Открытое занятие "Путь к мечте".
методическая разработка (5 класс) по теме

Открытое занятие "Путь к мечте" проводилось в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних "Возвращение" для детей от 12-14 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытое занятие "Путь к мечте".35.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних «ВОЗВРАЩЕНИЕ»

Конспект открытого занятия

                                                       «Путь к мечте».

                                                                                                                                                                          

                                                                                       Разрботала: Соц. педагог

                                                                                       Маркова Р.Г.

                                                       2016г.

Цель: Создание педагогической среды для выработки позитивных жизненных целей и мотивацию к их достижению.

Задачи:

Образовательные:

- ознакомление с понятиями «мечта», «жизненная цель».

- способствовать формированию положительной нравственной оценке таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой.

Развивающие:

- развить познавательный интерес.

- способствовать развитию осознанного отношения у воспитанников к своему будущему; готовности к самоопределению.

- развитие навыков самоанализа и самовоспитания;

Воспитательные:

- воспитать целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели.

Методы: словесные (рассказ, вопросы), наглядные (иллюстрации, схемы-карты, слайды), практические (подбор материала, изготовление модели космического корабля, фигурок голубей из подручных средств).

Предварительная работа:

- просмотр видео - фильмов о мечте;

- просмотр мультимедийных презентаций «Великие открытия»

- изготовление моделей: фигурок голубей, космического корабля, земного шара из подручных средств

-музыкальный номер

Оборудование: модели: космический корабль, планеты, фигурки голубей, земной шар, картонные таблички - ориентиры с качествами характера; листы бумаги для выполнения задания, фломастеры;

ТСО: медиапроектор.

Организация пространства: 3 стола (дети сидят по группам вокруг столов), в другой половине зала пространство для формирования круга.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Звучит музыка (Минусовка песни «Крылатые качели»)

II. Приветствие. 

Педагог: Добрый день, ребята! Рада вас видеть. Сегодня наше занятие будет необычным и интересным. Мы сможем заглянуть в свое будущее, а так же стать участниками удивительного путешествия через межзвёздное пространство. Совершить его можно, имея воображение и фантазию. Настраиваемся на серьезную и активную работу.

III. Беседа.

Педагог: Сейчас мы посмотрим на одного забавного героя из мультфильма «Летающий корабль» и послушаем его песенку. Вам необходимо понять, о чем пойдет речь, и ответить на вопросы.

- Где жил наш герой?

- О чем он мечтал?

Как мы видим, герой мультфильма жил в озере, а мечтал летать. Как вы думаете, могла бы его мечта исполниться?

(дети рассуждают).

   Назовите сказки и их героев, в которых исполнялись желания. (Цветик - семицветик, Старик-Хотабыч, Алые паруса, Али Баба и 40 разбойников….).

Слайд №1. (небо со словом «Мечта»).

С древних времен люди мечтали о многом: подняться высоко в небо, полететь в космос, опуститься в глубины океана, открыть новые химические, математические законы, обойти весь земной шар и многое другое.

    Прежде, чем мечты человека могли осуществиться, человеку приходилось проделывать долгий путь упорного поиска и труда. Порой это был путь, в несколько тысячелетий.

     Тема нашего сегодняшнего занятия «Путь к мечте». Слайд №2 (Путь и название темы).

Примеры великих людей.

Педагог: Слайд №4. (Разные открытия)

Мечта - это здорово. Ведь именно благодаря мечте в нашем мире происходят удивительные вещи. Если ты посмотришь вокруг, ты увидишь многие вещи, которые были просто мечтой. Телефон, телевизор, машина, компьютер, велосипед – всё это было когда-то мечтой, а сегодня все люди благодарны тем, кто носил в себе эти мечты, кто носил в себе это сокровище. Благодаря таким людям жизнь на земле стала проще и лучше.

   Давайте посмотрим с вами на примеры великих людей, которые изменили не только собственную жизнь, но и жизни многих людей благодаря своим мечтам. Люди неотступно трудились над своей мечтой, пока наконец их цель не была достигнута.

