставление возможности детям творить, созидать, развиваться, формировать свою индивидуальность.
  • Выстраивание практики активного и прямого взаимодействия детей с субъектами других отраслей, сфер общественной жизни.

Образовательная и воспитательная деятельность, осуществляемая на базе Дома детского творчества «Павловский», направлена на патриотическое воспитание юных павловчан через их практическое участие в поисковой работе, изучении, исследовании, пропаганде и благоустройстве родного города, сохранении и восстановлении памятников истории,  культуры и природной среды, в возрождении культурно-нравственных  ценностей и традиций родного города, в заботе о старших поколениях, ветеранах войны и труда.

       Цель всех мероприятий гражданско-патриотической  направленности  это - на  основе  примеров и героических страниц истории российского воинства сформировать у обучающихся чувства  патриотизма и национального самосознания для правильного выбора вектора  самостоятельного личностного  развития.

      Использование инновационных форм организации работы с детьми в области воспитания патриотизма позволяет решать срау значительное кочисло разнообразных педагогических задач. Задачи традиционных и тематических мероприятий Дома творчества по данному направлению можно подразделить на:

Обучающие  

  • Расширить кругозор детей в области военной истории, военного образования.
  • Изучить основные военно-исторические события при защите родного края.
  • Освоить основные понятия и термины в областях военных наук, профессий, специальностей.
  • Узнать историю  государственных  символов  Российской  Федерации,  их  историческую  преемственность,  сущность  и  значение  в  различные  периоды  истории Отечества.

Воспитательные

  • Воспитать патриотов России; граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость;
  • Сохранить историческую преемственность поколений.  Воспитать бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России.
  • Сформировать мировоззренческие, нравственные и трудовые качества личности.
  • Ориентировать воспитательный процесс на развитие социальной и коммуникативной компетентности  средствами    поддержки героико-патриотических программ.
  • Воспитать внутренние установки на  здоровый активный образ жизни.

Развивающие

  • Развить умения вести исследовательскую и экскурсионную работу.
  • Активизировать деятельность по улучшению и сохранению исторического и культурного наследия.
  • Сформировать у обучающихся мотивацию к осознанному выбору профессий   в военной сфере деятельности.
  • Развивать и формировать духовно-нравственные качества личности -  качества патриота и гражданина Отечества и родного города, готового взять на себя ответственность за сохранение культурного наследия города и его будущее, заботу о памятниках и старшем поколении.
  • Развивать творческие способности средствами прикладного творчества (моделирование военно-исторических миниатюр, изготовление военного костюма, построение карт, создание наглядных пособий).
  • Развивать навыки и  умения самостоятельной работы с литературными источниками.

         Особенно важно, чтобы юное поколение знало и помнило о тех героических годах, о тех  легендарных именах, которые составили  ратную славу края и Отечества.

   Мероприятия гражданско-патриотической направленности позволяют интегрировать различные формы организации деятельности участников,  что позволяет  провести их на самом высоком духовно-эмоциональном уровне. Поэтому моменты истории, к которым дети прикоснулись, останутся в их памяти на всю жизнь.

   Что направляет наш поиск новых форм в организации детской деятельности ?

-  Стремление дать детям возможность проявить свои ключевые компетентности! Наша цель – это создание необходимых условий для проявления детьми своих знаний, умений, способностей и личностных качеств, при активном их участии в любых делах Дома творчества.

    В нашем Доме творчества реализуется 6 проектов. Все проекты пронизаны идеей воспитания гражданина и патриота нашего Отечества.  Хочется привести несколько примеров  авторских  разработок мероприятий, реализуемых в ДДТ «Павловский», в рамках проекта «Связь поколений».

Интерактивная встреча  «Праздник в блокадной школе»

Мы проводим нашу встречу в День снятия блокады Ленинграда. И дети должны почувствовать вместе с ветеранами всю радость этого дня. Поэтому развитие событий встречи происходит от трагического к радостному.

Сл. 6

Уроки проводят учителя в военной форме – офицеры, солдаты, медсестры, и помогают им в этом ветераны с медалями - они рассказывают свои воспоминания по теме урока.

Кульминация праздника – урок пения. Это замечательно, когда под баян солдата, уходящего на передовую, почти сто человек - детей, педагогов и ветеранов поют «Эх, Ладога, родная Ладога,,».

Ну какой же праздник без угощения?

И к огромной радости детей им выдается праздничный блокадный паёк – серый бумажный кулечек с кусочком хлеба, кусочком сахара и с картофелиной «в мундире» (многие не знают что это значит«в мундире»).