 Знаешь ли ты, что лампочка, которая сейчас освещает нашу комнату, когда-то была просто мечтой. В те давние времена ни у кого не было лампочек. И для того, чтобы в комнате стало светло, нужно было зажечь огонь. Но благодаря тому, что кто-то не побоялся мечтать, сегодня у нас есть лампочки, которые дарят нам свет. Этот человек – Эдисон. Слайд №3. (Лампочка Эдисона)

Было время, когда люди умирали из-за простой простуды, но родился человек, который решил, во что бы то ни стало победить болезнь. И у него получилось.

1929 г. – А. Флеминг открыл пенициллин. Кто-то мечтает спасать жизни и становится великолепным врачом. Кто-то придумывает лекарства от болезней. Кто-то становится спасателем. Слайд №5 (А.Флеминг и антибиотик)

  Люди мечтали о том, чтобы научиться летать. Когда они рассказывали о своей мечте, все смеялись над ними. Но они продолжали мечтать и однажды они придумали, как построить самолет. А сегодня мы все можем подняться в небо, на самолёте, который был когда-то просто мечтой. Слайд №6. (Первый самолет)

   А кто-то становится ученым. В России жил мальчик. Его звали Костя Циолковский. Он мечтал о том, чтобы люди полетели в космос, и благодаря его мечте это стало реальностью. Сегодня в космосе даже строят огромную станцию, на которой трудятся ученые из разных стран мира. Слайд №6

(Циалковский).

Примеров того, как люди достигали своей мечты в истории можно насчитать сотни и тысячи. О чем мечтаете вы? Какая мечта знаменитого человека похожа на вашу? 

IV. Что такое мечта.

Педагог: Ребята! Давайте порассуждаем, а что такое мечта? Скажите, пожалуйста, какие чувства, ассоциации вызывает у вас слово «мечта»?

(Самостоятельное формулирование воспитанниками своего определения мечты, запись его на фигурках голубей).

 Мечта – это что- то важное для каждого из нас.

V. Афоризмы о мечте.

А сейчас послушайте, какой смысл в понятие «мечта» вложили мыслители писатели разных стран и времен:

Давайте посмотрим на высказывание Грина, что такое мечта. Слайд№11 (Алые паруса).

«Уметь мечтать – это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность-это величайший человеческий талант». (Д. Грин)

«Когда человек целиком посвящает себя чему-то, то весь ход Вселенной меняется, чтобы помочь ему». (Гёте)

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. (Сенека)

Чтобы дойти до цели нужно прежде всего, идти. (Бальзак О.)

Найти свою дорогу, найти свое место – в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собою. (Белинский В.Г.)

Там где прекращается желание, прекращается и человек…(Людвиг Фейербах)

«В жизни следует ставить пеpед cобoй две цели. Первaя цель - осущеcтвлeние тoго, к чемy вы стремитеcь. Вторая цeль - yмeние радoвaтьcя достигнyтому. Только самые мyдрыe прeдставители челoвeчеcтва спосoбны к достижению вторoй цели.» (Логан Пирсалл Смит).

Вопросы:

- Чьё изречение вам больше понравилось? Почему?

- Как связаны эти цитаты между собой?

Пример с семечком яблока: 

(Педагог раздает каждому семечко яблока или другое семя фруктового дерева можно попросить ребят представить это семечко или нарисовать его на доске.)

Педагог: Что вы видите? – Семечко. А если посмотреть более глубоко? Если это семечко посадить, вырастет новая яблоня. В свою очередь, когда она принесёт плоды, вокруг вырастут ещё молодые яблоневые деревья. В итоге вокруг первой яблони образуется целый яблоневый сад! Итак, в маленьком семечке скрыт потенциал большого яблоневого сада!

  У каждого человека есть свой дар или талант, как маленькое семечко и именно благодаря ему в наших сердцах рождаются мечты.

Все удивительное, что мы видим вокруг, было когда-то мечтой. Время удивительных открытий еще не закончилось. И мир ждёт, когда твои мечты станут явью.

  Ребята! Скажите, если мы будем мечтать и ничего не делать, сможет ли эта мечта исполнится?

   Есть такие мечтатели, которые просто мечтают, но ничего не меняют в себе и в своей жизни. Они не прилагают необходимые усилия и поэтому все мечты так и остаются пустыми фантазиями.

  Чтобы мечта сбылась нужно сделать ее своей целью и начать двигаться к ней, т. е. начать что-то делать для ее осуществления.

  Ученые говорят, что жизненная цель дает человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и в конце концов его мечты сбываются.

VI. Задание: Расшифруй пословицу:

.течет ен адов ьнемал йичажел доП - Под лежачий камень вода не течет.

VII. Инопланетное послание.

(Неожиданно приходит «инопланетное послание». Дети смотрят видео-послание с «другой планеты»).

- Мы представители галактики «Альфа-центавра». Нами была открыта новая планета, ее населяют существа, очень похожие на вас. Эта планета необычна, на ней осуществляются все добрые мечты.

Земляне! Мы долго наблюдали за вами и увидели, что ребята вашего центра очень творческие и талантливые и у них есть хорошие и добрые мечты в сердце, которые могут исполниться и принести добро и пользу жителям новой планеты.

       Поэтому, мы хотели бы, чтобы вы собрали семена своей мечты и посеяли их на новой планете, где они смогут вырасти и исполниться.

       Лететь к нашей планете по вашему земному измерению 7 или 8 лет. Чтобы отправиться в космическое путешествие, вам необходимо собрать семена своей мечты и провести подготовку к полету.

Мы будем очень рады встретиться с вами, Земляне!!! (радостный смех)

VIII. Творческое задание: коллаж «Мир моей мечты».

Педагог: Ребята! Сейчас мы с вами постараемся заглянуть в наше будущее и подумать, чего бы вам хотелось сделать в будущем. Определите, как далеко в будущее вам хотелось бы заглянуть. Может быть вам интересно увидеть свою жизнь через год, через два, а может быть – через 10 лет. Что вы хотите создать? Чему научиться? Кем стать? От чего хотели бы отказаться, освободиться?

 (Детям предложены наборы картинок и отдельный для каждого картонный макет «семени». Им необходимо составить коллаж своей мечты.

Звучит музыка «Маленький принц» - Валерия, дети создают коллаж «Мир моей мечты»).

По окончанию выполненного задания, ребята по очереди, смотря из иллюминатора «ракеты» и презентуют каждый свою мечту.

Педагог: Ну вот мы и собрали «семена» нашей мечты. Теперь, когда наша мечта определена, она должна стать нашей жизненной целью, которой мы стремимся достичь. Говорят, что достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется мечтой.

Давайте представим себе нашу жизнь в виде пути. Чтобы начать двигаться к своей мечте, нам предстоит преодолеть некоторые препятствия.

Поэтому пора приступить к тренировкам.

IX. Подготовка к полету:

Педагог: - Вначале нашей подготовки к полету попробуем потренироваться преодолевать препятствия.

 - Первое препятствие которое встречает человек на пути к цели – это собственные сомнения и страхи: «А смогу ли я достичь своей цели или не смогу?». Поэтому очень важно поверить в себя, в свои силы.

Сейчас мы проверим наши возможности с помощью очень простого подвижного теcта и узнаем, на что мы на самом деле способны!

Подвижный тест на мотивацию «Мои возможности».

Педагог: - Сейчас я задам вопрос, который касается ваших возможностей, вы тут же должны сообщить на ухо рядом стоящему ваш ответ.

 - Внимание вопрос! Сколько раз вы можете пропрыгать на одной ноге за 1 мин.?

- Теперь, приготовьтесь, мы начинаем прыгать (засекается секундомер, дети прыгают)

Педагог: -Стоп! Сколько раз вы смогли пропрыгать на одной ноге? Я открою вам один секрет: «На самом деле мы прыгали всего полминуты».

  Как вы можете увидеть сами, что вы способны на гораздо большее в своей жизни, чем вы думали сами. Просто поверь в себя, и тогда сможешь найти правильную дорогу! У вас все получится. Я знаю, ты можешь!

  Повернитесь друг к другу и скажите: «Я знаю, ты можешь!».