Кто-то весело кушает угощение, а кто-то сказал: «Отнесу другу». И это очень ценно - значит нам удалось  затронуть в душе ребенка добрые чувства: дружбы, товарищества, взаимопомощи, заботы,  удалось заставить задуматься о большом значении маленького кусочка хлеба и сахара.

       К  Дню защитника Отечества уже 6 лет проводятся Военно-исторические турниры «О подвигах, о доблести, о славе». Турнир имеет свой эксклюзивный переходящий приз – статуэтку «Золотой гренадёр».

         Форма заданий на рубежах содержит интегрированный подход - это обязательное наличие в задании двух компонентов:  интеллектуального  и практического, которые помогают ребятам и проявить свои компетенции и расширить свой кругозор. Спектр форм и видов деятельности на рубежах турниров очень широк.

Вот несколько примеров:

  • работа с литературным источником - тест  по военно-исторической  терминологии стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
  • работа с памятниками материальной культуры – электронная фотовикторина «Памятники 1812 года»
  • развитие образно-аналитического мышления -  работа с зашифрованными словами, сообщениями, циклограмм
  • погружение  в боевую атмосферу – спортивная эстафета «Фельдъегерь»
  • работа на сравнение и сопоставление - работа с картами, схемами
  • испытание меткости – стрельба из пневмовинтовки.
  • работа с вещью – атрибутация музейных экспонатов

Неотъемлемой частью патриотического воспитания является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Интересно в этом направлении проходит работа межпоколенческого клуба «Соотечественники» с необычной формой общения - встречи-путешествия: «Исторические параллели».  

Во время путешествий идёт неформальное общение: ветераны делятся жизненным опытом, передают  воспоминания о родном городе, вспоминают военное детство, читают стихи, даже поют русские и советские песни, молодые - задают вопросы, дискутируют, помогают старшим постичь тайны современной электронной техники.

Клуб «Соотечественники» - это интересная и взаимополезная форма общения юного и старшего поколения.  Идея синтезирования форм представления детских исследовательских работ и создания интерактивного пространства была осуществлена при проведении акции памяти  «О тех, кого помню и люблю».

  • детские работы «О тех, кого помню и люблю» и «Легендарный Дик»   превращаются в театрализованное выступление;
  • оживает герой электронной презентации «Легендарный Дик» в образе настоящей собаки по кличке Грей;

  • посетители выставки детского рисунка «Собаки на войне» – превращаются в общественное жюри;
  • свои отзывы и пожелания участники оформили в виде фронтовых голубых треугольников и отправили по военно-полевой почте.

При проведении  военно-спортивной эстафеты  «Рубежи» использован прием военно-исторической реконструкции. Ребята привели своих служебных собак для организации выезда собачьих упряжек, которые участвовали в операции «Искра».

В оформление боевых нарт включились все участники эстафеты. Дети набивали снегом и закрепляли на нартах коробки с надписями «Гранаты», «Динамит», «Боеприпасы», «Медикаменты».

        В нашем Доме идёт постоянный поиск новых форм деятельности детей с привлечением  новых партнеров и выстраиванием новых социальных связей.  

     Мы очень благодарны нашим помощникам и соратникам, с которыми можно познакомиться по Карте социального партнерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Значение диалоговой формы общения на инновационных формах уроков

Реальную перспективу преодоления противоречия между темпами общественного и индивидуального социокультурного развития создает стратегия инновационного обучения. Новый тип организации учебно-воспитател...

Инновационная деятельность учителей географии, направленная на работу с одаренными детьми. Обзор интернет-конкурсов для учащихся и учителей"

В данной презентации описаны основные виды деятельности учителя по работе с детьми по повышению интереса к предмету, а также дан краткий обзор интернет- конкурсов для учителей географии, учащихся с ук...

Проект Основные формы организации и направления научно - методической деятельности педагогического коллектива - главный инновационный ресурс развития общеобразовательного учреждения

ПРОЕКТ Основные формы организации и направления научно - методической деятельности педагогического коллектива - главный инновационный ресурс развития общеобразовательного учрежденияГосударственное бюд...

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

«Использование инновационных форм работы на занятиях художественной направленности как фактор социального воспитания».

Как     Как правильно направить социальное воспитание в интересах самого ребенка и прав его личности? Какие формы работы с детьми при этом нужны? Как научить ребенка с позиции творческо...

онлайн-соревнования как инновационная форма в физкультурно-спортивном направлении

Технологии дистанционного обучения позволяют осуществлять обучение на расстоянии, при этом не только не теряя качество обучения, а наоборот повышая его за счет индивидуализации, активных методов обуче...