Упражнение: «Черты характера».

Педагог: - Ребята! Попробуем определить, какие качества человека помогают достичь мечты, а какие мешают? 

 (Дети выбирают таблички-указатели качеств характера и прикрепляют их к указателю со словом «Мечта»)

безволие
трудолюбие
любознательность

нерешительность
безответственность
лень

сила воли 
настойчивость

Педагог: Чтобы не сдаться и достичь цели нужно натренировать свою силу воли. Ведь нам всегда хочется сдаться (отсидеть не весь урок, бросить начатую уборку, бросить заниматься спортом и т. д.)

Игра на тренировку силу воли «Черепашьи бега».

Все выстраиваются в одну линию и по сигналу начинают очень медленно двигаться вперед до определенного ориентира. Самое интересное, что победителем считается тот, кто придет к финишу последним.

Педагог: Ну вот наша подготовка и подошла к завершению: Мы смогли определить свою мечту - собрать «семена» мечты, поверить в себя, поработать над необходимыми качествами характера для достижения цели, натренировать свою силу воли.

Тренировка прошла успешно все готовы отправиться к другой планете.

Игра «Полет в космос».

- Приготовится к полету! Пристегнуть ремни! Внимание:

Завести моторы (Дети имитируют вращательными движениями мотор)

Три, два, один. Пуск! (Дети соединяют ладошки обеих рук и поднимаются вверх, произнося звук у-у-у)

Открываем жалюзи (разводим руки в стороны)

Протираем иллюминатор (изображаем рукой, что протираем) 

Видим, что вокруг нас загораются звезды (сгибаем и разгибаем ладошки, произносим звук чпок, чпок, чпок)

Мимо нас пролетают метеориты и кометы (совершаем движения, из стороны, в сторону, согнутыми в локтях руками, произносим звук вжих, вжих, вжих)

 Неопознанные летающие объекты (машем руками)

 Космонавт вываливается в открытый космос (качаемся из стороны в сторону – а-а-а)

Новая планета встречает землян (поднимаем руки вверх, кричи: «Ура-а-а).

(Дети встают со стульев, подходят к макету планеты и прикрепляют к нему «семена» своей мечты).

Педагог: Вот она какая необыкновенная и прекрасная – новая планета «Наша жизнь».

Стихотворение «В этом космосе холодном».

(Звучит музыка, воспитанник читают стихи).

Первый ребенок:

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо...

Береги свою планету —

Ведь другой, похожей, нету!

(автор стихотворения - Я. Аким)

Второй ребенок: Кончен путь! Приземлилась ракета!

Перед нами леса и поля….

Здравствуй, наша родная планета!

Все дети: Здравствуй, наша родная земля!

Заключение

- Понравилось ли вам занятие?

- Как мне достичь своей цели?

- Какие трудности могут встретиться на пути?

- Чему предстоит научиться?

Групповое пение.

Песня о мечте.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе в 8 классе "Любить, мечтать и верить..." ( по повести А. Грина "Алые паруса)

Этот урок может быть проведён как и внеклассное чтение, а также как открытый урок во время декады русского языка и литературы...

Открытый урок на тему "Нужна ли человеку мечта" ( по повести А.Грина "Алые паруса")

Разработка содержит конспект урока, презетацию по повести А.Грина "Алые паруса"...

Открытый урок «Опыт прочтения стихотворения К.Д. Бальмонта "Я мечтою ловил уходящие тени...". Поэтическое мастерство поэта». Евдокимов О.В.

    Поэтическое своеобразие черт символизма, импрессионизма изучаемого стихотворения К.Д. Бальмонта рассматривается в контексте аналитических работ В.Я. Брюсова и В.Н. Орлова, чт...

Открытый урок английского языка в 7 классе по теме "Школьная жизнь. Образование в Англии и России. Школа нашей мечты" +

Открытый урок английского языка в 7 классе по теме "Школьная жизнь. Образование в Англии и России. Школа нашей мечты" с презентацией...

Открытый урок "Твоя Мечта"

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся. Цель урока: обобщить и систематизировать лексико-грамматический материал по теме. Задачи урока      Воспитател...